ТЕМА 3. Рыночный механизм: общая характеристика 3.1. Сущность и функции рынка. 3.2. Спрос: сущность и основные характеристики. 3.3. Предложение: сущность.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ТЕМА 3. Рыночный механизм: общая характеристика 3.1. Сущность и функции рынка Спрос: сущность и основные характеристики Предложение: сущность.
Advertisements

ТЕМА 3. Рыночный механизм: общая характеристика 3.1. Сущность и функции рынка Спрос: сущность и основные характеристики Предложение: сущность.
Теория спроса и предложения. 1.Спрос и факторы, на него влияющие 2.Предложение и факторы, на него влияющие 3.Рыночное равновесие 4.Государственное регулирование.
Рыночные отношения в современной экономике Выполнила: Юрченко Наталья,гр.ПО-330.
Рынок : содержание, сущность, категории, типология, структура и инфраструктура.
Применение функций в экономике. Функции находят широкое применение в экономической теории. Спектр используемых функций весьма широк от простейших линейных.
Спрос - готовность покупателя приобрести товары или услуги по тем или иным ценам в определенных количествах за определенный промежуток времени; отношение.
ТЕМА 2 РЫНОК КАК ФОРМА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ.
1 Рыночные отношения: сущность, функции, структура Рынок – это система экономических отношений между людьми, охватывающая процессы производства, распределения,
Кирсанова Наталья Васильевна Преподаватель экономики Каргасокского профессионального училища 22 Томской области.
Рыночная инфраструктура - это совокупность организационно-правовых форм, опосредствующих движение товаров и услуг, акты купли-продажи, или совокупность.
Рыночная экономика
ОСНОВЫ РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА И ЕГО СТРУКТУРА Цель лекции: выявить объективные причины появления и условия существования рыночной экономики, ее основные черты,
Спрос, предложение и рынок Рынок- набор соглашений с помощью которых покупатели и продавцы товаров вступают с в контакт по поводу купли-продажи данного.
Рынок, его механизмы и функции
Рынок и конкуренция Конкуренция равнозначна награде для тех, кто производит лучшие товары по более низким ценам. И. Бентам.
Рынок 1.Рынок и его место в системе экономических отношений 2.Свободное развитие рынка и его регулирование 3.Законы рынка.
Основы теории спроса и предложения.. Рынок представляет собой особую систему взаимоотношений между покупателями и продавцами. Состояние рыночной экономики,
Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Новосибирской области «Барабинский медицинский колледж» Рыночная.
Тема: «Характеристика фармацевтического рынка» Лекция 45.
Транксрипт:

ТЕМА 3. Рыночный механизм: общая характеристика 3.1. Сущность и функции рынка Спрос: сущность и основные характеристики Предложение: сущность и основные характеристики Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие Устойчивость равновесия Сущность и функции рынка Спрос: сущность и основные характеристики Предложение: сущность и основные характеристики Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие Устойчивость равновесия.

Сущность рынка Рынок это совокупность общественных отношений по поводу купли-продажи товаров. Рынок - это тип хозяйственных связей между субъектами хозяйствования, общественная форма функционирования экономики, форма движения общественного продукта и услуг. Рынок означает взаимную передачу прав собственности. Предпосылками возникновения рынка являются: а) общественное разделение труда; б) экономическая самостоятельность и обособленность производителей; в) наличие сформировавшихся отношений собственности. Рынок это совокупность общественных отношений по поводу купли-продажи товаров. Рынок - это тип хозяйственных связей между субъектами хозяйствования, общественная форма функционирования экономики, форма движения общественного продукта и услуг. Рынок означает взаимную передачу прав собственности. Предпосылками возникновения рынка являются: а) общественное разделение труда; б) экономическая самостоятельность и обособленность производителей; в) наличие сформировавшихся отношений собственности.

