КОМПЛЕКСНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС АОУ ДПО РБ «РИКУиО» Мункуева А.А., советник при ректорате,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основная образовательная программа начального и основного общего образования.
Advertisements

Введение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской.
В соответствии со статьей 9 п.1. Закона РФ "Об образовании" (в ред. Федерального закона от ФЗ) единственным официальным нормативным документом.
Разработка основной образовательной программы основного общего образования.
Общие подходы к проектированию ООП Семинар директоров ОУ города Чебоксары 18 апреля 2012 года.
Современные учебно- методические комплексы, соответствующие ФГОС, как элемент информационно- образовательной среды ОУ.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ЗАДАЧИ И ВОЗМОЖНОСТИ И.Е. Патрикеева, директор.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
Модель и алгоритм деятельности общеобразовательного учреждения в условиях введения образовательных стандартов второго поколения Семинар 8.
Альчиханова А. С., заместитель директора МАОУ « Лингвистическая гимназия 3 г. Улан - Удэ » 2011.
Основная образовательная программа основного Основная образовательная программа основного общего образования общеобразовательного учреждения.
Современные учебно- методические комплексы, соответствующие ФГОС, как элемент информационно- образовательной среды ОУ.
Об отдельных аспектах введения ФГОС НОО. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – Стандарт) представляет.
Особенности нормативно - правового сопровождения « Трех Т » Губанова Е. В., зав. кафедрой управления образованием ГАОУ ДПО « СарИПКиПРО », к. п. н., профессор,
Нормативное обоснование образовательных программ.
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА начального общего образования как основной проект по реализации требований ФГОС.
Основная образовательная программа общеобразовательного учреждения. Организация учебно-воспитательного процесса в школах в учебном году г. Краснодар,
Нормативное обеспечение введения ФГОС основного общего образования Ячменев В.Д., заведующий кафедрой управления ГАОУ ДПО ИРОСТ, к.п.н., доцент.
Раньше 2-х компонентный состав Обязательный минимум содержания Требования к уровню подготовки выпускников Теперь 3 группы требований К структуре основных.
МОУ «Средняя общеобразовательная школа 1 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Надыма.
Транксрипт:

КОМПЛЕКСНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС АОУ ДПО РБ «РИКУиО» Мункуева А.А., советник при ректорате, к.п.н., Заслуженный учитель РФ

Принятый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования как нормативный документ ориентирован на достижение основной цели (миссии) общего среднего образования[1].[1] Цель – становление ответственной, критически мыслящей личности, члена гражданского общества, человека, способного к адекватному целеполаганию, выбору и действию в условиях стремительно изменяющегося социально- культурного мира, сознающего образование как универсальную ценность и готового к его продолжению в течение всей жизни[2].[2] [1] Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года 373. [1] [2] Концепция модернизации российского образования 2001 года [2]

Установив, в соответствии со статьей 7 п.1 Закона РФ «Об образовании», требования к структуре, условиям реализации и результатам освоения основных образовательных программ ступеней школы, государство исходит из того, что единственный и абсолютный в своем значении субъект общего образования – становящийся человек и гражданин, его здоровье, его человеческие и гражданские качества. Уровень социальной и культурной зрелости выпускника, его способность к осмысленному продуктивного действию в реалиях современного мира – и есть важнейшие критерии качества полученного им образования.

Одна из особенностей ФГОС НОО заключается в том, что новый стандарт расширяет самостоятельность, инициативу и ответственность образовательного учреждения в реализации основной образовательной программы начального общего образования. Практика введения ФГОС НОО в массовую образовательную практику подтвердила ожидаемые риски: 1) Недостаточность опыта ряда директоров ОУ, их заместителей и педагогов в самостоятельной разработке основной образовательной программы ступени (такой программы до данных стандартов не было), включающей рабочий учебный (образовательный) план, рабочие учебные программы дисциплин, курсов, модулей.

2) Недостаточность контрольно-измерительных материалов для оценки современного качества образования, что не позволяет на данном этапе деятельности педагогов контролировать и оценивать новое качество образования. 3) Устаревание нормативно-правовой базы (системы оценивания, ведения школьной документации и др.), что не позволяет реализовать ряд положений нового Стандарта. Для минимизации данного риска необходимо обновление списка нормативных документов, принятых еще в середине XX века, а также разработка новых региональных и локальных нормативных документов, которые смогут обеспечить реализацию нового Стандарта в массовой практике.

