Как основа внедрения новых образовательных стандартов и новой системы оплаты труда учителя Галеева Н.Л. Занятие 1.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Качество образовательного процесса Качестворезультатов Качество условий и ресурсовСобытия:уроки,мероприятия,оснащение и обустройство и т.д. и т.д. Качество.
Advertisements

Рекомендации по разработке системы показателей для оценки качества профессиональной деятельности учителя.
Галеева Наталья Львовна, КБН, доцент каф. УЩ ФПК ППРО МПГУ.
Подход к оценке качества работы учителя и заместителя директора по УВР.
Non scholae, sed vitae discimus Сенека ("Письма", CVI, 12) Не для жизни, а для школы мы учимся.
КОМПЕТЕНЦИЯ, [латин. competentia] (книжн.) – круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом. Давайте рассмотрим.
Качествосвойство уровень цвет, вкус, форма, знания, навык, внимание, температура, вес, скорость………. соответствие требованиям стандартов качества, соответствие.
Школьные мифы Чем больше ученик знает, чем лучше он учится в школе, тем успешнее и правильнее он будет поступать в жизни. Правильные поступки (успех)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ: «КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ШКОЛЫ, ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ С УЧИТЕЛЯМИ - ПРЕДМЕТНИКАМИ И РОДИТЕЛЯМИ».
Основанное Образование, основанное на компетенциях: competence-based education СВЕ / 70-е годы США /
Компетенция и компетентность. Образование, ориентированное на компетенции. Первый этап ( ), Д. Хамс Второй этап (1970 – 1990), Дж. Равен Третий.
Компетентностный подход в обучении и воспитании. Апрель 2009 года.
Позиционно-ценностная составляющая ВАЛ Операционально- технологическая составляющая Когнитивная составляющая ПР-М ОРГ- ДЕЯТ П-П КОМ ИССЛ ИН-Т МАРК АКМ.
«ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЗАМЕСТИТЕЛЯ ДИРЕКТОРА ШКОЛЫ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ» Научный руководитель: член-корр. РАО, доктор педагогических.
Компетентностный подход в образовании – путь повышения его качества Расширенное заседание методического совета 29 ноября 2010 года.
Качество образовательного процесса Качестворезультатов Качество условий и ресурсовСобытия:уроки,мероприятия,оснащение и обустройство и т.д. и т.д. Качество.
Диагностика – основа качества образования Ястребова О.Н. Из выступления на педагогическом Совет Лицей 1581.
Образовательная программа как результативно-целевая основа деятельности ОУ Образовательная программа как результативно-целевая основа деятельности ОУ Николаева.
Компетенции и компетентностный подход в современном образовании. Компетентность – характеристика, даваемая человеку в результате оценки эффективности(результативности)
Если эта проблема в Вашей школе требует срочного разрешения - поставьте напротив этого номера «+»требует срочного разрешения - поставьте напротив этого.
Транксрипт:

как основа внедрения новых образовательных стандартов и новой системы оплаты труда учителя Галеева Н.Л. Занятие 1.

Необходимо обеспечить: универсальность и концептуальный характер получаемых знаний, изучения основных теорий, законов, принципов, понятий. возможность самостоятельного применения полученных знаний в новых ситуациях

В целях повышения качества образовательной деятельности школы требуется провести кардинальные изменения подходов к управлению качеством деятельности каждого члена педагогического коллектива: 1 1. Использовать компетентностный подход 2 2. Анализировать причины недостатков в работе каждого педагогического работника «снизу вверх», т.е. от ученика – к учителю, от учителя – к заместителю директора 3. Внести организационные и качественные изменения в обучение всех субъектов образовательного процесса

Компетентностный подход – это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов [Лебедев О.Е.].

Компетентный – 1.обладающий основательными знаниями в какой-то области (компетентный специалист) 2.основанный на осведомленности, веский, авторитетный (компетентное мнение) 3.обладающий компетенциями, правомочный (компетентные органы) Современный толковый словарь русского языка, М., 2004, стр. 282 Компетенция– 1.область вопросов, в которой кто-то хорошо или плохо осведомлен (это не его компетенция) 2.круг дел, вопросов, полномочий какого – либо лица, учреждения (этот вопрос в его компетенции.) Компетентность – сущ., производное от «компетентный» Знания – осведомленность - правомочность - авторитетность

КОМПЕТЕНЦИИ, НАБОР КОМПЕТЕНЦИЙ требования к квалификации от социума – что должен знать, уметь, чего должен хотеть профессионал КОМПЕТЕНТНОСТЬ, УРОВЕНЬ КОМПЕТЕНТНОСТИ качества человека-профессионала, степень соответствия его реальной квалификации заявленному набору компетенций

Первый этап ( гг.) - введение в научный аппарат категории «компетенция», создание предпосылок разграничения понятий компетенция/компетентность. Исследователи проблем компетенции и компетентности: Р. Уайт, Дж. Равен, В. Хутмахер, Оскарссон Б., Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Митина Л.Н., В.Н. Куницина, Г.Э. Белицкая, Л.И. Берестова, В.И. Байденко, А.В. Хуторской, Н.А.Гришанова и др.

