Благотворительный сектор в России : сценарии развития Результаты экспертной встречи 17 декабря 2010 г. Москва, офис Evolution & Philanthropy.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Итоги экспертной встречи «Новые стратегии НКС в условиях кризиса» Москва, 3 декабря 2008 г.
Advertisements

"ОБЩИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ СОЦИАЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОГРАММ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ДЕТСТВА" ПАРТНЕРСКАЯ ИНИЦИАТИВА Evolution & Philanthropy Благотворительный фонд.
Экспертная группа г.. 2 Масштабы сектора Условия и вызовы Демографические – демографический спад (крайне важно для профобразования); – старение.
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
Точки развития СОНКО. Самый низкий уровень по занятым в негосударственном некоммерческом секторе и участию граждан в добровольческой деятельности по сравнению.
1 Усиление влияния миграции на развитие: Проблемы и варианты политики Г-н Лука Барбоне Всемирный банк 5 февраля 2009 г.
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И УЧАСТИЕ ГРАЖДАН В УПРАВЛЕНИИ Проблемы, точки роста и перспективы развития.
Первоочередные меры для развития диалога и усиления роли НКО: представление обучающего и грантового компонента Программы «ДИАЛОГ» Екатерина Лебедева,
Эффективные модели и механизмы развития благотворительных проектов и программ в России. Цирульников Борис Альбертович, исполнительный директор «Общественного.
Критерии финансовой грамотности населения и пути ее повышения Июль 2008.
1 ТЕМА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СПК ПС ОМС.
LOGO Региональная общественная экспертиза и мониторинг: использование механизмов для повышения устойчивости НКО, экспертиза бюджетного процесса Сергеева.
Программа «Укрепление общественной поддержки некоммерческих организаций» Осуществляется Агентством социальной информации фондом «Созидание» Центром развития.
Учебная дисциплина «Основы социологии и политологии» Специальность «Налоги и налогообложение» 2 курс.
Экспертная группа 17 « Реформа бюджетного сектора в экономике » « РИА Новости », г. Основные направления и механизмы повышения эффективности.
© ЛИГО ГУ-ВШЭ 2008 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ – ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ ЛАБОРАТОРИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА Доверие населения к НКО: проблема.
CAF Россия Фонды Местных Сообществ в России: практика, возможности и риски Аврорина Л.В. Руководитель программ, CAF Россия.
ВВЕДЕНИЕ В МЕЖДУНАРОДНЫЙ БИЗНЕС. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ РЫНКОВ.
Инвестиции в промышленную модернизацию Чухланцев Д.О. Председатель Подкомитета по региональной инвестиционной политике ТПП РФ, Генеральный директор Группы.
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
Транксрипт:

Благотворительный сектор в России : сценарии развития Результаты экспертной встречи 17 декабря 2010 г. Москва, офис Evolution & Philanthropy

Предыстория 3 декабря 2008 г. на экспертной встрече « Новые стратегии некоммерческого сектора в условиях кризиса » были предложены : Описание внешних факторов, оказывающих существенное влияние на развитие благотворительного сектора ; Возможные сценарии развития благотворительного сектора в условиях глобального кризиса. На встрече 17 декабря 2010 г. э ксперты обсудили : Динамику внешних факторов ; Реальное развитие событий за 2 года ; Сценарий для благотворительного сектора в 2011 году. 2

Факторный анализ и сценарии развития благотворительного сектора в условиях кризиса Экспертная встреча по инициативе Evolution & Philanthropy 3 декабря 2008 г. 3

Участники встречи 3 декабря 2008 г. Лариса Аврорина, CAF Россия Владимир Балакирев, Процесс Консалтинг Игорь Барадачев, РУСАЛ Вячеслав Бахмин, Фонд Ч. С. Мотта Татьяна Бурмистрова, Школа НКО Екатерина Грешнова, E&P Ольга Евдокимова, E&P Елена Захарова, Фонд « Созидание » Олег Казаков, ЛИНКС Наталья Каминарская, Форум Доноров Инна Луковенко, USAID Элизабет МакКион, Фонд Форда Геннадий Молчанов, ДФ « Виктория » Елена Коновалова, ДФ « Виктория » Ольга Мошкова, Фонд « Новая Евразия » Вадим Покотило, МакКинзи Елена Тополева, АСИ Дениз Роза, « Перспектива » Алекс Сухаревский, МакКинзи Мария Черток, CAF Россия Ирина Швакман, МакКинзи 4

