Основные направления апробации стандартов нового (второго) поколения в контексте различных подходов к содержательному наполнению их структурных компонентов.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основная образовательная программа основного общего образования Л.И. Воронцова, зав. отделом сопровождения профессионального образования ОГБОУ ДПО «Костромской.
Advertisements

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ.
Основная образовательная программа основного Основная образовательная программа основного общего образования общеобразовательного учреждения.
Нормативное обоснование образовательных программ.
Механизмы реализации регионального инновационного проекта «Введение ФГОС ООО» Начальник отдела инновационных проектов Центра развития образования и мониторинга.
Раньше 2-х компонентный состав Обязательный минимум содержания Требования к уровню подготовки выпускников Теперь 3 группы требований К структуре основных.
В соответствии со статьей 9 п.1. Закона РФ "Об образовании" (в ред. Федерального закона от ФЗ) единственным официальным нормативным документом.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
Основные характеристики нового стандарта Команда МОУ Нижнекужебарскоая СОШ.
1 Ханты-Мансийский автономный округ – Югра Департамент образования и молодежной политики Модель сетевого графика (дорожной карты) по формированию необходимой.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования.
Основная образовательная программа I ступени как объект стандартизации общего образования.
( разработаны Российской академией образования по поручению Министерства образования и науки Российской Федерации )
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ.
ФГОС НОО Примерная основная образовательная программа начального общего образования Основная образовательная программа образовательного учреждения Федеральный.
Рабочая программа педагога предметной области «Искусство» как одно из средств реализации ФГОС в образовательном учреждении.
Проектирование учебного курса на основе примерной рабочей программы ФГОС НОО.
Полянская О. А. зам.директора по УД МБОУ лицей 135.
Эффективное внедрение ФГОС (инновационные особенности управления) В.Н.Виноградов СПб АППО.
Транксрипт:

Основные направления апробации стандартов нового (второго) поколения в контексте различных подходов к содержательному наполнению их структурных компонентов. Солодкова М.И., проректор по учебно- методической работе ГОУ ДПО ЧИППКРО

Закон РФ «Об образовании» ст.7. Ч.3 Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) включают в себя требования к: 1. структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса; 2.условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально- техническим и иным условиям; 3.результатам освоения основных образовательных программ.

Основные направления апробации стандартов нового (второго) поколения (1 этап) Апробация Требований к структуре основной образовательной программы начального общего образования Апробация Требований к условиям реализации основной образовательной программы начального образования с целью оценки эффективности реализации ФГОС общего образования Апробация Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования с целью оценки эффективности реализации федерального государственного образовательного стандарта Апробация системы оценки достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ начального общего образования по отдельным предметам

Апробация Требований к структуре основной образовательной программы начального общего образования Основная общеобразовательная программа - совокупность учебно- методической документации, регламентирующей цели, ожидаемые результаты, содержание и реализацию образовательного процесса и обеспечивающей выполнение ФГОС с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся и воспитанников. 1. Соотношение обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса Классы учебные занятия - 95 ч. (количество часов) инвариантная часть обязательных учебных занятий (в %) - 88 % вариативная часть обязательных учебных занятий (в%) - 12%

Апробация Требований к структуре основной образовательной программы начального общего образования 2. Разделы основной образовательной программы для каждой ступени общего образования: 2.1 Пояснительная записка, которая устанавливает Требования к определению целей образования. Основная образовательная программа должна определять: Основные цели общего образования; Основные цели образования для каждой ступени школьного образования; Основное содержание образовательных программ Основное содержание образовательных программ включает общие положения, содержащие интегральное описание содержания образования без дифференциации по учебным предметам и их группам. Для этого сформулированы цели общего образования, которые могут быть реализованы в условиях общеобразовательной школы и соответствуют выявленным потребностям личности, общества и государства в общем образовании

Апробация Требований к структуре основной образовательной программы начального общего образования 2. Разделы основной образовательной программы для каждой ступени общего образования: 2.3 Базисный учебный план Базисный учебный план включает учебную и внеучебную деятельность, является нормативным правовым документом, в котором представлен перечень учебных предметов, и объем учебного времени, отводимого на их изучение по ступеням общего образования и учебным годам, и содержит инвариантную обязательную для освоения всеми обучающимися и вариативную часть.

