Развитие регионов: вызовы кризиса и модернизации. Зубаревич Н. МГУ-НИСП.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Регионы России выход из кризиса и перспективы развития Н. Зубаревич МГУ-НИСП.
Advertisements

Региональное развитие и региональная политика 20 лет врозь Зубаревич Н. МГУ-НИСП.
Экспертный совет при Правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики 8 апреля 2009 г. Социальный контект модернизации.
ПРОГНОЗ CОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ НА 2007 ГОД.
Регионы России: от роста к кризису Зубаревич Н.В МГУ-НИСП Мильчаков М.В. ЦФП.
Регионы России: от роста к кризису Зубаревич Н. МГУ-НИСП.
Социально-экономическое развитие Алтайского края за январь-март 2008 года Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края.
Социально-экономическое развитие Алтайского края за январь-декабрь 2007 года Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края.
Москва: экономические преимущества и проблемы Ресурсы для реализации проекта Большой Москвы Н. Зубаревич МГУ-НИСП "Тьмы низкихъ истинъ мн ѣ дороже Насъ.
Трансформация механизмов социальной политики: Как адаптируются регионы? Зубаревич Н.В. МГУ - НИСП.
Регионы России: от роста к кризису Зубаревич Н. МГУ-НИСП.
Параметры областного бюджета Тверской области на 2010 год.
Итоги социально-экономического развития Волгоградской области в 2014 году Итоги социально-экономического развития Волгоградской области в 2014 году и основные.
Социально-экономическое развитие Алтайского края за январь 2008 года Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края.
Лаборатория регионального анализа и политической географии, географического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова Типологический подход к формированию системы.
Общий объем финансирования по приоритетным национальным проектам (ПНП) и реализуемым в районе программам с 2008 года (млн.руб.).
Январь-май 2012 года Подготовлено Главным управлением экономики и инвестиций Алтайского края.
Программа социально-экономического развития Пермского края на годы и на период до 2017 года.
Бюджетная политика в долгосрочной перспективе: эффект кризиса Е.Гурвич, Е.Лебединская, А.Суслина Экономическая экспертная группа.
1 Татьяна Малева Стратегия социальной модернизации Конференция «Россия и мир: вызовы нового десятилетия» АНХ, январь 2010 года.
Транксрипт:

Развитие регионов: вызовы кризиса и модернизации. Зубаревич Н. МГУ-НИСП

Выход из промышленного спада?

Инвестиции: падение остановилось (с -19% летом до -16% за год), приоритеты – нефть и политические проекты 2009 к 2008, % АТЭС Сочи Чечня Ингуше- тия Центр Урал Сев-ЗапПриволжскСибирьД.Восток

Ввод жилья, 2009 в % к 2008 г. Спад со второй половины года, продолжение следует… (за 2009 г. и 1 кв г. спад - 8%)

Вопросы из прошлого кризиса 1998 г.: сокращение занятости или снижение заработной платы? Мы опять пошли другим путем… Институциональный механизм российского рынка труда поддерживает сверхгибкую заработную плату Динамика базовых параметров рынка труда (расчеты НИСП) 3 этапа российской модели рынка труда гг. – медленное сокращение занятости и быстрое сокращение зарплат гг. – умеренный рост занятости и ускоренный рост зарплат гг. – воспроизводство или конец российской модели???

Формы безработицы (млн. чел) : сезонная цикличность и скрытые формы (3-4 млн.чел.)

Уровень безработицы по МОТ, %

Неполная занятость (скрытая безработица) – почти 3% всех занятых (если считать по крупным и средним предприятиям – 5-6%). В Приволжском ФО, на Урале, в Центре – 5-8% (2009 г.) Центр Сев-ЗапЮгПриволж Урал Сибирь Д. Восток

Все формы безработицы вместе – риски максимальны в Поволжье и на Урале Татарстан – чемпион по привлечениюфедеральн ых средств

Динамика среднедушевых доходов населения, заработной платы и потребления, янв-фев 2010 к янв-фев 2009, %

Спад потребления: три проблемные группы Оборот розничной торговли: 2009 к 2008,% регионы с сильным спадом пром-сти нефтегазовые регионы регионы с агломерациями

Бюджетный кризис: динамика доходов консолидированных бюджетов регионов РФ % а) острая фаза (янв-авг); б) год

Кризис как стимулятор иждивенчества При сокращении всех доходов консолид. бюджетов регионов на 4% в 2/3 регионов они выросли (2009 г.) Причина – рост федеральных трансфертов на треть

"Ручное" управление: структура доходов бюджетов регионов

Проблема долгов: госдолг субъекта РФ + долги муниципалитетов (на март 2010), в % к налоговым и неналоговым доходам консолидированного бюджета региона за 2009 г.

Динамика расходов консолидированных бюджетов регионов (2009 к 2008, %)

На чем нужно экономить? Динамика расходов на гос.управление (без обслужив. долга) и нац.экономику 2009 к 2008, %

Расходы на соц.политику – лидеры роста, в поло- вине регионов резко выросли и расходы на ЖКХ (трансферты из Фонда содействия реформе ЖКХ -117 млр.руб.)

Меры по поддержке занятости: динамика роста трансфертов и их доля в расходах бюджетов

Стабилизация без модернизации Безработица сократилась, но в основном за счет перевода в скрытую + неэффективная занятость на федеральные деньги (обществ. работы) – отказ от модернизации занятости. Снижение доходов населения локализовано в машиностроительных и экспортно-ресурсных регионах. Нужна система адресной социальной помощи, но она не востребована. Ручной режим раздачи федеральных трансфертов – искаженные стимулы для регионов. Снижение доходов бюджетов развитых регионов в 2009 г. + нерешенные проблемы долга. В 2010 г. - снижение доходов менее развитых регионов (на 20% сокращены трансферты) Второй раунд монетизации льгот – и опять фискальные цели. Прогноз: сильные регионы прошли острую фазу, но "кислородная подушка" для средних и слабых сдувается.

Кто более готов к модернизации, кто выигрывает и что делать? развитые регионы, уже пережившие кризисную "ломку" развитые регионы, более готовые к реальной конкуренции (за исключением получателей сырьевой ренты) Сверху модернизация получается плохо (ресурсные проекты + Сколково) Нужна диверсификация задачи и стимулирование территорий, более готовых к модернизации

Выводы Модернизация в регионах невозможна ВЕЗДЕ и СТРОЕМ Модернизация объективно более выгодна регионам с конкурентными преимуществами Необходимые условия модернизации: - конкуренция регионов за инвестиции и человеческий капитал с транспарентными правилами игры - децентрализация управления, рост полномочий, ресурсов и ответственности регионов - подотчетность власти не только Центру, но и населению региона (баланс)