Факторный анализ Представители компании МакКинзи выступили с презентацией « Экономический кризис и филантропия » Прошло общее обсуждение внешних факторов Эксперты определили факторы, существенно влияющие на сектор Факторы были ранжированы по степени влияния Красным цветом выделены факторы, выбранные более чем половиной экспертов. Синим – факторы, которые считает значимыми не менее чем треть экспертов. Черным выделены факторы, предложенные в качестве значимых менее чем 30% экспертов. Эксперты разработали несколько сценариев развития для благотворительного сектора России 5

Внешние факторы ПолитическиеЭкономические Правовая база ( правовой режим) как на федеральном так и на региональном уровне. Регулирование сектора, и гражданского общества в целом. Социальная политика государства Взаимодействие и политика разных ветвей власти по отношению к сектору Политика региональных и местных властей Общественное участие в политической жизни страны. Политическая активность граждан (и как следствие – поляризация сектора) Социальное партнерство ( и взаимодействие власти и секторов в целом) Налоговый режим Дифференциация регионов по соц-экономическому положению Структура занятости и уровень доходов основных групп населения Глобальный экономический кризис Состояние экономики в России Уровень и источники финансирования НКО –Структура финансирования НКО государством. Направление денежных потоков. –Объемы благотворительных средств от корпораций, среднего и малого бизнеса Количество благотворительных инициатив и число участников сектора Эффективность НКО Размытие границ и конкуренция при распределении ресурсов между НКО и бюджетными организациями Размывание границ между разными секторами экономики при создании социального блага СоциальныеТехнологические Культурное и религиозное разнообразие общества Духовно-нравственное состояние общества в целом Уровень безработицы. Состояние рынка труда. Проблема бедности и неравенства Уровень общественной безопасности и ее восприятие Наличие среднего класса и его осознание себя и своих потребностей Доступность социальных услуг (а также их качество) Возможность принимать участие в политической жизни Возможность повлиять на качество социальных услуг Уровень развития КСО и число компаний, участвующих в благотворительности в разных видах Число общественных организаций по типам, число доноров Развитие интернета на местном уровне Интернет грамотность населения Информационное общество Доступность информации Уровень развития СМИ, в т.ч. Электронных, в т.ч. В регионах Уровень прозрачности и открытости сектора Демократизация СМИ и их доступность в регионах Социальное партнерство Рост on-line сообществ Web 2/0 технологии Способы хранения информации 6

Сценарии Шаги разработки сценариев 1. Определены сценарии послекризисного развития глобальной экономики в зависимости от скорости восстановления кредитных рынков и глубины рецессии 2. Определены факторы неопределенности, влияющие на развитие ситуации в секторе 3. Разработаны три сценария в зависимости от выбранных групп неопределенностей : « Желтая группа »: наличие ресурсов – гражданская солидарность « Красная группа »: ситуация в глобальной экономике « Синяя группа »: гражданская активность – роль государства 7