Апробация Требований к структуре основной образовательной программы начального общего образования 2. Разделы основной образовательной программы для каждой ступени общего образования: 2.4 Примерные программы по предметам Примерные учебные программы содержат следующие разделы: пояснительную записку, в которой определяются цели изучения предмета на каждой ступени обучения, особенности содержания; содержание предметного образования, включающее: перечень изучаемого материала (раздел «содержание» примерных программ среднего (полного) общего образования содержит два уровня: базовый и профильный уровни содержания образования) не менее двух вариантов тематического планирования с определением основных видов учебной деятельности школьников; требования к результатам освоения содержания предметных программ; рекомендации по оснащению учебного процесса; рекомендации по оцениванию учебных достижений учащихся; рекомендации по организации внеучебной деятельности.

Апробация Требований к структуре основной образовательной программы начального общего образования 2.5. Программа развития универсальных учебных действий содержит: методологию проектирования Программы; номенклатуру универсальных учебных действий, сопровождающуюся описанием их сущности, структуры, функций и содержания; модель системы универсальных учебных действий; описание условий, обеспечивающих развитие универсальных учебных действий в системе общего образования; общие рекомендации по формированию универсальных учебных действий в ходе образовательного процесса.

Апробация Требований к структуре основной образовательной программы начального общего образования 2.6. Программа воспитания учащихся в учреждениях общего образования. Программа воспитания учащихся в учреждениях общего образования представлена совокупностью трех программ: · создания воспитывающей атмосферы в образовательном учреждении; · воспитания социальных и личностных компетенций у учащихся; · диагностики уровня развития социальной компетентности учащихся.

Апробация Требований к структуре основной образовательной программы начального общего образования 2.7. Примерные программы организации внеучебной деятельности. Дополнение к структуре: Основная образовательная программа может содержать варианты индивидуальных образовательных программ, включая порядок их разработки и согласования. Индивидуальные образовательные программы могут предусматривать изучение отдельных предметов (образовательных модулей) в других учебных заведениях, самостоятельное изучение учащимися интересующих их предметов (при консультативной поддержке учителей), участие учащихся в различных видах социально-творческой деятельности и в дополнительном образовании.

Апробация Требований к структуре основной образовательной программы начального общего образования (вар) 1.1. Основная образовательная программа (по ступеням образования) – системно организованное единство целей, содержания образования и условий организации образовательного процесса, фиксируемое следующей учебно-методической документацией: учебным планом; рабочими программами учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей);программами внеучебных видов деятельности, социальных практик;календарным учебным графиком; другими материалами, определяющими цели, содержание и технологии образовательного процесса Образовательная программа образовательного учреждения – комплексный документ, фиксирующий согласованные с общественным (управляющим) советом: образовательные цели (социокультурную миссию) образовательного учреждения; основные и дополнительные образовательные программы всех ступеней образования, реализация которых гарантирует достижение заявленных целей (результатов образования); программу развития учреждения.

Апробация Требований к структуре основной образовательной программы начального общего образования 1.1. Структура ОП должна определять нормативный срок, общую трудоемкость освоения основных образовательных программ по ступеням образования Н.п начальная школа1 вар.2 вар. Нормативный срок освоения ООП 4 года5 лет Трудоемкость 95(86)**3210 (2904) (учебные и внеучебные часы в неделю) Трудоемкость126(114) 4295 (3884) (учебные и внеучебные часы в год)

Апробация Требований к структуре основной образовательной программы начального общего образования 1.2. Структура ОП должна содержать цели основных образовательных программ по ступеням образования 1.3. Структура ОП должна содержать перечень основных видов деятельности обучающихся на разных ступенях образования и перечень основных задач, решаемых субъектами образовательного процесса (характеристика младшего школьного возраста и виды деятельности младшего школьника; задачи, решаемые младшими школьниками разными видами деятельности; задачи, решаемые педагогами начального общего образования). 1.

Апробация Требований к структуре основной образовательной программы начального общего образования 1.4. Основные образовательные программы должны обеспечить: освоение ЗУНов через программы учебных предметов, курсов, модулей; освоение ключевых компетентностей через различные, в том числе и неаудиторные формы образовательной деятельности: урочные, проектные, творческие, исследовательские, трудовые, спортивные и др. занятия, как обязательной части учебного (образовательного) плана образовательного учреждения; освоение надпредметных понятий через урочную, внеклассную, внеурочную виды образовательной деятельности; практическую деятельность учащихся, в целях приобретения общественнополезного социального опыта. 1.

