Голубая Гжель Выполняли ученики 4класса: Калимулин Олег и Родионова Ольга. Руководитель : учитель МКОУ СОШ с.Лазарево Бондаренко Р.Л.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Голубая Гжель Выполнила учитель МКОУ СОШ с.Лазарево Бондаренко Р.Л..
Advertisements

Происхождение промысла Гжель - старинное село на берегу реки Гжелки, расположенное в Раменском районе Московской области, 60 км от Москвы Здесь располагаются.
Гжель! Земля моя родная, Сколько лет и сколько зим Ты цветешь, не увядая, Полыхая голубым. В этом пламени чудесном, Вижу буйный твой расцвет. В сочетании.
Гжель - это название живописного подмосковного региона, что в 60-и километрах от Москвы. Слово "гжель" сегодня невероятно популярно. С ним ассоциируется.
Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла. Урок- презентация в 5 классе по ИЗО программа Б.М.Неменского Автор : Базанова Елена Михайловна.
Умельцы гжельские известны на Руси Керамикой чудесною – У каждого спроси А мастера живут в Гжели. Гжель – поселок есть такой под Москвой. Дома с наличниками.
Гжель один из традиционных российских центров производства керамики. Более широкое название «Гжель», которое является правильным с исторической и культурной.
Сказочная Гжель Её трава шелковая, Её цветы весенние И мастерство волшебное Достойно восхищения.
Выполнила ученица 6 класса Курцева Елена. В наше время под гжелью обычно понимают вид русского народного искусства – расписанные в особом стиле керамические.
Фарфоровые чайники, подсвечники, часы, Животные и птицы невиданной красы. Деревня в Подмосковье прославилась теперь: Известна всем в народе ее названье.
Гжель… Издревле под этим кратким названием подразумевается местность, расположенная на юго- востоке Московской области, включающая несколько десятков.
Цель: Познакомиться с Гжельской керамикой, особенностью росписи. Тема урока: Гжель. Истоки и современное развитие промысла. Учитель МБОУ лицей 90 Тупикова.
Самое первое упоминание о Гжели встречается в завещании Ивана Калиты 1328 года.
Гжель Гжель – высокохудожественный фарфоровые изделия, расписанные кобальтом по белому.
Фарфоровые чайники, Подсвечники, часы, Животные и птицы Невиданной красы. Деревня в Подмосковье Прославилась теперь. Известно всем в народе Её названье.
ГЖЕЛЬ
Андреева И.А. 2008г. Гжель – название народного «сине-белого» гончарного промысла, керамический центр России Гжель - старинное село на берегу реки Гжелки,
5 класс Урок изобразительного искусства Карепова Н.А.
Анохина Ия Леонидовна Чудо с синими цветами, Голубыми лепестками, Синими цветочками, Нежными виточками. На белом фарфоре, Как на заснеженном поле, Из –
Издавна говорили гжельцы: «Не землёй кормимся, глина – наше золото» Что такое промысел? Это возможность заработать деньги. С давних времён в разных городах.
Транксрипт:

Голубая Гжель Выполняли ученики 4класса: Калимулин Олег и Родионова Ольга. Руководитель : учитель МКОУ СОШ с.Лазарево Бондаренко Р.Л.

Голубая Гжель

Проблемный вопрос

Цель проекта: знакомство с народными промыслами, одной из форм народного художественного творчества.

Задачи проекта Образовательные – познакомить с искусством гжельских мастеров, с техникой изготовления гжели. Закреплять разные приемы работы кистью, элементы росписи. Развивающие – развивать эстетический вкус, художественное восприятие предметов народного промысла, творческие способности. Воспитательные – воспитывать интерес к русскому народному творчеству, уважение к труду людей.

Гжель ! Земля моя родная, Сколько лет и сколько зим Ты цветешь, не увядая, Полыхая голубым. И для всей родной России Не одну уж сотню лет Даришь ты свой бело-синий, Сине-белый свой букет. В этом пламени чудесном Вижу буйный твой расцвет. В сочетании небесном Белый цвет и синий цвет. Древний край в обличье новом Как шекспировский сонет, Ты звучишь высоким словом - Белый цвет и синий цвет.

Экскурсия в музей с. Лазарево. Беседа «Сине-голубое чудо». Рассматривание узоров гжельской росписи. Знакомство с техникой рисования гжельской розы. Роспись шаблонов элементами гжельской розы. Подготовка и роспись посуды.

Голубые цветы гжели Гжель старинный гончарный район, возникший в 50 верстах от Москвы. Край этот был необычайно богат гончарными глинами. Поэтому едва ли не все население трех десятков окрестных деревень и сел издавна занималось изготовлением глиняной посуды.

Высококачественные гжельские глины послужили основой для широкого развития керамического производства, которое появилось на Гжельской земле в 4 в. до н. э. Впервые местность Гжель упоминается среди других в духовной грамоте Ивана Калиты, затем во всех духовных грамотах великих князей, а Иван Грозный обозначил ее как «государеву дворцовую волость», то есть собственность двора.

Гжельские мастера находились в постоянном поиске новых технологий, форм, декора. До 14 века Гжель производила гончарную посуду.

В 17 в. крестьяне гжельских деревень и сел начали выделывать поливную посуду и игрушки. Делали в Гжели кирпич, глиняную обварную и томленую посуду с однотонным светлым черепком, а в конце того же 17 века освоили изготовление «муравлёной» (т. е. покрытой зеленоватой или коричневой глазурью) посуды, не пропускавшей воду. О гжельских глинах было известно и в Москве. В 1663 царь Алексей Михайлович издал указ: «…во Гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов приискать глины, которая глина годица к аптекарских сосудам». Блюдо.Майолика. Начало 18в. Квасник.Гжель.18в

В 1770-е в Гжели появились гончарные заводы.В 1775г. один из заводовладельцев, С. Афанасьев, выполнил придворный заказ на посуду.По отзыву на выполненный заказ, гжельская посуда тарелки, блюдца, супницы и др. была «… на фасон заморских самолутчей доброты».