Восстановление и оздоровление мировых кредитных рынков и рынков капитала Мировые кредитные рынки и рынки капитала сворачиваются и остаются волатильными Глобальные экономические сценарии * (* разработано МакКинзи ) Сценарий 2: Экономика страдает, но не рушится Длительная рецессия : от 2 до 4 лет Новый эффективный режим регулирования Восстановление благодаря эффективной налоговой и кредитно - денежной политике и хорошим результатам в отдельных регионах ( например, США, Китай, Ближний Восток ) Достижение " безопасных " уровней зависимости от заемных средств приводит к постепенному восстановлению объемов торговли и кредитования Затраты на привлечение капитала постепенно возвращаются к обычному уровню Умеренное восстановление торговли и потоков капитала Глобализация постепенно возобновляется Постепенное восстановление психологических ориентиров Сценарий 1: Восстановление темпа глобализации Умеренная рецессия длительностью 3–4 квартала, за которой следует быстрый рост Новый эффективный режим регулирования Достижение " безопасных " уровней зависимости от заемных средств приводит к постепенному восстановлению объемов торговли и кредитования Затраты на привлечение капитала возвращаются к прежнему уровню Быстрое восстановление торговли и потоков капитала Продолжение глобализации и интеграции развитых и развивающихся экономик Восстановление психологических ориентиров Сценарий 4: Долгая " заморозка " Рецессия " японского " типа длительностью более 5 лет Режим регулирования, а также налоговая и кредитно - денежная политика неэффективны Стагнация во всех регионах " Оборонительные " коэффициенты зависимости от заемных средств, ограничение кредитных потоков и объемов торговли на неликвидных рынках Значительное участие государства в размещении кредитов Крайне медленное восстановление объемов торговли и потоков капитала Глобализация дает обратный ход Психология приобретает гораздо более " оборонительный " и националистический характер Сценарий 3: Остановка глобализации и восстановление национальных экономик Умеренная рецессия длительностью 1–2 года, за которой следует медленный рост экономики Режим регулирования предотвращает разрушение экономики, но значительно тормозит ее рост ( например, из - за высокой стоимости мер государственного вмешательства ) Чрезмерно осторожные коэффициенты зависимости от заемных средств Значительное участие государства в размещении кредитов Значительное более высокие, чем до кризиса, затраты на привлечение капитала Остановка глобализации Психология приобретает гораздо более " оборонительный " и националистический характер Глубокая глобальная рецессия Умеренная глобальная рецессия 8

Сценарии « Желтой группы » Сценарий 1 Мало денег – больше протестной солидарности Сценарий 2 Мало денег – больше конструктивной солидарности Глубокий затяжной экономический кризисГлубокий экономический затяжной кризис. Огромное количество объектов приложений для филантропии и действий НКО, но выбор направлений деятельности и точек приложений непрозрачно решает исключительно представители государственной власти. Государственное признание ценностей филантропической деятельности, декларативная и материальная поддержка общественных инициатив. Прямые запреты на международную филантропиюПривлечение ресурсов международных и зарубежных организаций. Тотальный государственный контроль за ресурсами. Мобилизация разнообразных ресурсов на добровольной, независимой основе, особенно на местном уровне. Рост частной филантропии. Законодательные и административные преграды для независимой филантропической деятельности как для национальной, таки международной и зарубежной. Приглашение НКО к участию в разработке и принятии политических и социально - значимых решений. Репрессии государства по отношению к неформализованным движениям Моральная поддержка независимой филантропической и некоммерческой деятельности. Увеличение доли неформализованных протестных движений. Эти движения по сути дела и представляют собой весь третий сектор. Усиление внимания к эффективности филантропии и благотворительной деятельности. Самоликвидация НКО. Налоговое стимулирование для филантропов и НКО. Стимулирование благотворительной активности бизнеса. 9

Сценарии « Красной группы » Долгая " заморозка " ( с допущением, что правительство не принимает мер по поддержке благотворительности ) Экономика страдает, но не рушится ( с допущением, что правительство принимает меры по поддержке благотворительности ) Отсутствие финансовых ресурсов для развития филантропической деятельности, практически полное отсутствие корпоративных фондов Государство находит разнообразные средства мотивации корпоративных и частных доноров, включая налоговые стимулы и высвобождая ресурсы за счет повышения эффективности Сворачивание « независимой филантропии » и государственная поддержка « государственных монстров » некоммерческого сектора Скорее всего, роль государства не будет носить общероссийского характера, это скорее будут местные инициативы Исчезновение глобальных сетей НКО, таких как Every child, WWF, детские деревни SOS Произойдет быстрое восстановление некоммерческого и благотворительного сектора за счет повышения эффективности и консолидации усилий, применения новых социальных технологий Государственная филантропия носит сугубо националистических характер, с одной стороны, средства направляются исключительно на проблемы внутри страны, с другой стороны, запрет на действие иностранных доноров в стране За три года кризиса « отвалятся » слабые и неэффективные нко, произойдет профессионализация и усиление сектора Независимый третий сектор исчезает, НКО либо сливаются и переходят в подчинение государственным службам, либо переходят в социальную сферу корпораций, которым содержание социалки опять будет вменено государством Большую роль приобретут медиа и Интернет технологии Возникнут группы взаимопомощи среди населения – новый тип гражданской активности в стране. Глобализация должна положительно повлиять Возможно, именно из этого типа гражданских объединений со временем вырастет новый некоммерческий сектор, основанный на частных пожертвованиях Психологическая устойчивость будет иметь большое значение 10