Дж. Равен «Компетентность в современном обществе» (Лондон, 1984 г.): - развернутое толкование компетентности: «состоит из большого числа компонентов, многие из которых относительно независимы друг от друга... некоторые компоненты относятся скорее к когнитивной сфере, а другие - к эмоциональной... эти компоненты могут заменять друг друга в качестве составляющих эффективного поведения» в качестве составляющих эффективного поведения» По Дж. Равену: «виды компетентности» суть «мотивированные способности» Второй этап ( гг.) компетенция/компетентность - использование категории компетенция/компетентность в управлении, руководстве, менеджменте, в обучении общению; - разрабатывается содержание понятия «социальные компетенции/компетентности». Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. М., 2002.

1. Специальная и профессиональная компетентность в области преподаваемой дисциплины. 2.Методическая компетентность в области способов формирования знаний, умений учащихся. 3.Социально-психологическая компетентность в области процессов общения. 4.Дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов, способностей учащихся. 5.Аутопсихологическая компетентность в области достоинств и недостатков собственной деятельности и личности» Л.А. Петровская «Компетентность в общении», М.,1989 коммуникативная компетентность, специальные формы тренингов для формирования этого «свойства личности» По Н.В. Кузьминой: пять элементов или видов профессионально-педагогической компетентности

98 г. - А.К. Маркова уже выделяет специальные, социальные, личностные и индивидуальные виды профессиональной компетентности Третий этап - 90-е годы Маркова А.К. Психология труда учителя. М., Психология профессионализма. М., 1996 Психология профессионализма. М., 1996 Психология профессионального развития. М., Психология профессионального развития. М., блока в структуре профессиональной компетентности учителя знания а) профессиональные (объективно необходимые) психологические и педагогические знания – б) профессиональные (объективно необходимые) педагогические умения умения - позиции и установки в) профессиональные психологические позиции и установки учителя, требуемые от него профессией- личностные особенности г) личностные особенности, обеспечивающие овладение учителем профессиональными знаниями и умениями -

современнойпедагогической науке понятие "профессиональная компетентность В современной педагогической науке понятие "профессиональная компетентность педагога" рассматривается по-разному в зависимости от контекста решаемых исследователями научных задач. содержательная (наличие специальных предметных знаний), технологическая (владение методами обучения данному предмету), личностная (владение некоторыми чертами личности). Если рассматривать профессиональную компетентность, формируемую у будущего педагога в рамках системы вузовского образования, то можно говорить о трех ее составляющих: образования, то можно говорить о трех ее составляющих:

компетентности, к самому себе относящиеся к самому себе как личности, как субъекту жизнедеятельности; компетентности, к взаимодействию относящиеся к взаимодействию человека с другими людьми; компетентности, к деятельности человека относящиеся к деятельности человека, проявляющиеся во всех ее типах и формах. Зимняя И.А.

три компонента ПКУ: психолого-педагогическая грамотность, психолого-педагогические умения, профессионально значимые качества личности, обозначая основным критерием направленность на ученика как ведущую ценность учительского труда и потребность в самопознании и самоизменении, поиске способа совершенствования своей деятельности в соответствии с изменением личности ученика в самопознании и самоизменении, поиске способа совершенствования своей деятельности в соответствии с изменением личности ученика. А. П. Акимова Профессиональная компетентность учителя: сумма знаний, умений и навыков, усвоенных в ходе обучения, в узком смысле слова, уровень успешности взаимодействия с окружающей средой – в широком смысле слова Н. В. Кухарев ««педагогическое мастерство»… ««педагогическое мастерство»… совокупность определённых качеств личности учителя, которые обусловливаются высоким уровнем его психолого-педагогической подготовленности, способностью оптимально решать педагогические задачи». М. И. Лукьянова

«Под профессиональной компетентностью учителя (ПКУ) мы понимаем способность учителя оптимально, эффективно, системно, с учётом не только достижений современной науки, практики, но и собственных интересов, склонностей, способностей прогнозировать, проектировать, осуществлять педагогические действия в среде школы, где формируется и развивается личность ученика»

Симпозиум в Берне (27-30 марта 1996 г.) по программе Совета Европы о реформах образования (Стобарт М) определение ключевых компетенций (key kompetencies) понятие «компетенция» ближе к «…понятие «компетенция» ближе к понятийному полю «знаю, как», чем к полю «знаю, что понятийному полю «знаю, как», чем к полю «знаю, что». «… употребление есть компетенция в действии» В. Хутмахер Советом Европы приняты определения пяти ключевых компетенций, должны быть оснащены молодые европейцы которыми «…должны быть оснащены молодые европейцы»: 1.Политические и социальные компетенции 1.Политические и социальные компетенции, такие как : способность принимать ответственность, участвовать в принятии групповых решений, разрешать конфликты ненасильственно, участвовать в поддержании и улучшении демократических институтов.

