ФРАЗОВАЯ АКЦЕНТУАЦИЯ В СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ПОСТПОЗИТИВНЫМ ПРИДАТОЧНЫМ Н.А. Коротаев (РГГУ) В.И. Подлесская (РГГУ)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПОГРАНИЧНАЯ ПАУЗАЦИЯ В ЦИТАЦИОННЫХ КОНСТРУКЦИЯХ: КОРПУСНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА А.О. Литвиненко «Корпусная лингвистика» Санкт-Петербург,
Advertisements

Тема 3. Локальная структура дискурса Общая теория словесности © А.А.Кибрик, 2005.
1 Н. А. Коротаев Центр лингвистической типологии Опыт создания корпуса звучащей речи: зачем это нужно и как этим заниматься?
Российские разработки корпусов устной речи I. Корпусы звучащей речи = фонетические базы данных II. Корпусы устных текстов.
В6. Синтаксический анализ сложного предложения Так выглядит задание в демоверсии 2010: B6-1. Среди предложений найдите сложное предложение, в состав.
Сложноподчиненные предложения. Проблемный вопрос: Является ли предложение Висячие сады Семирамиды были построены небезызвестным вавилонским царём Навуходоносором,
Проблемный вопрос: В каких случаях вводные предложения выделяются запятой, а в каких тире? В каких случаях вводные предложения выделяются запятой, а в.
Сложноподчинённые предложения. Ч то это такое? С троение СПП. О сновные группы СПП. С интаксический разбор СПП. Содержание.
СТРАТЕГИИ ПЕРЕДАЧИ «ЧУЖОЙ РЕЧИ» В РАССКАЗАХ ПО КАРТИНКАМ А.О. Литвиненко МГУ им. М.В. Ломоносова.
1 Тема II-3. Локальная структура дискурса ДИСКУРС © А.А.Кибрик, 2012.
Квазикристаллы
Повторение по теме «Сложноподчиненные предложения»
СПП с придаточными обстоятельственными Придаточные обстоятельственные отвечают на вопросы обстоятельств и делятся на 9 подгрупп. Придаточные обстоятельственные.
МОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» Тема: «Сложноподчиненное предложение» 9 класс Учитель русского языка и литературы: Исимбаева Д.М.
Сложноподчиненные предложения. Цель: Показать виды СПП и рассказать о них. Показать виды СПП и рассказать о них.
Урок русского языка 11 класс Заварухина Галина Анатольевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 2.
©Лебедева Евгения Игоревна, учитель русского языка МКОУ Новлянской основной общеобразовательной школы.
Придаточные определительные Автор разработки : Милашевская Елена Викторовна, учитель русского языка и литературы школы29 г. Новороссийска.
УНИКАЛЬНЫЕ ФАКТЫ О СНОВИДЕНИЯХ Во сне мы проводим около 1/3 нашей жизни, причём остальные 2/3 всецело зависят от его качества. Сон – самая привычная.
Устное сообщение на лингвистическую тему Цель: создать условия для формирования коммуникативной,лингвистической, культуроведческой компетенции через использование.
Транксрипт:

ФРАЗОВАЯ АКЦЕНТУАЦИЯ В СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ПОСТПОЗИТИВНЫМ ПРИДАТОЧНЫМ Н.А. Коротаев (РГГУ) В.И. Подлесская (РГГУ)

Задачи и объект исследования Как в живой речи интонационно оформляются полипредикативные конструкции Аудиокорпус личных рассказов, снабженный сплошной просодической разметкой Сложноподчиненные конструкции с постпозицией зависимой части

«Рассказы о сновидениях» 129 рассказов детей и подростков в возрасте от 7 до 17 лет Суммарная продолжительность – около 2 часов Общее число словоупотреблений – примерно 15 тысяч единиц Авторская система транскрипции устного монологического дискурса (А.А. Кибрик, А.О. Литвиненко и др.)

Пример транскрипции...(0.5) /Мне приснился /сон, будто мы с /\мамой поехали в \Аме-ерику. ЭДЕ Несущий акцент

Акцентная схема Набор движений тона в несущих акцентах ЭДЕ, составляющих конструкцию...(0.5) /Мне приснился /сон, будто мы с /\мамой поехали в \Аме-ерику. «Подъем в главной ЭДЕ + падение в зависимой ЭДЕ» 258 из 281 конструкции следуют одной из семи основных акцентных схем

Акцентные схемы адаптивного типа Движение тона в главной ЭДЕ зеркально отражает движение тона в зависимой ЭДЕ СХЕМА 1. «Подъем в главной ЭДЕ + падение в зависимой ЭДЕ»..(0.2) (0.2)..(0.3) делаю= такие / движения, которые /наяву я не \ могу-у –де-елать,

Акцентные схемы адаптивного типа (продолжение) СХЕМА 2. «Падение в главной ЭДЕ + подъем в зависимой ЭДЕ»....(1.8) Когда я \ услышала,...(0.5) что-о / бомба гремит,....(1.8) то я /побежала к командиру, и \сказала это.