Сильная роль государства в регулировании деятельности НКС и филантропии Слабая роль государства в регулировании деятельности НКС и филантропии Сценарии « Синей группы » Псевдогражданское общество Государство регулирует гражданскую активность ( задает приоритеты, контролирует денежные потоки …) Доноры остаются по « разнарядке » ( для работы донорам необходимо одобрение государства ) « Налог на благотворительность » - государство определяет приоритеты деятельности доноров Назначаемые благополучатели – круг возможных получателей филантропических средств определяет государство Отсутствие конкуренции в секторе Добровольные добровольцы отсутствуют Нет западных доноров Параллельные миры Государство увеличивает свою роль в предоставлении социальных услуг Государство делит НКО на « своих » и « чужих », политика государства разная по отношению к этим двум группам, возникнет большое количество ГОНГО Рост протестных настроений, увеличение числа правозащитных организаций Количество иностранных доноров резко сокращается, при этом их поддержка становится дискретной ( только « протестные проекты ») Государство усиливает контроль за деятельностью российских доноров Нефинансовые ресурсы более доступны, чем финансовые Разруха Социальная апатия Доноры пытаются построить вокруг себя институты благотворительности для удовлетворения корпоративных и индивидуальных интересов Нет добровольцев Нет частных пожертвований Социальные услуги населению предоставляются только государством и в очень ограниченном объеме Рост роли семьи как основного инструмента решения социальных проблем Возрождение Возрождение реального некоммерческого сектора и гражданского общества Проявление реальных гражданских инициатив « снизу » Усиление конкуренции между участниками сектора Диверсификация источников финансирования Низкая активность граждан в решении социальных проблем Высокая активность граждан в решении социальных проблем 11

Взгляд на благотворительный сектор спустя 2 года после кризиса Экспертная встреча по инициативе Evolution &Philanthropy 17 декабря 2010 г. 12

Участники встречи 17 декабря 2010 г. Татьяна Бурмистрова, Независимый эксперт Вячеслав Бахмин, Фонд Ч. С. Мотта Ольга Евдокимова, E&P Игорь Задорин, ЦИРКОН Елена Захарова, « Созидание » Елена Малицкая, СЦПОИ Ольга Павлыш, E&P Алена Павлычева, Школа НКО Вадим Самородов, E&P Роман Склоцкий, Big Brothers Big Sisters Инга Пагава, CAF Россия Елена Тополева, АСИ Мария Черток, CAF Россия 13

Взгляд спустя 2 года Участники встречи : Обсудили реальную ситуацию, сложившуюся в России в 2010 году, и сравнили ее с ожиданиями в 2008 году Рассмотрели сценарии, разработанные в 2008 году, и проанализировали их соответствие реалиям Предложили сценарий развития сектора в ближайшей перспективе Договорились сделать такие встречи регулярными, а сценарное планирование – ежегодно обновляющимся форматом 14

Консенсусный анализ внешних факторов Социальные факторы Регистрировать НКО стало легче Закон о целевых капиталах медленно, но работает Введено понятие « социально - ориентированных НКО » Власть воспринимает сектор прагматически – как поставщика социальных услуг Риторика власти по отношению к сектору стала более позитивной Управление государством все больше осуществляется в ручном режиме. Международное участие не запрещено, но и не приветствуется В целом политическая ситуация для благотворительного сектора улучшилась прежде всего, в сфере регулирования. 15

