ПЛАН ДЕЙСТВИЙ ХЕЛКОМ ДЛЯ БАЛТИЙСКОГО МОРЯ Принят на встрече министров охраны окружающей среды стран ХЕЛКОМ, 15 ноября 2007 г. в г. Краков, Польша Третьякова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Конвенция по охране морской среды района Балтийского моря (Хельсинкская Конвенция, ХЕЛКОМ 74/92) Дуркин Михаил, Профессиональный Секретарь ХЕЛКОМ.
Advertisements

КОНВЕНЦИЯ ЕЭК ООН ПО ТРАНСГРАНИЧНЫМ ВОДАМ: РАМКИ ДЛЯ ДОЛГОСРОЧНОГО РЕГИОНАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА Бу Либерт, Региональный советник ЕВРОПЕЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ.
1 Рабочее совещание ЕАОС/ЕЭКООН по основным показателям состояния окружающей среды для стран ВЕКЦА июля 2003, Санкт-Петербург Набор основных показателей:
Министерство экологии и природных ресурсов Республики Молдова Основные направления обеспечения экологической безопасности в Республике Молдова (Национальная.
1 ТЕМА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СПК ПС ОМС.
Т.И. Тюпенко, председатель, Республика Коми, Российская Федерация «О подгруппе по охране природы под председательством Российской Федерации ( г.г.)
Разработка программы управления бассейном озера Дрисвяты/ Druksiai Подготовительная фаза проекта.
Www. ctcspb.ru Опасные вещества и их регулирование в Балтийском регионе Наталья Алексеева АНО «ЦТС-СПб»
1 Стратегия развития страны ( гг.) и инициатива в области бедности и окружающей среды. ПРООН-ЮНЕП Стратегия развития страны ( гг.) и инициатива.
РОЛЬ ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ПАЛАТЫ УКРАИНЫ В ОБЕСПЕЧЕНИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА (ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ) г. Киев 15 октября 2013 г. Куруленко Святослав.
Развитие устойчивой национальной и региональной системы реагирования на разливы нефти Питер Тэйлор, Менеджер OSPRI.
Сотрудничество и взаимодействие для улучшения окружающей среды в Центральной Азии – деятельность РЭЦЦА Конференция высокого уровня ЕС и ЦА по вопросам.
Опыт Всемирного Банка в проведении Странового экологического анализа (СЭА) Презентация на Субрегиональном совещании ГЭФ Стамбул, 7-8 марта 2007 г.
Водные проблемы, решаемые проектом ГЭФ/ПРООН «Комплексное управление природными ресурсами трансграничной экосистемы бассейна озера Байкал» и возможная.
Об участии общественности в реализации региональных инициатив и программ Результаты региональной совместной встречи ОС МКУР и МЭС ЦА К. Атаханова Член.
Стандарты и руководящие документы по мониторингу окружающей среды.
СЕТЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ РЕЧНЫХ « СЕТЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ РЕЧНЫХ БАССЕЙНОВ ВОСТОЧНОЙ ЧАСТИ БАЛТИЙСКОГО МОРЯ» TRABANT РУП «ЦНИИКИВР» с.н.с Пахомов А.В ПРОЕКТ ПРОГРАММЫ.
Июнь 2010 Численность населения мира Каждое десятилетие в среднем численность населения мира увеличивается на 16,9% При этом каждый родившийся человек.
Проблемы Балтийского моря.. План 1. Местонахождение Балтийского Моря 1. Местонахождение Балтийского Моря 2. Основные проблемы. 2. Основные проблемы. 3.
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
Транксрипт:

ПЛАН ДЕЙСТВИЙ ХЕЛКОМ ДЛЯ БАЛТИЙСКОГО МОРЯ Принят на встрече министров охраны окружающей среды стран ХЕЛКОМ, 15 ноября 2007 г. в г. Краков, Польша Третьякова Н.Б. Глава российской делегации в ХЕЛКОМ, Департамент международного сотрудничества Министерства природных ресурсов и экологии РФ