Сущность рынка Одна из главных проблем функционирования рынка наличие трансакционных издержек, т.е. издержек в сфере обмена, связанных с передачей прав собственности. Трансакционные издержки включают: расходы, связанные с поиском информации, затраты на ведение переговоров, работу по измерению свойств товара (услуги), издержки по спецификации и защите прав собственности, траты, связанные с преодолением оппортунистического поведения контрагентов. Одна из главных проблем функционирования рынка наличие трансакционных издержек, т.е. издержек в сфере обмена, связанных с передачей прав собственности. Трансакционные издержки включают: расходы, связанные с поиском информации, затраты на ведение переговоров, работу по измерению свойств товара (услуги), издержки по спецификации и защите прав собственности, траты, связанные с преодолением оппортунистического поведения контрагентов.

Функции рынка Регулирующая функция – согласование производства и потребления в ассортиментной структуре, сбалансированность спроса и предложения, обеспечение пропорциональности в производстве и обмене между регионами и сферами национальной экономики. Стимулирующая функция - побуждение производителей к созданию новой продукции, созданию необходимых товаров с наименьшими затратами; стимулирование научно-технического прогресса, повышение эффективности экономики. Ценообразующая функция – установление ценностных эквивалентов для обмена продуктов. В ходе обмена происходят своеобразный учет и общественная оценка реализуемых благ. Информационная функция даёт участникам рынка через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит объективную информацию о спросе и предложении товаров и услуг на рынке. Санирующая – дифференциация производителей, вытеснение неэффективных производителей с рынка. Регулирующая функция – согласование производства и потребления в ассортиментной структуре, сбалансированность спроса и предложения, обеспечение пропорциональности в производстве и обмене между регионами и сферами национальной экономики. Стимулирующая функция - побуждение производителей к созданию новой продукции, созданию необходимых товаров с наименьшими затратами; стимулирование научно-технического прогресса, повышение эффективности экономики. Ценообразующая функция – установление ценностных эквивалентов для обмена продуктов. В ходе обмена происходят своеобразный учет и общественная оценка реализуемых благ. Информационная функция даёт участникам рынка через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит объективную информацию о спросе и предложении товаров и услуг на рынке. Санирующая – дифференциация производителей, вытеснение неэффективных производителей с рынка.

Типы рынка Основным критерием для характеристики типов рынка служит степень развития конкуренции и монополизма. Их соотношение характеризуется двумя основными типами рынков: совершенным и несовершенным. Черты совершенного рынка: 1) неограниченное число участников рыночных отношений и свободная конкуренция между ними; 2) абсолютно свободный доступ к любой хозяйственной деятельности всех членов общества; 3) абсолютная мобильность факторов производства; неограниченная свобода передвижения капитала; 4) наличие у каждого участника абсолютно полной информации о рынке; 5) абсолютная однородность одноименных товаров; 6) отсутствие преимуществ, заключающееся в том, что ни один участник рынка не в состоянии оказать непосредственное влияние на рынок (в том числе на цену) либо на решение другого участника. Основным критерием для характеристики типов рынка служит степень развития конкуренции и монополизма. Их соотношение характеризуется двумя основными типами рынков: совершенным и несовершенным. Черты совершенного рынка: 1) неограниченное число участников рыночных отношений и свободная конкуренция между ними; 2) абсолютно свободный доступ к любой хозяйственной деятельности всех членов общества; 3) абсолютная мобильность факторов производства; неограниченная свобода передвижения капитала; 4) наличие у каждого участника абсолютно полной информации о рынке; 5) абсолютная однородность одноименных товаров; 6) отсутствие преимуществ, заключающееся в том, что ни один участник рынка не в состоянии оказать непосредственное влияние на рынок (в том числе на цену) либо на решение другого участника.

Классификация рынков 1. По объектам: рынок товаров и услуг (потребительский рынок); рынок факторов производства; финансовый рынок; рынок научно-технических разработок, патентов; рынок информации; рынок отдельных товаров или товарных групп и др. 2. По субъектам: рынок покупателей; рынок продавцов; рынок государственных учреждений, рынок промежуточных продавцов посредников. 1. По объектам: рынок товаров и услуг (потребительский рынок); рынок факторов производства; финансовый рынок; рынок научно-технических разработок, патентов; рынок информации; рынок отдельных товаров или товарных групп и др. 2. По субъектам: рынок покупателей; рынок продавцов; рынок государственных учреждений, рынок промежуточных продавцов посредников.

