Оценка деятельности общеобразовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья учащихся в системе оценки качества образования в Пермском крае.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не отсутствие болезней или физических дефектов». Всемирная организация.
Advertisements

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа 127 с углублённым изучением отдельных предметов» г. Перми Зав. МСППС Л.М. Лакирева.
Кучма Владислав Ремирович Директор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН Проект «Государственный образовательный стандарт общего образования.
Пояснительная записка Программа здоровье представляет собой комплексную систему профилактических и оздоровительных технологий, реализация которых проводится.
Сохранение и укрепление здоровья школьников. Проблема сохранения здоровья формирование основ здорового образа, совершенствование физического воспитания.
ШКОЛЬНЫЙ ЦЕНТР ЗДОРОВЬЯ. – центр мобильной информации о здоровом образе жизни для школьников, педагогов и родителей, инициатор проведения массовых спортивно-оздоровительных.
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В СИСТЕМЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Министерство образования Пермского края Дмитрий Николаевич Жадаев консультант отдела.
Учебно-методический совет ГОУ ВПО «Поволжская государственная социально- гуманитарная академия» Работа кафедр ФФКС на экспериментальной площадке Белозерской.
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 123.
Здоровьесбережение школьников - это система мер, направленных на сохранение и укрепление их здоровья с использованием здоровьеразвивающих и здоровьесберегающих.
Организация здоровьесберегающей деятельности в школе.
Создание здоровьесберегающей среды на начальной ступени образования.
Создание здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении Программа: «Здоровое поколение XXI века»
«Об условиях питания и охраны здоровья обучающихся»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 63» Проект программы «Здоровье детей – забота семьи и школы»
Опыт внедрения в учебно – воспитательный процесс МОУ школы 84 ювенальных технологий. Заместитель директора по УМР Н.В. Васильева.
Модель здоровьесберегающей среды ОУ Условия, обеспечивающие здоровьесберегающий характер учебного процесса Повышение культуры здоровья участников образовательного.
Программа «Школа, сохраняющая здоровье детей» Цель программы: объединение всех направлений деятельности образовательного учреждения по формированию, сохранению.
FokinaLida.75 Инновационный проект развития МОУ «Верх – Марушинская оош» по здоровьесбережению «Новая школа – школа здоровья» на 2011 – 2013гг. «Новая.
Зам. директора по УВР МОУ «Гимназия 2» О.Ф. Громова.
Транксрипт:

Оценка деятельности общеобразовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья учащихся в системе оценки качества образования в Пермском крае Лядова Наталья Владимировна, зав.каф. охраны здоровья детей и подростков, к.м.н., доцент, ГОУ ДПО ПКИПКРО

Президент Р.Ф. Д.А.Медведев в Послании Федеральному собранию (5 ноября 2008 г.) среди 5 основных направлений модернизации и развития системы общего образования страны назвал решение всего спектра вопросов, касающихся здоровья школьников.

Направления президентской инициативы «Наша новая школа» (2009) - Подготовка и реализация новых образовательных стандартов второго поколения. - Создание системы поддержки талантливых детей. - Развитие учительского потенциала. - Современная школьная инфраструктура. - Здоровье школьников.

Школа и здоровье Школа является особым образовательным пространством, в рамках которого происходит не только формирование социально адаптированной личности, ее профессиональное и гражданское самоопределение, но и формируется самая важная, базовая характеристика, обеспечивающая реализацию всех остальных - ЗДОРОВЬЕ.

Сохранение здоровья учащихся является на сегодняшний день целью деятельности образовательного учреждения, условием и средством повышения качества образовательных результатов, а также – показателем качества образовательного процесса.

Современная экономическая и социальная действительность требует подготовки принципиально нового типа выпускника школы – человека инициативного, способного к постоянному обновлению знаний, умеющего нестандартно мыслить, и в то же время – законопослушного, умеющего заботиться о своем здоровье (Карпушин Н.Я., августовский педсовет 2009).

Одна из стратегических задач развития образования и главный смысл разработки образовательных стандартов второго поколения- повышение качества образования

Т К структуре основных образовательных программ Т К результатам освоения основных образовательных программ Т К условиям реализации основных образовательных программ Стандарты общего образования второго поколения содержат три компонента: Тр + Тс + Ту – новая формула образовательных стандартов

Достижение школой результата, каковым является, прежде всего, выполнение стандарта образования, а также реализация основных стратегических направлений развития образования не могут быть обеспечены без качественного физиолого-психолого-гигиенического сопровождения образовательного процесса, направленного на охрану здоровья и безопасность всех его субъектов.

