Система оценивания Система оценивания – главный интегрирующий фактор школьного образовательного пространства, основное средство диагностики проблем обучения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Краткое описание ресурсов учителя, реализующего требования ФГОС.
Advertisements

Управление качеством в системе «учитель-ученик» в соответствии с требованиями ФГОС (организационный аспект) Наталья Львовна Галеева, профессор кафедры.
Критериальное оценивание в образовательной системе «учитель – ученик» Наталья Львовна Галеева, профессор кафедры УОС МПГУ, канд. биол. наук, доцент galeeva-n.ucoz.ru.
В ОСНОВЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ И НОВОЙ СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА УЧИТЕЛЯ ФГОС.
Упорова В.П. МАОУ «СОШ 2» г. Краснокамск. обоснование, разработка и апробация системы использования педагогических подходов и технологий, способствующих.
Модель системы оценки образовательных достижений младших школьников в условиях ФГОС Авторы-составители: Дунаева Елена Александровна Закидина Наталья Петровна.
Учитель начальных классов Полищук Е.Н.. Целевые установки формирование основ гражданской идентичности личности; формирование психологических условий развития.
Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
Доклад подготовила Смирнова Л.В. Педагогическая диагностика – это совокупность специально подобранных и систематизированных заданий, которые позволяют:
ВШК в условиях введения ФГОС и НСОТ. Галеева Наталья Львовна, профессор кафедры управления образовательными системами МПГУ, доцент, канд. биол. наук,
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Марьевская средняя общеобразовательная школа» Октябрьского района Оренбургской области Проектирование.
Роль ШНОУ в реализации проекта «Создание и апробация модели муниципального межведомственного центра профориентации «От знаний к делу» Первушина Наталья.
Организация современного урока.. Цель и результат каждого урока – формирование трех групп результатов (личностных,метапредметных, предметных).
Тема: Оценивание обучения, оценивания для обучения Цель: оказать содействие учителю в определении современных способов оценивания, подвести учителя к пониманию.
Формирование универсальных учебных действий как фактор реализации требований ФГОС Заместитель директора по УВР Васильева З.А.
Презентация к уроку по теме: Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА КАК УСЛОВИЕ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ В ШКОЛЕ.
Директор школы Дурникина М. В. Современный урок с позиции формирования универсальных учебных действий МОУ СОШ с. Сухая Елань.
Безотметочное оценивание. Оценка – установленное обозначение степени знаний ученика, выставляемое преподавателем.
Система оценки достижения планируемых результатов ООП в начальной школе МОУ «Средняя общеобразовательная школа 117» Состав группы: Дёмин А.В. Шеховцова.
Транксрипт:

Система оценивания Система оценивания – главный интегрирующий фактор школьного образовательного пространства, основное средство диагностики проблем обучения и осуществления обратной связи Система оценивания воплощает в себе принципы, которые положены в основу образовательного процесса в основу образовательного процесса в целом

При этом под системой оценивания понимается не только та шкала, которая используется не только та шкала, которая используется при выставлении отметок и моменты, в которые отметки принято выставлять, но в целом механизм осуществления контрольно-диагностической связи между учителем, учеником и родителями по поводу успешности образовательного процесса, равно как и осуществления самостоятельного определения таковой учащимся.

система оценивания и самооценивания В общем, система оценивания и самооценивания – это естественный механизм саморегуляции саморегуляции образовательного процесса, что определяет его исключительную важность.

Функции системы оценивания. Нормативная функция фиксирование достижений конкретного учащегося относительно утвержденного государством эталона с тем, чтобы для него наступили все правовые последствия, соответствующие успешности его обучения и окончания им учебного заведения административное отслеживание успеваемости отдельных учеников, школьных классов, уровня их подготовки и качества работы учителя

Информативно-диагностическая функция содержательной связи между всеми участниками образовательного процесса содержательная и эмоциональная рефлексия учащихся педагогическаярефлексия учителей учителей Карательно-поощрительная функция, мотивация деятельности учащихся

Требования к системе оценивания Возможность определить, насколько успешно усвоен тот или иной учебный материал, сформирован тот или иной практический навык, то есть, возможность сверить достигнутый учащимся уровень с определенным минимумом требований, заложенных в тот или иной учебный курс 1.

2. Фиксировать динамику успехов ученика в различных сферах познавательной деятельности (усвоение информации, обработка информации, (усвоение информации, обработка информации, творческое представление своих мыслей и образов и т.д.), что позволяет получить информацию о причинах как успехов так и неудач учащихся. успехов так и неудач учащихся.

В самом механизме выставления отметок должна быть возможность адекватной интерпретации заложенной в них информации, для чего система оценивания должна быть совершенно прозрачной в смысле способов выставления текущих и итоговых отметок 3.

В систему оценивания должен быть заложен механизм, поощряющий и развивающий самооценивание учащимся своих достижений, а также рефлексию происходящего с ним в ходе учебного процесса. При этом учащийся, производящий самооценивание, должен иметь возможность сопоставить результаты, к которым он пришел, с оценкой учителя. 4.

