Русский дом Мир русской избы Слово "изба" происходит от древнеславянского "истьба" (ударение на "и"). Изба - это русское срубное жилище, преимущественно.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Г. Рыбинск 2015 год д / с 73 Воспитатель : Дворникова М. А.
Advertisements

Русская изба Выполнила Вишнякова Юлия 8Б класс МОУ гимназия г.Арзамас.
МОУ Судиславская средняя общеобразовательная школа.
«ВНУТРЕННИЙ МИР РУССКОЙ ИЗБЫ». ГЛАВНЫМ МЕСТОМ В ИЗБЕ БЫЛ ПЕРЕДНИЙ ИЛИ КАК ЕГО ЕЩЕ НАЗЫВАЛИ «КРАСНЫЙ УГОЛ». ЗДЕСЬ, В САМОМ ДАЛЬНЕМ УГЛУ ИЗБЫ, ОБРАЩЕННОМ.
Русская печь Печной угол Стол Красный угол По укладу жизни изба для крестьянина была центром, от которого зависело его счастье. Убранство избы Изба для.
Изба – русское жилище, построенное из дерева. Сейчас встречается в сёлах и деревнях, но до 18 века строились и в городах. Дома были четырехугольные. Деревянные.
Традиционными поселениями коми в XIX начале XX вв. являлись сёла (погост) и деревни (сикт, грезд). Обычно они располагались на берегах рек и имели рядовой.
КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ПО ТЕМЕ «ЭКОЛОГИЯ СЕВЕРНОГО ДОМА»
Быт и нравы Древней Руси.
Традиционное жилище народа мари. Марийский народ создал своеобразную, самобытрую культуру. По мере перехода к пашенному земледелию, распада родовой общины.
Русская изба вв.. Цели : Узнать о русской избе вв. Задачи : Рассказать всё о избе вв.
Русская изба. «Изба» - отапливаемое помещение. Жилое строение на Руси, имеющее очаг (печь), построенное по строгим традициям. Жилое строение на Руси,
Жилище мордвы было двухраздельное и трёхраздельное. Первый тип дома был распространён чаще. Он состоял из жилой избы и сеней. Если изба стояла перпендикулярно.
Автор презентации : Исакова Н. Г.. д. Малая Сельга Олонецкого района.
Тема:«Особенности строительства крестьянской избы» Автор: Сафонов Дмитрий, учащийся 8 «Б» класса, МКОУ Шатровская СОШ.
«Гой ты, Русь, моя родная, Хаты – в ризах образа …» С.А. Есенин.
Путешествие в старинное уральское село Шабанова Елена Семеновна учитель ИЗО Карпинская С(К)ОШИ 1 Свердловская область.
Внутренний мир русской избы Тема 3 Выполнил работу Щебуняев Владислав Викторович Учитель рисования МБОУ «Шолоховская гимназия станица Вешенская»
Хоромы – состояли, как правило, из нескольких соединенных между собой переходами строений. В центре находился терем –это высокое деревянное здание – башня,
Внутренний мир русской избы Тема 3 Выполнил работу Щебуняев Владислав Викторович Учитель рисования МБОУ «Шолоховская гимназия станица Вешенская»
Транксрипт:

Русский дом

Мир русской избы Слово "изба" происходит от древнеславянского "истьба" (ударение на "и"). Изба - это русское срубное жилище, преимущественно сельское, а до веков оно было и городским. Сруб (иструб) - деревянное сооружение без пола, перекрытий, лестниц, дверей и оконных рам, возведенное из горизонтально уложенных бревен или брусьев.

Типы изб Было много типов изб. Тип зависел от расположения клетей между собой и их количества (двойни, тройни, четверни и т.д.), от количества внутренних стен (пятистенная, крестовaя), от способа отопления, расположения двора и т.д.

По количеству стен дома подразделялись на четырехстенки, пятистенки, крестовики и шестистенки

По расположению крытого двора по отношению к дому избы делятся на дома "кошелем", дома "брусом", дома "глаголем". В этих домах жилище и крытый двор объединялись в единый комплекс.

