Концептуальная модель этико-экологического образования: поиск теоретических оснований и практических решений Т.В. Мишаткина, Минск, Беларусь.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Задачи модулей экологической этики в вузе: творческая мастерская Е.В. Тихонова, Н.В. Жадунова.
Advertisements

Экологическая культура – один из критериев нравственности человека.
Д. Карнеги Профессиональная этика - это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу.
ИСТОРИКО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА.
Абдыманап уулу Эржигит Хурсанбек уулу Азатбек Алимжанов Раатбек Эмилбек уулу Туголбай Турсунов Айбек.
Духовно- нравственное воспитание Дружинина Т. И. Меликова А.В.
Матюхина Ирина Александровна. Математика наука о наиболее общих и фундаментальных структурах реального мира, является важнейшим источником принципиальных.
Учитель начальных классов МБОУ СОШ 16 г. Королёва М.О. Бычкова Ольга Владимировна.
Соотношение права и морали.. Мораль - это совокупность норм и принципов, регулирующих поведение людей с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого.
Светская этика Альберт Швейцер: Нам необходимо подняться до духовности, являющейся этической, и до этики, включающей в себя всю духовность.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Экологическая этика Лекция для специальностей «Физика», «Радиотехника» «Радиотехника»
Новая идеология педагогики Методологическим основанием новой педагогики и нового воспитания является переориентация на общечеловеческие ценности.
Содержание экологического образования В СФЕРЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЯ РЕБЕНКА К МИРУ ПРИРОДЫ.
ЛЕКЦИЯ 2 ТЕМА: Политическая система общества. Государство – базовый элемент политической системы.
Педагогическая концепция учителя МОУ «Войсковицкая СОШ1» Филатовой Ирины Викторовны Исследовательская деятельность как форма экологического образования.
Система образования в России: структура и управление 1. Основные нормативные документы в области образования. 2. Структура и особенности современной системы.
Социокультурное проектирование в воспитальной системе современного образовательного учреждения.
Руководитель мастерской :Харькова Ольга Ивановна.
Попинова Т.Г. прогимназия 18 «Родничок» г.Шарья Методическая разработка Окружающий мир в начальной школе в системе развивающего обучения Попинова Т.Г.
Транксрипт:

Концептуальная модель этико-экологического образования: поиск теоретических оснований и практических решений Т.В. Мишаткина, Минск, Беларусь

Основные факторы, определяющие формирование и содержание концептуальной модели ЭЭО в Беларуси Актуальность и необходимость решения экологических проблем в глобальном масштабе; региональные особенности экологических проблем в Беларуси, связанные с постчернобыльской ситуацией; особое внимание к разработке экологии человека в рамках модели ЭЭО;

Основные факторы, определяющие формирование и содержание концептуальной модели ЭЭО в Беларуси низкий уровень этико-экологического сознания населения (в том числе лиц, принимающих ответственные решения) осознание зависимости решения экологических проблем от ментальности и уровня экологической культуры общества

Принципиальные особенности экологической этики и ЭЭО: рационально-логическогоэмоционально- чувственногонеобходимость учета неразрывного единства рационально-логического и эмоционально- чувственного начал; сентиментальностинеобходимость обращения к сентиментальности как одному из факторов формирования чувства любви, сопереживания, жалости к природным объектам, нуждающимся в защите и заботе; непрерывностинеобходимость непрерывности в системе этико- экологического образования во «времени» и «пространстве»; нетривиальных форм и методовнеобходимость/желательность поиска и применения нетривиальных форм и методов ЭЭО (в частности, case-study)

Особенности формирования концепции ЭЭО в Беларуси: наличие опыта организации биоэтического образования в Республике: через институциональную систему НКБЭ и локальные комитеты по этике; путем разработки системы непрерывного многоуровневого биоэтического образования, подготовки программ и учебных пособий (при поддержке ЮНЕСКО);

Особенности формирования концепции ЭЭО в Беларуси: возможность использования этой системы в целях эколого-этического образования; ее плюсы и минусы; разработка концептуальной модели ЭЭО как одна из задач проекта ЮНЕСКО «Экологическая этика в системе биоэтического образования в Республике Беларусь».

