Любая организация (в том числе образовательная) существует для реализации тех или иных запросов субъектов внешней среды. Если она перестает это делать.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Управляющий Совет как средство расширения общественного участия в жизнедеятельности ОУ в жизнедеятельности ОУ.
Advertisements

Расширение общественного участия в управлении образованием и организация новых организационно- правовых форм образовательных учреждений Совещание районных.
Администрация Тутаевского муниципального района Департамент образования Государственно-общественное управление образованием: практика становления и перспективы.
КОМПЛЕКСНЫЙ ПРОЕКТ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ Направление 5. РАСШИРЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО УЧАСТИЯ В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАНИЕМ.
М. В. Коваленко, директор школы. – Управляющий совет действует как корпоративный орган, созданный для защиты интересов школы; – УС является коллегиальным.
ГБ ОУ СОШ с. Русская Борковка Управляющий С овет школы: взаимодействие с социальными партнерами АВТОР: директор ГБОУ Миронова А.В.
Создание Управляющего совета в образовательном учреждении Выполнила зам.директора МБОУ « Крайнешешмарская ООШ» Вилюкова Т.В.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ « Воспитание есть процесс социальный в широком смысле. Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего.
ГРУППА 1 17 декабря 2010 г. Государственно- общественное управление образованием в условиях реализации 83-ФЗ.
Реализация принципа государственно-общественного управления образованием предполагает постоянное ответственное участие и взаимодействие в управлении образованием,
Экспертная деятельность органов ГОУО как ресурс повышения качества образования.
Роль государственно-общественного управления в развитии системы образования Костромской области 8 ноября, г. Вологда Областное государственное бюджетное.
Муниципальное казённое образовательное учреждение Вознесеновская средняя общеобразовательная школа Государственно- общественное управление в общеобразовательном.
Тематический модуль курса обучения школьных управляющих (2 (4)часа) Управляющий совет: оценка качества образования, публичный доклад.
Создание Управляющего Совета в образовательном учреждении ГБОУ Республики Марий Эл «Школа-интернат среднего (полного) общего образования с углубленным.
Виды эффективности инвестиционных проектов
Дмитрий Медведев Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" От того, как будет устроена школьная действительность, какой будет система.
Эмблема Основные направления деятельности Управляющего совета.
Модель участия гражданских институтов в реализации финансово-экономических и организационно - управленческих механизмов.
План мероприятий введения (ФГОС НОО) 1. Создание нормативного обеспечения введения ФГОС НОО. Наименование мероприятияОжидаемые результаты 1. Решение органа.
Транксрипт:

Любая организация (в том числе образовательная) существует для реализации тех или иных запросов субъектов внешней среды. Если она перестает это делать (например, ОУ или система образования не откликается на изменившиеся запросы людей, их сообществ, государства), организация становится не нужной никому, кроме ее персонала. © РИКУиО, 2012

Поэтому приоритет стратегии регионального органа управления образованием состоит, по существу, в таком изменении механизмов взаимодействия производителей образовательных услуг с субъектами внешней среды, которое бы обеспечивало максимальный учет их запросов и поступление в систему образования дополнительных ресурсов. © РИКУиО, 2012

Учет запросов субъектов внешней среды и поступление дополнительных ресурсов в систему являются взаимосвязанными процессами, поскольку взаимодействие с внешней средой есть обмен тех или иных ресурсов на продукты (в данном случае – образовательные услуги), а потому механизм адекватного учета запросов одновременно является и механизмом поступления дополнительных ресурсов. © РИКУиО, 2012

Изменение взаимодействия систем образования с внешней средой зачастую и называют развитием партнерских отношений в образовании. © РИКУиО, 2012

Партнерство – это сложное и многоас- пектное понятие. Но с управленческих позиций партнерство – это прежде всего взаимовыгодный обмен. © РИКУиО, 2012

Причем обмен не обязательно только материальными благами. Предметом обмена может быть, например, полномочие принятия некоторых решений. Поэтому партнерство может быть только двусторонним. © РИКУиО, 2012