Классификация рынков 3. По географическому положению: местный (локальный) рынок; региональный рынок; национальный рынок; мировой рынок. 4. По уровню насыщения: равновесный рынок; дефицитный рынок; избыточный рынок. 5. По степени зрелости: неразвитый рынок; развитый рынок; формирующийся рынок. 3. По географическому положению: местный (локальный) рынок; региональный рынок; национальный рынок; мировой рынок. 4. По уровню насыщения: равновесный рынок; дефицитный рынок; избыточный рынок. 5. По степени зрелости: неразвитый рынок; развитый рынок; формирующийся рынок.

Классификация рынков 6. По соответствию действующему законодательству: легальный рынок; нелегальный («черный» и «серый») рынок. 7. По характеру продаж: оптовый рынок; розничный рынок. Рыночные сегменты – часть рынка, выделенная по определенному признаку (вид товара, валюта, регион, группы потребителей). Сегментация рынка может проводиться по различным признакам: географическим, демографическим, психологическим, поведенческим. 6. По соответствию действующему законодательству: легальный рынок; нелегальный («черный» и «серый») рынок. 7. По характеру продаж: оптовый рынок; розничный рынок. Рыночные сегменты – часть рынка, выделенная по определенному признаку (вид товара, валюта, регион, группы потребителей). Сегментация рынка может проводиться по различным признакам: географическим, демографическим, психологическим, поведенческим.

Рыночная инфраструктура Инфраструктура (лат. infra - ниже, под и лат. structura - строение, расположение) комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур или объектов, составляющих и/или обеспечивающих основу функционирования системы. Инфраструктура рынка - совокупность компаний, регулирующих органов и правовых актов, обеспечивающих взаимодействие между субъектами рыночных отношений. Она включает, например, оптовые предприятия, биржи, брокерские фирмы, финансовые институты, налоговую систему. Инфраструктура (лат. infra - ниже, под и лат. structura - строение, расположение) комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур или объектов, составляющих и/или обеспечивающих основу функционирования системы. Инфраструктура рынка - совокупность компаний, регулирующих органов и правовых актов, обеспечивающих взаимодействие между субъектами рыночных отношений. Она включает, например, оптовые предприятия, биржи, брокерские фирмы, финансовые институты, налоговую систему.

Провалы рынка Недостатки рынка заключаются в том, что он: не обеспечивает удовлетворение потребностей общества, которые не выражаются в индивидуальном платежеспособном спросе (общественные блага); порождает отрицательные внешние эффекты; ведет к дифференциации доходов, а следовательно, и уровней жизни населения; не создает условий для реализации права на труд, не гарантирует полную занятость населения; не создает мотиваций для фундаментальных научных исследований; готов удовлетворить любую потребность, вплоть до патологической. Недостатки рынка заключаются в том, что он: не обеспечивает удовлетворение потребностей общества, которые не выражаются в индивидуальном платежеспособном спросе (общественные блага); порождает отрицательные внешние эффекты; ведет к дифференциации доходов, а следовательно, и уровней жизни населения; не создает условий для реализации права на труд, не гарантирует полную занятость населения; не создает мотиваций для фундаментальных научных исследований; готов удовлетворить любую потребность, вплоть до патологической.

Спрос Спрос на какой-либо товар характеризует наше желание купить то или иное количество этого товара. Объемом спроса на какой-либо товар называют количество этого товара, которое согласно купить отдельное лицо, группа людей или население в целом в единицу времени (день, месяц, год) при определенных условиях. К числу этих условий относятся вкусы и предпочтения покупателей, цены данного и других товаров, величина денежных доходов и накоплений. Ценой спроса называют максимальную цену, которую покупатели согласны заплатить за определенное количество данного товара. Спрос на какой-либо товар характеризует наше желание купить то или иное количество этого товара. Объемом спроса на какой-либо товар называют количество этого товара, которое согласно купить отдельное лицо, группа людей или население в целом в единицу времени (день, месяц, год) при определенных условиях. К числу этих условий относятся вкусы и предпочтения покупателей, цены данного и других товаров, величина денежных доходов и накоплений. Ценой спроса называют максимальную цену, которую покупатели согласны заплатить за определенное количество данного товара.