2.Компетенции, связанные с жизнью 2. Компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе в многокультурном обществе. Для того, чтобы контролировать проявление (возрождение resurgence) расизма и ксенофобии и развития климата нетолерантности, образование должно «оснастить» молодых людей межкультурными компетенциями, такими как: принятие различий, уважение других и способность жить с людьми других культур, языков и религий. 3.Компетенции, относящиеся к владению (mastery) 3. Компетенции, относящиеся к владению (mastery) устной и письменной коммуникацией устной и письменной коммуникацией, которые особенно важны для работы и социальной жизни, с акцентом на то, что тем людям, которые не владеют ими, угрожает социальная изоляция. В этом же контексте коммуникации все большую важность владение более чем одним языком приобретает владение более чем одним языком.

5.Способность учиться на протяжении жизни 5. Способность учиться на протяжении жизни в качестве основы непрерывного обучения в контексте как личной профессиональной, так и социальной жизни. 4Компетенции, связанные с возрастанием информатизации общества 4. Компетенции, связанные с возрастанием информатизации общества. Владение этими технологиями, понимание их применения, слабых и сильных сторон и способов к критическому суждению в отношении информации, распространяемой масс-медийными средствами и рекламой.

Основные положения компетентностного подхода – компетентность. в образовании, узловое понятие которого – компетентность. «…это понятие шире понятия знания, или умения, или навыка, оно включает их в себя (хотя, разумеется, речь не идет о компетентности как о простой аддитивной сумме знанияумениянавыки. сумме знанияумениянавыки. Это понятие несколько иного смыслового ряда). Понятие «компетентность» включает не только когнитивную и операционально – технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую». этическую, социальную и поведенческую». Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. М., 2001 стр14.

самостоятельной познавательной деятельности -компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных; гражданско-общественной деятельности -компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя); социально-трудовой деятельности -компетентность в сфере социально-трудовой деятельности (в том числе умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике взаимоотношений, навыки самоорганизации); бытовой сфере -компетентность в бытовой сфере (включая аспекты собственного здоровья, семейного бытия и проч.); культурно-досуговой деятельностикомпетентность в сфере культурно-досуговой деятельности (включая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность). Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. М., 2001, стр. 15.

1.Политические и социальные компетенции 2. Компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе в многокультурном обществе. 3.Компетенции, относящиеся к владению устной и письменной коммуникацией 3. Компетенции, относящиеся к владению устной и письменной коммуникацией, 4. Компетенции, связанные с возрастанием информатизации общества информатизации общества. 5.Способность учиться 5. Способность учиться на протяжении жизни на протяжении жизни 1. Компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности деятельности 2. Компетентность в сферегражданско-общественнойдеятельности 3. Компетентность в сфере социально-трудовой деятельности 4. Компетентность бытовой сфере в бытовой сфере 5. Компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности

Сферы проявлени я личности Характеристики личности выпускника, реализованные в его «автопортрете»: Целеполагание учителя как основа организации образовательного процесса, инициирующего и поддерживающего процессы саморазвития, самоопределения и самопознания ученика «Я-Я» Я знаю, чем я отличаюсь от себя «вчерашнего», Понимаю, что мне надо сделать, чтобы я «завтрашний» стал лучше, чем я «сегодняшний». Я умею это делать самостоятельно. Я понимаю, что хорошо и что плохо, я хочу соответствовать «хорошему» Даже наедине с собой я остаюсь требовательным к себе, к тому, что и как я делаю. Я понимаю истинные причины моих побуждений, знаю, как выстроить и реализовать программу саморазвития в нужной мне области деятельности Обучать навыкам самоконтроля и самоанализа Обучать навыкам, обеспечивающим способность учиться на протяжении всей жизни Обеспечивать формирование компетенций, связанных с возрастанием информатизации общества Обучать навыкам здорового образа жизни, оптимальной организации физического и умственного труда Обучать навыкам составления и осуществления программы саморазвития «Я-ТЫ» Я умею в личном общении реализовать самые лучшие свои качества. Я владею навык5ами эффективного общения. Я знаю и применяю правила этикета в личном общении. Я умею работать в паре, не перекладывая на партнера ответственности за свою работу. Я умею сотрудничать. Я умею соотносить собственные цели с целями моих близких, могу корректировать свои цели Обучать навыкам общения, этикета Обучать навыкам самостоятельной работы в парах, навыкам сотрудничества Обеспечивать формирование компетенций, относящихся к владению устной и письменной коммуникацией «Я-МЫ» Я понимаю, что «человек рождается для других». Я умею выстроить цели своей жизни так, чтобы мой успех стал частью успеха семьи, города, страны, всего человечества. Я понимаю, зачем я живу Я могу определить собственную долю ответственности в коллективном деле. Я полностью отвечаю за порученное мне дело. Я могу определить, в какой области человеческой деятельности меня ждет успех Обучать навыкам самостоятельной работы в коллективе. Обучать навыкам толерантности Обеспечивать формирование компетенций, связанных с жизнью в многокультурном обществе. Обеспечивать формирование политических и социальных компетенций

