Программа формирования универсальных учебных действ ий ФГОС II поколения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Универсальные учебные действ ия ФГОС II поколения.
Advertisements

ФГОС 2 поколения Программа развития универсальных учебных действий Пилюгина Н.А. Учитель начальных классов МОУ «Юркинская ООШ»
Универсальные учебные действия ( УУД ). Что же такое универсальные учебные действия?
. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
Формирование Универсальных Учебных Действий. Универсальные учебные действия (УУД) УУД -умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию.
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Дубинина И.Г., учитель начальных классов.
Формирование универсальных учебных действий как одно из условий повышения качества образования.
Формирование универсальных учебных действий Районный семинар учителей, работающих по УМК «Перспективная начальная школа» Можайский район МОУ СОШ пос. Гидроузел.
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального образования.
Развитие личности Универсальныеучебныедействия Математика Литература Химия География.
Формирование УУД на уроках английского языка в начальной школе Подготовила : учитель иностранного языка МБОУ ООШ 25 Трофимова С.В.
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД)
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД)
Подготовка учащихся к реальной жизни Готовность занять активную позицию Успешно решать жизненные задачи Умение сотрудничать и работать в группе Быть готовым.
Формирование универсальных учебных действий в процессе реализации ФГОС ОО «Великая цель образования – это не знания, а действия» Г.Спенсер Заседание методического.
Понятие «Универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика к.
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД)
Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая.
Универсальные учебные действия. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Транксрипт:

Программа формирования универсальных учебных действ ий ФГОС II поколения

2 основная образовательная программаРазработана и утверждена основная образовательная программа Нормативная базаНормативная база образовательного учреждения приведена в соответствие с требованиями ФГОС НОО должностные инструкции работниковПриведены в соответствие с требованиями ФГОС НОО и новыми квалификационными характеристиками должностные инструкции работников образовательного учреждения список учебниковОпределен список учебников и учебных пособий в соответствии с ФГОС план методической работыРазработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС перспективный план повышение квалификацииСоставлен перспективный план повышение квалификации учителей начальных классов на период введения ФГОС локальные актыРазработаны локальные акты образовательного учреждения Критерии готовности ОУ к введению стандарта

Нормативное обеспечение введения ФГОС НОО Разработка: Положение о Творческом Совете по обеспечению перехода школы на ФГОС НОО Положение о Рабочей группе по разработке и управлению ООПНОО Положение о Портфеле достижений учащихся начальной школы Положение о системе оценки достижений младших школьников Разработка и утверждение формы договора о предоставлении общего образования ОУ Приведение в соответствие с требованиями ФГОС должностных инструкций: зам. директора по начальной школе, учителя начальных классов, психолога, педагогов ДО Разработка ООПНОО

Документы, обеспечивающие реализацию стандартов II поколения

5 Требования к структуре образовательной программы образовательная программаОсновная образовательная программа –целостный документ Пояснительная записка Учебный план Планируемые результаты освоения основной образовательной программы Программа формирования универсальных учебных действий Программы учебных предметов Программа духовно-нравственного развития, воспитания Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Программа коррекционной работы Система оценки достижения планируемых результатов

В чем заключается задача школы? интеграция, обобщение, осмысление новых знаний; умение связать новые знания с жизненным опытом. Формирование у каждого ребенка умения учиться – учить СЕБЯ.

Приоритетная цель школьного образования: развитие у ученика способности самостоятельно ставить учебную задачу, проектировать пути её реализации, контролировать и оценивать свои достижения.

Разработчики концепции развития УУД Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно- деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова

Запросы общества Смена парадигмы образования Приоритет развивающего потенциала общего начального образования Желание самих учащихся – научиться учиться Формирование установок на здоровый образ жизни Универсализация содержания образования Актуальность концепции развития УУД ФГОС II поколения

Понятие «УУД» В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний.

Виды универсальных учебных действий Виды УУД Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные

действия смыслообразования действия нравственно-этического оценивания действия нравственно-этического оценивания Действия самоопределения Личностные УУД

Три вида личностных действий: личностное, профессиональное, жизненное самоопре деление; смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? и уметь на него отвечать; нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор. Личностные действия

Целеполагание Планирование Контроль Прогнозирование Коррекция Волевая саморегуляция Волевая саморегуляция Оценка

Познавательные УУД обще- учебные, включая специально-предметные действия обще- учебные, включая специально-предметные действия логические, включая знаково-символические действия логические, включая знаково-символические действия постановка и решение проблем постановка и решение проблем

Общеучебные универсальные действия: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение ; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Познавательные универсальные действия

