О ДИДАКТИЧЕСКИХ РЕСУРСАХ ГРАФИКОВ В КУРСЕ ФИЗИКИ Т.А.Бушина, В.И.Николаев МГУ им. М.В.Ломоносова, физический факультет Физика как учебная дисциплина таит.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ГРАФИКИ В КУРСЕ ФИЗИКИ КАК УЧЕБНОЕ СРЕДСТВО Т.А.Бушина, В.И.Николаев МГУ им. М.В.Ломоносова, физический факультет Современный взгляд на систему образования.
Advertisements

Нелинейный элемент в цепи постоянного тока Задача 1.
ЭЛЕКТРОТЕХНИКА Тема 1: Линейные электрические цепи постоянного тока Занятие 3: Эквивалентное преобразование схем Литература: 1. Курс электротехники: Учеб.
Законы постоянного тока 1. Электрический ток. Условия существования и характеристики. 2. Источник тока. Сторонние силы. Э.Д.С., напряжение, разность потенциалов,
Что такое функция? Функциональная зависимость, или функция, - это такая зависимость между двумя переменными, при которой каждому значению независимой переменной.
Решение задач. Законы постоянного тока. Виртуальный эксперимент исследования сложных цепей постоянного электрического тока. Класс: 10 Учитель: Федорова.
Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия муниципального образования Ленинградский район Электрический ток. Законы постоянного тока Разноуровневый.
Закон Ома для полной цепи. ЭДС г.. 1.На концы цепи подано напряжение 10В.Определите Силу тока в каждом резисторе если R 1 =R 2 =2 Ом,R 3 =
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 18 Школьная научно-практическая конференция Реферат Линейная функция, решение.
«Использование графиков алгебраических функций при решении задач с физическим содержанием». Учитель математики высшей категории: Белова Н.П., Учитель физики.
Электрический ток. Закон Ома для участка цепи Закон Ома для полной цепи. Теплота. Julia Kjahrenova.
Лекция 33. СЛОЖЕНИЕ ГАРМОНИЧЕСКИХ КОЛЕБАНИЙ. 1. ВЕКТОРНАЯ ДИАГРАММА (I) Сложение гармонических колебаний одного направления облегчается и становится наглядным,
Постоянный электрический ток.. . Электрический ток - упорядоченное движение заряженных частиц под действием сил электрического поля или сторонних сил.
Закон Ома. Презентация по физике.
«Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне сделать самому, и это станет моим навсегда».
Введение Числовые функции Кусочное задание функции График функции.
Производная и ее применение в науке и технике Выполнил: Егоров Даниил, студент 1-ого курса ЧЭМК.
Математические приложения в физике Учитель физики МОУ Расловской СОШ Балабанова Валентина Васильевна.
Глушкин Александр Представляет. Графические и табличные информационные модели Презентация.
Электродинамика Лекция 11. Электрический ток. Закон Ома в проводниках может при определенных условиях возникнуть непрерывное упорядоченное движение свободных.
Транксрипт:

О ДИДАКТИЧЕСКИХ РЕСУРСАХ ГРАФИКОВ В КУРСЕ ФИЗИКИ Т.А.Бушина, В.И.Николаев МГУ им. М.В.Ломоносова, физический факультет Физика как учебная дисциплина таит в себе удивительное разнообразие средств, при помощи которых можно помочь учащимся развить свои способности. К числу таких средств относятся и графики, которых так много в курсе физики. Вопрос о роли графиков сравнительно редко обсуждается с учебной литературе. Учащиеся обычно встречаются с так называемыми «готовыми» графиками – теми, которые приготовили им авторы-составители учебников, пособий, задачников. «Кухня» изготовления графиков почти всегда остается при этом за бортом разговора о том, что на них представлено. А между тем при другом-то отношении к графикам их можно было бы сделать своими союзниками. Тот, кто на примере физики научился понимать «чужие» графики и овладел искусством построения «своих», имеет в руках эффективное средство для каждодневного применения при решении многих задач, в том числе и житейских.

Дидактические ресурсы графиков: 1. Графики – одно из важнейших познавательных средств при изучении физики. Их можно положить в основу рейтинговых оценок знаний учащихся. 2. Графики – это, можно сказать, учебный полигон! Столь велико разнообразие случаев, когда они могут принести пользу. 3. Если использовать графики в виде задания (а не иллюстрации), они будут очень удобны для формирования у учащихся привычки иметь свое мнение. При наличии успехов на этом поприще они могут стать источником оптимизма. 4. Чаще всего графики используются как способ представления информации. В этом своем качестве они дополняют другие методы – например, в виде словесных пояснений, таблиц, диаграмм. 5. Графики очень удобны для показа взаимосвязей. Особенно удобны они в этом отношении в виде серий графиков, объединенных одним «сюжетом».

6. Графики удобны для сравнения теории с экспериментом. Они помогают выяснить, например, насколько удачно выбрана модель, в рамках которой интерпретируются изучаемые зависимости. 7. Тем же целям могут послужить погрешности измеряемых величин, представляемые на графике вместе с соответствующими параметрическими зависимостями. 8. Несмотря на свою статичность, графики могут показать, как протекает тот или иной процесс. Примером могут служить характеристики волнового процесса в зависимости от времени в некоторой фиксированной точке. 9. Вариативность показа зависимостей – еще одно дидактическое достоинство графиков. Его можно использовать, например, путем построения трехмерных графиков. 10. Один из главнейших принципов построения общеобразовательного курса физики – принцип простоты: «от простого – к сложному». Графики предлагают великое множество способов сделать сложное простым.

Задание 1. Построить фигуры Лиссажу, симметричные относительно осей x и y, для случая отношения частот ω x /ω y = 2/3, 3/4, 5/8. Задание 2. Цепь постоянного тока представляет собой источник с э.д.с. E и внутренним сопротивлением r, клеммы которого соединены внешним сопротивлением R. Источник тока – гальванический элемент в виде двух пластин из различных металлов, погруженных в раствор кислоты. Изобразить график зависимости потенциала точки цепи от ее координаты l, отсчитываемой от некоторого выбранного начала вдоль направления обхода цепи. (Условимся, ради простоты и определенности, что сопротивления R и r распределены в цепи с одинаковой линейной плотностью ρ(l) на всем ее протяжении длиною L).

Фигуры Лиссажу ω x / ω y = 2/3 ω x / ω y = 3/4 ω x / ω y = 5/8

«0» ir «0» φ l i

Дидактическая польза К заданию 1: 1) фигура Лиссажу – это траектория точки, участвующей в гармонических колебаниях вдоль двух взаимно перпендикулярных осей; 2) с помощью фигуры Лиссажу можно определить отношение частот колебаний; 3) на основе фигуры Лиссажу можно сформулировать «прямую» и «обратную» задачи; 4) фигура Лиссажу – пример циклического процесса.

К заданию 2: 1) в случае гальванического элемента сторонние силы локализованы в местах протекания химических реакций; 2) для нормировки потенциала может быть выбрана любая точка цепи, где нет сторонних сил; 3) слагаемое, именуемое «падением напряжения», имеется на любом участке цепи, по которому течет ток; 4) сумма падений напряжения во всей замкнутой цепи и сумма скачков э.д.с. в ней равны друг другу.

Как видно из приведенных примеров, с помощью графиков удается познакомить учащихся с довольно сложными истинами, выходящими порой за пределы школьного курса физики.