«Я-Я» Я знаю, чем я отличаюсь от себя «вчерашнего», Понимаю, что мне надо сделать, чтобы я «завтрашний» стал лучше, чем я «сегодняшний». Я умею это делать самостоятельно. Я понимаю, что хорошо и что плохо, я хочу соответствовать «хорошему» Даже наедине с собой я остаюсь требовательным к себе, к тому, что и как я делаю. Я понимаю истинные причины моих побуждений, знаю, как выстроить и реализовать программу саморазвития в нужной мне области деятельности Обучать навыкам самоконтроля и самоанализа Обучать навыкам, обеспечивающим способность учиться на протяжении всей жизни Обеспечивать формирование компетенций, связанных с возрастанием информатизации общества Обучать навыкам здорового образа жизни, оптимальной организации физического и умственного труда Обучать навыкам составления и осуществления программы саморазвития

«Я-ТЫ» Я умею в личном общении реализовать самые лучшие свои качества. Я владею навыками эффективного общения. Я знаю и применяю правила этикета в личном общении. Я умею работать в паре, не перекладывая на партнера ответственности за свою работу. Я умею сотрудничать. Я умею соотносить собственные цели с целями моих близких, могу корректировать свои цели Обучать навыкам общения, этикета Обучать навыкам самостоятельной работы в парах, навыкам сотрудничества Обеспечивать формирование компетенций, относящихся к владению устной и письменной коммуникацией

«Я-МЫ» Я понимаю, что «человек рождается для других». Я умею выстроить цели своей жизни так, чтобы мой успех стал частью успеха семьи, города, страны, всего человечества. Я понимаю, зачем я живу Я могу определить собственную долю ответственности в коллективном деле. Я полностью отвечаю за порученное мне дело. Я могу определить, в какой области человеческой деятельности меня ждет успех Обучать навыкам самостоятельной работы в коллективе. Обучать навыкам толерантности Обеспечивать формирование компетенций, связанных с жизнью в многокультурном обществе. Обеспечивать формирование политических и социальных компетенций

Профессиональная компетенция как единство трех составляющих: - когнитивной (наличие системы педагогических и специальных предметных знаний) - операционально-технологической (владение образовательными технологиями, способами педагогического взаимодействия) - личностной составляющей (этические и социальные позиции и установки, качества личности педагога)

Из чего складывается компетентность:

Родители Администрация школы Городские, окружные управления Дидактика …Министерство Ученик Учитель ОМЦ ?

Параметры и критерии оценки мониторинга профессиональных компетенций и организационных ресурсов учителя личностно ориентированного образовательного процесса

1. Компетентность в области преподаваемого предмета; ориентация в современных исследованиях по предмету; методология преподавания предмета Учитель отлично ориентируется в современных публикациях по методологии преподавания предмета; следит за современными исследованиями по базовым наукам, это отражено в оборудовании кабинета, в содержании урочной и внеурочной деятельности учеников Учитель использует материал педагогических публикаций время от времени – для подготовки докладов, для отчетов. Учитель эпизодически использует информацию о последних достижениях наук в содержании учебного процесса Учитель практически не следит за достижениями за достижениями в области разработок новых подходов в преподавании своего предмета, своего предмета, не пользуется периодикой. В учебном процессе практически практически не проявляются результаты результатыпоследнихисследований базовых наук и ниже

2. Компетентность в области индивидуальных особенностей психологии и психофизиологии познавательных процессов Учитель знает теорию познавательной деятельности. При обсуждении педагогических воздействий, анализе уроков, результативности ОП активно использует понятия из теории познавательных процессов Учитель не имеет целостного представления о теории познавательных процессов. Иногда эти знания носят интуитивный характер, а термины имеют нечеткие границы, что мешает коллективному обсуждению общих проблем с одним и тем же учеником. Учитель имеет значительныезатруднения в системном подходе к оценке познавательных ресурсов ученика. Практически не может самостоятельно самостоятельнохарактеризоватьособенностипознавательнойсферы ученика ученика и ниже

3. Компетентность в области здоровьесбережения хорошо Учитель хорошо знаком с основами валеологии умеет учитывать эти знания при организации уроков и внеурочной деятельности; постоянно повышает уровень данной компетенции Учитель недостаточно свободно ориентируется в перечисленных направлениях. Делает ошибки при организации учебного процесса и внеклассной деятельности Учитель практически не владеет этими знаниями и умениями и ниже

4. Компетентность в области владения методиками, приемами, технологиями, развивающими и социализирующими учащихся средствами предмета Учитель имеет в активе разнообразные методы и приемы работы. Учитель целенаправленно использует задания развивающего и социализирующего характера Такие формы работы учитель Использует эпизодически. В основном учитель использует традиционные методики, не слишком заботясь об их разнообразии Учитель практически не использует социализирующих и развивающих технологий и приемов, предпочитая традиционные формы заданий и ниже

5. Практическое владение приемами ЭФФЕКТИВНОГО общения. Учитель умеет дифференцировать виды и способы воздействия при общении, строит общение, предупреждая конфликты. На уроках практически не возникают проблемы поведения учеников. Учитель строит общение по принципу директивно-понимающего, однако, не всегда умеет дифференцировать подходы в процессе общения с отдельным ребенком Учитель не уделяет должного внимания стилю и способам общения, не всегда следуя принципу директивно-понимающего общения и ниже