Логические универсальные действия: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез составление целого из частей, в том числе и самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно - следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование. Постановка и решение проблемы: формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Познавательные универсальные действия

Коммуникативные УУД Планирование учебного сотрудничества Планирование учебного сотрудничества Постановка вопросов Постановка вопросов Построение речевых высказываний Построение речевых высказываний Лидерство и согласование действий с партнером Лидерство и согласование действий с партнером

К коммуникативным действиям относятся: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнера контроль, коррекция, оценка его действий; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка. Коммуникативные учебные действия

Структура программы формирования УУД. 1.Определение понятия, функции, состава и характеристики УУД в младшем школьном возрасте. 2. Установление ценностных ориентиров НОО. 3. Виды универсальных учебных действий, их характеристика 4. Выявление связи УУД с содержанием учебных предметов 5. Типовые задачи формирования УУД 6. Преемственность формирования УУД по ступеням общего образования 7. Планирование результатов по формированию универсальных учебных действий по УМК «Школа России», «Начальная школа XXI века», «Начальная школа 2100»

Типовые задачи в развитии личностных УУД Методика «Беседа о школе» Описание задания: ученик должен ответить на вопросы: 1. Тебе нравится в школе? 2. Что тебе в школе больше всего нравится, что для тебя самое интересное? 3. Представь, что к вам домой приехал знакомый твоих родителей. Вы с ним поздоровались, и он тебя спрашивает: «…?» Подумай, о чем он тебя может спросить. 4. Представь, что ты очень хорошо работал на уроке и учительница тебе говорит: «Саша (имя ребенка), ты сегодня очень старался, и я хочу тебя наградить за хорошую учебу. Выбери сам, что ты хочешь шоколадку, игрушку или пятерку в журнал». 5. Представь, что тебе предложили не каждый день учиться в школе, а заниматься дома с мамой и только иногда ходить в школу. Ты согласишься?

Задание на оценку усвоения нормы взаимопомощи Учитель читает рассказ ребенку и задает ему вопросы. Пол героя рассказа и соответственно его имя меняются в зависимости от пола исследуемого ребенка. Для мальчиков персонаж мальчик, для девочек девочка. Т е к с т р а с с к а з а: Мама, уходя на работу, напомнила Андрею (Лене), что ему (ей) надо есть на обед. Она попросила его (ее) помыть посуду после еды, потому что вернется с работы уставшей. Андрей (Лена) поел(а) и сел(а) смотреть мультфильмы, а посуду мыть не стал(а). Вечером пришли с работы мама и папа. Мама увидела грязную посуду, вздохнула и начала мыть ее сама. Андрею (Лене) стало грустно, и он (она) ушел (ушла) в свою комнату. В о п р о с ы: 1. Почему Андрею (Лене) стало грустно? 2. Правильно ли поступил(а) Андрей (Лена)? 3. Почему? 4. Как бы ты поступил(а) на месте Андрея (Лены)?

Типовые задания познавательных УУД Проба на определение количества слов в предложении (С.Н. Карпова) Цель: выявление умения ребенка различать предметную и речевую действительность. универсальные учебные действия: знаково- символические познавательные действия, умение дифференцировать план знаков и символов и предметный план. Описание задания: учитель зачитывает предложение и просит ребенка сказать, сколько слов в предложении, и назвать их. 1. Скажи, сколько слов в предложении. 2. Назови первое слово, второе и т. д. Предлагаемые предложения: Маша и Юра пошли в лес. Таня и Петя играют в мяч.

Важно определить связь каждого УУД с предметной дисциплиной. Выделить предметные дисциплины, наиболее адекватные для формирования конкретных видов УУД.Определить конкретную форму УУД применительно к предметной дисциплине. Разработать или использовать готовую систему задач, включающих предметно-специальные, общелогические и психологический типы, решение которых обеспечит формирование заданных свойств УУД. Использовать систему рекомендаций по школьным предметам с целью обеспечения формирования конкретных видов и форм УУД в данной предметной дисциплине. !!! В каждом УМК должна быть выстроена система учебных заданий, направленных на формирование УУД.