Проблемы и трудности в разработке теории экоэтики: антропоцентристскихотсутствие единого мнения о роли в экоэтике антропоцентристских и неантропоцентристских подходов неантропоцентристских подходов ; основных принципов экоэтикимногозначность и вариативность экспликации и интерпретации основных принципов экоэтики; нормативного характера экоэтических норм, практических правил и регулятивовдискуссии по поводу нормативного характера экоэтики и содержания экоэтических норм, практических правил и регулятивов.

Возможный вариант структуры экологической этики теоретическомнормативном Экоэтика отстраивает свое проблемное поле, систему нравственных категорий и базовых принципов на двух уровнях: теоретическом и нормативном. теоретическом базовые принципы На теоретическом уровне: разрабатываются концептуальные основания экологической морали, осуществляется поиск и обоснование фундаментальных ценностей, выдвигаются базовые принципы экоэтической регуляции.

Возможный вариант структуры экологической этики нормативном На нормативном уровне: практический вопрос формулируются конкретные правила жизненных моральных суждений и ответы на практический вопрос «что я должен делать», гипотетически регламентирующие поведение людей в природе и способы разрешения социоприродных конфликтов. основных задач Оба уровня переплетаются, взаимно обусловливают друг друга и определяют пути и способы решения основных задач экоэтики.

Основные задачи экоэтики как науки и учебной дисциплины: теоретическое обоснование основных принципов и норм моральной регуляции отношения человека и природы; поиск практических регулятивов, технологий и институтов их реализации; разработка средств и методов формирования этико-экологического сознания людей, ориентирующего их на обеспечение гармоничного сосуществования с природой.

Разработка теоретических оснований концептуальной модели эколого-этического образования предполагает:

1. Обозначение водораздела между антропоцентризмом и не-антропоцентризмом – принципиальными альтернативными позициями, определяющими теоретическое содержание и практический стиль отношений человека и природы

2. Анализ «пост-человечности» (Г.Л. Тульчинский) – гуманизма более высокого уровня, раскрывающего губительность антропоэгоизма, несущественность исключительно «человеческого» и требующего от человека заботы о жизни и правах Живого на всех уровнях его бытия

3. Решение проблемы природных ценностей: следует ли признать независимость и внутреннюю самоценность природных объектов или же их ценность определяется в зависимости от человека, его потребностей и интересов?

4. Возможность и необходимость нравственно-понимающего отношения к природе, ценностно-мировоззренческой основой которого выступает признание «одухотворенности» Живого

5. Признание субъект-субъектных отношений между человеком и природой, возможность восприятия человеком природных явлений как «своего Иного», как Иного субъекта

Обращенность в будущее 6. Обращенность в будущее, включающая заботу о природных условиях существования будущих поколений, которая базируется на ряде специфических моральных принципов, норм и ценностей: – принципе хронологической объективности, – «долге перед потомками», – нормах-императивах «диалога с будущим» (О. Леопольд)

7. Принятие «нравственно- экологического императива» – «повеления» принципа, предъявляющего объективные требования – «повеления» людям, ответственным за использование достижений научно-технического прогресса в природной среде (Н.Н. Моисеев)

8. «Благоговение перед жизнью» (А. Швейцер) новой универсальной этики как дополнение к традиционному принципу гуманизма и основа формирования новой универсальной этики

9. Экспликацию взаимосвязи морально-экологической свободы и ответственности, определяющейся степенью познания социоприродных закономерностей и возможностями их разумного использования

Экологическая свобода Экологическая свобода предполагает возможность, способность и моральную готовность личности действовать в природной среде и по отношению к ней в соответствии с высокой мерой экологической культуры. Морально-экологическая ответственность Морально-экологическая ответственность – осознание человеком необходимости экологической деятельности, ориентированной на принцип коэволюции общества и природы и дальнейшую гармонизацию их взаимодействия.

10. Учет принципиальных постулатов морально-экологической ответственности: переход от модели «преобладания» человека над природой к модели «сосуществования»; принятие новой концепции охраны окружающей среды - не столько для человека, сколько от человека; управление «животным», которое находится внутри нас; примирение экономики и производства с экологией на основе моральных критериев. (О. Кинке)

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!