6. Наличие и качество оснащения образовательного процесса, необходимого необходимого для уровневой дифференциации и индивидуализации Все дидактическое оснащение кабинета систематизировано, позволяет - организовать индивидуализацию; -рационально -использовать время и пространство учителя и ученика Оснащение учебного процесса требует дополнительных разработок и систематизации для использования Дидактическое оснащение требует доработки и по содержанию, и по форме, и по количеству и ниже 7-6

7. Компетентность в сфере управленческих технологий – умения применять знания об особенностях детей в планировании и организации уроков Учитель владеет технологиями самоанализа. Умеет выделить и проанализировать, цели, результат и условия учебного процесса. Умеет спроектировать, реализовать и проанализировать результативность программы развития ученика средствами своего предмета. Учитель, умеет ставить цели ученику, однако, конструируя собственное целеполагание испытывает затруднения. Может проанализировать свою деятельность и скорректировать цели, условия учебного процесса по предложенному алгоритму. Учитель практически не Использует принцип планирования от конечной цели, Самоанализ чаще всего строится на эмоциях, ощущениях. В основном ставит и реализует предметные цели в организации учебного процесса и ниже

8. Компетентность в области обобщения и трансляции результатов своей работы в виде выступлений, статей Учитель может самостоятельно подготовить, оформить статью, доклад, отчет, не требующий правки и редактуры Учитель способен описать свой опыт. Однако, для его систематизации, структурирования, обобщения, выводов учителю требуется помощь Учитель практически не может описать свою работу так, чтобы коллеги могли воспользоваться его опытом и ниже

9. Умение спланировать, организовать, провести и проанализировать педагогический эксперимент Учитель владеет навыками педагогического экспериментирования, под руководством Научного руководителя. Умеет проанализировать результаты ОЭР и сделать практические рекомендации Учитель может провести эксперимент, но для его планирования и анализа нуждается в научном руководстве. Учитель не может, или затрудняется, спланировать внедрение инноваций, Спрогнозировать результат такого внедрения и ниже

Самооценка профессиональных компетенций и организационных ресурсов учителя _____________________ учителя _____________________ 1.Я отлично ориентируюсь в современных публикациях по методологии преподавания предмета; слежу за современными исследованиями по базовым наукам, это отражено в оборудовании кабинета, в содержании урочной и внеурочной деятельности учеников Я практически не слежу за достижениями в области разработок новых подходов в преподавании своего предмета, не пользуюсь периодикой. В учебном процессе практически не проявляются результаты последних исследований базовых наук

Мониторинг уровня профессиональных компетенций и организационных ресурсов учителя _____________________ Характеристики, определяющие успешность учителя 2005, апр2006, апр Само- оценка Эксперт- ная оценка Само- оценка Эксперт- ная оценка 1. Знания в области преподаваемого предмета: ориентация в современных исследованиях по предмету; методология преподавания предмета 66

Примерные направления и виды деятельности учителя по повышению уровня собственных компетенций и дидактическому оснащению учебного процесса. «западающей» характеристики Примерные направления и виды деятельности учителя по самосовершенствованию 1.Прикрепление к учителю – наставнику Курсы на ФПК по предмету Годовая тема самообразования, посвященная современной методологии предмета, выступление на м/о, НМС, педсоветах Организация и ведение кружка по предмету Открытые уроки, подготовленные с наставником

Самооценка профессиональных компетенций и организационных ресурсов учителя _____________________ учителя _____________________ 1.Я отлично ориентируюсь в современных публикациях по методологии преподавания предмета; слежу за современными исследованиями по базовым наукам, это отражено в оборудовании кабинета, в содержании урочной и внеурочной деятельности учеников Я практически не слежу за достижениями в области разработок новых подходов в преподавании своего предмета, не пользуюсь периодикой. В учебном процессе практически не проявляются результаты последних исследований базовых наук

Мониторинг профессиональных компетенций и организационных ресурсов учителя _____________________ Характеристики, определяющие успешность учителя 2005, апр2006, апр Само- оценка Эксперт - ная оценка Само- оценка Экспер т- ная оценка 1. Знания в области преподаваемого предмета: ориентация в современных исследованиях по предмету; методология преподавания предмета 6687

Мониторинг уровня учителей школы профессиональных компетенций и организационных ресурсов (графическое представление) учителей школы

Оценка профессиональных компетенций и организационных ресурсов учителя

K L M N

Завучи о компетентности учителей своих школ ( 2007год, 154 респондента ( 2007год, 154 респондента)

«…Мы должны, наконец, понять, что обучение есть деятельность управленческая. Управлять учением – значит создавать такие условия, при соблюдении которых деятельность учения достигала бы поставленных целей. Жаль, что в зале нет специалистов в области управления…». Из речи В.В.Давыдова на конференции международной ассоциации Развивающего обучения.