Распределение детей по группам здоровья в Пермском крае группа здоровья 2 группа здоровья 3 группа здоровья

Модель школы, содействующей здоровью (содержание деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья) Блок 1 Блок 2 Блок 3 Создание здоровьесб ерегающей среды Организация физкультурно- оздоровительной и оздоровительно- профилактической работы Формирование здорового образа жизни, культуры здоровья. Гигиеническое обучение и воспитание

13 Система здоровьесберегающей деятельности в образовательном учреждении Директор, зам.директора Сотрудники центра содействия укреплению здоровью. Задачи: стратегия, планирование и координация деятельности участников, анализ деятельности и ее коррекция Учителя, классные руководители, метод объединения, специалисты, сотрудники пищеблока, техн. персонал. Задачи: реализация проектов, программ здоровьесберегающего образования, требований СанПиНов, диагностика, мониторинг Директор, зам.директора Обеспечивающий элемент системы – Центр содействия здоровью Исполнительный элемент системы Контролирующий элемент системы Управленческий, элемент системы

Сегодня востребованными для прохождения процедуры лицензирования образовательных учреждений становятся критерии оценки - качества условий, - качества процесса, - качества результата деятельности общеобразовательного учреждения по сохранению здоровья учащихся.

Современная нормативная база, обеспечивающая санэпидблагополучие учащихся в общеобразовательных учреждениях СанПиН «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях».

Актуальной является проблема разработки и апробации критериев оценки качества здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения

Критериальная база, разработанная кафедрой ОЗДиП: 1. Критерии рациональности урока с позиции здоровьесбережения; 2. Критерии оценки качества здоровьесберегающей деятельности обр. учреждения; 3. Критерии здоровья учащихся при проведении мониторинга.

Методические пособия кафедры по проведению мониторинга здоровья и здоровьесберегающей деятельности

Оценку качества деятельности общеобразовательного учреждения предлагается проводить в баллах по 3-м критериям, отражающим в комплексе состояние работы общеобразовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья учащихся. Это следующие критерии: I. Критерий оценки качества условий: соответствие условий обучения требованиям СанПиН. II.Критерий оценки качества процесса: создание здоровьесберегающей среды; организация учебного процесса с позиции здоровьесбережения. III.Критерий оценки качества результата динамика показателей физического здоровья учащихся. Контингент обследуемых: учащиеся в параллелях 1, 5, 9, 11-х классов (это могут быть и учащиеся всей школы).

I. Критерий «Соответствие условий обучения требованиям СанПиН» Критериальный признак Оценка признака в баллах Баллы учреждения (по актам Роспотребнадзора) дачастично нет 1 Функциональное зонирование пришкольного участка и его оборудование. Обязательное наличие физкультурно- спортивной зоны, зоны отдыха Планировка здания и учебных помещений Санитарно-техническое благоустройство: централизованные водоснабжение (в т.ч. горячее) и канализация, воздушное отопление Обеспеченность ростомерной мебелью в соответствии с характером учебно-воспитательного процесса, ее состояние, маркировка Обеспечение должного уровня освещенности в учебных помещениях Обеспечение должного теплового режима в учебных помещениях 210 7Лицензированный медицинский кабинет210 8Отсутствие вспышек инфекционных заболеваний210 9Состав, площади помещений пищеблока, соблюдение поточности технологического процесса Наполняемость классов (соответствие нормам – 2 балла, Превышение наполняемости до 20% – 1 баллов, свыше 20% – 0 баллов) 210 Сумма баллов:

II. Критерий «Создание здоровьесберегающей среды. Организация учебного процесса с позиции здоровьесбережения» Критериальный признак Оценка признака в баллах Баллы учреждения дачастично нет 1 Контроль физиолого-гигиенической рациональности дневного и недельного расписания уроков. Дневная и недельная учебная нагрузка (соответствиеСанНин) Контроль объема домашнего задания по времени его выполнения (соответствие СанНин) Обучение на основе здоровьесберегающих (педагогических) технологий Создание благоприятного психологического климата на уроках, во внеурочной деятельности, на экзаменах Введение 3 часа урока физкультуры в неделю для всех 1-х, 5-х, 9-х, 11-х классов (все классы – 2 балла; в некоторых классах – 1 балл, отсутствие 3-го часа физкультуры во всех указанных классах – 0 баллов) Организация внеклассной спортивно-массовой работы (наличие спортивных кружков, секций при школе, посещение бассейна). Процент учащихся 1-х, 5-х, 9-х, 11-х классов, посещающих спортивные секции при школе и в УДО (больше 70 % – 2 балла; % – 1 балл, менее 40 % – 0 б.) Охват школьными завтраками (обедами) учащихся 1-х, 5-х, 9-х, 11-х классов. Процент охвата учащихся горячим питанием (80 % и более – 2 балла, 40 – 80 % – 1 балл, менее 40 % – 0 баллов) Проведение профилактической витаминизации в учреждении (обязательная искусственная витаминизация блюд, либо разрешенный педиатром прием поливитаминов) (проводится постоянно – 2 балла, нерегулярно или в недостаточных дозах – 1 балл, не проводится – 0 б.) Формирование компетентности педагогов по вопросам здоровьесбережения, формирования ЗОЖ, профилактике вредных привычек у учащихся (проведение тематических семинаров, тренингов и др.). Наличие плана работы с педагогами и отчет о его реализации Наличие системы работы (классной, внеклассной) по формированию у учащихся потребности в здоровье, здоровом образе жизни (ЗОЖ), профилактике социально обусловленных заболеваний. Наличие плана и отчета о его реализации Сумма баллов:

