Учебник ХХI века: иллюзии и реальность Г. Н. Степанова, д.п.н., проф. кафедры физико-математического образования СПб АППО, gnstepanova@yandex.ru.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Структура поурочного планирования в рамках ФГОС Составил ГМИ.
Advertisements

Презентация подготовлена З.А.Кокаревой, к.п.н., доцентом, зав. лабораторией обеспечения реализации ФГОС НОО АОУ ВО ДПО «ВИРО» Технологии деятельностной.
Методическое сопровождение подготовки учащихся к ЕГЭ.
Какие документу необходимо изучить перед составление плана урока? Что такое технологическая карта? Что должно быть отражено в технологической карте темы?
ДИДАКТИКА СОВРЕМЕННОГО УРОКА. ДИДАКТИКА УРОКА – система правил подготовки, проведения и анализа результатов урока.
Особенности организации урока английского языка в современной школы в условиях ФГОС НОУ Минахин Д.В.
LOGO Системно – деятельностный подход в рамках ФГОС МБОУ Спасская гимназия.
Здоровьесберегающий аспект использования телекоммуникационно- проектного метода при обучении в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов.
Самостоятельная работа как способ развития мышления и познавательного интереса учащихся.
Учитель химии и биологии МБОУ СОШ 12 МО «Ахтубинский район» пос. Верхний Баскунчак Гринько Ю.М.
Урок как форма обучения истории. Типы уроков Тип урока понятие, связанное с варьированием структуры урока, его содержательных элементов.
Рекомендации по подготовке к уроку в контексте ФГОС Учитель английского языка МОУ «Гимназия 53» Кузнецова С.В.
Мы не учим их; мы создаем условия, в которых они учатся. Мы не учим их; мы создаем условия, в которых они учатся. С. Паперт СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УРОКА.
ПРЕДМЕТ ОБЖ В СВЕТЕ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ.
Организация современного урока.. Цель и результат каждого урока – формирование трех групп результатов (личностных,метапредметных, предметных).
«С ОЗДАНИЕ МОДЕЛИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС» Методический семинар руководителей ШМО учителей русского языка и литературы МОУ.
Педагогический совет «Системно-деятельностный подход в контексте реализации ФГОС на ступени начального и основного общего образования». Повестка дня 1.
Технология системно – деятельностного подхода Теоретическое сопровождение.
Методический глоссарий Современный урок – это развивающая система, состоящая из взаимосвязанных и взаимодействующих частей (цель, содержание учебного.
Урок и новые стандарты Работу выполнила учитель химии, географии Теняева В. Н.
Транксрипт:

Учебник ХХI века: иллюзии и реальность Г. Н. Степанова, д.п.н., проф. кафедры физико-математического образования СПб АППО,

Учебник: специальное, с определенной целью созданное средство обучения; программа (соответствие требованиям ФГОС); систематическое изложение учебного материала.

Учебник: изложение учебного материала должно отвечать общим дидактическим требованиям научность содержания, логическая последовательность изложения, наглядность и доступность, следование принципам гуманизма, историзма и др.

Учебник: изложение учебного материала должно отвечать специфическим требованиям для учебника физики необходимость описания физического эксперимента; формулирование научных выводов на основе эксперимента и теории; оптимальное использование математического аппарата; включение системы задач и упражнений.

Учебник должен отражать : современные требования к системе образования (сформулированы в стандартах второго поколения) изменени е характера подготовки школьников (будущем с необходимостью придется неоднократно осваивать новую технику, новые научные достижения и технологии)

Именно к этому нужно готовить современного школьника, и именно поэтому ориентация на усвоение школьниками определенного объема знаний и на расширение объема изучаемого учебного материала утратила смысл

Выход из сложившейся ситуации: ориентир на формирование у школьников универсальных способов деятельности, ведущими элементами которых выступают интеллектуальные умения; уч ебники, ориентирова нные на развитие учащихся средствами учебного предмета, могут стать средством достижения приоритетных целей современного образования.

Возможные пути повышения качества школьного учебника использование п ринципа проблемности; и спользование личного, жизненного опыта учащихся в качестве одного из значимых источников проблемности; использование личного, жизненного опыта и опыта жизни учащихся в качестве мотиватора обучения;

Возможные пути повышения качества школьного учебника использование познавательных проблем как механизма переноса знаний, умений, опыта репродуктивной и творческой деятельности и отношений из одной сферы деятельности в другую; обучение общим принципам постановки и решения познавательных проблем на основе методов научного познания;

Возможные пути повышения качества школьного учебника поэтапное усложнение проблем, решаемых учеником в процессе обучения; использование познавательных проблем как средства организации процесса обучения на всех его этапах (при целеполагании, при планировании, отборе содержания и средств и методов деятельности, при реализации, рефлексии и самооценке, оценке и коррекции).

П ризнаки, отличающие современный учебник от традиционного: учебник предъявляет ученику не «знание в готовом виде», а обучает методу, позволяющему «превратить в знание» тщательно отобранную информацию ;

П ризнаки, отличающие современный учебник от традиционного: в учебнике информация предъявляется не только вербальным способом, но и всеми возможными (для данного учебного предмета) способами, в разных знаковых системах: в виде рисунков, фотографий, схем, структурно- логических схем и графов, таблиц, диаграмм, формул.

Признаки, отличающие современный учебник от традиционного: вербальная информация и визуальная информация, представленная в других знаковых системах, взаимодействуют, дополняя, поддерживая, и иногда, дублируя друг с друга.

Признаки, отличающие современный учебник от традиционного: в канву текста учебника включены элементы управления учебной деятельностью школьников.

Признаки, отличающие современный учебник от традиционного: в учебнике предусмотрено, что все результаты обучения будут получены на уроке, а не при выполнении домашнего задания

Признаки, отличающие современный учебник от традиционного: материал учебника учителю «трудно пересказать» из-за его кажущегося большого объема (этот эффект создает содержательный, а не просто иллюстративный, визуальный ряд, так как «его пересказ» требует значительного времени)

Признаки, отличающие современный учебник от традиционного: предусмотрены сопутствующее повторение, систематизация и обобщающее повторение учебного материала в ходе изучения и после изучения темы.

Г лавная роль учебника нового поколения Не для выполнения домашнего задания, а для изучения на уроке: учебник предоставляет необходимую «информацию для превращения в знание» и становится инструментом управления учебной деятельностью учащегося на уроке.

Г лавная роль учебника нового поколения индивидуальная работа каждого ученика с учебником дополняется групповыми и коллективными способами работы при обсуждении и систематизации информации, выявленной и усвоенной каждым учащимся.

Изменение функционала учителя: из главного носителя «готового знания» (запомнить и воспроизвести), учитель превращается в «дирижера», управляющего учебной деятельностью класса, состоящего из оригинальных, неповторимых и несводимых к некоторому «среднему ученику» субъектов. О владени е новыми технологиями обучения не на словах, а на деле.

От выбора современного УМК сегодня зависит многое: только работая с новым «непривычным» учебником, учитель сможет отказаться от стереотипов устаревшего преподавания предмета и устранить методические ошибки и огрехи в преподавании, освоить новые технологии обучения и, как следствие, получить новое качество образования.