«Достижения и ресурсы реализации компетентностного подхода в образовательном пространстве Южного округа г. Москвы»

Управлять можно только процессами или объектами (но тоже через процессы, происходящими с объектами…)

Управлять человеком невозможно - можно только создавать условия для того, можно только создавать условия для того, чтобы этот человек произвел требуемые действия, мыслительные или материальные.

время Концепции, идеи, закономерности и т.д. (информационные ресурсы) Материальные ресурсы (люди, оборудование, условия и т.д.)

Чем компетентностный подход отличается от традиционного, ЗУНовского? ЗУНовскийподход: В результате обучения – Знания, умения, навыки по предмету по предмету, соотнесенные с практикой реальной жизни уже в процессе обучения 1. Знания, умения, навыки по предмету, соотнесенные с практикой реальной жизни уже в процессе обучения Над- и метапредметные знания, умения, навыки, обеспечивающие качество процессов саморазития, самопознания и самообучения на всю жизнь. 3. Отношение к приобретенным знаниям и к самому процессу их приобретения Компетентностный подход: В результате обучения –

Личные ресурсы учебного успеха Личные ресурсы Структура ресурса Виды развития и формирования Направленность личности Интересы, идеалы, мотивы, желания иерархия ценностей Воспитание ОпытЗнания, умения, навыки, привычкиОбучение Особенности психических процессов Воля, чувства, ощущения, эмоции, память, внимание, ведущий канал восприятия информации, доминирование полушарий Упражнения Биопсихические свойства Возрастные особенности, половые различия, темперамент Тренировка

Критериальное оценивание – требование и ресурс компетентностного подхода Применение в жизни коммуникация мышление знания КАЖДАЯ контрольная итоговая работа по тема КАЖДОГО предмета

Компетентность – это владение, обладание соответствующей компетенцией, включающее личностное отношение к ней и предмету деятельности (Маркова А.К. Лернер И.Я., Краевский В.В. А.В.Хуторской и др.) (Маркова А.К. Лернер И.Я., Краевский В.В. А.В.Хуторской и др.)

Три группы профессиональных компетенций - Ключевые компетенции, являющиеся общими для современных специалистов разных профилей - Общепрофессиональные (педагогические) компетенции, базовые для всех специалистов педагогического профиля. - Предметные (специальные) компетенции обусловлены предметной областью деятельности педагога

Качество образовательного процесса Качестворезультатов Качество условий и ресурсовСобытия:уроки,мероприятия,оснащение и обустройство и т.д. и т.д. Качество управления Качество ВШК, стиль управления, система поощрений и т.д. Качествоработыучителя

Что мотивирует педагогических работников, повышает эффективность и результативность их работы?

Теория мотивации Ф. Герцберга, последователя и разработчика «школы человеческих отношений» Элтона Мейо

Группа факторов, которая непосредственно влияет на удовлетворение физиологических потребностей человека гигиенические факторы уровень заработной платы, межличностные отношения в коллективе, политика администрации, степень непосредственного контроля за работой персонала, комфортабельность рабочих мест сотрудников не стимулируют персонал к хорошей работе

Мотивирующие факторы Удовлетворение потребностей в признании и уважении, эстетических и познавательных, в реализации своих возможностей и развитии собственной личности. успех деятельности работника, признание и одобрение результатов его труда, продвижение по службе, высокая степень ответственности, возможности для творческого и делового роста. оплата труда, если таковая зависит от результативности деятельности работника

Вывод: мотивирующие факторы работают на достижение целей школы. гигиенические факторы успешно воздействуют на удовлетворенность сотрудников своим трудом

1. Выделить критерии деятельности учителя 2. Для каждого критерия определить показатели 3. Показатели соотнести с системой ВШК, если отсутствуют – доработать ВШК !!!

Успех учителя необходимо оценивать, рассматривая три набора показателей: 1.Учебные достижения учеников (качество результатов) 2. Создание качественных условий и ресурсов для учебного успеха учеников (качество внешних ресурсов и условий, создаваемых учителем для учеников) 3. Реализация деятельности педагога в профессиональном социуме

1.Учебные достижения учеников (качество результатов)

Учащиеся, успевающие на «4» и «5» Доля учащихся, успевающих на «4» и «5» Мониторинг результатов ЗУВР, пред. МО Учащиеся, получившие статус победителей олимпиад, конкурсов, смотров Доля учащихся, получивших статус победителей в соревнованиях разного уровня Мониторинг результатив- ности образователь- ного процесса ЗУВР, пред. МО Учащиеся, повысившие уровень обученности за анализируе- мый период Степень обученности учащихся (СОУ) Пересчет данных мониторинга обученности без сбора дополнительных данных ЗУВР, пред. МО

Учащиеся, повысившие общий уровень обучаемости и/или отдельных параметров общей обучаемости (кроме обученности) Рост внутренних ресурсов учебного успеха ученика Мониторинг уровня развития общеучебных умений, мотивации, мыслительных 0УН (по специальным контрольно- методическим срезам, анкетированию, опросам психологов, социологов) ЗУВР, Пред.МО, психологи, социологи