Содержание Важность охраны Балтийского моря Роль ХЕЛКОМ для Балтики План действий ХЕЛКОМ для Балтийского моря, основанный на: –Экосистемном, интегрированном подходе –Обращении к основным экологическим проблемам Балтийского моря –Точных инструментах для отслеживания эффективности выполнения –Существующих и грядущих международных правовых основах

Для чего требуется охранять Балтийское море? Уникальное значение Здоровое море имеет множество социальных и экономических ценностей, например обеспечивает различные услуги и ресурсы: –Природные ресурсы (пища, генетическое разнообразие, воспроизводство ресурсов) –Культурные и рекреационные ценности

Сколько стоит бездейстие? Деятельность, связанная с морем, дает 3-5% ВВП в ЕС ( млрд /год) Вид деятельности Доход (млн ) Число занятых Доход на душу населения, Рыболовство1.6-2 Вост. Балтика Зап. Балтика Аквакультура Рыбопереработк а Туризм Круизный туризм Отдых/рекреаци я ХЕЛКОМ и НЕФКО, Экономический анализ ПДБМ, COWI, 2007

Плохое состояние Балтийского моря Эвтрофикация: –ухудшает качество воды, увеличивает число токсичных цветений воды, изменяет подводные местообитания и воздействует на рыбные ресурсы Высокая степень токсического загрязнения: –Токсины накапливаются в пищевой цепи, что приводит к иммунологическим и репродуктивным нарушениям в организме морских млекопитающих и рыб. Некоторые виды балтийских рыб становятся небезопасны для употребления в пищу Преднамеренное и аварийное нефтяное загрязнение: –загрязняет пляжи, убивает морских птиц и млекопитающих

Хельсинкская Конвенция 1974: подписание Конвенции по защите морской среды района Балтийского моря (Хельсинкской Конвенции) 1992: подписана откорректированная в соответствии с новыми экологическими принципами и геополитической реальностью Хельсинкская Конвенция Руководящий орган Конвенции, Хельсинкская Комиссия (ХЕЛКОМ), представлена Данией, Эстонией, Европейским Сообществом, Финляндией, Германией, Латвией, Литвой, Польшей, Россией и Швецией Председатель ХЕЛКОМ: Россия - с по г.

Роль ХЕЛКОМ для Балтики ХЕЛКОМ – это экологический координационный центр для Балтийского моря ХЕЛКОМ координирует деятельность по экологическому мониторингу в регионе и регулярно выпускает своевременные, целевые и научно обоснованные оценки состояния среды ХЕЛКОМ действует как разработчик экологической политики, основанной на общих целях и действиях Научные оценки Конкретные цели Совет политикам Оценка состояния Меры

Основные проблемные вопросы Длительный время, после которого можно будет увидеть эффект от принятых мер в окружающей среде Ограниченные правовые полномочия Сторон Конвенции и самой ХЕЛКОМ в отношении отдельных секторов, имеющих существенное значение, например –Сельское хозяйство (Общая сельскохозяйственная политика ЕС) –Рыболовство (Общая политика ЕС по рыболовству) –Морской транспорт (ИМО) Не идеальное выполнение согласованных мер Сторонами Конвенции

По-прежнему сохраняется потребность в совместных и согласовнных действиях

План действий ХЕЛКОМ для Балтийского моря принят 15 ноября 2007 г. Основан на региональном применении Экосистемного Подхода –согласно решению министров окружающей среды стран ХЕЛКОМ в 2003 г. –следуя международным требованиям (например, Конвенции по биоразнообразию и Всемирного Саммита по устойчивому развитию) Определяет и интегрирует экологические цели в секторные политики в четырех приоритетных областях

План действий ХЕЛКОМ для Балтийского моря: Основа Балтийское море, где все его компоненты находятся в сбалансированном состоянии, обеспечивая разнообразие жизненных форм и поддерживая широкий спектр устойчивых видов человеческой деятельности Видение Стратегические цели Балтийское море неподверженное эвтрофикации Балтийское море не подверженное воздействию опасных веществ Благоприятное состояние биоразнообразия Балтийского моря Морская деятельность, осуществляемая экологически приемлемым путем Экологические цели-показатели Естественный уровень питательных веществ Прозрачная вода Естественный уровень содержания кислорода Естественный уровень цветения воды Естественное распределение и наличие растений и животных Концентрации ОВ близкие к естественному фону «Здоровая» живая природа Вся рыба пригодна к употреблению в пищу Радиоактивность на «до-чернобыльском» уровне Естественные морские и сухопутные ландшафты Сбалансированные растительные и животные сообщества Жизнеспособные популяции видов Незначительное незаконное загрязнение Не происходит аварий с существенным ущербом окружающей среде Адекватная готовность к реагированию на судоходные аварии Не происходит внос новых видов-вселенцев Минимальное загрязнение воздуха с судов Деятельность на шельфе осуществляется в режиме «нулевого» сброса