Функция спроса Функция спроса - зависимость объема спроса от определяющих его факторов называют функцией спроса. В общем виде функция спроса может быть представлена: где - объем спроса на i-тый товар (i = 1,2,..., k); Т - вкусы и предпочтения; P 1,...,P k - цены всех товаров, включая i-тый; I - денежный доход. Функция спроса - зависимость объема спроса от определяющих его факторов называют функцией спроса. В общем виде функция спроса может быть представлена: где - объем спроса на i-тый товар (i = 1,2,..., k); Т - вкусы и предпочтения; P 1,...,P k - цены всех товаров, включая i-тый; I - денежный доход.

Функция спроса Если все факторы, определяющие объем спроса, кроме цены интересующего нас товара, положить неизменными, то можно перейти к функции спроса от цены, характеризующей зависимость спроса на i-тый товар лишь от его собственной цены: Функция спроса от цены может быть представлена одним из трех способов: 1) табличным. 2) аналитическим, например: 3) графическим. Если все факторы, определяющие объем спроса, кроме цены интересующего нас товара, положить неизменными, то можно перейти к функции спроса от цены, характеризующей зависимость спроса на i-тый товар лишь от его собственной цены: Функция спроса от цены может быть представлена одним из трех способов: 1) табличным. 2) аналитическим, например: 3) графическим.

Функция спроса

Закон спроса Обратную зависимость между ценой и объемом спроса называют законом спроса. Известно одно исключение из этого закона, получившее название парадокса Гиффена. Необходимо различать изменение объема спроса и изменение спроса. Изменение объема спроса имеет место при изменении цены товара и неизменном характере зависимости объема спроса от цены. Графически - движение вдоль линии спроса. Если же в силу изменения доходов или вкусов покупателей установится новая зависимость между ценой и объемом спроса, т.е. изменится функция спроса от цены, то говорят, что увеличился сам спрос. Графически - произойдет сдвиг линии спроса. Обратную зависимость между ценой и объемом спроса называют законом спроса. Известно одно исключение из этого закона, получившее название парадокса Гиффена. Необходимо различать изменение объема спроса и изменение спроса. Изменение объема спроса имеет место при изменении цены товара и неизменном характере зависимости объема спроса от цены. Графически - движение вдоль линии спроса. Если же в силу изменения доходов или вкусов покупателей установится новая зависимость между ценой и объемом спроса, т.е. изменится функция спроса от цены, то говорят, что увеличился сам спрос. Графически - произойдет сдвиг линии спроса.

Закон спроса

Предложение Предложение характеризует готовность продавца продать определенное количество того или иного товара в определенный период времени. Объемом предложения называют количество какого-либо товара, которое желает продать на рынке отдельный продавец или группа продавцов в единицу времени при определенных условиях. К числу этих условий относятся характер применяемой технологии, цены данного и других товаров, включая цены производственных ресурсов, наличие и размеры налогов и дотаций. Цена предложения - это минимальная цена, по которой продавец согласен продать определенное количество данного товара. Предложение характеризует готовность продавца продать определенное количество того или иного товара в определенный период времени. Объемом предложения называют количество какого-либо товара, которое желает продать на рынке отдельный продавец или группа продавцов в единицу времени при определенных условиях. К числу этих условий относятся характер применяемой технологии, цены данного и других товаров, включая цены производственных ресурсов, наличие и размеры налогов и дотаций. Цена предложения - это минимальная цена, по которой продавец согласен продать определенное количество данного товара.

Функция предложения Зависимость объема предложения от определяющих его факторов называется функцией предложения. В общем виде функция предложения имеет вид: где - объем предложения i-того товара (i = 1,2,..., k); L i, - характер применяемой в производстве i-того товара технологии; P 1,..., P k - цены товаров, включая i-тый товар; T i - налоги и дотации, установленные по i-тому товару; N - природные условия. Зависимость объема предложения от определяющих его факторов называется функцией предложения. В общем виде функция предложения имеет вид: где - объем предложения i-того товара (i = 1,2,..., k); L i, - характер применяемой в производстве i-того товара технологии; P 1,..., P k - цены товаров, включая i-тый товар; T i - налоги и дотации, установленные по i-тому товару; N - природные условия.