Несоответствие по ряду позиций существующих санитарно-гигиенические норм, разработанных для образовательных учреждений, современному развитию педагогической науки и практики, что при реализации ФГОС НОО тормозит отдельные его положения (в частности, организацию образовательного процесса с использованием современных образовательных технологий, в том числе и информационных, составление расписания учебных занятий, разработку рабочего учебного плана ОУ). Для минимизации данного риска необходимо найти способы и формы коррекции существующих санитарно-гигиенических требований с учетом современных достижений науки и практики.

Основные направления реализации ФГОС и планируемые результаты их реализации в образовательном учреждении 1. Основная образовательная программа начального общего образования (на основе примерных программ) в конкретном образовательном учреждении и планируемые результаты ее реализации в ОУ: разработка, рассмотрение, принятие и утверждение ООП в образовательном учреждении, включая учебный (образовательный) план; разработка, рассмотрение, принятие и утверждение отдельных рабочих учебных предметных программ, курсов, модулей;

2. Информационно-образовательная среда (ИОС) локальные нормативно-правовые акты ОУ по реализации ИОС; описание устройства и функционирования ИОС на начальной ступени образования; методические рекомендации использования ИОС в учебной, внеучебной деятельности младших школьников, в управленческой и педагогической деятельности; мониторинг (показатели, индикаторы) эффективности ИОС для достижения образовательных результатов младшими школьниками.

3. Внеучебная деятельность младших школьников локальные нормативно-правовые акты ОУ по организации и функционированию внеучебной деятельности младших школьников; программа внеучебной деятельности младших школьников в начальной школе (включая направления ВНУде, планируемые результаты, система контроля и оценки результативности внеучебной деятельности); методические рекомендации по организации внеучебной деятельности младших школьников (включая подходы к составлению расписания, финансирование внеучебной деятельности); рабочие программы по отдельным направлениям внеучебной деятельности

4. Организация контрольно-оценочной деятельности всех субъектов образовательного процесса в начальной школе локальные нормативно-правовые акты ОУ по контрольно-оценочной деятельности; методические рекомендации по организации контрольно-оценочной деятельности различными субъектами образовательного процесса; образцы контрольно-оценочных процедур предметных, метапредметных и личностных результатов

5. Содержание, технология и обеспечение образовательного процесса в начальной школе локальные нормативно-правовые акты ОУ по организации ОП; методические рекомендации по составлению и мониторингу нелинейного (динамического) расписания учебных занятий младших школьников; методические рекомендации по организации всех этапов образовательного процесса (переходные этапы дошкольный-школьный и начальная-основная школа) и фаз (структура) учебного года с учетом возрастных особенностей младших школьников.

6. Непрерывное повышение квалификации педагогов в условиях ФГОС локальные нормативно-правовые акты ОУ, связанные с организацией повышения квалификации; программы для разных категорий (учителей, администрации, психологов и т.д.) повышения квалификации в объеме не менее 140 часов; разработка учебно-методического обеспечения повышения квалификации педагогов; разработка критериев, показателей (индикаторов) деятельности педагогов начальной школы в условиях ФГОС НОО

УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ И ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СООБЩЕСТВА Не учитываются реальные и перспективные запросы педагогических работников Механизм: мониторинг и аналитика Не обеспечивается индивидуализированный подход к учителю в соответствии с его реальными проблемами и, как следствие, отсутствуют возможности выбора индивидуального маршрута Механизм: тьюторское сопровождение Инструмент - разработкой персональной дорожной карты Слабая вариативность в содержании и формах ПК, конгломератный характер содержания и отсутствие тематической логистики (преобладание традиционных зуновских подходов и классно-урочных технологий) Механизм: модульно-накопительная система Инструмент – депозитарий модульных ОП Отсутствие стимулирования познавательной активности, мотивации творческих поисков, профессионального и личностного развития Механизм: аттестация по результатам ПК с дифференциацией обязательного объема по статусным группам Инструмент - рейтинг Отсутствие нормативов финансирования образовательных услуг ПК Механизм и модельная методика расчета регионального норматива Отсутствие условий для проектирования, внедрения инновационных образовательных технологий и формирования ключевых и профессиональных компетентностей Образовательный технопарк – саморегулируемая организация Инструмент - матрица видов деятельно сти, соотнесенная с кластерами профессиональных компетенций

Модель мониторинга Оценка профессиональной компетентности Мониторинг образовательных потребностей Обработка и анализ информации Оценка соответствия образовательных потребностей и Депозитария ОП и сокращение асимметрии между спросом и предложением (соотношение образовательных потребностей и Депозитария ОП) Мониторинг результативности Мониторинг степени удовлетворения образовательных потребностей Процессуальный мониторинг

7. Учебно-методическое, материально- техническое обеспечение реализации ООП анализ существующих учебников и выбор тех, которые соответствуют основным положениям ООП; анализ и определение «дефицитов», обоснование необходимой материально - технической базы для каждого учебного помещения; разработка поляризованного пространства в классной комнате (игровая зона, зона отдыха, зона учебная).

