Учебник ХХI века: иллюзии и реальность Г. Н. Степанова, д.п.н., проф. кафедры физико-математического образования СПб АППО,
Учебник: специальное, с определенной целью созданное средство обучения; программа (соответствие требованиям ФГОС); систематическое изложение учебного материала.
Учебник: изложение учебного материала должно отвечать общим дидактическим требованиям научность содержания, логическая последовательность изложения, наглядность и доступность, следование принципам гуманизма, историзма и др.
Учебник: изложение учебного материала должно отвечать специфическим требованиям для учебника физики необходимость описания физического эксперимента; формулирование научных выводов на основе эксперимента и теории; оптимальное использование математического аппарата; включение системы задач и упражнений.
Учебник должен отражать : современные требования к системе образования (сформулированы в стандартах второго поколения) изменени е характера подготовки школьников (будущем с необходимостью придется неоднократно осваивать новую технику, новые научные достижения и технологии)
Именно к этому нужно готовить современного школьника, и именно поэтому ориентация на усвоение школьниками определенного объема знаний и на расширение объема изучаемого учебного материала утратила смысл
Выход из сложившейся ситуации: ориентир на формирование у школьников универсальных способов деятельности, ведущими элементами которых выступают интеллектуальные умения; уч ебники, ориентирова нные на развитие учащихся средствами учебного предмета, могут стать средством достижения приоритетных целей современного образования.
Возможные пути повышения качества школьного учебника использование п ринципа проблемности; и спользование личного, жизненного опыта учащихся в качестве одного из значимых источников проблемности; использование личного, жизненного опыта и опыта жизни учащихся в качестве мотиватора обучения;
Возможные пути повышения качества школьного учебника использование познавательных проблем как механизма переноса знаний, умений, опыта репродуктивной и творческой деятельности и отношений из одной сферы деятельности в другую; обучение общим принципам постановки и решения познавательных проблем на основе методов научного познания;
Возможные пути повышения качества школьного учебника поэтапное усложнение проблем, решаемых учеником в процессе обучения; использование познавательных проблем как средства организации процесса обучения на всех его этапах (при целеполагании, при планировании, отборе содержания и средств и методов деятельности, при реализации, рефлексии и самооценке, оценке и коррекции).
П ризнаки, отличающие современный учебник от традиционного: учебник предъявляет ученику не «знание в готовом виде», а обучает методу, позволяющему «превратить в знание» тщательно отобранную информацию ;
П ризнаки, отличающие современный учебник от традиционного: в учебнике информация предъявляется не только вербальным способом, но и всеми возможными (для данного учебного предмета) способами, в разных знаковых системах: в виде рисунков, фотографий, схем, структурно- логических схем и графов, таблиц, диаграмм, формул.
Признаки, отличающие современный учебник от традиционного: вербальная информация и визуальная информация, представленная в других знаковых системах, взаимодействуют, дополняя, поддерживая, и иногда, дублируя друг с друга.
Признаки, отличающие современный учебник от традиционного: в канву текста учебника включены элементы управления учебной деятельностью школьников.
Признаки, отличающие современный учебник от традиционного: в учебнике предусмотрено, что все результаты обучения будут получены на уроке, а не при выполнении домашнего задания
Признаки, отличающие современный учебник от традиционного: материал учебника учителю «трудно пересказать» из-за его кажущегося большого объема (этот эффект создает содержательный, а не просто иллюстративный, визуальный ряд, так как «его пересказ» требует значительного времени)
Признаки, отличающие современный учебник от традиционного: предусмотрены сопутствующее повторение, систематизация и обобщающее повторение учебного материала в ходе изучения и после изучения темы.
Г лавная роль учебника нового поколения Не для выполнения домашнего задания, а для изучения на уроке: учебник предоставляет необходимую «информацию для превращения в знание» и становится инструментом управления учебной деятельностью учащегося на уроке.
Г лавная роль учебника нового поколения индивидуальная работа каждого ученика с учебником дополняется групповыми и коллективными способами работы при обсуждении и систематизации информации, выявленной и усвоенной каждым учащимся.
Изменение функционала учителя: из главного носителя «готового знания» (запомнить и воспроизвести), учитель превращается в «дирижера», управляющего учебной деятельностью класса, состоящего из оригинальных, неповторимых и несводимых к некоторому «среднему ученику» субъектов. О владени е новыми технологиями обучения не на словах, а на деле.
От выбора современного УМК сегодня зависит многое: только работая с новым «непривычным» учебником, учитель сможет отказаться от стереотипов устаревшего преподавания предмета и устранить методические ошибки и огрехи в преподавании, освоить новые технологии обучения и, как следствие, получить новое качество образования.