Типы изб

Горницы, повалуши, сенники Кроме избы, были горницы, повалуши, сенники. Горница, «горнее» помещение, т.е. верхнее, надстроенное над нижним, чистое и светлое, служившее для приема гостей (так называлась чистая половина избы, летняя часть жилища). Повалуша - башнеобразный, большой (обычно на подклете) сруб под отдельной крышей в хоромах и больших жилых деревянных домах Древней Руси. Служила приемным помещением. В восточных областях означала холодную кладовую. Сенник - холодная комната, часто надстроенная над конюшнями и амбарами, служившая летним покоем и необходимая во время свадебных обрядов.

Двор Дома на Руси стояли в больших дворах, которые старались располагать на возвышенных местах для безопасности от полой воды и зимних сугробов. Дворы окружались забором, острым тыном или заметом (дощатым забором с закладкой из досок в пазы столбов).

Пристройки - дворище (дворовище) - место, где находились двор или крупное здание; - пристройка к дому; задворная изба - небольшая изба в задней части крестьянского двора, предназначенная для содержания молодого скота либо стирки, посиделок и т.д.; - задворок - задний двор крестьянской усадьбы, объединяющий хлев и закут; - задворье - навес для скота в задней части крестьянского двора; - ухожи - угодья и хозяйственные постройки в древнерусской усадьбе

Изба «черная» и «белая» Изба черная (курная, рудная - от "рудный": замаранный, затемненный, дымник) - изба, топящаяся "по-черному", т.е. с печью или очагом без дымохода. Дым при топке, выйдя в комнату и согрев ее, выходил через окно, открытую дверь, или через дымницу (дымарь) в кровле. В курной избе люди часто жили вместе со всеми животными и домашними птицами. Курные избы в 16-м веке были даже в Москве. Изба белая или белокурная изба, топящаяся "по-белому", т.е. печью, имеющей свой дымоход с трубами. Согласно археологическим данным, дымоход появился в 12-м веке.

Печь Печь помещалась у задней стены, в правом или левом углу, челом повернутая к окнам. От печи под потолком устраивались полати. Другой задний угол назывался куть (или кут) и служил местом для сна, здесь стояла лавка - коник (короткая широкая скамья в виде длинного ящика с крышкой, иногда украшенная резным изображением конской головы) или оконник. Передний или "красный" угол, где стоял стол, находился по диагонали от печи. Лаз в подпол закрывался западней. Спуск в подполье из- под гольца назывался лазня.

Печь Избы с печью слева от входа русские крестьянки пренебрежительно звали непряхами. Прясть обычно садились на долгую или бабью лавку, тянущуюся по противоположной длинной стене дома. И если бабья лавка находилась справа (при левом расположении печи), то прясть приходилось спиной к передней стене дома, то есть спиной к свету.

Печной угол Печной угол царство женщины. Здесь у самого окна (у света) против устья печи всегда ставили ручные жернова (два больших плоских камня), поэтому угол называли еще жерновым. Вдоль стены от печи к передним окнам шла широкая судная лавка своеобразный кухонный стол. На стене висели наблюдники полки для посуды.

Задний угол Задний угол считался мужским. Здесь помещали коник короткую широкую лавку, врубленную вдоль задней стены. Коник имел форму ящика с откидной плоской крышкой. От двери (чтобы не дуло ночью) коник отделялся вертикальной доской-спинкой, которой часто придавали форму конской головы. Это было рабочее место мужчины. Здесь плели лапти, корзины, ремонтировали упряжь, вязали сети и т.д. Под коником или в самом ящике хранили инструменты. Женщине на коник садиться было неприлично.

Красный угол Парадной частью избы был красный угол. Как бы не располагалась в избе печь, красный угол всегда находился по диагонали от нее. Красный угол всегда хорошо освещался, так как окна прорубались в обеих стенах, составляющих этот угол. В самом углу, сразу под полавочником помещали божницу с иконами и лампадкой, отчего угол получил еще название святого. Божницу устраивали в виде полочки (иногда двухъярусной), на которую ставили иконы. Считалось, что икона должна обязательно стоять, а не висеть. На божнице хранились святая вода, освященные верба и пасхальное яйцо, Евангелие. Сюда же, за иконы, складывали счета, долговые расписки, платежные тетради, поминальники. Непременно лежало перышко для обметания икон.

Лавка Лавка в крестьянском доме это особое место, на которое позволялось сесть не каждому. Чужой, входя в избу, должен был стать у порога, пока хозяева не пригласят войти и сесть. При переходе девочки в разряд девушки-невесты, она должна была преодолеть полавочный путь (несколько раз пройти по лавке взад и вперед), и только потом впрыгнуть в сарафан или поневу.

Стол Стол делали прямоугольным по форме и располагали всегда вдоль половиц в красном углу. Любое выдвижение его оттуда могло быть связано лишь с обрядовой или кризисной ситуацией. Плоскую столешницу почитали Божьей ладонью, дающей хлеб. Потому стучать по столу, за которым едят, считалось грехом. В народе говорили: Хлеб на стол, так стол престол, а хлеба ни куска - так и стол доска. В обычное время между застольями на столе могли находиться лишь хлеб, завернутый в скатерть, и солонка с солью. Если вдруг стол начинал шататься, то, считалось, должен умереть хозяин дома. Таким образом, стол, располагавшийся в почетном красном углу, был местом единения семьи, ежедневного удостоверения единства. Не случайно человек, которого приглашали отобедать за хозяйским столом, воспринимался как свой.

Пол Нижней границей жилого пространства избы был пол. На юге и западе Руси полы чаще устраивали земляные, приподнятые на см над уровнем земли, утрамбованные и покрытые толстым слоем глины, перемешанной с мелко нарезанной соломой. Деревянные полы встречаются на севере и востоке Руси, где климат суровее и почва более влажная. Для половиц использовали сосну, ель, лиственницу. Половицы всегда укладывались вдоль избы, от входа к передней стене. Их стелили на толстые бревна, врубленные в нижние венцы сруба переводины. На Севере пол часто устраивали двойным: под верхним чистым полом находился нижний черный. Полы в деревнях не красили, сохраняя естественный цвет дерева. Лишь в XX веке появляются крашенные полы. Зато мыли пол каждую субботу и перед праздниками, застилая его потом половиками.

Пол Пол это граница, отделяющая людей от нелюдей: домовых, нечистой силы, умерших. Сами половицы связывались с идеей пути. Так мыть во сне полы к перемене жилья, ходить во сне по половице к свадьбе. Постель (а в летнее время часто спали прямо на полу) полагалось стелить поперек половиц, иначе человек умрет или уйдет из дому. Зато покойника укладывали вдоль половиц, ногами к выходу ему в путь отправляться. И сваты при сватовстве старались сесть так, чтобы смотреть им вдоль половиц, тогда сговорятся и уведут невесту из дома.

Потолок Верхней границей избы служил потолок. Основу потолка составляла матица толстый четырехгранный брус, на который укладывались потолочины. К матице подвешивались различные предметы. Сюда прибивался крюк или кольцо для подвешивания колыбели. За матицу не принято было заходить незнакомым людям. С матицей связывались представления об отчем доме, счастье, удаче. Не случайно, отправляясь в дорогу, нужно было подержаться за матицу.

Освещение избы Днем изба освещалась через окна. В избе, состоящей из одного жилого помещения и сеней, традиционно прорубалось четыре окна: три на фасаде и одно на боковой стороне. Высота окон равнялась диаметру четырех-пяти венцов сруба. Окна вырубались плотниками уже в поставленном срубе. В проем вставлялась деревянная коробка, к которой крепилась тонкая рама оконница. Окна в крестьянских избах не открывались. Помещение проветривалось через печную трубу или дверь. Окно, как и всякий другой проем в доме (дверь, труба) считалось очень опасным местом. Через окна в избу должен проникать лишь свет с улицы. Все остальное опасно для человека. Потому, если птица влетит в окно к покойнику, ночной стук в окно возвращение в дом покойника, недавно отвезенного на кладбище. Вообще, окно повсеместно воспринималось как место, где осуществляется связь с миром мертвых.

Домовая роспись

Самотканные изделия

Кухонная утварь

Городецкая роспись

Хохломская роспись

Гжель

Жостово