Таким образом, партнерство есть общественное управление, суть которого состоит в передаче полномочий принятия значимых решений субъектам внешней среды системы образования, и в первую очередь, на уровне основного производителя образовательных услуг – образовательного учреждения. © РИКУиО, 2012

Основными целями этой передачи полномочий является повышение качества образования и привлечение ресурсов в систему образования. © РИКУиО, 2012

Действительно, качество любого продукта, реализуемого любой организацией, определяется как степень соответствия характеристик продукта запросам (требованиям) субъектов внешней среды данной организации, прежде всего заказчиков и потребителей продукта, поскольку именно соответствием запросам данных категорий субъектов определяется востребованность продукта. © РИКУиО, 2012

Таким образом, качество образования – это степень соответствия образовательных услуг запросам личности, общества и государства. © РИКУиО, 2012

В отличие от большинства других организаций, для учреждений образования характерна ситуация, в которой потребителями продукта (образовательной услуги) является только одна категория субъектов – «учащиеся». © РИКУиО, 2012

При этом существует значительное число категорий заказчиков, к которым можно отнести и самих учащихся, и их законных представителей (родителей), и органы местного самоуправления, и государст- венные органы, и учреждения профессионального образования, и т.д. © РИКУиО, 2012

Можно констатировать, что образовательное учреждение находится в ситуации большого числа разнообразных заказчиков, требования которых могут противоречить (и обязательно противоречат) друг другу. © РИКУиО, 2012

В то же время, сегодня реальными заказчиками, т.е. субъектами, реально предъявляющими требования к продукту, чаще всего являются не все названные субъекты. В отличие от государства (в распоряжении которого находятся специальные механизмы и процедуры – формирование стандартов, лицензирование, аккредитация и т.д.) и муниципалитетов (являющихся учредителями образовательных учреждений) не все заказчики имеют механизмы перевода своих запросов в требования или заказ. © РИКУиО, 2012

Таким образом, привлечение общественности к управлению образовательным учреждением подразумевает формирование механизма превращения запросов субъектов внешней среды, представляющих человека и сообщества, в требования (заказ) к качеству образования. © РИКУиО, 2012

Принципиально выделяют следующие способы пополнения ресурсов организации: 1) производство ресурсов (которое, по понятным причинам, не может являться значимым источником для образовательного учреждения); 2) обмен ресурсов (например, оказание школой платных образовательных услуг); 3) отъем ресурсов; 4) безвозмездное получение ресурсов. © РИКУиО, 2012

Основным нематериальным ресурсом, которым обладает школа, являются полномочия принятия тех или иных решений. © РИКУиО, 2012

Передача этого актива позволяет существенно увеличить приток пожертвований в школу, поскольку на серьезные вложения средств люди готовы идти только тогда, когда у них есть возможность участвовать в принятии решений, в частности, об использовании этих средств. © РИКУиО, 2012

Передача серьезных полномочий также позволяет избежать весьма типичной ситуации, когда просьбы школы о помощи воспринимаются (например, родителями учащихся) только как отъем ресурсов (данная ситуация находит отражение в печально известном выражении – «школьные поборы»). © РИКУиО, 2012

В качестве одного из ресурсов (способов привлечения ресурсов) может рассматриваться участие общественности (общественного органа управления) в посреднических усилиях при разрешении тех или иных проблем взаимодействия школы с внешней средой. © РИКУиО, 2012

Учитывая взаимозаменяемость ресурсов, подобное посредничество в некоторых случаях может иметь существенное влияние на жизнедеятельность образовательного учреждения и, даже, заменять финансовые и материально- технические ресурсы. © РИКУиО, 2012

Таким образом, привлечение общественности к управлению образовательным учреждением создает условия для привлечения дополнительных ресурсов в систему образования. © РИКУиО, 2012

Условия участия общественности в управлении образовательным учреждением можно поделить на культурные и институциональные. © РИКУиО, 2012

К культурным условиям участия общественности в управлении ОУ можно отнести готовность руководителей ОУ передавать общественности полномочия принятия определенных управленческих решений, а общественности – брать их на себя. © РИКУиО, 2012