Достижения ученика в развитии личности Активность и успешность учащихся во внеклассной и внешкольной учебной и социально- значимой деятельности Мониторинг воспитанности и социализиро- ванности учащихся Кл. рук., ВШК - зам. дир. по ВР

2. Создание качественных условий и ресурсов для учебного успеха учеников (качество внешних ресурсов и условий, создаваемых учителем для учеников)

Характеристики, определяющие успешность учителя в проектировании и реализации процесса обучения непрофильному предмету в профильной школе 1. Знания в области преподаваемого предмета: ориентация в современных исследованиях по предмету; методология преподавания предмета, умение выделять предметное содержание, поддерживающее развивающие и социализирующее цели 39 2.Теоретические знания в области индивидуальных особенностей психологии и психофизиологии познавательных процессов: «чем ученик учится»; умение применять теоретические знания об особенностях учащихся на практике 4 3.Теоретические знания в области валеологии и умения проектировать здоровьесберегающую образовательную среду при изучении своего предмета 1 4.Практическое владение методиками, приемами, технологиями, развивающими и социализирующими учащихся средствами предмета 15 5.Практическое владение приемами ЭФФЕКТИВНОГО общения 8 6.Владение управленческими технологиями в системе «учитель-ученик»: педагогический анализ ресурсов, умение проектировать цели, планировать, организовывать, корректировать процесс и анализировать результаты _ 7.Умение обобщать свою деятельность в виде отчетов, выступлений, статей, презентовать и транслировать свою работу _ 8. Умение спланировать, организовать, провести и проанализировать пилотный педагогический эксперимент _ 9.Наличие оснащения образовательного процесса, достаточного для уровневой дифференциации и индивидуализации _

Позиционно-ценностная составляющая ВАЛ Операционально- технологическая составляющая Когнитивная составляющая ПР-М УПР П-П КОМ ИССЛ ИН-Т МАРК АКМ

«Ключевые профессиональные компетенции» (Совет Европы) Соответствующие компетенции в нашей совокупности компетенций 1.Коммуникативная компетенция – способность эффективно общаться, устанавливать деловые контакты, сотрудничать, взаимодействовать в команде и т.д.; 1, 2, 3, 4, 5 2.Информационная к. – навыки поиска, отбора, предъявления информации, решения профессиональных задач с помощью компьютера… 1, 2, 3, 4, 5 3.Предпринимательская – способность улавливать сигналы рынка, овладевать навыками экономического и правового анализа профессионально – трудовых ситуаций, умением бизнес-планирования… 2, 4, 5 4.Способность к эффективному поведению на рынке труда – навыки проектирования профессиональной карьеры, трудоустройства, адаптации на рабочем месте… 2, 3, 4, 5 5.Способность к самоуправлению – умение ставить и реализовать жизненные цели, организационно – управленческий потенциал, способность эффективно использовать собственные ресурсы и ресурсы других, рефлексивные умения… 5, 2, 3, 4

Анализ курсов «Педагогического университета «Первое сентября»» 2006/ /2009 Предметно-методологическая компетенция5577 Психолого-педагогическая компетенция422 Компетенция в области валеологии образовательного процесса 112 Коммуникативная компетенция817 Компетенция в области управления системой «учитель-ученик»: трансляцией собственного опыта исследовательской деятельностью ростом компетентности 036

Предметно-методологическая компетентность может быть измерена так: Реализация учителем требований Стандартов ВШК обученности Учитель владеет разнообразными современными методиками и технологиями преподавания предмета, в том числе с ИКТ ВШК уроков Учитель целенаправленно выбирает и/или конструирует методики преподавания от особенностей контингента детей ВШК уроков, планы уроков Учитель обеспечивает образовательный процесс ресурсами, социализирующими и развивающими каждого ученика средствами учебного предмета ВШК уроков, ВШК кабинетов Учитель успешно реализует разнообразные формы и виды предметной внеурочной деятельности, в том числе, проектной, экскурсионной, предметные декады и т.д. ВШК воспит. работы Учитель создает и/или реализует предметные профильные элективные курсы ВШК уроков

Психолого-педагогическая компетентность может быть измерена так: Учитель владеет системой знаний об уровне развития личных внутренних ресурсов успеха своих учеников, использует эти знания при обсуждении успехов и неудач учеников ВШК уроков, собеседования по результатам Учитель владеет способами педагогического анализа уровня развития внутренних ресурсов учебного успеха учеников ВШК уроков, собеседования по результатам Учитель успешно реализует навык выбора или конструирования заданий, целенаправленно развивающих конкретные внутренние ресурсы учащихся (память, внимание, модальность, мотивацию, и т.д.) ВШК уроков, собеседования по результатам Учитель успешно реализует индивидуализированные программы развития учащихся на основе психолого- педагогического анализа ВШК уроков, собеседования по результатам

Валеологическая компетентность может быть измерена так: Учитель реализует требования здоровьесбережения в организации урока (содержание, структура) ВШК уроков Учитель реализует требования здоровьесбережения в оснащении и оборудовании (сан-гиг. условия, правила работы в лаборатории, с компьютером и т.д.) ВШК уроков, ВШК кабинетов Учитель реализует знания о здоровье своих учащихся в реальном учебном процессе (данные о детях от врача, психолога, о детях с ОВЗ) ВШК уроков, ВШК внеурочной деятельности, наблюдения