Функция предложения Если все факторы, определяющие объем предложения, кроме цены интересующего нас товара (P i ), положить неизменными, то можно перейти к функции предложения от цены, характеризующей зависимость объема предложения товара только от его цены: Как и функция спроса, функция предложения от цены может быть представлена тремя способами: 1) табличным; 2) аналитическим, например: 3) графическим. Если все факторы, определяющие объем предложения, кроме цены интересующего нас товара (P i ), положить неизменными, то можно перейти к функции предложения от цены, характеризующей зависимость объема предложения товара только от его цены: Как и функция спроса, функция предложения от цены может быть представлена тремя способами: 1) табличным; 2) аналитическим, например: 3) графическим.

Функция предложения

Следует различать изменение объема предложения и изменение предложения. Изменение объема предложения имеет место при изменении цены товара и неизменном характере зависимости объема предложения от цены. Графически - движение вдоль линии предложения. Если же в силу изменения какого-либо другого фактора устанавливается новая зависимость между ценой и объемом предложения, т.е. изменяется сама функция предложения, то говорят, что изменилось само предложение. Графически - происходит сдвиг линии предложения. Увеличение предложения (сдвиг линии предложения вправо) может произойти по целому ряду причин, например: а) понижение цен на применяемые в производстве данного товара ресурсы; б) улучшение технологии производства данного товара; в) уменьшение налога на данный товар или введение дотации и др. Следует различать изменение объема предложения и изменение предложения. Изменение объема предложения имеет место при изменении цены товара и неизменном характере зависимости объема предложения от цены. Графически - движение вдоль линии предложения. Если же в силу изменения какого-либо другого фактора устанавливается новая зависимость между ценой и объемом предложения, т.е. изменяется сама функция предложения, то говорят, что изменилось само предложение. Графически - происходит сдвиг линии предложения. Увеличение предложения (сдвиг линии предложения вправо) может произойти по целому ряду причин, например: а) понижение цен на применяемые в производстве данного товара ресурсы; б) улучшение технологии производства данного товара; в) уменьшение налога на данный товар или введение дотации и др.

Функция предложения

Взаимодействие спроса и предложения

Основные характеристики равновесия Сравнение различных равновесных состояний экономики называют методом сравнительной статики. При использовании метода сравнительной статики принято различать три временных периода: Мгновенный - все факторы производства рассматриваются как постоянные. Короткий - одна группа факторов рассматривается как постоянная, а другая как переменная. Длительный - все факторы производства рассматриваются как переменные. Сравнение различных равновесных состояний экономики называют методом сравнительной статики. При использовании метода сравнительной статики принято различать три временных периода: Мгновенный - все факторы производства рассматриваются как постоянные. Короткий - одна группа факторов рассматривается как постоянная, а другая как переменная. Длительный - все факторы производства рассматриваются как переменные.

Основные характеристики равновесия В мгновенном периоде продавец лишен возможности приспособить объем предложения к объему спроса, поскольку количество производственных ресурсов и интенсивность их использования заданы.. В мгновенном периоде продавец лишен возможности приспособить объем предложения к объему спроса, поскольку количество производственных ресурсов и интенсивность их использования заданы..

Основные характеристики равновесия В течение короткого периода неизменными считаются производственные мощности предприятия, но их использование, а значит, и объем продукции могут изменяться за счет изменения объема применения переменных факторов.. В течение короткого периода неизменными считаются производственные мощности предприятия, но их использование, а значит, и объем продукции могут изменяться за счет изменения объема применения переменных факторов..

Основные характеристики равновесия В длительном периоде производитель может не только варьировать интенсив- ность использования произ- водственных мощностей, но и изменять их размеры, а значит, и масштабы производства.