Акцентные схемы адаптивного типа (окончание) Общее между схемами 1 и 2: Тематическая составляющая приходится на синтаксически главную ЭДЕ Различия между схемами 1 и 2: Семантичность подъема в схеме 1 vs. асемантичность падения в схеме 2 Схема 2 сложная интонационная структура из, как минимум, трех коммуникативных составляющих

Акцентные схемы с отсутствием несущего акцента в главной ЭДЕ Главная ЭДЕ произносится безударно и лишена собственного коммуникативного значения СХЕМА 3. «Нуль акцента в главной ЭДЕ + падение в зависимой ЭДЕ»...(0.5) Когда я спустился /вниз,..(0.4) я увидел что \дверь \ взломана. СХЕМА 4. «Нуль акцента в главной ЭДЕ + подъем в зависимой ЭДЕ»....(1.3) {КАШЕЛЬ 0.4}....(1.9) и я..(0.3) п-понимаю что это / сон,..(0.1) пытаюсь себя /разбудить,

Акцентные схемы параллельного типа Движение тона в зависимой ЭДЕ повторяет движение тона в главной ЭДЕ СХЕМА 5. «Падение в главной ЭДЕ + падение в зависимой ЭДЕ» Поэтапное падение:....(3.3) \Она-а...(0.9) как будто= появилась из /стекла,...(0.8) и....(1.1) \ исчезла-а,..(0.4) когда-а...(0.7) /упала /на....(1.4) \Олину \ кровать. 220 Гц 170 Гц Главная ЭДЕ отдельная иллокуция:....(1.3) Тогда-а мой /командир /меня /наградил /золотой \ медалью...(0.3) Которая /стоила /двести \ долларов. 240 Гц

Акцентные схемы параллельного типа (окончание) СХЕМА 6. «Подъем в главной ЭДЕ + подъем в зависимой ЭДЕ» «Множественные темы» (Т.Е. Янко):...(0.9) (0.1) \Во-от,....(1.0) ну я-а / подбегаю к ним-м,..(0.3) к э-этой /шторе, чтоб её / открыть,....(1.2) /открываю...(0.5) в комнате /\полумрак, /\открываю, и передо мной так /висят...(0.7) семь \–трупов.

Акцентная схема 7 СХЕМА 7. «Подъем в главной ЭДЕ + вставочное падение в зависимой ЭДЕ» В зависимой предикации содержится фоновая, «скобочная» информация и /я была в таких \жёлтых таких / туфлях таких,..(0.2) с-с такими с \шнурочками, \ мама купила,...(0.8) \вот, и /я пошла по \метроw. Ускоренный темп Пониженный регистр

Сравнительный анализ выявленных схем Акцент на какой ЭДЕ маркирует связь всей конструкции с внешним контекстом? Схемы адаптивного типа (1, 2) и схемы с отсутствием несущего акцента в главной ЭДЕ (3,4) только зависимая ЭДЕ Схемы параллельного типа (5,6) и главная, и зависимая ЭДЕ Схема 7 со вставочным падением только главная ЭДЕ

Сравнительный анализ выявленных схем (окончание) Степень интеграции частей конструкции Схемы с отсутствием несущего акцента в главной ЭДЕ (3,4) высокая Схемы адаптивного типа (1,2) средняя Схемы параллельного типа (5,6) низкая Схемы 3 и 4 в наибольшей степени характерны для объектных конструкций, а схемы 5 и 6 для обстоятельственных

Конструкции со сложной зависимой частью....(1.7) потом я / вспомнила,...(0.6) что он хотел пойти в /гараж,..(0.3) что-то \сделать там. Сложная зависимая часть Главный акцент в зависимой части Схема 1: «Подъем в главной ЭДЕ + падение в зависимой части»

Основные акцентные схемы в корпусе: количественные данные 61Схема 5: «Падение+падение» 15Схема 3: «Нуль+падение» 112Схема 1: «Подъем+падение» 258 ВСЕГО 11 Схема 7: «Подъем + вставочное падение» 91Всего 30Схема 6: «Подъем+подъем» Параллельный тип 25Всего 10Схема 4: «Нуль+подъем» Схемы с отсутствием несущего акцента в главной ЭДЕ 131Всего 19Схема 2: «Падение+подъем» Адаптивный тип

Акцентные схемы и синтаксический тип зависимого Параллел ьный тип Адаптивн ый тип Схемы 3,4Схема 7 Объекты 25% 60% 15%0 Определе ния 36% 15%13% Обстояте льства 56% 33%011%

Спасибо за внимание!