Формирование у учащихся системы универсальных учебных действий Г.П. Стефанова, д.п.н., профессор ; И.А. Крутова, д.п.н., доцент.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Конструирование урока информатики в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Advertisements

Корнеенко Людмила Валерьевна учитель начальных классов ГБОУ СОШ 390.
«Формирование универсальных учебных действий».. В стандарте определена цель: формирование умений учиться, способности к организации своей деятельности.
Создание информационно – образовательной среды в рамках введения ФГОС Подготовила заместитель директора по УВР Крючкова О.В.
«Требования к урокам по ФГОС» концепцией Федеральных государственных образовательных стандартов, принципами современной дидактики, позицией системно.
Требования нового государственного стандарта: 1. К результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; 2. К структуре.
Презентация к уроку по теме: Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС
Урок и новые стандарты Работу выполнила учитель химии, географии Теняева В. Н.
Системно-деятельностный подход в образовательном процессе как методологическая основа реализации ФГОС основного общего образования.
Метапредметные результаты по ФГОС. Образование общественно значимое благо, под которым понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах.
Деятельная модель урока в условиях реализации ФГОС.
"Реализация требований ФГОС ООО на уроках истории "
ПЕДСОВЕТ 2 1. Вопросы: 1. Анализ целей образования «старых» и «новых» стандартов образования (Камалова О.Г.) 2. Сравнение учебного плана ФГОС ООО с ныне.
УУД и ЗУН : актуальность формирования на современном этапе развития образования Евстратенко Е. В., учитель начальных классов, руководитель МО учителей.
Проектная деятельность, как дидактическое средство предметного обучения Проектная деятельность, как дидактическое средство предметного обучения Каракулова.
Формирование универсальных учебных действий как фактор реализации требований ФГОС Заместитель директора по УВР Васильева З.А.
Деловая игра : «Стандарты второго поколения». ДЕВИЗ ПЕДСОВЕТА: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ УРОКА. Системно-деятельностный подход обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию проектирование и.
В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного.
Особенность ФГОС ОО: переход к системно-деятельностной образовательной парадигме.
Транксрипт:

Формирование у учащихся системы универсальных учебных действий Г.П. Стефанова, д.п.н., профессор ; И.А. Крутова, д.п.н., доцент

« 4. Методологической основой Стандарта является системно-деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование развивающей образовательной среды образовательного учреждения; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся» « 4. Методологической основой Стандарта является системно-деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование развивающей образовательной среды образовательного учреждения; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся»

« 8. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать: 1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; 2) владение навыками познавательной, учебно- исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания» « 8. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать: 1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; 2) владение навыками познавательной, учебно- исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания»

Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. УУД = обобщённые действия = умение учиться

Виды УУД личностные действия; личностные действия; регулятивные действия; регулятивные действия; познавательные универсальные действия; познавательные универсальные действия; коммуникативные действия коммуникативные действия

Закономерности процесса обучения цель как закон определяет способ и характер деятельности по её достижению; цель как закон определяет способ и характер деятельности по её достижению; человеком осознаётся только то, что составляет цель его деятельности; человеком осознаётся только то, что составляет цель его деятельности; все знания, умения и качества личности человек приобретает только сам, через свою собственную деятельность; все знания, умения и качества личности человек приобретает только сам, через свою собственную деятельность; учебный процесс должен строиться так, чтобы у учащихся возникла потребность в овладении конкретной деятельностью учебный процесс должен строиться так, чтобы у учащихся возникла потребность в овладении конкретной деятельностью

Закономерности процесса усвоения знаний 1. В цели обучения школьников должны быть включены типовые задачи, решаемые с использованием научных знаний и обобщенные методы их решения. 2. Ученик понимает научное знание только в том случае, если он осмысливает содержание деятельности, в которой это знание было создано (познавательной деятельности). 3. Содержание метода обязательно должно стать предметом специального усвоения учащихся. 4. После выделения содержания метода учащиеся должны многократно применять его для выполнения в конкретных ситуациях

Виды познавательной деятельности, связанные с научным знанием Вид научного знания Деятельность по созданию знания Деятельность по применению знания Понятия о явлении Создание понятия о явлении 1. Распознавание явления, относящегося к понятию в конкретной ситуации. 2. Воспроизведение явления, соответствующего понятию, в конкретной ситуации. Понятия об объекте Создание понятия об объекте 1. Распознавание объекта, относящегося к понятию в конкретной ситуации. 2. Создание конкретных объектов, соответствующих понятию

Вид научного знания Деятельность по созданию знания Деятельность по применению знания Понятия о величине Создание понятия о величине 1. Нахождение значения величины в конкретной ситуации. 2. Воспроизведение свойства, интенсивность которого соответствует данной величине. Закон Открытие закона 1. Составление выражения отражающего связи и отношения между величинами. 2. Распознавание конкретных ситуаций, соответствующих условиям применимости данного закона

Вид научного знания Деятельность по созданию знания Деятельность по применению знания Научный факт Получение научного факт 1. Распознавание конкретных ситуаций, соответствующих научному факту. 2. Воспроизведение конкретных ситуаций, соответствующих научному факту. Теория Создание теории 1. Объяснение конкретных данных на основе теории. 2. Предсказание новых явлений, объектов на основе теории