Критерий III «Динамика показателей физического здоровья учащихся параллелей 1, 5, 9, 11-х классов» Критериальный признак Оценка признака в баллах Баллы учреждения (улучшение показателя – 2 балла; без изменений – 1 балл; ухудшение – 0 баллов) дачаст.нет 1 Процент детей, имеющих физическое развитие, соответствующее возрастно- половой норме Процент учащихся от числа обследованных, имеющих средний и высокий уровень физической подготовленности Процент учащихся, отнесенных к основной медицинской группе здоровья для занятий физкультурой Индекс здоровья учащихся в сравнении с предыдущим годом (улучшение показателя – 2 балла; без изменений – 1 балл; ухудшение – 0 баллов) Процент детей с нарушением зрения в сравнении с предыдущим годом Число пропусков занятий в среднем на одного учащегося по причине простудных заболеваний в сравнении с предыдущим годом Процент детей с нарушением зрения в сравнении с предыдущим годом (улучшение показателя – 2 балла; без изменений – 1 балл; ухудшение – 0 баллов) Процент детей с нарушением нервно-психической сферы (с психоневрологическими заболеваниями), в сравнении с предыдущим годом: Процент детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в сравнении с предыдущим годом: осанки, стопы Уровень психического здоровья учащихся в сравнении с предыдущим годом. Процент детей с высоким уровнем тревожности Число и процент детей, злоупотребляющих психоактивными веществами в основной и средней школе по данным анкетирования Число и процент детей в основной и средней школе, изменивших в лучшую сторону отношение к своему здоровью, здоровому образу жизни по данным анкетирования 210 Сумма баллов:

Обработка результатов Эксперты проставляют по каждому критериальному признаку соответствующие баллы. Подсчитывается сумма баллов по каждому критерию. Результаты по каждому критерию заносятся в Карту оценки уровня психолого-педагогического и санитарно- эпидемиологического благополучия общеобразовательного учреждения. Подсчитывается общая сумма баллов по всем 3-м критериям. По общей сумме баллов, используя оценочную шкалу, определяется уровень психолого-педагогического и санитарно- эпидемиологического благополучия образовательного учреждения, который сравнивается в динамике лет наблюдения.

КАРТА оценки уровня психолого-педагогического и санитарно-эпидемиологического благополучия общеобразовательного учреждения Критериальный признакI. Критерий оценки качества условий II. Критерий оценки качества процесса III. Критерий и показатели оценки качества результата Сумма баллов по каждому показателю Общая сумма баллов Уровень психолого- педагогического и санитарно- эпидемиологического благополучия

ОЦЕНОЧНАЯ ШКАЛА для определения уровня психолого-педагогического и санитарно-эпидемиологического благополучия общеобразовательного учреждения Оценка в баллах % от максимально возможной суммы в баллах – – – – – – 30 < 15< 30 Уровень психолого- педагогического и санитарно- эпидемиологического благополучия образовательного учреждения 1. Оптимальный 2. Допустимый 3. Тревожный 4. Опасный 5. Критический

Оценка качества (эффективности) здоровьесберегающей деятельности общеобразовательного учреждения на основе динамики ее результатов по годам наблюдения Год наблюдения Уровень психолого- педагогического и санитарно- эпидемиологического благополучия общеобразовательного учреждения Оценка качества здоровьесберегающей деятельности Предыдущий уч.год Текущий уч. год Динамика В строке «Динамика» заносится разность в показателях со знаком «» (ухудшение показателя) или «» (улучшение показателя)

Заключение Оценка качества здоровьесберегающей деятельности выставляется на основании динамики уровня психолого-педагогического и санитарно- эпидемиологического благополучия общеобразовательного учреждения: - «хорошо» – при положительной динамике уровня психолого- педагогического и санитарно-эпидемиологического благополучия общеобразовательного учреждения; - «удовлетворительно» – при отсутствии динамики; - «неудовлетворительно» – при отрицательной динамике уровня психолого-педагогического и санитарно-эпидемиологического благополучия общеобразовательного учреждения. Уровень психолого-педагогического и санитарно- эпидемиологического благополучия общеобразовательного учреждения и качество (эффективность) являются показателями, позволяющими определить рейтинг общеобразовательного учреждения по организации и управлению здоровьесберегающей деятельностью.