План действий ХЕЛКОМ для Балтийского моря: Меры Адаптация мер в странах Конвенции (Национальные Программы действий) Совместные меры в странах Конвенции (рекомендации ХЕЛКОМ) Меры в странах не входящих в ХЕЛКОМ Взаимосвязь с региональными, европейскими и глобальнами процессами –например, с Европейской Морской Стратегической Директивой и Политикой и Морской Доктриной РФ –Совместные меры стран Конвенции в международных организациях для достижения общебалтийских экологических целей

Сегмент по эвтрофикации Балтийское море неподверженное эвтрофикации Нацелен на: Естественный уровень питательных веществ Прозрачную (чистую) воду Естественный уровень содержания кислорода Естественный уровень цветения воды Естественное распределение и наличие растений и животных Предельные общебалтийские и национальные требования к сбросу биогенных веществ были установлены с использованием моделирования

P (42%) N (18%) Baltic Sea Требуемое снижение (тонн/год) Снижение в суб-бассейнах (тонн/год) P 0 N 0 P 2000 (29%) N 6000 (5%) P (65%) N (29%) P 750 (34%) N 0 P 0 N (33%) P 0 N (31%) P 0 N 0 Bothnian Bay Bothnian Sea Gulf of Finland Gulf of Riga Baltic Proper Danish Straits Kattegat Снижение по странам (тонн/год) P 291 (34%) N (29%) P 222 (18%) N 896 (5%) P 881 (66%) N (26%) P 300 (19%) N 2561 (25%) P 242 (45%) N 5621 (27%) P 16 (31%) N (30%) P 146 (25%) N 1199 (8%) Ботнический залив Ботническое море Финский залив Рижский залив Открытая Балтика Датские проливы Каттегат P 2500 (37%) N 6967 (8%) P 8755 (64%) N (29%)

Меры против эвтрофикации Специальные меры –сельское хозяйство: требования к животноводству, обращение с навозом –сточные воды от муниципалитетов, отдельно стоящих хуторов и домов, –использование моющих средств без фосфора Страны ХЕЛКОМ должны разработать национальные программы действий к 2010 г : –для достижения требования по снижению нагрузки –могут выбирать наиболее затратно-эффективные меры Транcграничная нагрузка должна быть снижена совместно –через двух- и многосторонние проекты –с привлечением частных партнеров Вклад в других организациях для целей Балтики

Цветение воды снизится или повысится на 50% План действий ХЕЛКОМ для Балтийского моря: Эффект от принятия мер в области эвтрофикации Цветение воды в Центральной Балтике Идеальные условия Сейчас Улучшение очистки стоков и использование моющих средств без фосфора Наилучший сценарий Сохранение тенденций в развитии с/х

Сегмент опасных веществ Балтийское море неподверженное воздействию опасных веществ Нацелен на: –Концентрации опасных веществ близкие к естественному фону –«Здоровую» живую природу –Вся рыба пригодна к употреблению в пищу –Радиоактивность на «до-чернобыльском» уровне Специальный фокус на 11 приоритетных веществ

1.Диоксины, фураны и диоксиноподобные полихлорированные бифенилы (ПХБ) 2a. Соединения трибутилолова 2b. Соединения трифенилолова 3a. Пентабромдифениловый эфир 3b. Октабромдифениловый эфир 3c. Декабромдифениловый эфир 4a. Сульфонат перфтороктана 4b. Перфтороктановая кислота 5. Гексабромциклододекан 6a. Нонилфенолы 6b. Этоксилированные нонилфенолы 7a. Октилфенолы 7b. Этоксилированные октилфенолы 8a. Хлорированные парафины с короткой цепью (хлоралканы, C10-13) 8b. Хлорированные парафины со средней цепью (хлоралканы, C14-17) 9. Эндосульфан 10. Ртуть 11. Кадмий Вещества или группы веществ, которые представляют особую опасность для Балтийского моря