С конца 18 в. в Гжели происходит переход от майолики к полуфаянсу. Соответственно меняется и роспись изделий от многоцветья к одноцветной подглазурной росписи кобальтом. В росписи преобладает растительный орнамент. Основные формы: кумганы, квасники, реже кружки, подсвечники, рукомойники. Изделия этого периода представлены сейчас в ведущих музеях страны Историческом, Русском, Эрмитаже.

В середине XIX века на гжельских промыслах уже господствовала фаянсовая посуда. Появились фамилии и династии фабрикантов, художников, мастеров: Дунашовы, Кудиновы, Марковы, Кузнецовы. Один из сохранившихся каталогов включает около двух тысяч видов фарфорово- фаянсовых изделий, от миниатюрных боньеток и спичниц до оригинальных каминных панно. Только чайных сервизов насчитывалось 112 наименований.

На рубеже веков народный промысел исчез полностью. Возрождается он лишь в послевоенные годы. У истоков этого возрождения стоял Александр Борисович Салтыков. Счастливым для возрождения Гжели стало сотрудничество Салтыкова с художницей Натальей Ивановной Бессарабовой.Они придумали и разработали новый стиль-те самые известные нам синие узоры на белом фоне. Кувшин и кружка. Н.Бессарабова

Особенности технологии подглазурной росписи связаны с изменением цвета во время обжига. Черный как сажа кобальт после обжига становится ярко-синим, и художник должен предвидеть результат. Только тогда он может добиться тончайших градаций синего цвета.

В 1992 году объединение «Гжель» было единственным предприятием в Гжельском районе. На протяжении полстолетия объединение «Гжель» создавало свой собственный художественный стиль.

Особенность гжельского бело-синего фарфора: роспись с растяжкой теней от темного к светлому, взята из древних мазков, доведена до совершенства, и принадлежат коллективу ЗАО «Объединение Гжель». Этот стиль признан не только в России, но и за рубежом. Фирменные магазины в Лондоне, Нью-Йорке, Берлине, Париже.

Незатейливый узор из оттенков краски, Глина белая, фарфор –атрибуты сказки! Словно детская рука на кусочках глины Рисовала в три мазка синие картины. Чашек круглые бока расписав в колечки, В лепестки и облака – изразцы для печки, Голубые кружева, кобальтовый иней, Будто вьюга намела завитушки линий. Налепила для игры синие фигурки, Для забавы детворы, зайцев и свистульки. Скрыта в лёгкости мазка тайна чудо - глины. На Руси живёт века промысел старинный. Поколенья мастеров бело-синей Гжели – Чародеи двух цветов, наши Боттичелли!

Работа требовала большого терпения и искусства: одно неверное движение кисти и все насмарку. Роспись велась по мягкому, необожженному черепку. В начале XIX века гжельцы решили добавить в свои глины известь. Опыт удался и позволил получить из нового состава «белую глину» наподобие фаянса. Этот полуфаянс такое же замечательное художественное открытие в истории керамики, как и майолика. С этого момента и начинают расти знаменитые синие цветы, листья и бутоны на белом фоне исключительно гжельская традиция, какой не сыщешь нигде больше в мире. Самобытный стиль росписи кобальтом синей краской ­становится классическим. Казалось бы, всего одна краска, но она дает до тридцати различных оттенков: от почти прозрачного светло-голубого до насыщенного темно-синего цвета. Мастера Гжели применяют для росписи необычный мазок. Он называется «мазок на одну сторону» или «мазок с тенями». Мазки кладутся широким круговым движением. В них виден постепенный переход от светлого к тёмному. «Мазок-пятно» дополняет тонкая линия: прямая, волнистая, спиральная, круглая. Она подчёркивает форму цвета и создаёт самостоятельный узор. Такое виртуозное исполнение цветка простой комбинацией широких мазков с набором краски на одну сторону называли агашкой. Самый излюбленный узор «гжельская роза».

Сегодня под маркой «Гжель» выпускается множество разнообразных изделий из фарфора. Это и предметы интерьера: вазы, декоративные статуэтки, игрушки, камины, люстры и многое другое; а так же фарфоровая посуда во всём своём многообразии: чайный или столовый сервиз, кофейная пара, отдельные предметы. Спрос на изделия «Гжели» не ослабевает ни в России, ни за рубежом. Каждое изделие объединения «Гжель» расписывается только в ручную, будь то маленькая игрушка или большой столовый сервиз. Гжельский фарфор легко узнаваем благодаря своему неповторимому стилю: белый фон с росписью узорами и цветами в синих тонах.

1.Поиск материала

2.Подготовка посуды.

3.Роспись.

4.Выставка..

Использованная литература. 1. Нетцель А. Очерки гжели / / Сборник материалов для изучения Москвы и Московской губернии. М., Вып Исаев А.Промыслы Московской губернии. М.,1876. Т Некрасов М.А. Народное искусство России в современной культуре. 20 – 21 век. М., Интернет ресурсы 1. Ода Гжели //Учебный фильм// tube.ru/pages/video/ Этапы Гжельской росписи// Учебный фильм// files.school-collection.edu.ru 3. Народные промыслы: стихи, частушки,з агадки//