Требования к формулировке цели учительской деятельности В формулировке цели должны быть указаны: деятельность, которую нужно выполнить; деятельность, которую нужно выполнить; конечный продукт этой деятельности; конечный продукт этой деятельности; свойства конечного продукта. свойства конечного продукта. Цель деятельности учителя на уроке - получить учащихся :1) усвоивших определённые научные знания; 2) умеющих применять эти знания в любой конкретной ситуации; 3) осознавших деятельность по созданию знаний Цель деятельности учителя на уроке - получить учащихся :1) усвоивших определённые научные знания; 2) умеющих применять эти знания в любой конкретной ситуации; 3) осознавших деятельность по созданию знаний

Структурная схема деятельности преподавателя ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ ЭТАП Предмет труда Образ учащихся с начальным уровнем знаний, умений, качеств личности и образ дидактических средств СредстваПредметные, психолого-педагогические знания ДействияЛогические приемы мышления Конечный продукт Программа деятельности по преобразованию уровня знаний, умений, качеств личности учащихся с помощью определённых дидактических средств в соответствии с поставленной целью

Структурная схема деятельности преподавателя ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП Предмет труда Ученики с начальными знаниями, умениями, качествами личности СредстваДидактические средства ДействияОрганизаторские и коммуникативные умения Конечный продукт Ученики с новыми знаниями, умениями, качествами личности

Структурная схема деятельности преподавателя КОНТРОЛЬНО-КОРРЕКТИРОВОЧНЫЙ ЭТАП Предмет труда Образ учащихся с новыми знаниями, умениями, качествами личности; программа деятельности по преобразованию уровня знаний, умений, качеств личности студентов СредстваПредметные, психолого-педагогические знания ДействияЛогические приемы мышления Конечный продукт Недостатки программы, явившиеся причиной отклонения знаний, умений, качеств личности учащихся от тех, которые указаны в цели занятия

1. Этап актуализации знаний и действий 2. Мотивация учащихся на «создание» новых знаний 3. Организация деятельности учащихся по «созданию» нового знания 4. Организация деятельности учащихся по применению нового знания 5. Контрольный этап

Этап многократного выполнения учащимися деятельности по применению полученного знания Требования к упражнениям для усвоения знаний: 1. В задании должна формулироваться цель, вынуждающая человека выполнять либо деятельность по распознаванию, либо по воспроизведению конкретных ситуаций. 2. Одну и ту же деятельность учащийся должен выполнять в различных ситуациях. 3. К каждому заданию должно быть подобрано 8-10 ситуаций, которые могут быть представлены рисунками, графиками, таблицами, словесным описанием

Задание: сравните давления, производимые телами на заданные поверхности, телами на заданные поверхности, в следующих ситуациях. в следующих ситуациях. Способ выполнения задания: 1) Выделить тела и поверхности, на которые оказывается давление. 2) Сравнить силы давления, действующие перпендикулярно поверхности. 3) Сравнить площади поверхностей, на которые действуют силы давления. 4) Сформулировать вывод

Сообщающиеся сосуды Определение сообщающихся сосудов ____________________________ ____________________________________________________________ Выберите из изображенных сосудов сообщающиеся. Составьте программу выполнения задания. ____________________________ _____________________________________________________________

Атмосферное давление Определите полное давление (жидкости и атмосферы) на тело А в следующих ситуациях. Составьте программу выполнения задания. На дне сосуда, в который налито машинное масло, лежит монета. Масштаб: 2 см

Программа выполнения задания 1. Выделить тело А. 2. Выяснить, какова плотность жидкости, в которой находится тело А и выразить её в кг/м Найти высоту столба жидкости, оказывающего давление на тело А, и выразить её в м. 4. Вычислить гидростатическое давление. 5. Сравнить полученный результат с единицей давления 1 Па. 6. Найти значение атмосферного давления и выразить его в Па. 7. Вычислить сумму гидростатического и атмосферного давлений

Железная гайка находится в мензурке с водой. Масштаб: 5 см

В вазу с мёдом попала пчела

Паук серебрянка перенёс с поверхности воды на глубину 50 см пузырёк воздуха. Атмосферное давление равно 102 кПа

Океанолог исследует морское дно. В этот день высота столба ртути в трубке Торричелли равна 72 см

Положив на дно чашки высотой 7 см вишнёвое варенье, Паскаль наполнил её до краёв чаем. Выглянув в окно, он увидел, что столб воды в созданном им барометре равен 10 метрам

Структура этапа применения физических знаний побуждение учащихся к формулировке цели деятельности; побуждение учащихся к формулировке цели деятельности; организация деятельности учащихся по разработке программы достижения поставленной цели; организация деятельности учащихся по разработке программы достижения поставленной цели; организация выполнения учащимися программы деятельности в материальной форме; организация выполнения учащимися программы деятельности в материальной форме; организация выполнения учащимися программы деятельности во внешнеречевой форме; организация выполнения учащимися программы деятельности во внешнеречевой форме; организация выполнения учащимися программы деятельности в форме внешней речи про себя; организация выполнения учащимися программы деятельности в форме внешней речи про себя; организация выполнения учащимися программы деятельности в форме внутренней речи (контрольный этап) организация выполнения учащимися программы деятельности в форме внутренней речи (контрольный этап)