Меры по опасным веществам Применение ограничений для отдельных веществ –запрет и замена ОВ на более безопасные, где необходимо и возможно –применение НИТ и НЭП (BAT/BEP) Разработка национальных программ мер Участие в разработка реестров ОВ Комплексная оценка стоков Повышение уровня знаний и компетенции Вклад в работу других международных форумов

Сегмент по морской деятельности Морская деятельность, осуществляемая экологически приемлемым путем Нацелен на: –Применение международных требований - незначительное незаконное загрязнение –Не происходит аварий с существенным ущербом окружающей среде –Адекватная готовность к реагированию на судоходные аварии –Не происходит внос новых видов-вселенцев –Минимальное загрязнение воздуха с судов –Деятельность на шельфе осуществляется в режиме «нулевого» сброса

Меры по морской деятельности Ускоренное выполнение и ратификация международных конвенций: По противообрастающим системам - в 2009 Приложения VI (загрязнение воздуха) МАРПОЛ 73/78 По управлению балластными водами - к 2013 Совместные обращения в ИМО с целью: Изменения Приложения IV МАРПОЛ 73/78 для запрета сброса сточных вод с пассажирских судов и паромов ужесточения требований в отношении выбросов SOx и NOx с в ходе ревизии Приложения VI МАРПОЛ 73/78 внесение необходимых изменений в системы Автоматической Идентификации Судов (АИС) для улучшения безопасности мореплавания и охраны окружающей среды ускорение внедрения общего требования к наличию на борту судов системы Электронных Карт и Информации для снижения рисков посадки на мель и столкновения Применение международных требований Через комбинацию авиа- и спутникового наблюдения, инспекции в рамках Парижского Меморандума о взаимопонимании в отношении контроля государства порта, систему АИС ХЕЛКОМ и сотрудничество в выявлении нарушителей

Сегмент по биоразнообразию Благоприятное состояние биоразнообразия Балтийского моря Определяющий элемент, отражающий выполнение всего Плана Модель правильного управления человеческой деятельностью Нацелен на –Естественные морские и сухопутные ландшафты –Сбалансированные растительные и животные сообщества –Жизнеспособные популяции видов

Меры по обеспечению сохранению биоразнообразия Принципы и инструменты для кросс- секторного морского пространственного планирования Долгосрочные планы для наиболее угрожаемых и снижающхся видов и местообитаний Обеспечение дальнейших исследований в области охраны морских ландшафтов, местообитаний и видов

Выполнение ПДБМ Национальные программы мер должны быть подготовлены к 2010 Оценка эффективности национальных программ будет проведена на Министерской встрече в 2013 Меры напряленные на снижение эвтрофикации должна быть выполнены к 2016 Хорошее экологическое состояние моря должно быть достигнуто к

ХЕЛКОМ творит историю Экологическая интеграция –Сельского хозяйства –Рыболовства –Морской деятельности –Муниципалитетов и промышленности Впервые когда-либо вся цепочка от индикаторов к действиям разработана в масштабе регионального моря Признание в качестве пилотного региона по выполнению Европейской морской стратегии и Директивы

Выводы Рецепт дальнейшего успеха Сильная политическая поддержка –согласие на выполнение принятых обязательств –поддержка на высоком политическом уровне (Балтийский Саммит 2009) Специально разработанные совместные меры –прикладные проекты –региональная специфика Вовлечение заинтересованных сторон –проведение серии региональных семинаров Выделение ресурсов как на разработку, так и на реализацию –Участие финановых учреждение и часно- государственного партнерства Интеграция на региональном, европейском и глобальном уровне

Спасибо за внимание! Обращайтесь за дополнительной информацией Helsinki Commission (HELCOM) Katajanokanlaituri 6 B FI Helsinki Finland Принятый План Действий ХЕЛКОМ доступен на сайте: