1 IX Всероссийская конференция МСБ Стратегия ускорения инновационного развития России Малай В.А. Председатель подкомитета ТПП РФ по развитию инновационного.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Торгово-промышленная палата РФ Круглый стол «Конкурентная промышленная политика для малых и средних инновационных предприятий в условиях импортозамещения»
Advertisements

1 Основные направления координации инновационной промышленной политики Малай В.А. - председатель подкомитета ТП РФ поддержке инновационного предпринимательства.
«ПРОБЛЕМА СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ УЧЕТА И КОНТРОЛЯ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ИННВАЦИОНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ» Алексеева Марина Борисовна, док.экон.наук., профессор.
Комплексная программа развития международного и межрегионального сотрудничества субъекта РФ Москва, 2008.
29 сентября 2010 г. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПЛАТФОРМЫ как инструмент содействия инновационному развитию российской экономики.
Кадровый потенциал науки как фактор инновационного развития Крайнего Севера Саенко М.Ю. к.э.н., доцент кафедры ЯНГИ Саенко М.Ю. к.э.н., доцент кафедры.
Основные принципы построения Межотраслевого инновационного центра Закрытое акционерное общество ЦЕНТР ПЕРЕДАЧИ ТЕХНОЛОГИЙ Казань, 17 апреля 2009 г.
РОЛЬ ТПП В ОКАЗАНИИ СОДЕЙСТВИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА Г.А. Дементьев, генеральный директор Торгово-промышленной палаты РМЭ.
СТРОИТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ЧТО ЭТО ТАКОЕ И КАК ЕГО РАЗВИВАТЬ?
О долгосрочной целевой программе «Развитие рынка интеллектуальной собственности в Республике Татарстан на годы» Заместитель министра экономики.
Выполнила студентка 2 курса технологического факультета Потапова Надежда.
Стратегия инновационного развития России на период до 2020г. А. Каширин Москва, ТПП РФ 17 февраля 2011г.
Развитие легкой промышленности в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства: проблемы и перспективы Плёс, 13 сентября 2013 г. VIII.
КОМИТЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ И ТОРГОВЛИ Выполнил: Березовский Д.К. Группа:5221/3.
Коммерциализация и охрана интеллектуальной собственности: условия, институты, перспектива.
1 К вопросу разработки концепции развития сети федеральных университетов 29 февраля 2008 года, г. Москва.
ПРИВЕТСТВУЕМ ВАС НА КОЛЛЕКТИВНОЙ ЭКСПОЗИЦИИ ОРГАНИЗАЦИЙ ГОРОДА МОСКВЫ НА IX МОСКОВСКОМ МЕЖДУНАРОДНОМ САЛОНЕ ИННОВАЦИЙ И ИНВЕСТИЦИЙ.
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
Национальная инновационная система России Ленчук Е.Б. Александрия 15 мая 2008 г.
Москва, 3 апреля 2012 г. Приоритеты долгосрочного экономического развития России Министр экономического развития Российской Федерации Э.С.Набиуллина.
Транксрипт:

1 IX Всероссийская конференция МСБ Стратегия ускорения инновационного развития России Малай В.А. Председатель подкомитета ТПП РФ по развитию инновационного предпринимательства г. Москва 26 мая 2009 года

2 Мировые тенденции инновационного общества «Сила разума начинает превалировать над силой вещей» ОсновныеХарактеристики Постиндустриальное общество Инновационное общество Основной объект переработки СырьеИнформация Основа жизнедеятельности Эффективное использование энергии Эффективное применение идей Закон прибыльности продукта Главная движущая сила Физическая энергия Идеи Прибыль со временем падает Прибыль постоянно растет Основной механизм функционирования ОптимизацияУпреждающая адаптация

3 Кто мы и где мы? Место СНГ в современном инновационном мире Индустриальное общество Инновационное общество Информационное общество Инновационная инфраструктура Информационная инфраструктура Инвестиционная инфраструктура СНГ Развитые страны Система продвижения товаров и услуг Инфраструктура сферы услуг Система подготовки кадров 25 лет

4 Место России в современном мире Научно-технический потенциал - 6 место (12% ученых) Научно-технический потенциал - 6 место (12% ученых) Конкурентоспособность (инновационный потенциал)– 51 (доля в инновационном обороте (3 трлн. долл.) – 0.3% Конкурентоспособность (инновационный потенциал)– 51 (доля в инновационном обороте (3 трлн. долл.) – 0.3% Открытие и закрытие бизнеса – 58 Открытие и закрытие бизнеса – 58 Получение лицензий и кредитов -62 Получение лицензий и кредитов -62 Защита прав инвесторов -96 Защита прав инвесторов -96 Таможенные процедуры Таможенные процедуры - 112

5 Особенности конкурентоспособности на современном этапе Основа конкурентоспособности – инновационное развитие экономики Основа конкурентоспособности – инновационное развитие экономики Основное конкурентное преимущество – время внедрения инноваций Основное конкурентное преимущество – время внедрения инноваций Основной конкурентный признак инновационной экономики – участие всего общества в инновационном процессе Основной конкурентный признак инновационной экономики – участие всего общества в инновационном процессе

6 Тенденции в инновационном развитии государств Возрастание роли государственной политики в освоении конкурентных преимуществ и формировании конкурентоспособности страны на мировой арене Возрастание роли государственной политики в освоении конкурентных преимуществ и формировании конкурентоспособности страны на мировой арене Возрастание роли прогнозирования в инновационном развитии стран Возрастание роли прогнозирования в инновационном развитии стран Переход от целеполагания в ИР к целеполаганию в КС через ИР (переход от 6 к 7 Рамочной программе ЕС) Переход от целеполагания в ИР к целеполаганию в КС через ИР (переход от 6 к 7 Рамочной программе ЕС) Смещение акцентов в центрах развития от ТНК к региональным кластерам Смещение акцентов в центрах развития от ТНК к региональным кластерам Глобальная регионализация мирового инновационного процесса Глобальная регионализация мирового инновационного процесса

Тенденции в координации инновационного развития государств Формирование единого инновационного пространства государств и объединений государств Формирование единого инновационного пространства государств и объединений государств Стандартизация инфраструктуры инновационных систем Стандартизация инфраструктуры инновационных систем Формирование сетецентрического информационного пространства как основы информационной инфраструктуры Формирование сетецентрического информационного пространства как основы информационной инфраструктуры В области НИОКР переход от конкуренции к партнерству В области НИОКР переход от конкуренции к партнерству Переход от форсайта к прогнозированию и программно-целевому планированию Переход от форсайта к прогнозированию и программно-целевому планированию 7

8 Признаки периферийных и инновационных экономик Периферийная экономика - сильная зависимость инфляции от курсовых валютных колебаний и цен на энергоносители, обладающая небольшой (не более 5%) долей на мировом рынке «хай-тека». Периферийная экономика - сильная зависимость инфляции от курсовых валютных колебаний и цен на энергоносители, обладающая небольшой (не более 5%) долей на мировом рынке «хай-тека». Инновационная «хай-тек» экономика - слабая зависимость инфляции от курсовых валютных колебаний и цен на энергоносители, обладающая достаточной долей (выше 5%) на мировом рынке «хай-тека». Инновационная «хай-тек» экономика - слабая зависимость инфляции от курсовых валютных колебаний и цен на энергоносители, обладающая достаточной долей (выше 5%) на мировом рынке «хай-тека».

9 Как стать лидером на мировом рынке «хай-тека» Развивать в стране международные инновационные супермаркеты, создающие новые возможности для малого и среднего бизнеса, с одновременным освобождением от налогов компаний, создающих перспективные объекты интеллектуальной собственности. Развивать в стране международные инновационные супермаркеты, создающие новые возможности для малого и среднего бизнеса, с одновременным освобождением от налогов компаний, создающих перспективные объекты интеллектуальной собственности. Развивать инфраструктуру, соответствующую требованиям мировых стандартов для супермаркетов: институты экспертизы, судебной, налоговой и таможенной систем, бухгалтерского учета. Развивать инфраструктуру, соответствующую требованиям мировых стандартов для супермаркетов: институты экспертизы, судебной, налоговой и таможенной систем, бухгалтерского учета.

10 Специфика инновационного развития СНГ Основной научно-технический потенциал в Странах СНГ сосредоточен в государственных научных центрах и учреждениях (в России - ~70%) Основной научно-технический потенциал в Странах СНГ сосредоточен в государственных научных центрах и учреждениях (в России - ~70%) Основная нагрузка по финансированию научно-технических программ ложится на плечи государства. Основная нагрузка по финансированию научно-технических программ ложится на плечи государства. Крупные частные корпорации находятся на стадии накопления инновационного потенциала, и их роль в финансовом обеспечении инноваций пока невелика (за рубежом -2/3) Крупные частные корпорации находятся на стадии накопления инновационного потенциала, и их роль в финансовом обеспечении инноваций пока невелика (за рубежом -2/3)

Специфика инновационного развития СНГ Интеллектуальная собственность практически не введена в хозяйственный оборот (в мире – 70% стоимости товара) Интеллектуальная собственность практически не введена в хозяйственный оборот (в мире – 70% стоимости товара) Малые инновационные предприятия не получают должной господдержки, и их доля в производимой инновационной продукции мала (0.9%), хотя во всем мире 85% инновационной продукции производится на малых инновационных предприятиях – причина в высокой скорости внедрения и сравнительно низких накладных расходах. Малые инновационные предприятия не получают должной господдержки, и их доля в производимой инновационной продукции мала (0.9%), хотя во всем мире 85% инновационной продукции производится на малых инновационных предприятиях – причина в высокой скорости внедрения и сравнительно низких накладных расходах. В СНГ же подавляющая доля малых предприятий (в России 90%) занята в сфере торговли и услуг. В СНГ же подавляющая доля малых предприятий (в России 90%) занята в сфере торговли и услуг. 11

12 Локомотив инновационного развития СНГ С учетом специфики СНГ инновационную политику следует формировать в направлении организации альянса крупных государственных и частных корпораций с малыми инновационными предприятиями, разработки механизмов финансового обеспечения этого альянса на всех стадиях инновационного процесса, а также каждого из участников альянса в отдельности. С учетом специфики СНГ инновационную политику следует формировать в направлении организации альянса крупных государственных и частных корпораций с малыми инновационными предприятиями, разработки механизмов финансового обеспечения этого альянса на всех стадиях инновационного процесса, а также каждого из участников альянса в отдельности.

13 Принципы реализации собственного пути развития Максимальное использование отставания в развитии для достижения нового качества с наименьшими усилиями и в кратчайшие сроки – реализация способа «перепрыгивания через этап» Максимальное использование отставания в развитии для достижения нового качества с наименьшими усилиями и в кратчайшие сроки – реализация способа «перепрыгивания через этап» Решение задач прежде всего внутри государства путем: а) формирования рынка спроса на отечественную продукцию Решение задач прежде всего внутри государства путем: а) формирования рынка спроса на отечественную продукцию б) форсирования программы импортозамещения б) форсирования программы импортозамещения Поиск путей скорейшего превращения научно- технического потенциала в инновационный Поиск путей скорейшего превращения научно- технического потенциала в инновационный Лоббирование государством отечественных корпораций на международной арене Лоббирование государством отечественных корпораций на международной арене

14 Как превратить недостатки в достоинства Не только у нас и не только за наши деньги. Вывести производство в третьи страны. Избежать опасности отверточной сборки – заставлять инопартнеров приносить в Россию и совместно осваивать новейшие технологии. 3. Нужны многомиллиардные затраты на модернизацию промышленности Учтем опыт предшественников Создадим пул законов за 5 лет (2 уже прошло) вместо 20, как у США Перешагнем через ступеньку 2. Отстаем в развитии на лет Сегодня в мире самое ценное- это идеи ИС – дает 70% стоимости товара Ответ – построить систему генерации идей и знаний с рыночным уклоном, с защитой ИС и с профессиональной подготовкой продукции для инновационных супермаркетов. Затем ищем инвестора (партнера) не на идею, а на рыночный инновационный продукт для реализации его в России 1.Умеем только генерировать идеи, почти никогда не доводя их до рынка Что делать?Наши недостатки

15 Как влиться в мировой инновационный процесс Основные направления Инвестиции в развитие собственных технологий Создание единого инновационного пространства Использование внешних инновационных инфраструктур Формирование национальной инновационной политики Обучение персонала

16 Инновационная инфраструктура Инфраструктура сферы услуг Финансовое пространство РЫНОКРЫНОК Модель координации единого инновационного пространства Инфраструктура системы подготовки кадров Система прод виже ния Информационное Пространство Система генерации идей и знаний Инновационный Центр Управление Трансфера и Коммерциализации технологий Управление обеспечения конкуренто- способности Управление Внешних связей Управление Координации Инновационного развития Инновационно-технологическая инфраструктуа

17. Мировые тенденции изменения в характере рыночного спроса Товар Качественныйтовар Экологическичистый качественный товар Технологии Инновационные технологии технологии Бизнес на основе Инновационныхтехнологий Услуги, оказываемые с использованием с использованиеминновационныхтехнологий

18. Мировые тенденции изменения в критериях оценки конкурентоспособности компании Время внедрения инноваций % выделяемых средств на НИОКР Норма ЕС к 2010г- 3.5% Потолок России к 2015г-2.5% Превосходство в интеграции технологий и времени их внедрения Время внедрения пучков инноваций Метод ускорения путем «тоннельного перехода» в новое состояние, минуя промежуточные Компания «Тошиба» каждые 2 недели выводит на рынок новую модель ноутбука

19 Наш опыт 1. Мы пытаемся выстроить конкурентную стратегию исходя из проблемы повышения качества как основы конкурентоспособности, - это лишь 10% решения задачи, хотя для России сегодня и наиважнейшие 2.Мы пытаемся разработать программу модернизации промышленности путем преобразования ее в высокотехнологичный комплекс, - а это лишь 25% решения задачи. 3.Мы создаем инновационную инфраструктуру, а нужно строить инфраструктуру инновационного процесса 4.Мы вкладываем деньги в региональную инновационную инфраструктуру с инновационным потенциалом в ~25%, оставляя за бортом 75% инновационного потенциала ОПК. 4.Мы вкладываем деньги в региональную инновационную инфраструктуру с инновационным потенциалом в ~25%, оставляя за бортом 75% инновационного потенциала ОПК. 5.Мы по западной модели вкладываем деньги через Венчурные фонды в инновационные проекты малых инновационных предприятий (средние активы 5 тыс долл) оставляя за бортом проекты предприятий ОПК

20 Наш опыт 6.Мы тормозим развертывание конструктивной программы импортозамещения, хотя отечественный рынок-единственное, что у нас осталось для раскрутки инновационных предприятий и отечественных брэндов перед началом экспортной экспансии 7.ГЛАВНОЕ - Мы медлим с вовлечением общественных профессиональных организаций в процесс координации инновационной промышленной политики и практики 8.ГЛАВНОЕ - Мы медлим с созданием инфраструктуры поддержки инновационного потенциала ОПК 9. ГЛАВНОЕ – Мы до сих пор не ввели в хозоборот интеллектуальную собственность 10. Главное – Мы не создали систему координации ИР ЕврАзЭС

21 Институциональные инновации ОрганизационныеЗаконодательныеФинансовые Принятие пакета законов по инновационной деятельности Формирование инфраструктуры поддержки ИР Создание государственных банков долгосрочного финансирования Формирование системы отраслевого лизинга Введение в хозяйственный оборот неиспользуемых земель и имущества Принятие нормативно- правовой базы по техрегулированию Введение интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот Формирование эффективных рынков сбыта Формирование отраслевых союзов, ассоциаций, консорциумов Разработка экономических стимулов к внедрению инноваций Передача части госфункций общественным организациям Формирование льготной системы услуг для ИД

22 Повышение роли ТПП и других общественных организаций в реализации инновационной стратегии Механизмы реализации стратегии Роль общественных организаций Реализация стратегии импортозамещения Формирование экспортной политики Комплексная модернизация отраслей на основе программно- целевого планирования Формирование Межнационального инновационного пространства Стратегическое прогнозирование Законодательное обеспечение Инновационной деятельности Внедрение институциональных инноваций Участие в законотворческой деятельности Создание общественных институтов прогнозирования Формирование банков спроса и банков технологий Создание Инновационных Центров Создание общественных экспертных советов Участие в разработке программы комплексной модернизации промышленности Участие в реализации Программы импортозамещения Техрегулирование Сертификация Инвентаризация и оценка интеллектуальной собственности

23 Составляющие конкурентной силы на мировом рынке Основа конкурентной силы конкурентной силы-инновационностьпродукции КачествоФинансовоеположение и имидж Маркетинг ТехнологичностьИздержки Система эксплуатации и качество обслуживания клиентов клиентов Производственныевозможности Сбытовая сеть

24 Что продавать? Основные тенденции развития глобальной экономики Сейчас идет очередная смена локомотива: Рынок промтоваров будет перемещаться в сторону стран группы «В» Рынок промтоваров будет перемещаться в сторону стран группы «В» Страны группы «А» займутся услугами на основе внедрения инновационных технологий, информационными и финансовыми потоками, освоением новых секторов рынка Страны группы «А» займутся услугами на основе внедрения инновационных технологий, информационными и финансовыми потоками, освоением новых секторов рынка Энергоресурсы Промтовары Услуги на основе инновационных технологий

25 Что продавать? Мировые тенденции изменения в характере рыночного спроса Товар Качественныйтовар Экологическичистый качественный товар Технологии Инновационные технологии технологии Бизнес на основе Инновационныхтехнологий Услуги, оказываемые с использованием с использованиеминновационныхтехнологий

26 Что продавать? К вопросу о сотрудничестве НИР ОКРПроизводствоРеализация ИС 70% Стоимости товара Железо 30% Стоимости товара

27 Принципы выхода на рынок высоких технологий 1.Выходить на рынок первым 1.Выходить на рынок первым 2. Иметь в распоряжении первоклассные технологии мирового уровня 2. Иметь в распоряжении первоклассные технологии мирового уровня 3.Чтобы одолеть уже утвердившегося на рынке лидера, новый продукт должен иметь двух-трехкратное превосходство в цене или производительности или удобстве 3.Чтобы одолеть уже утвердившегося на рынке лидера, новый продукт должен иметь двух-трехкратное превосходство в цене или производительности или удобстве На начальном этапе работать с большими скидками для быстрого набора клиентской базы На начальном этапе работать с большими скидками для быстрого набора клиентской базы Расширять рынок за счет обновлений, модификаций и побочных продуктов Расширять рынок за счет обновлений, модификаций и побочных продуктов Активно управлять растущей прибыльностью Активно управлять растущей прибыльностью За счет безупречной системы поставок и системы эксплуатации «привязывать» клиентскую базу к себе и перебрасывать ее на следующий инновационный продукт За счет безупречной системы поставок и системы эксплуатации «привязывать» клиентскую базу к себе и перебрасывать ее на следующий инновационный продукт Строить сети-паутины для формирования и поддержания клиентской базы Строить сети-паутины для формирования и поддержания клиентской базы