Необходимо констатировать, что на сегодняшний день уровень такой готовности с обеих сторон весьма низок. © РИКУиО, 2012

Это проявляется, в частности, в чисто формальной передаче общественности некоторых управленческих полномочий даже в ситуации институционального закрепления такой передачи, когда на бумаге существует общественный орган управления, наделенный (в некоторых случаях) весьма серьезными полномочиями, однако вся его деятельность сводится к автоматическому утверждению подготовленных администрацией ОУ решений и ведению протоколов. © РИКУиО, 2012

Понятно, что в этом случае ни одна из целей создания подобного общественного органа (повышения качества образования и увеличения притока дополнительных ресурсов) не достигается… © РИКУиО, 2012

В то же время, в отдельных случаях (когда с обеих сторон названная готовность присутствует) можно наблюдать ситуации реальной передачи общественности администрацией ОУ полномочий принятия важных управленческих решений даже при отсутствии институциональных условий или когда эти условия не оптимальны. © РИКУиО, 2012

Подобные ситуации являются пока весьма редкими, однако известны случаи, когда директор школы на основе личной договоренности (т.е. обещания действовать в соответствии с принятыми общественностью решениями) передает широкие полномочия управления ОУ родительскому комитету или общественному фонду, призванному привлекать дополнительные ресурсы в школу. © РИКУиО, 2012

Институциональные условия участия общественности в управлении образовательным учреждением, в свою очередь, также имеют существенное значение, т.к. позволяют закреплять передачу полномочий общественности, делать ее необратимой, стимулировать создание и развитие культурных условий участия общественности в управлении образовательным учреждением, а также создавать механизмы, компенсирующие трудности осуществления хозяйственной деятельности бюджетным учреждением. © РИКУиО, 2012

Институциализация передачи полномочий принятия управленческих решений общественным органом управления школой предполагает внесение изменений в устав ОУ и локальные акты. © РИКУиО, 2012

Существующая практика привлечения дополнительных ресурсов в ОУ показывает, что в условиях бюджетного учреждения оптимальным вариантом является аккумулирование средств той или иной некоммерческой организацией, а уже затем использование этих ресурсов в интересах учреждения. © РИКУиО, 2012

Таким образом, институциализация участия общественности в управлении образовательным учреждением требует как минимум внесения изменений в устав ОУ (для легитимизации передачи полномочий), а как максимум – еще и создания некоммерческой организации, которая бы оптимизировала привлечение в ОУ дополнительных ресурсов и их расходование. © РИКУиО, 2012

Следовательно, для привлечения общественности к управлению ОУ необходимо: 1) обеспечить готовность руководителей ОУ к передаче управленских полномочий; 2) обеспечить готовность субъектов внешней среды к принятию этих полномочий; 3) определить содержание и объем передаваемых полномочий; 4) внести изменения в устав и локальные акты ОУ; 5) создать некоммерческую организацию, которая бы оптимизировала привлечение в ОУ дополнительных ресурсов и их расходование. © РИКУиО, 2012

Рассмотрим данные позиции более детально. © РИКУиО, 2012

Для обеспечения готовности руководителя ОУ к передаче управленских полномочий необходимо: 1) идентифицировать субъектов микросреды ОУ, т.е. назвать группы людей и организации, которые находятся в микросреде ОУ (в его непосредственном окружении), с которыми ОУ постоянно взаимодействует; © РИКУиО, 2012

2) назвать конкретные ресурсы и услуги, которые данные субъекты получают от ОУ сегодня и будут получать в течение ближайших 3-5 лет; 3) назвать конкретные ресурсы, услуги, которые ОУ получает от субъектов микросреды; 4) проанализировать (по каждому из субъектов) соотношение полученных от внешних субъектов и переданных внешним субъектам ресурсов и услуг и сделать вывод об их балансе (положительном для ОУ, отрицательном или нулевом). © РИКУиО, 2012

2) назвать конкретные ресурсы и услуги, которые данные субъекты получают от ОУ сегодня и будут получать в течение ближайших 3-5 лет, что предполагает проведение анализа этих ресурсов. © РИКУиО, 2012

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! © РИКУиО, 2012