1 Кризис на российском рынке труда и изменения в государственной политике занятости: опыт реализации региональных программ по снижению напряженности на рынке труда в 2009 году Лукьянова А.Л., ЦеТИ ГУ-ВШЭ Доклад на семинаре ЛИРТ 23 марта 2010 года
2 Занятость и безработица Восстановительный рост пока не привел к значительному улучшению ситуации на рынке За 2009 год российская экономика потеряла 2% занятых (1,5 млн человек). На КИСП потери выше - 4%. Безработица выросла в 1,5 раза (2 млн человек)
3 Регистрируемая безработица Регистрируемая безработица начала снижаться лишь в 4 квартале 2009 года Приток новых безработных сокращался очень медленно
4 Вакансии, заявленные в ГСЗ Общее число доступных вакансий быстро сокращается несмотря на сохранение стабильного притока новых вакансий Статистика вакансий искажена вакансиями для общественных и временных работ
5 Заработная плата и неполная занятость Основными механизмами адаптации стали использование режимов неполной занятости и сокращение реальной заработной платы Низкая инфляция увеличивает стимулы к адаптации через сокращение рабочего времени и численности работников, однако пик сокращений уже пройден.
6 Кто пострадал сильнее от кризиса? Мужчины или женщины? Городские или сельские жители? Работники старших возрастов? Молодые работники? Работники низкой квалификации? Мигранты – внутренние и внешние?
7 Уровень безработицы: Россия vs ОЭСР Страны ОЭСР: уровень безработицы в продолжает расти, рост на 4 п.п., США – 5,5 п.п.). Россия: С мая-2008 по май-2009 – рост на 3-3,5 п.п., с лета-2009 – снижение 1 п.п.
8 Восстановление после рецессии занимает больше времени, чем длится сама рецессия Unemployment rates, US
9 Пакет антикризисных мер на РТ на 2009 год 1. Увеличение минимального и максимального (в 1,5 раза) размера пособий по безработице. 2. Увеличение пособий по безработице для уволенных по собственному желанию. 3. Усиление контроля введением режима неполной занятости и приостановкой производства – обязательное информирование ГСЗ в течение 3 рабочих дней. 4. Проведение еженедельного мониторинга увольнения работников в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата работников, а также неполной занятости работников организации. 5. Открытие информационного портала "Работа в России« (обновление еженедельно). 6. Увеличение финансирования ГСЗ на реализацию АПРТ и выплату пособий. 7. Уменьшение миграционных квот. 8. Увеличение числа бюджетных мест в магистратуре и аспирантуре. 9. Выделение средств на реструктуризацию задолженности по ипотечным кредитам для лиц, потерявших работу. 10. Региональные программы по снижению напряженности на рынке труда: Общественные и временные работы, стажировки Опережающее обучение Содействие переезду Содействие самозанятости
10 Контроль за исполнением трудового законодательства
11 Расходы в абсолютном и относительном выражении выросли по всем направлениям, особенно на АМРТ 2008: Все расходы на политику занятости – 0,09% ВВП, в т.ч. пассивные меры – 0,05% ВВП 2009: Все расходы на политику занятости – 0,28% ВВП, в т.ч. пассивные меры – 0,13% ВВП
12 Изменения в структуре расходов За счет региональных программ резко выросла доля расходов на меры активной политики на рынке труда
13 Финансирование политики на рынке труда: Россия vs ОЭСР Из стран-членов ОЭСР меньше России на политику на рынке труда (в % к ВВП) тратит только Мексика
14 Число участников выросло и в регулярных АМРТ Основной прирост числа участников дали общественные работы и содействие самозанятости.
15 Региональные программы: некоторые даты Недостаточное время для разработки самих программ и нормативной базы их реализации в регионах: Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2008 г Первые варианты программ должны были быть готовы к 15 января 2009 г. Первые соглашения подписаны 2 февраля 2009 г. Самый поздний срок подписания соглашений – 13 апреля Первые средства направлены 6 февраля 2009 г. Корректировка программ (количественные и финансовые показатели): Первые дополнительные соглашения по корректировке программ подписаны 1 августа 2009 г. Всего до конца года 119 дополнительных соглашений с 79 субъектами (кроме Москвы, Амурской обл. и Ставропольского края) – с 23 регионами – дважды, с 2 регионами – трижды. В результате корректировок объем финансирования с 25,3 млрд. руб. до 38,1 млрд. руб (+50%), число участников с 1,4 млн.чел. до 2,1 млн чел.(+48%) Дополнительное соглашение о поддержке работников АВТОВАЗа - 7 ноября 2009 г.
16 Региональные программы: основные положения Главная цель программы – сохранение существующих рабочих мест и предотвращение роста открытой безработицы Основной инструмент – субсидирование занятости существующих работников. М.б. оправданно лишь как краткосрочная мера Программа не сфокусирована на наиболее нуждающихся – тех, кто имеет наибольшие риски бедности Программа исполняется на региональном уровне, но финансируется из центра Бюджетное финансирование: 0,1% от ВВП В начале года зарезервировано – 43,5 млрд руб, израсходовано 35,6 млрд руб, остаток на к.г. – 7,9 млрд руб. Доля регионального софинансирования не менее 5% (фактически – первоначально 6,7%, на конец года - 6,6%): 5 регионов, где доля регионального финансирования выше 10% - Тюменская область – 51%!
17 Фактическое исполнение отличалось от планов: число участников больше, денег потрачено меньше
18 Региональные программы Общественные и временные работы являются самой масштабной программой как по объему финансирования, так и по числу участников. Программы содействия самозанятости и переезду требуют больших ресурсов, но охватывают малое число участников.
19 Анти-кризисные меры на РТ в странах-членах ОЭСР Россия