Коммуникативная компетентность может быть измерена так: В общении с учащимися учитель использует понимающий и директивно-понимающий стиль общения, выстраивая его на договорных основах. Наблюдения, микроисследования, ВШК уроков На уроках учитель реализует все формы общения – диалог, полилог, консалтинг, обучает этим формам учащихся. ВШК уроков Учитель успешно реализует социальную роль посредника в ситуациях конфликта в детском коллективе Наблюдения, анкетирование, ВШК ВР Учитель владеет разнообразными приемами педагогического общения, приемами поощрения и порицания, добивается педагогически значимого результата, используя общение без насилия Наблюдения, ВШК ВР Учитель работает в команде, выполняя различные роли – лидера и исполнителя, профессиональное общение с коллегами выстраивает на основе толерантности и конструктивности Анализ качества методической системы Общение с родителями учитель выстраивает конструктивно на основе законодательных актов. ВШК качества управления

Управленческая компетентность может быть измерена так: Учитель успешно выделяет и анализирует цели и результаты каждого урока, темы, курса, корректируя их при необходимости от задач школы и особенностей контингента учащихся ВШК уроков, собеседование по результатам Учитель умеет проанализировать качество организационных условий и ресурсов урока, темы, курса и корректировать это качество по результатам анализа ВШК уроков, ВШК кабинетов Учитель управляет организацией учебной деятельности учеников «от результатов» - предъявляет учащимся обязательные результаты обучения, обучает учащихся планированию учебной деятельности ВШК уроков Учитель свободно структурирует содержание учебного материала в зависимости от целей, ресурсов и режима обучения ВШК уроков Учитель свободно структурирует содержание учебного материала в зависимости от особенностей контингента ВШК уроков

3. Реализация деятельности педагога в профессиональном социуме

3. Деятельность учителя по обеспечению высокого уровня качества образовательной среды в профессиональном социуме 1. Участие в реализации образователь- ной программы и программы развития школы Активное участие в работе школьной методической системы. Разработка, апробация, трансляция образовательных продуктов (программ, учебников, технологий), принятых и одобренных профессиональным социумом Анализ работы МО Аналитические материалы НМС школы. Внешняя экспертиза ОМЦ, МИОО, Центра качества Замдиректора по НМР, замдиректора по УВР, председатель МО

3. Деятельность учителя по обеспечению высокого уровня качества образовательной среды в профессиональном социуме 2. «Горизонтальная карьера» учителя Благополучное прохождение аттестации Успешное обучение на курсах повышения квалификации Экспертные заключения Дипломы, свидетельст-ва ЗНМР, ЗУВР 3. Участие в реализации образовательной программы округа, города, России Участие и победы в профессиональных конкурсах Дипломы, свидетельства ЗНМР, ЗУВР

Я учу математике 7 Б Я учу математике Петю и Машу в 7 Б Я вместе с Петей, и Машей из 7 Б средствами математики познаю мир и учусь управлять миром и самим собой Учитель – «предметник» Учитель- «наставник» Учитель- партнер

1.Чем больше человек знает, тем правильнее он будет поступать. 1.Правильные поступки (успех) человека зависят не столько от объема знаний, сколько от их качества, но, главное, от его умения пользоваться этими знаниями как инструментами при решении проблем.

2. Учитель учит ученика. 2. Ученик учится сам, учитель создает для этого условия. Доля субъектности ученика растет от первого до выпускного класса, в идеале достигая 100%.

З. Педагогика – самодостаточная наука. 3. Система педагогического знания включает данные широкого спектра наук: этнопсихологии, теории управления, психофизиология и т.д. Любая наука, изучающая человека, имеет педагогическую составляющую.

Позициианализа Сроки анализа К сентябрю 2007 Количество медалистов Количество победителей конкурсов окружного городского, российского, международного уровней Процент неуспевающих 1,6%0,8%0,04% Динамика достижений учащихся.

Динамика достижений учителей Позиции анализа Сроки анализа К сент.2007 Процент учителей, имеющих высшую и первую категорию 17%48,4%52,2% Количество победителей конкурсов окружного городского, российского, международного уровней 136 чел.182 чел.275 чел.

Динамика изменения уровня компетентности учителей школ Южного округа (левый столбик – данные 2004 года, 147 учителей, правый столбик – данные 2007 года, 145 учителей)

Чем компетентностный подход отличается от традиционного, ЗУНовского? ЗУНовскийподход: В результате обучения – Знания, умения, навыки по предмету Компетентностный подход: В результате обучения – по предмету, соотнесенные с практикой реальной жизни 1. Знания, умения, навыки по предмету, соотнесенные с практикой реальной жизни Знания, умения, навыки над- и метапредметные, обеспечивающие качество процессов саморазития, самопознания и самообучения на всю жизнь. 3. Отношение к приобретенным знаниям и к самому процессу их приобретения