КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ – 30.11.2010 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ СЕМИНАР ВОЙТИК ИРИНА МИХАЙЛОВНА канд. психол. наук, доцент.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ – МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ СЕМИНАР 1 ВОЙТИК ИРИНА МИХАЙЛОВНА канд. психол. наук, доцент.
Advertisements

Рефлексия в структуре профессиональной компетентности педагога.
Тема: «Политология как наука. Сравнительная политология».
Карьерный менеджмент как интеграционная основа управления развитием карьеры молодых специалистов СПЭК пленарное заседание Всероссийская научно-практическая.
Статус социологии в системе социального знания. Структура социологического знания. Старший преподаватель кафедры истории Казахстана и социально-политических.
«Организация проектно-исследовательской деятельности как средство саморазвития и самоопределения личности» 28 ноября 2011.
Семинар 6 Образовательный проект как один из способов построения антропопрактики Дозморова Е.В.
Социология физической культуры Модуль 1 Социология ФК и С как учебная дисциплина.
Учительский потенциал: сущность и контексты обсуждения Нина Федоровна Ильина, к.п.н., заведующая лабораторией педагогических исследований
«Место научной подготовки специалиста в новой образовательной парадигме» Выполнил: И.М. Пожарская, студент 2-го курса очной формы обучения экономического.
Методология педагогики и ее уровни.. Понятие методология педагогической науки. Термин методология в научной лексике используется в нескольких смыслах:
ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ (квалификация (степень) «бакалавр»)
Семинар – практикум «Лаборатория юного изобретателя» в рамках реализации инновационного проекта «ЯрТалант»«ЯрТалант» МДОУ «Детский сад 139»
Роль системы повышения квалификации в развитии профессиональной компетентности педагога и руководителя Григорян С. С.- заместитель директора МБОУ СОШ 17.
Мыследеятельностная педагогика Мыследеятельностная педагогика является продолжением теории развивающего обучения В.В. Давыдова.
Ведущие парадигмы образования 1. Парадигмы образования Когнитивная Личностно-ориентированная Функцио-нацистская Культуро­логическая Парадигма это совокупность.
Конструирование урока информатики в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Метапредметные результаты по ФГОС. Образование общественно значимое благо, под которым понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах.
Тема: Роль методического кабинета в повышении методической компетентности преподавателей педагогического колледжа.
ВЫСТУПЛЕНИЕ ЗА. ДИРЕКТОРА ПО УВР ОРЛОВОЙ Т.Ю. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ.
Транксрипт:

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ – МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ СЕМИНАР ВОЙТИК ИРИНА МИХАЙЛОВНА канд. психол. наук, доцент

1. Основные вехи и логика изучения рефлексии в социально-гуманитарном знании 2. Отечественные классические школы психологии рефлексии 3. Определения понятия рефлексия и механизм функционирования 4. Типология рефлексивного мышления 5. Гуманизация образования 6. Развитие рефлексивного мышления в профессиональном образовании: экспериментальные прикладные исследования 7. Перспективные направления исследования 8. Публикации ППС кафедры по проблемам рефлексии

1. Философия (от античности до новейшего времени) 2. Психология (вторая половина XX века)

Философские трактовки рефлексии АНТИЧНОСТЬ СРЕДНИЕ ВЕКА Сократ учил «Познай самого себя!»; Платон разрабатывал вопросы сознания и самосознания; Аристотель выделил, по сути, интеллектуальную рефлексию, различая «мышление о мышлении» Феноменология личностной рефлексии представлена в «Исповеди» Августина (IV в.) и «Истории моих бедствий» П.Абеляра (XII в.)

Философские трактовки ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ Само латинское слово «рефлексия» начинает специфически использоваться в Италии на рубеже Средневековья и Возрождения в связи с обозначением эффекта большего усиления волн в середине бухты, по сравнению с волнением в открытом море. Отсюда термин «рефлексия» генетически связан со своим социокультурным прототипом, обозначающим эффект усиления (интенсификации) вследствие возвратного (ретроспекции) взаимоотражения волн. как напряженная работа духа посредством ретроспективного созерцания и рационалистического анализа И.Г. Фихте «Факты сознания», Гегель «Феноменология духа»

ПСИХОЛОГИЯ РЕФЛЕКСИИ ЭМПИРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Дж. Локк как наблюдение души за своими собственными состояниями В. Вундт проблематика рефлексии изначально связана с интроспекцией

ПСИХОЛОГИЯ РЕФЛЕКСИИ Вюрцбургская школа О. Кюльпе была осуществлена конструктивная попытка объективировать самонаблюдение в ходе мыслительного поиска решения задач. Им было положено начало экспериментальному изучению интеллектуальной рефлексии в процессе дискурсивного мышления. Д. Дьюи в «Психологии и педагогике мышления» показал роль рефлексии в интеллектуальном развитии А. Буземан в 1920-е годы начал изучать экспериментально личностную рефлексию на материале эмпирического исследования самосознания подростков Дж. Флейвелл в 1970-е годы работы по метакогнитивизму – интеллектуальная рефлексия