Консенсусный анализ внешних факторов Экономические факторы Послекризисное восстановление идет, но очень медленно Поступления в сектор продолжали снижаться Идет замещение финансовых пожертвований добровольческими программами Повысилось количество организаций прямой помощи, собирающих частные пожертвования В целом экономическая ситуация для благотворительного сектора ухудшилась 16

Консенсусный анализ внешних факторов Социальные факторы Население России снизилось на 3-3,5 млн. человек по сравнению с 2002 годом ( по данным переписи ) Гражданское общество добивалось определенных успехов в отстаивании прав Граждане стали проявлять больше солидарности, особенно в экстремальных ситуациях Повысилась активность радикальных групп С точки зрения благотворительного сектора социальная ситуация в целом улучшилась 17

Консенсусный анализ внешних факторов Технологические факторы Доступ онлайн и интернет грамотность населения растет, но пока этот рост ограничивается городами Растет технологический разрыв между регионами Идет рост онлайн сообществ, в т. ч. Деструктивных Стало больше дискуссий и понимания со стороны СМИ Технологии наиболее активно используются фондами прямой помощи, другие интернет сообщества еще слабы Информационное общество становится реальностью, но результаты этого еще предстоит оценить Блоггерская активность дает возможность вскрывать проблемы и добиваться признания власти, а также защищать права Интернет все чаще « выходит на улицу » и собирает средства Феномен Wikileaks В целом ситуация в плане технологических факторов для благотворительного сектора улучшилась 18

Сценарий

Наиболее важные тенденции 2011 года Политический фон будет определяться ожиданием выборов 2012, что усилит напряженность в обществе и актуализирует проблемы Третий сектор будет восприниматься как поставщик социальных услуг и – особенно в регионах – политического пиара Большую роль приобретут Интернет технологии и электронные медиа Усилится конкуренция между участниками сектора за все виды ресурсов Государство будет определять приоритеты социальной деятельности доноров / бизнеса, что будет восприниматься как « Налог на благотворительность » Увеличится число правозащитных инициатив, которые будут оставаться неформальными и незарегистрированными и чаще выливаться на улицу Вырастет активность гражданского участия, но скорее в бессистемной форме. Будут возникать стихийные группы взаимопомощи населения, которые возможно приведут к возникновению « нового » некоммерческого сектора, основанного на частных пожертвованиях Вряд ли стоит ожидать от государства стратегического видения и развития инфраструктуры благ. сектора Фактор коррупции будет влиять на справедливость распределения государственных средств и как следствие на доверие к распределяющим организациям 20

Тенденции 2011 года средней важности Будет снижаться уровень безопасности в обществе, что приведет к большей консолидации и самоорганизации общества и появлению реальных гражданских инициатив « снизу » Государство будет делить НКО на « своих » и « чужих »; политика государства будет разной по отношению к этим двум группам ; возникнет большое количество ГОНГО, прежде всего в регионах Будут расти протестные настроения, связанные с политическими решениями и с отсутствием правосудия Финансовые ресурсы для развития филантропической деятельности вряд ли увеличатся ; практически исчезнут корпоративные фонды Нефинансовые ресурсы будут более доступны, чем финансовые Государство будет искать разнообразные средства мотивации корпоративных и частных доноров, включая налоговые стимулы Выживут организации с диверсифицированными источниками финансирования Государство будет пытаться регулировать гражданскую активность – задавать приоритеты и контролировать денежные потоки 21

Общий вывод « Жизнь станет лучше, но не веселее » 22

Мнения участников по поводу процесса « Встречи и обсуждения ситуации в секторе очень важны сами по себе » « Часто нет времени на рефлексию, поэтому открылись глаза на многие вещи » « Поможет в планировании деятельности собственной организации » « Надо проводить такие встречи регулярно » « Важно сделать формат таких обсуждений более структурированным » 23

Благодарим всех экспертов за участие и мысли! Продолжение следует…. Evolution & Philanthropy 24