1 Кризис на российском рынке труда и изменения в государственной политике занятости: опыт реализации региональных программ по снижению напряженности на.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ТОМСК 2009 «Содействие трудоустройству выпускников системы профессионального образования»
Advertisements

1 О деятельности Министерства труда и занятости Республики Карелия по выполнению Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской.
«О ситуации на рынке труда Томской области» Томск
О ситуации на рынке труда Омской области и о ходе реализации региональной программы, предусматривающей дополнительные мероприятия, направленные на снижение.
«О СИТУАЦИИ НА РЫНКЕ ТРУДА» ТОМСК 2009 ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ.
Сергей Саликов, Генеральный директор холдинга АНКОР Кадровая политика транспортной отрасли в новой экономический реальности Прогноз 2010.
«О ситуации на рынке труда Кемеровской области» 25 мая 2009 года.
Задолженность по выплате заработной платы, млн. рублей Основная сумма долга приходится на организации, являющиеся банкротами (80,3 млн. рублей или 93,4.
Департамент занятости населения Тюменской области Ситуация на рынке труда Тюменской области и реализация региональной программы по содействию занятости.
О СИТУАЦИИ НА РЫНКЕ ТРУДА НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ЗАСЕДАНИЕ МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ ПО МОНИТОРИНГУ СИТУАЦИИ НА РЫНКЕ ТРУДА В РАЗРЕЗЕ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ.
Михаил Юрьевич Дитятковский, Министр труда и социального развития Омской области.
Информация о результатах деятельности ГКУ РА «ЦЗН Тахтамукайского района» за 2012 год.
В Новосибирской области сложился относительно высокий уровень экономической активности населения.
{ Влияние экономического кризиса на занятость населения.
1 ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ НА ГРАДООБРАЗУЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ И В МОНОПРОФИЛЬНЫХ ГОРОДАХ Правительство Самарской области Правительство Самарской области 15 декабря.
М ИНИСТЕРСТВО ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ Р ЕСПУБЛИКИ К АРЕЛИЯ О прогнозе потребности в подготовке кадров для экономики и социальной сферы Республики Карелия Скрыников.
Макроэкономические показатели Российской Федерации гг. Макроэкономические показатели Российской Федерации гг. 1.
Социально-экономическое развитие Алтайского края январь-март 2011 года Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края.
О ситуации на рынке труда в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре (в разрезе муниципальных образований) 1 декабря 2010 года.
Регионы России выход из кризиса и перспективы развития Н. Зубаревич МГУ-НИСП.
Транксрипт:

1 Кризис на российском рынке труда и изменения в государственной политике занятости: опыт реализации региональных программ по снижению напряженности на рынке труда в 2009 году Лукьянова А.Л., ЦеТИ ГУ-ВШЭ Доклад на семинаре ЛИРТ 23 марта 2010 года

2 Занятость и безработица Восстановительный рост пока не привел к значительному улучшению ситуации на рынке За 2009 год российская экономика потеряла 2% занятых (1,5 млн человек). На КИСП потери выше - 4%. Безработица выросла в 1,5 раза (2 млн человек)

3 Регистрируемая безработица Регистрируемая безработица начала снижаться лишь в 4 квартале 2009 года Приток новых безработных сокращался очень медленно

4 Вакансии, заявленные в ГСЗ Общее число доступных вакансий быстро сокращается несмотря на сохранение стабильного притока новых вакансий Статистика вакансий искажена вакансиями для общественных и временных работ

5 Заработная плата и неполная занятость Основными механизмами адаптации стали использование режимов неполной занятости и сокращение реальной заработной платы Низкая инфляция увеличивает стимулы к адаптации через сокращение рабочего времени и численности работников, однако пик сокращений уже пройден.

6 Кто пострадал сильнее от кризиса? Мужчины или женщины? Городские или сельские жители? Работники старших возрастов? Молодые работники? Работники низкой квалификации? Мигранты – внутренние и внешние?

7 Уровень безработицы: Россия vs ОЭСР Страны ОЭСР: уровень безработицы в продолжает расти, рост на 4 п.п., США – 5,5 п.п.). Россия: С мая-2008 по май-2009 – рост на 3-3,5 п.п., с лета-2009 – снижение 1 п.п.