Апробация Требований к структуре основной образовательной программы начального общего образования 1.5. Компонентом основной образовательной программы должен стать учебный (образовательный) план. Необходимо внести в базисный учебный (образовательный) план только три пункта: 1)указать перечень обязательных образовательных областей с их возможным наполнением и минимальным обязательным количеством часов на каждую область каждой ступени образования; 2) установить предельно допустимую учебную нагрузку детей в день, включая всю домашнюю и самостоятельную работу школьников, исходя из трудозатрат разных видов деятельности; 3)сделать соотношение между разными видами деятельности в следующем отношении: 60% аудиторные часы; 30% - внеаудиторные часы и 10% общеполезная деятельность и приобретение социального опыта.

Апробация Требований к структуре основной образовательной программы начального общего образования 1.6. Общая структура основной образовательной программы может иметь следующий вид: Образовательные области Перечень дисциплин для разработки примерных программ, а так же учебников и учебных пособий Трудоемкость (на всю ступень в академических часах) Проектируемые результаты освоения дисциплин

Апробация Требований к условиям реализации основной образовательной программы начального образования Кадровое обеспечение укомплектованность кадрами, имеющими необходимую квалификацию. Финансово-экономическое обеспечение параметры соответствующих нормативов и механизмы их исполнения, обеспечивающие переход от финансирования затрат учреждений общего образования к финансированию результатов их деятельности. Материально-техническое обеспечение общие характеристики инфраструктуры общего образования (включая параметры информационно-образовательной среды), соответствующей Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам и Строительным нормам и правилам.

Апробация Требований к условиям реализации основной образовательной программы начального образования Требования к материально-технической сфере ресурсного обеспечения включают в себя параметры и характеристики: санитарно-гигиенических условий процесса обучения (температурный, световой режим и т.д.); комфортных санитарно-бытовых условий (наличие оборудованных гардеробов, туалетов, мест личной гигиены и т.д.); пожарной и электробезопасности, охраны труда, выполнения необходимых объемов текущего и капитального ремонта; образовательной среды, адекватной развитию ребенка (эстетические условия, оформление школы, кабинетов, пришкольной территории).

Апробация Требований к условиям реализации основной образовательной программы начального образования Учебно-материальное обеспечение требования к комплектности и качеству учебного и учебно-наглядного оборудования. Информационное обеспечение обеспечение каждого субъекта образовательного процесса широким доступом к информационно-методическим фондам и базам данных, сетевым источникам информации, по содержанию соответствующим полному перечню учебных предметов, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем видам деятельности, а также наглядных пособий, мультимедийных, аудио-и видеоматериалов.

Апробация Требований к условиям реализации основной образовательной программы начального образования (вар.) 1. Общие требования к условиям реализации основных образовательных программ 1.1. Перед началом разработки ООП образовательное учреждение должно определить главную цель (миссию) программы, учитывающую ее специфику, характеристики групп обучающихся и конечные результаты образования в виде набора предметных знаний, умений и навыков, надпредметных понятий, ключевых компетентностей и социального опыта Образовательные учреждения дополняют определенные данным ФГОС ОО цели основной образовательной программы, как в области воспитания, так и в области обучения с учетом ее профиля, а так же особенностей типа образовательного учреждения, потребностей детей и их родителей.

Апробация Требований к условиям реализации основной образовательной программы начального образования (вар.) 1. Общие требования к условиям реализации основных образовательных программ 1.3. Образовательные учреждения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы (или в части состава дисциплин (модулей), установленных в учебном плане, и (или) содержания рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), программ учебной, общественнополезной и социальной практик 1.4. При разработке основных образовательных программ должны быть определены возможности образовательного учреждения в формировании социально-личностных компетентностей выпускников (например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Образовательное учреждение обязано сформировать образовательную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.

Апробация Требований к условиям реализации основной образовательной программы начального образования (вар.) 1. Общие требования к условиям реализации основных образовательных программ 1.5. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в образовательном процессе современных образовательных технологий с учетом особенностей каждой ступени образования, активных и интерактивных форм проведения учебных занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития ключевых компетентностей обучающихся Основная образовательная программа должна содержать дисциплины (элективные курсы) по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по образовательным областям. Порядок формирования элективных курсов обучающихся устанавливает Педагогический совет образовательного учреждения.

Апробация Требований к условиям реализации основной образовательной программы начального образования (вар.) 1. Общие требования к условиям реализации основных образовательных программ 1.7. Максимальный объем учебных и внеучебных занятий обучающихся может составлять от 28 до 36 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной, самостоятельной учебной работы по освоению основной образовательной программы и элективных курсов, устанавливаемых образовательным учреждением дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы составляет _____ академических часов. (Определяется федеральным государственным образовательным стандартом с учетом ступени образования). В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре.

Апробация Требований к условиям реализации основной образовательной программы начального образования (вар.) 1. Общие требования к условиям реализации основных образовательных программ 1.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять ____ недель, в том числе не менее двух недель в зимний период. 2. Требования к организации учебной и социальной практик. 3. Кадровое обеспечение образовательного процесса Доля преподавателей, имеющих высшую и первую категории, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной основной образовательной программе, должно быть не менее _____ % (рекомендуется 60 %). Аттестация педагогических кадров должна быть напрямую связана с результатами выполнения основных образовательных программ каждой ступени образования.

Апробация Требований к условиям реализации основной образовательной программы начального образования (вар.) 4. Учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по всем образовательным областям учебного (образовательного) плана, изданными за последние 5 лет. Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные справочно-библиографические и периодические издания в расчете 5-6 экземпляров на каждые 100 обучающихся. Для обучающихся должна быть обеспечена возможность оперативного сбора и обмена информацией, обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам с использованием скоростного Интернета (скорость должна составлять не менее ______ мбит/с)

Апробация Требований к условиям реализации основной образовательной программы начального образования (вар.) 5. Финансовое обеспечение образовательного процесса При финансировании образовательных учреждений должен использоваться нормативно - подушевой принцип. Образовательные программы, имеющие социальную значимость для местного сообщества, региона в целом могут финансироваться дополнительно в рамках программно-целевого метода. Программы дополнительного образования образовательной организации, реализуемые за рамками стандарта, могут финансироваться на конкурсной основе в рамках программно- целевого метода Образовательное учреждение самостоятельно определяет в общем объеме средств, рассчитанном на основании регионального подушевого норматива, доведенного в полном объеме до образовательного учреждения

Апробация Требований к условиям реализации основной образовательной программы начального образования (вар.) 5. Финансовое обеспечение образовательного процесса Оплата труда педагогического работника должна складываться из базовой части фонды оплаты труда, которая обеспечивает гарантированную заработную плату педагогического работника образовательного учреждения исходя из количества выданных им учебных часов и численности обучающихся в классах (часы аудиторной занятости), а также часов внеаудиторной занятости. Аудиторная занятость включает проведение уроков. Внеаудиторная занятость включает виды работ с обучающимися в соответствии с должностными обязанностями: консультации и дополнительные занятия, подготовка учащихся к олимпиадам, конференциям, проектная и исследовательская работа, практики и т.п.)

Апробация Требований к условиям реализации основной образовательной программы начального образования (вар.) 5. Финансовое обеспечение образовательного процесса Помимо базовой части оплаты труда педагогический работник может получать оплату из стимулирующей части фонда оплаты труда. Система стимулирующих выплат работникам образовательного учреждения включает в себя поощрительные выплаты по результатам труда. Стимулирующая часть оплаты труда должна составлять не менее 30% от базового фонда оплаты труда. В педагогическом коллективе стимулирующая часть оплаты труда эффективно (для повышения качества образования) может быть использована при распределении ее среди трех категорий работников: 1 группа (15-20% педагогов) до 50-60% от всего фонда стимулирующей части оплаты труда - педагоги, определяющие лицо школы; 2 группа (до 30% педагогов) до 30-40% от всего фонда стимулирующей части оплаты труда; 3 группа – все остальные 0-10% фонда стимулирующей части оплаты труда.

Апробация Требований к условиям реализации основной образовательной программы начального образования (вар.) 6. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса Образовательное учреждение, реализующее основные образовательные программы всех ступеней общего образования, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей учебную и внеучебные виды деятельности, предусмотренных учебным (образовательным) планом учреждением и соответствующей действующим санитарным и противопожарным или иным правилам и нормам. Минимально необходимый для реализации основных образовательных программ перечень материально-технического обеспечения включает в себя: (Указывается значимое для каждой ступени образовательной программы материально- техническое обеспечение, в т.ч. лаборатории, специально оборудованные кабинеты и аудитории, студии и т.п.). При использовании электронных изданий образовательное учреждение должно обеспечить каждого обучающегося рабочим местом в компьютерном классе в соответствии с объемом изучаемых дисциплин. (В количественном отношении указывается доступность для учащихся к сетям типа Интернет).

Апробация Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования 1.Общие требования к результатам образования (предметные, метапредметные, личностные) 2.1. Требования к результатам начального образования нормируют: результаты образования в начальной школе, достижение которых гарантируется содержанием основных общеобразовательных программ и условиями их реализации; результаты образования, которые должны быть объектом оценки при аттестации выпускников начальной школы; результаты образования, которые должны быть объектом анализа при аккредитации образовательного учреждения. 2.2 В начальной школе основным результатом образования является формирование общеучебных навыков, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач.

Апробация Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Объектами контроля и анализа результатов образования выпускника начальной школы, которые подлежат проверке и аттестации и определяют возможность его дальнейшего образования: овладение системой предметных знаний-умений, которые определены настоящими Требованиями и представлены в развернутом виде в Примерных программах обучения; сформированность компонентов учебной деятельности (ориентация на обобщенные способы действий, выполнение /составление/ алгоритма действий, необходимого для решения учебной задачи; самоконтроль и самооценка); набор универсальных учебных действий, необходимых для формирования общеучебных умений-навыков; наличие и характер общеучебных умений и навыков; способность к моделированию изучаемых связей, отдельных взаимозависимостей объектов окружающего мира, понимание соотношений между реальным явлением и его моделью; знание способов поведения в реальных жизненных ситуациях, типичных для детей данного возраста.

Апробация Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Объектами контроля и анализа результатов образования выпускника начальной школы, которые не подлежат формализованному итоговому контролю и аттестации и не влияют на возможность продолжения образования, являются: познавательная активность, интерес школьников к учению, школе; сформированность нравственных и эстетических чувств, эмоционально- ценностных ориентаций и отношения к учению, себе и окружающему миру; применение правил и способов поведения в реальных жизненных ситуациях; участие детей в различной социально значимой деятельности, в том числе творческого характера; выполнение учащимися различных социальных ролей, в том числе связанных со школьной системой взаимоотношений.

Апробация Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования (вар) 1. Оценка качества освоения основных образовательных программ должна включать текущую, промежуточную и итоговую государственную аттестацию обучающихся. 2. Необходимо разделить процедуры оценки качества освоения основных образовательных программ на оценку предметных знаний и ключевых компетентностей. 3. В разрабатываемых документах по аттестации обучающихся по отдельным учебным предметам целесообразно включить образцы измерителей достижения отдельных требований или планируемых результатов обучения. В документах по аттестации обучающихся должны быть представлены образцы как заданий, направленных на оценку предметных знаний, так и ключевых компетентностей.

Апробация Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования (вар) 4. Для получения более объективной и полной картины об освоении образовательных программ необходимо разработать такую систему промежуточных и итоговых аттестаций, распределенную по годам и включающую различные формы оценки, результаты которой были бы полезны для пользователей на различных этапах образовательного процесса. 5. Итоговая аттестация учащихся на всех ступенях школьного образования может включать: проведение контрольных испытаний (в форме проверочных работ, экзаменов, тестов или в иной форме, определяемой федеральным органом управления образованием; защита творческих, проектных, исследовательских работ, определяемая образовательным учреждением самостоятельно; представления выпускниками учреждений общего образования портфолио – пакета свидетельств об их достижениях в каких-либо видах социально значимой деятельности.

Апробация Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования (вар) 6. Для повышения эффективности оценки образовательных достижений, стимулирующей развитие учащихся, обеспечивающей индивидуализацию учебного процесса, а также объективную оценку деятельности учителей и образовательных учреждений, необходимо создание системы оценки образовательных достижений учащихся, учитывающей динамику их развития. Она должна включать создание системы мониторинга образовательных достижений учащихся на основе единых методологических подходов для регулярного проведения оценочных процедур, начиная со стартовой диагностики и находя продолжение в определении индивидуального прогресса учащихся. 7. Результаты внеучебных достижений обучающихся должны отражаться в итоговых документах на каждой ступени образования наравне с учебными достижениями.