ПСИХОЛОГИЯ РЕФЛЕКСИИ Ж. Пиаже в конце своей научной деятельности также обратился к экспериментальному изучению рефлексии на материале умозаключений и рассуждений В 1980-е годы американские психологи А. Мезиров, О. Шён и др. обращаются к практическому освоению рефлексии теоретико- экспериментальное изучение которой в США продолжил эмигрировавший из СССР В.А. Лефевр Австрия США

П.П.Блонский Р.М.Фрумкина, Г.И. Богин 2. ЛИНГВИСТИКА 4. СОЦИОЛОГИЯ 1. КУЛЬТУРА Ф.Э. Шперк - литературный критик и философ (1871–1897) публикует первые в России книги о рефлексии (Р): 1. «Мысль и рефлексия» (1895) – интел-ая Р. 2. «Книга о духе моем» (1896) – духовная Р. 3. «Философия индивидуальности» (1895) – личностная Р. СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ 3. ПЕДАГОГИКА Л.Г.Ионин 5. ПСИХОЛОГИЯ М.К.Мамардашвили В.Ф.Асмус 6. ФИЛОСОФИЯ Г.М.Андреева Л.А.Петровская

1. Информационно-кибернетический и логико- математический подход (И.С. Ладенко, В.А. Лефевр, Г.Л. Смолян) 2. Нормативно-деятельностный и системно- структурный подход (Н.Г. Алексеев, В.В.Давыдов, Г.П. Щедровицкий) 3. Личностно-деятельностный подход (трансформировавшийся затем в экзистенциально-культуральный) (И.Н.Семёнов, С.Ю.Степанов)

1. Алексеев Н.Г., 1968; 2. Давыдов В.В., 1978; 3. Лефевр В.А., 1965; 4. Семёнов И.Н., 1973, 1985, 2005; 5. Анисимов О.С., 1982; 6. Лепский В.Е., 1988; 7. Степанов С.Ю., 1985; 8. Слободчиков В.И.; 9. Карпов А.В.

3. Определения понятия В современных психологических исследованиях рефлексия рассматривается в нескольких аспектах: как уровень функционирования и особое состояние сознания (Ф.Е.Василюк, Е.В.Улыбина, M.Y.Brown, D.Elkins и др.); как важнейший механизм самопознания и саморегуляции (Н.И.Гуткина, А.В.Захарова, И.С.Кон, В.И.Слободчиков, В.В.Столин, Х.Хекхаузен, M.Y.Brown и др.);

3. Определения понятия как принцип существования индивидуального сознания и условие развития зрелой личности (Б.В.Зейгарник, Е.С.Мазур, В.И.Слободчиков, А.Б.Холмогорова, SJourard, C.Rogers и др.); как особая организованность мыследеятельности, связанная с порождением нового содержания (Н.Х.Алексеев, В.В.Давыдов, А.З.Зак, В.К.Зарецкий, И.Н.Семёнов, С.Ю.Степанов, Е.В.Улыбина и др.)

3. Определения понятия и механизм функционирования РЕФЛЕКСИЯ понимается как переосмысление человеком культурно- детерминированных и индивидуально-переживаемых содержаний своего сознания в процессе разрешения личностью проблемно-конфликтных ситуаций в контексте осуществляемой жизнедеятельности; это концентрированное отражение в сознании различных смыслов; это движение в смыслах; это мышление о мышлении

3. Механизм работы рефлексии подобен механизму работы рефлектора – отражаясь с зеркальной поверхности, лучи концентрируются в одной точке и распространяют тепло по всей комнате, обогревая её

интеллектуальная, личностная, диалогическая, коммуникативная, кооперативная, регулятивная, культуральная, экзистенциальная, духовная Субъект может рефлексировать: 1. свои поступки и образы собственного «я» как индивидуальности (личностный тип рефлексии); 2. знания об объекте и способы действия с ним (интеллектуальный тип рефлексии); 3. представления о внутреннем мире другого человека и причинах тех или иных его поступков (коммуникативный тип);

4. знания о ролевой структуре и позициональной организации коллективного взаимодействия (кооперативный тип); 5. представления о планировании, организации профессиональной деятельности, её целей, задач (регулятивный тип рефлексии); 6. целостный образ, личностные основания, смыслы существования (экзистенциальный тип рефлексии)

На современном этапе в нашей стране существуют разные концепции содержания образования, которые объясняют его как: 1) педагогически ориентированные основы наук; 2) совокупность знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены обучающимися; 3) гуманистически ориентированные теории и технологии, предполагающие творческую активность личности.

Содержание образования Каждая из вышеперечисленных концепций связана с определенной трактовкой места и функций человека в мире и в обществе. Социальный смысл концепций состоит в ответе на вопрос: Человек - цель или средство, он живет для государства или государство существует для него?

Содержание образования В психологии также обозначился переход от ответа на вопрос «Как обращаться с обучающимся, чтобы он более охотно и успешно усваивал содержание образования?» к ответу на вопрос «Каким должно быть содержание образования, чтобы обучающийся плодотворно развивался?»