8. Основные права и обязанности участников разработки и последующей реализации ООП Категория участниковОсновные права и обязанности Учитель начальной школы участвует в разработке и обсуждении отдельных содержательных разделов ООП (учебного плана, рабочих учебных программ курсов, модулей); участвует в разработке контрольно- измерительных материалов по отдельным учебным курсам; участвует в оценке выполнения и коррекции программы

8.Основные права и обязанности участников разработки и последующей реализации ООП Категория участниковОсновные права и обязанности Методическое объединение (кафедра) учителей начальной школы разрабатывает основное содержание ООП НОО: формирует учебный план, разрабатывает и обсуждает рабочие программы учебных, развивающих курсов и образовательных модулей; участвует в мониторинге реализации программы, обсуждает его итоги, вносит коррективы в программу на очередной учебный год; обеспечивает разработку учебно-методической документации, проектов локальных нормативных актов; разрабатывает и обсуждает контрольно- измерительные материалы в соответствии с планируемыми результатами начального образования

8. Основные права и обязанности участников разработки и последующей реализации ООП КатегорияучастниковОсновные права и обязанности Методические структуры муниципалитета, региона оказывают консультативную помощь при формировании и реализации ООП НОО; по запросу ОУ могут проводить внешнюю экспертизу реализации программы Методический совет ОУ утверждает рабочие учебные программы курсов, образовательных модулей и программы внеучебной образовательной деятельности

Основные права и обязанности участников разработки и последующей реализации ООП КатегорияучастниковОсновные права и обязанности Учителя других ступеней школьного образования выступают внутренними экспертами по содержанию отдельных разделов ООП;- участвуют в обсуждении программы;- проводят консультации и экспертную оценку результатов ее освоения Педагогический совет рассматривает и обсуждает основные положения и разделы ООП НОО; выносит текст программы на рассмотрение и утверждение высшим управляющим органом образовательного учреждения

Основные права и обязанности участников разработки и последующей реализации ООП КатегорияучастниковОсновные права и обязанности Администрация ОУ организует всю процедуру формирования, обсуждения и утверждения ООП; участвует в разработке и обсуждении программы; осуществляет контроль над выполнением программы и производят оценку достижений отдельных результатов ее выполнения; организует проведения итоговой аттестации обучающихся по итогам выполнения ООП; обеспечивает условия для реализации программы

Основные права и обязанности участников разработки и последующей реализации ООП Категория участниковОсновные права и обязанности Родители обучающегося формулируют запрос педагогическому коллективу на расширение состава развивающих курсов, образовательных модулей и состава внеурочной образовательной деятельности и их соотношение; принимают участие в обсуждении и реализации ООП;- участвуют в оценке выполнения программы

8. Основные права и обязанности участников разработки и последующей реализации ООП Категория участниковОсновные права и обязанности Обучающийся при формировании своей индивидуальной образовательной программы (траектории) имеет право на перезачет соответствующих курсов и образовательных модулей, освоенных в других формах образования и других ОУ, освобождающий обучающегося от необходимости их повторного изучения; обязан выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП

Перед этой группой надо поставить задачу разработки такой ООП, которая задавала бы новый формат жизни и школьников, и учителей, а также новый формат управления школой. В этой программе нужно постараться реализовать возможность целостной жизни школьника: в ней должно быть заложено единство обязательного и дополнительного образования, которые являются частями одного целого.

9. Учебный план Центральным элементом программы является учебный план Именно он является основным механизмом реализации всей основной образовательной программы Учебный план целесообразно рассматривать, обсуждать и принимать в первую очередь. После утверждения учебного плана можно начинать работу над концепциями отдельных предметных областей, определения комплекта учебно- методического обеспечения.