Смысловые акценты УУД Русский язык Литературное чтение МатематикаОкружающий мир личностные жизненное самоопределе ние нравственно- этическая ориентация Смыслообразов а ние нравственно- этическая ориентация регулятивные целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий (Математика, Русский язык, Окружающий мир, Технология, Физическая культура и др.) познавательные общеучебные моделирование (перевод устной речи в письменную) смысловое чтение, произвольные и осознанные устные и письменные высказывания моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач широкий спектр источников информации познавательные логические формулирование личных, языковых, нравственных проблем; самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера анализ, синтез, сравнение, группировка, причинно- следственные связи, логические рассуждения, доказательства, практические действия коммуникатив- ные использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа, презентация творческих продуктов Направленность учебных предметов на развитие УУД

Действия учителя при планировании: 1. Выбрать УУД в соответствии с целью урока, спецификой учебного предмета, возрастными особенностями учащихся. 2. Выделить время для формирования УУД в границах учебного занятия или урока. 3. Определить приёмы, методы, способы и формы организации деятельности учащихся для развития УУД.

4. Спроектировать содержание деятельности учащихся для формирования УУД через использование системы разнообразных задач и средств их решения. 5. Запланировать рефлексивные формы контроля и самоконтроля учащихся для определения уровня освоения учебного материала и УУД. 6. Для формирования универсальных учебных действий (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка) использовать систему учебных задач и ситуаций.

п/ п Тема урока Решаемые проблемы Понятия Планируемые результат (в соответствии с ФГОС) Предметны е результаты УУД Личност- ные результа- ты Экологи -ческая безопас -ность Что такое экология? Как обезопасить себя от вредного воздействия окружающей среды? Что может сделать ученик 3 класса для улучшения экологической ситуации? Эколо- гия Экологи- ческая безопас- ность Цепь загрязне- ния Правила экологи- ческой безопас- ности Знать: Уметь: Регулятив ные УУД:…. Познаватель ные УУД:….. Коммуника- тивные УУД:….. Развернутое календарно-тематическое планирование по окружающему миру

УУД могут быть сформированы только в процессе определенной учебной деятельности. Важно создать новые условия для такой деятельности. Важно изменить сам образовательный процесс: освоить новые формы организации обучения, новые образовательные технологии, создать новую информационно-образовательную среду.

30 Между обучением и психическим развитием человека всегда стоит его деятельность образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие Цель – самостоятельное решение проблем Средство – постановка проблем и открытие знаний вместе с учениками ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ ( ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ «УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ ») Базовые образовательные технологии

может использоваться в любой Образовательной системе, уже реализована в Образовательной системе «Школа 2100» Технология проблемного диалога

32 ПРОЕКТНАЯДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Триада: замысел- -реализация- -продукт Базовые образовательные технологии

МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВУ: Программно формируется умение детей работать в группе, принимать помощь от одноклассников и оказывать помощь, вести урок (фрагмент урока), формулировать содержательную часть проекта, оформлять результат (доклад, выпуск газеты, репортаж, презентация…) Особое внимание уделяется обучению детей работе с источниками информации (оглавление учебника как программа ученика; таблицы, диаграммы, иллюстрации учебников, их справочники и словари).

34 ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕТЕХНОЛОГИИ Образовательная деятельность на основе ИКТ: открытое (но контролируемое) пространствооткрытое (но контролируемое) пространство информационных источников, информационная поддержка учебного процесса, информационная поддержка учебного процесса, Базовые образовательные технологии

технологии Метод интеллект-карт (графическое изображение мыслей) «заставляет» работать оба полушария мозга.

Примеры интеллект-карт, выполненных учащимися.

Базовые образовательные технологии

Системно- деятельност ный подход средства Готовность учителя Материально- техническое оснащение Опытно- экспериментальная деятельность Информационная среда Финансовое стимулирование ресурсы Родительское сообщество Педагогический коллектив (учителя нач. классов, учителя- предметники, логопеды, психологи, администрация) Модель реализации программы входвыход процесс Программа формирования универсальных учебных действий у младших школьников Портрет выпускника начальной школы Личностно- деятельност ный подход КТД урочная внешкольная внеурочная любознательный, любит свой край, Родину уважает и принимает ценности семьи умеет слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию выполняет правила здорового и безопасного образа жизни владеет основами умения учиться, способен сам организовать свою деятельность КоммуникативныеПознавательные Регулятивные Личностные Взаимообучение служба взаимопомощи Методологические ТехнологическиеСредства социализации УМК «Школа России», «Школа 2100» «Начальная школа 21 века» Интегрирован ное портфолио Научное общество учащихся Система типовых задач по развитию УУД Социальные партнеры Проектная и исследовательская деятельность Учащиеся школы

Проблемы, затруднения Недостаточная готовность учителей принять инновационный характер нового ФГОС; Трудности с разработкой индикаторов промежуточного мониторинга достижений обучающихся 1-х классов в условиях ФГОС НОО; Проблемы в разработке критериев оценки универсальных учебных действий; Реализация ООП для детей ЗПР.