1. Роль рефлексии в развитии профессиональных и личностных компетенций 2. Технологии развития рефлексивного мышления: игромоделирование, моделирование проблемных ситуаций, тренинги, коучинг, рефлепрактикум 3. Методы развития: игрорефлексика, проблемно- поисковые задания и упражнения, диалог, полилог, позициональная дискуссия, самонаблюдение, эссе…

1. Исследования И. Н. Семёнова (1976) эксперимент на материале задачи «Цепь» 2. Исследования развития рефлексивного мышления государственных гражданских служащих в профессиональном образовании (И. М. Войтик, ). 2. Исследование типов рефлексивного мышления (Ю. Ю. Кушнерова, А. О. Самсонова) эксперимент на рефлексию личностного типа

1. Сформированность личных ценностей и принципов 2. Наличие чётких личных целей 3. Стремление к постоянному саморазвитию 4. Способность управлять собой 5. Изобретательность, творческий подход к профессиональной деятельности 6. Способность руководить 7. Умение решать проблемы 8. Знание современных управленческих подходов 9. Высокая способность влиять на окружающих 10. Умение обучать и развивать подчинённых 11. Способность формировать и развивать эффективные рабочие группы

7. Перспективные направления исследований 1. Экзистенциальный тип рефлексии как фактор развития сознания лидеров Мищенко Диана Юрьевна, зав. лаб. личностного и профессионального развития 2. Интеллектуальный тип рефлексии в профессиональном обучении Самсонова Анастасия Олеговна, преподаватель

8. Публикации ППС кафедры по проблемам рефлексии 1). Войтик, И.М. Психологическая культура госслужащих: рефлексивные технологии развития персонала / И. М. Войтик. // Международная научно-практическая конференция « Стратегическое планирование в системе государственного управления », Академия государственного управления при Президенте Республики Казахстан. – Астана, – 0,2 а.л. 2). Войтик, И.М. Развитие рефлексивного мышления руководителей органов власти в принятии решений // Рефлексивные процессы и управление. Сборник материалов VП Международного симпозиума октября 2009г., Москва / под ред. В. Е. Лепского. – М.: Когито-Центр, С ). Войтик, И.М. Технология формирования рефлексивного мышления в последипломном образовании государственных и муниципальных служащих Сибирского федерального округа / И. М. Войтик. // Инновационные технологии обучения в высшей школе: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Сочи: Издательство Черноморской гуманитарной академии Ч. 1. – С. 326 – ). Войтик И.М. Психология лидерства: рефлексивный подход в оценке личностного потенциала кадрового резерва на руководящие должности государственной службы // Сборник статей VI Международного научно-практического симпозиума « Рефлексивные процессы и управление ». – М. : Институт философии РАН, Институт психологии РАН, ). Войтик И.М. Рефлексивно-гуманистический подход в исследовании, обучении и психологической оценке личностного потенциала резерва кадров // Научные записки « Интеллектуальный потенциал СибАГС. - Подсекция « Управление ». – Новосибирск: СибАГС, С

8. Публикации ППС кафедры по проблемам рефлексии 1) В ойтюк Д.К. Возможности использования рефлексивного практикума в контексте профессионального самоопределения студентов-психологов. // Тезисы V Международного научно-практического симпозиума « Рефлексивные процессы и управление », октября 2005 г., г. Москва. – М.: Институт психологии РАН, – www. reflexion.ru 2)Войтюк Д.К. Культура рефлексии как показатель адекватного профессионального становления практического психолога / Д. К. Войтюк, С.Г. Плотников. // Тезисы V Международного научно-практического симпозиума « Рефлексивные процессы и управление », октября 2005 г., г. Москва. – М.: Институт психологии РАН, – www. reflexion.ru 3) Войтюк Д.К. Особенности рискового поведения у подростков с разным уровнем рефлексивности / Д. К. Войтюк, С.Г. Плотников. // Тезисы V Международного научно-практического симпозиума «Рефлексивные процессы и управление», октября 2005, г. Москва. – М.: Институт психологии РАН, – www. reflexion.ru

8. Публикации ППС кафедры по проблемам рефлексии 1) Кушнерова Ю.Ю. Философские категории в рамках рефлексивного подхода / Ю.Ю.Кушнерова. // Философия образования. – – РЕФЕРИРУЕМЫЙ ЖУРНАЛ 2). Кушнерова Ю.Ю. Влияние развития рефлексии у менеджеров на эффективность принятия управленческих решений // Международная научно-практическая конференция «Стратегическое планирование в системе государственного управления», Академия государственного управления при Президенте Республики Казахстан. – Астана, ). Кушнерова Ю.Ю. Особенности развития кооперативного типа рефлексии у студентов-менеджеров и работающих специалистов // Международная научно-практическая Интернет-конференция «Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании2009» с 21 по 28 декабря 2009 г. – Украина, г. Одесса, 2009.

8. Публикации ППС кафедры по проблемам рефлексии 1. Самсонова, А.О. Развитие интеллектуального типа рефлексии в профессиональном обучении / А. О. Самсонова. // Материалы XLVIII Международной студенческой конференции «Студент и научно-технический прогресс», апреля 2010 г. : Управление. – Новосибирск: СибАГС, – С. 153 – 154.

Спасибо за внимание!