Основные характеристики равновесия

Стабильность равновесия Стабильность равновесия - способность рынка, выведенного из состояния равновесия, вновь возвратиться к нему под влиянием внутренних сил. Если линии спроса и предложения имеют нормальный наклон, и объем предложения реагирует на изменение цен мгновенно, то равновесие стабильно. Если объем предложения реагирует на изменения цен с некоторым запаздыванием, равновесие может быть как стабильным, так и нестабильным. Стабильность равновесия - способность рынка, выведенного из состояния равновесия, вновь возвратиться к нему под влиянием внутренних сил. Если линии спроса и предложения имеют нормальный наклон, и объем предложения реагирует на изменение цен мгновенно, то равновесие стабильно. Если объем предложения реагирует на изменения цен с некоторым запаздыванием, равновесие может быть как стабильным, так и нестабильным.

Стабильность равновесия: паутинообразная модель Пусть объем спроса зависит от уровня цен текущего периода, а объем предложения - от уровня цен предыдущего периода: где t - определенный период времени (t = 0, 1, 2,..., Т). Пусть функции спроса и предложения линейно зависят от цены: где Р Е равновесное значение цены; Q Е равновесное значение спроса и предложения; d и s угловые коэффициенты функций спроса и предложения. Пусть объем спроса зависит от уровня цен текущего периода, а объем предложения - от уровня цен предыдущего периода: где t - определенный период времени (t = 0, 1, 2,..., Т). Пусть функции спроса и предложения линейно зависят от цены: где Р Е равновесное значение цены; Q Е равновесное значение спроса и предложения; d и s угловые коэффициенты функций спроса и предложения.

Стабильность равновесия: паутинообразная модель Процесс согласования спроса и предложения и формирования равновесной цены может быть представлен в виде или Числовая последовательность y t = P t – P E определяет отклонение текущей цены от равновесной. Она представляет собой знакочередующуюся геометрическую прогрессию со знаменателем, от значения которого зависит, является ли данная прогрессия возрастающей или убывающей. Процесс согласования спроса и предложения и формирования равновесной цены может быть представлен в виде или Числовая последовательность y t = P t – P E определяет отклонение текущей цены от равновесной. Она представляет собой знакочередующуюся геометрическую прогрессию со знаменателем, от значения которого зависит, является ли данная прогрессия возрастающей или убывающей.

1.При s < d последовательность y t стремится к нулю, а цена P t к равновесной цене P E.. 1.При s < d последовательность y t стремится к нулю, а цена P t к равновесной цене P E.. Стабильность равновесия: паутинообразная модель

2. При s > d последовательность y t неограниченно возрастает и амплитуда колебаний цен увеличивается.. 2. При s > d последовательность y t неограниченно возрастает и амплитуда колебаний цен увеличивается.. Стабильность равновесия: паутинообразная модель

3. При s = d последовательность y t последовательно принимает равные по абсолютной величине значения.. 3. При s = d последовательность y t последовательно принимает равные по абсолютной величине значения.. Стабильность равновесия: паутинообразная модель

Таким образом, стабильность равновесия в данной модели зависит от соотношения угловых коэффициентов функций спроса и предложения. Если угол наклона линии предложения превышает угол наклона линии спроса, отклонение от равновесия ведет к увеличению колебаний цен и объемов, все более удаляющих рынок от равновесного состояния. Если углы наклона линий спроса и предложения одинаковы, всякое первоначальное отклонение ведет к колебаниям цен и объемов одинаковой амплитуды вокруг равновесного уровня. Если угол наклона линии спроса выше, чем угол наклона линии спроса, колебания постепенно затухают, нарушенное равновесие восстанавливается. Таким образом, стабильность равновесия в данной модели зависит от соотношения угловых коэффициентов функций спроса и предложения. Если угол наклона линии предложения превышает угол наклона линии спроса, отклонение от равновесия ведет к увеличению колебаний цен и объемов, все более удаляющих рынок от равновесного состояния. Если углы наклона линий спроса и предложения одинаковы, всякое первоначальное отклонение ведет к колебаниям цен и объемов одинаковой амплитуды вокруг равновесного уровня. Если угол наклона линии спроса выше, чем угол наклона линии спроса, колебания постепенно затухают, нарушенное равновесие восстанавливается.