9. Учебный план Первая половина учебного дняВторая половина учебного дня Обязательная часть учебного плана (80%) Вариативная часть [1] (20%) [1] Вариативная часть [2] [2] для пятидневной учебной недели (2904 часа - максимальное количество часов в год) 2323 часа (17 час/неделю)581 (5 час/неделю)количество часов определяется объемом дополнительного финансирования [3] [3] 70% урочные формы учебной деятельности [4] [4] 30% внеурочные формы учебной деятельности Внеучебная деятельность, внеурочные формы учебной деятельности 20% внеурочные формы учебной деятельности 80% внеучебные виды деятельности для шестидневной учебной недели (3210 часов - максимальное количество часов в год) 2323 часа (17 час/неделю)887 (8 часов/неделю)количество часов определяется объемом дополнительного финансирования 70% урочные формы учебной деятельности 30% внеурочные формы учебной деятельности Внеучебная деятельность, внеурочные формы учебной деятельности 20% внеурочные формы учебной деятельности 80% внеучебные виды деятельности

9. Учебный план Существуют разные виды деятельности: учебная и внеучебные (исследовательская, проектная, художественная, организационная и т.п.), а у каждого вида деятельности могут быть урочные и внеурочные формы. И это необходимо разводить правильно при конструировании ООП. [1] Вариативная часть формируется самостоятельно участниками образовательного процесса образовательного учреждения [1] Вариативная часть второй половины дня финансируется за счет дополнительных источников: региональных, муниципальных, родительских) [1] Но не более 10 часов в неделю (2 часа в день) [1] Соотношение урочных и внеурочных форм учебной деятельности определяется самим образовательным учреждением и реализуется через учебные предметные программы.

9. Учебный план Итак, учебный план как механизм реализации ООП НОО должен иметь: обязательную (инвариантную) часть, формируемую в соответствии с требованиями ФГОС НОО, которая составляет 2323 часа (от 80 до 70%) от общего нормативного времени, отведенного на учебный процесс вне зависимости от продолжительности учебной недели; вариативную часть – (от 581 до 887 часов в год, что составляет от 20% до 30%) в зависимости от продолжительности учебной недели. Рекомендуется использовать прежде всего вариативную часть учебного плана на введение в учебный план внеучебных видов деятельности младших школьников, а также для расширения часов внеурочных форм учебной деятельности, включая межпредметные, разновозрастные образовательные модули с учетом интересов и склонностей учащихся, мнений их родителей (законных представителей) и педагогических работников.

9. Учебный план Образовательное учреждение имеет право на распределение часов учебной нагрузки для организации различных видов и форм занятий, как урочных, так и внеурочных. Соотношение разных видов занятий (аудиторных и неаудиторных (внеурочных) образовательное учреждение устанавливает самостоятельно. Важно отметить, что говорить о современном качестве образования, строя образовательный процесс в школе только в урочной форме, не целесообразно. Необходимо также найти место в рабочем учебном плане для такой формы образования как самостоятельная работа учащихся.

9. Учебный план В соответствии с приказом МОиН РФ1241 от 26 ноября 2010, Регистрационный от 04 февраля 2011 г. из текста ФГОС НОО обязательные часы на внеучебную деятельность теперь отсутствуют Рекомендуется включить внеучебные виды деятельности непосредственно в образовательный процесс. При условии дополнительного финансирования как из регионального, так и из муниципальных источников и родительских средств возможна организация на вариативной основе внеучебной деятельности во второй половине дня с привлечением учреждений дополнительного образования. Такой подход позволит достаточно широко представить все виды деятельности в основной образовательной программе.

10. ООП Необходимо ставить перед образовательным учреждением задачу на разработку такой ООП, которая задавала бы новый формат жизни и школьников, и учителей и новый формат управления школой.. В основной программе ступени нужно постараться реализовать возможность целостной жизни школьника: в ней должно быть заложено единство обязательного и дополнительного образования, которые являются частями одного целого. ООП не может быть программой программ (к сожалению, именно так представлена была ООП в самом ФГОС НОО). Наличие в ООП простого перечня отдельных программ: учебных, универсальных действий, духовно-нравственного воспитания, социализации, здорового образа жизни и т.п. не может решить современных задач, стоящих перед школой, в том числе – и задачу целостности образования.

11. Реализация ООП Для достижения современного качества образования и эффективного информационного обеспечения реализации ООП НОО необходимо иметь (или создать) информационную среду образовательного учреждения. Информационная среда как минимум должна включать в себя: программное обеспечение для создания локальной внутренней сети или открытой сети в Интернет; сайт образовательного учреждения, сервер ОУ, аккумулирующий всю необходимую информацию ОУ, электронные (цифровые) образовательные ресурсы, компьютерную технику с беспроводной связью WI-FI.