Использование алгоритмов на уроках изучения нового материала
Усилия учителя должны быть направлены на то, чтобы определить как можно более короткий и в то же время как можно более логичный путь поисков. Это экономит время и силы ученика.
При усвоении нового материала необходимо чётко планировать логические операции, так как именно овладение системой операций формирует у ученика рациональные умственные действия, а следовательно, и «интеллектуальные» навыки в целом.
«Алгоритмизация» учебного процесса Сущность «алгоритмического» подхода к обучению орфографии и пунктуации сводится к применению предписаний, указывающих характер и последовательность операций над орфограммой и пунктограммой.
«Алгоритмизация» учебного процесса В основе алгоритмического подхода к обучению лежат мыслительные операции анализа и синтеза. чтобы алгоритмизировать процесс обучения, надо в сложном действии найти простейшие операции.
Положительные и отрицательные стороны «алгоритмического» подхода к обучению «+» Экономят время на уроке. Помогают сформировать у школьников умения и навыки аналитико- синтетической работы. «-» Не на каждое правило можно составить алгоритм. Не усваиваются алгоритмы, имеющие более 3-х ярусов.
Образец алгоритма на правило «Правописание ь после шипящих в конце слов» Часть речи Существительное Краткая форма прилагательного Глагол Наречие 1,2 скл. 3 скл. ьь ь 2 лицо Н.ф. Повелит. наклонение ььь ь Искл.: уж, замуж, невтерпёж
Образец алгоритма на правило «Правописание корней с чередованием и-е» Есть ли в слове после корня суффикс –а-? данет ие
Результаты изучения эффективности использования алгоритмов Урок изучения нового Урок закрепления Контрольный диктант Алгоритм применялся (Правописание корней –раст- (-ращ-)/-рос-) Из 15 человек справились 9 (60%) Из 15 человек справились 11 (73%) Из 14 человек справились 12 (85%) Алгоритм не применялся (Правописание корней –лаг-/- лож-) Из 14 человек справились 8 (57%) Из 15 человек справились 11 (73%) Из 12 человек справились 9 (75%)
Спасибо за внимание!