8 Восстановление после рецессии занимает больше времени, чем длится сама рецессия Unemployment rates, US

9 Пакет антикризисных мер на РТ на 2009 год 1. Увеличение минимального и максимального (в 1,5 раза) размера пособий по безработице. 2. Увеличение пособий по безработице для уволенных по собственному желанию. 3. Усиление контроля введением режима неполной занятости и приостановкой производства – обязательное информирование ГСЗ в течение 3 рабочих дней. 4. Проведение еженедельного мониторинга увольнения работников в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата работников, а также неполной занятости работников организации. 5. Открытие информационного портала "Работа в России« (обновление еженедельно). 6. Увеличение финансирования ГСЗ на реализацию АПРТ и выплату пособий. 7. Уменьшение миграционных квот. 8. Увеличение числа бюджетных мест в магистратуре и аспирантуре. 9. Выделение средств на реструктуризацию задолженности по ипотечным кредитам для лиц, потерявших работу. 10. Региональные программы по снижению напряженности на рынке труда: Общественные и временные работы, стажировки Опережающее обучение Содействие переезду Содействие самозанятости

10 Контроль за исполнением трудового законодательства

11 Расходы в абсолютном и относительном выражении выросли по всем направлениям, особенно на АМРТ 2008: Все расходы на политику занятости – 0,09% ВВП, в т.ч. пассивные меры – 0,05% ВВП 2009: Все расходы на политику занятости – 0,28% ВВП, в т.ч. пассивные меры – 0,13% ВВП

12 Изменения в структуре расходов За счет региональных программ резко выросла доля расходов на меры активной политики на рынке труда

13 Финансирование политики на рынке труда: Россия vs ОЭСР Из стран-членов ОЭСР меньше России на политику на рынке труда (в % к ВВП) тратит только Мексика

14 Число участников выросло и в регулярных АМРТ Основной прирост числа участников дали общественные работы и содействие самозанятости.

15 Региональные программы: некоторые даты Недостаточное время для разработки самих программ и нормативной базы их реализации в регионах: Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2008 г Первые варианты программ должны были быть готовы к 15 января 2009 г. Первые соглашения подписаны 2 февраля 2009 г. Самый поздний срок подписания соглашений – 13 апреля Первые средства направлены 6 февраля 2009 г. Корректировка программ (количественные и финансовые показатели): Первые дополнительные соглашения по корректировке программ подписаны 1 августа 2009 г. Всего до конца года 119 дополнительных соглашений с 79 субъектами (кроме Москвы, Амурской обл. и Ставропольского края) – с 23 регионами – дважды, с 2 регионами – трижды. В результате корректировок объем финансирования с 25,3 млрд. руб. до 38,1 млрд. руб (+50%), число участников с 1,4 млн.чел. до 2,1 млн чел.(+48%) Дополнительное соглашение о поддержке работников АВТОВАЗа - 7 ноября 2009 г.

16 Региональные программы: основные положения Главная цель программы – сохранение существующих рабочих мест и предотвращение роста открытой безработицы Основной инструмент – субсидирование занятости существующих работников. М.б. оправданно лишь как краткосрочная мера Программа не сфокусирована на наиболее нуждающихся – тех, кто имеет наибольшие риски бедности Программа исполняется на региональном уровне, но финансируется из центра Бюджетное финансирование: 0,1% от ВВП В начале года зарезервировано – 43,5 млрд руб, израсходовано 35,6 млрд руб, остаток на к.г. – 7,9 млрд руб. Доля регионального софинансирования не менее 5% (фактически – первоначально 6,7%, на конец года - 6,6%): 5 регионов, где доля регионального финансирования выше 10% - Тюменская область – 51%!

17 Фактическое исполнение отличалось от планов: число участников больше, денег потрачено меньше

18 Региональные программы Общественные и временные работы являются самой масштабной программой как по объему финансирования, так и по числу участников. Программы содействия самозанятости и переезду требуют больших ресурсов, но охватывают малое число участников.

19 Анти-кризисные меры на РТ в странах-членах ОЭСР Россия