28 Трансформация факторов конкурентного преимущества (КП) Сегодня в мире производство уже не является основным фактором КП. Большинство корпораций авангардных стран отдает производство на аутсорсинг в периферийный страны и сосредотачивает внимание на главном факторе КП – исследованиях и разработке новых товаров, технологий, услуг Сегодня в мире производство уже не является основным фактором КП. Большинство корпораций авангардных стран отдает производство на аутсорсинг в периферийный страны и сосредотачивает внимание на главном факторе КП – исследованиях и разработке новых товаров, технологий, услуг Россия теоретически могла бы пойти этим путем, однако возникает ряд моментов: Россия теоретически могла бы пойти этим путем, однако возникает ряд моментов: 1. Мы пока не авангардная страна, и наша продукция в основном пока неконкурентоспособна на мировом рынке. 1. Мы пока не авангардная страна, и наша продукция в основном пока неконкурентоспособна на мировом рынке. 2. Нам необходимо на первом этапе разработать и выполнить Национальную Программу импортозамещения, чтобы научиться вначале осваивать свой рынок, занятый на 80% импортной продукцией (причем нам предлагают продукцию и технологии далеко не первой свежести). 2. Нам необходимо на первом этапе разработать и выполнить Национальную Программу импортозамещения, чтобы научиться вначале осваивать свой рынок, занятый на 80% импортной продукцией (причем нам предлагают продукцию и технологии далеко не первой свежести). 3. Вторым этапом (одновременно с первым) будет освоение рынка постсоветского пространства. 3. Вторым этапом (одновременно с первым) будет освоение рынка постсоветского пространства. 4. Основой основ решения этой задачи является создание системы продвижения продукции, которой не было в СССР и нет сегодня в России. Одно из ключевых направлений - КВД 4. Основой основ решения этой задачи является создание системы продвижения продукции, которой не было в СССР и нет сегодня в России. Одно из ключевых направлений - КВД

29 Где продавать инновационную продукцию? Внутренний рынок – на основе реализации программы импортозамещения Внутренний рынок – на основе реализации программы импортозамещения Постсоветское пространство Постсоветское пространство

30 Первые шаги Создание системы продвижения инновационной продукции Создание системы продвижения инновационной продукции Формирование системы информационного обеспечения – первый, наиболее востребованный шаг в этом направлении на всех уровнях – региональном, федеральном, международном. Формирование системы информационного обеспечения – первый, наиболее востребованный шаг в этом направлении на всех уровнях – региональном, федеральном, международном. Координация «банков технологий», которые есть у любой уважающей себя структуры, и формирование в рамках ТПП РФ «банков спроса», которых нет ни у кого, хотя именно они являются началом инновационной цепочки. Координация «банков технологий», которые есть у любой уважающей себя структуры, и формирование в рамках ТПП РФ «банков спроса», которых нет ни у кого, хотя именно они являются началом инновационной цепочки. Организация «Инновационных супермаркетов» Организация «Инновационных супермаркетов» по мировым стандартам по мировым стандартам Формирование системы координации единого инновационного пространства России и стран СНГ Формирование системы координации единого инновационного пространства России и стран СНГ

31

32 Конкурентоспособность экономики России Институты (суд, законы, эффективность чиновников) Инфраструктура (дороги, энергетика, связь) 9288 Макроэкономическая стабильность(резервы) 3636 Здравоохранение9291 Высшее образование 4246 Эффективность и глобальная конкуренция на товарных рынках 7874 Эффективность рынка труда 8988 Развитие финансового рынка 4644 Склонность экономики к технологическим инновациям 5452 Размеры рынка 1614 Развитие малого и среднего бизнеса 2224 Объем коммерческой продукции, созданной на основе объектов интеллектуальной собственности 2822 Итого5958

Спасибо за внимание