Система оценивания должна предусматривать и обеспечивать постоянный контакт между учителем, учеником, родителями, классным руководителем, а также администрацией и педагогическим коллективом школы. 5.

Система оценивания должна быть единой применительно к конкретному школьному классу. Другими словами, невозможно эффективное существование на различных уроках систем оценивания, основанных на разных принципах. Различия принципиального характера в системе оценивания возможны только между возрастными группами учащихся, но никак не между группами предметов. 6.

Система оценивания должна быть выстроена таким образом, чтобы как можно бережнее относиться к психике учащихся, избегать травмирующих ее ситуаций. Основной путь для достижения этого – внедрение в сознание всех участников учебного процесса отношения к системе оценивания как к инструменту, необходимому для успешного получения образования, для осуществления обратной связи и не более того 7.

Критериальное оценивание оценка складывается из составляющих (критериев), которые отражают достижения учащихся по разным направлениям развития их учебно-познавательной компетентности

Для создания бланка оценки необходимо: 1. Сформулировать наиболее значимые критерии оценки. Критерии должны быть адекватны типу задания, целям и видам деятельности и в равной степени учитывать: достижение заявленной цели; качество выполнения работы; качество процесса выполнения работы; содержание; сложность задания. Создание бланка оценки задания 2. Определить шкалу оценки - например, трех-, четырех-, пятибалльную.

3. Подготовить описание параметров оценки. Необходимо начинать с описания идеального варианта выполнения задания, а затем переходить к описанию возможных недостатков выполнения работы по каждому критерию. Требования к описанию параметров: язык описания должен быть понятен учащимся; описание должно позволять определить количественные отличия одного параметра от другого; разница между количественными показателями должна быть примерно одинаковой (например, 4 балла ставится при наличии 1-2 орфографических ошибок, 3 балла - при наличии 3-4 ошибок и т.д.) 4. При необходимости можно также указать значимость каждого критерия в общей оценке (например, в процентах).

Успешность учащегося по математике складывается из - знания отдельных математических конструкций (арифметических и алгебраических правил, теорем и так далее), - умений связывать данные конструкции (то есть, из базисных конструкций выстраивать более сложные), - умения грамотно оформлять (представлять) результаты своей работы - умений использовать для представления работы профессиональный язык и дополнительные элементы (таблицы, чертежи, графики и так далее)

Оценивая отдельную работу преподаватель обращает внимание учащегося на успешность в той или иной составляющей, из совокупности которых выставляется итоговая отметка. Таким образом, отметка становится более "прозрачной" и учащийся понимает, каким аспектам своей деятельности необходимо уделить большее внимание.

Критерии расшифровывают показателями, в которых (для каждой конкретной работы) дается четкое представление о том, как в идеале должен выглядеть результат выполнения учебного задания, а оценивание по любому показателю – это определение степени приближения ученика к данной цели. При грамотном проектировании показателей учащийся учащийся может самостоятельно оценить качество своей работы, что, в свою очередь, стимулирует его для достижения более высокого результата

ДЕСКРИПТОР (лат. descriptor - описывающий) - лексическая единица (слово, словосочетание) информационно-поискового языка, выражающая основное смысловое содержание какого- либо текста. Используется при информационном поиске документов. (Большой Энциклопедический словарь) «Система дескрипторов - критерии экспертной оценки» Витольд ЯСВИН, доктор психологических наук, профессор Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ

Критерий : планирование и достижение цели 0 - цель не сформулирована; 1 – цель сформулирована, но не обозначены пути ее достижения; 2 – цель определена и ясно описана, представлена схема ее достижения; 3 – цель определена, ясно описана, представлен четкий план ее достижения; 4 – цель определена, ясно описана, представлен четкий план ее достижения, работа выполнена точно и последовательно. Оценка проекта

Критерии оценки по предмету являются предметными образовательными целями, которые при переводе на язык характеристик ученика дают портрет идеально обученного человека.

Общественный договор может осуществляться на нескольких уровнях: 1) в начале учебного года на первых уроках учитель и ученики договариваются, по каким критериям будут оцениваться работы учащихся в этом учебном году. Для учеников 5–6-х классов, например, такой урок может быть организован как знакомство с разными видами учебной деятельности, показывающими на реальных примерах содержание различных критериев, по которым в дальнейшем будет оцениваться работа учащихся; Общественный договор – обязательное условие при критериальном оценивании.

2) в начале триместра (четверти, полугодия) учитель договаривается с учениками о том, когда будут проводиться итоговые работы по каждой теме, каковы формы этих работ (тест, эссе, исследование) (тест, эссе, исследование) и по каким именно критериям они будут оцениваться; 3) каждая работа также может оцениваться на основании ряда критериев и инструкций к ним, которые также вырабатываются в ходе общественного договора.

Критериальное оценивание выполняет функцию обратной связи, когда ученик получает информацию о своих успехах и неудачах. При этом даже самые неудовлетворительные Результаты промежуточной работы воспринимаются учеником лишь как рекомендации для улучшения собственных результатов

В критериальном оценивании В критериальном оценивании описаны уровни достижений (в том числе и самые незначительные), (в том числе и самые незначительные), соответствующие каждому баллу. Важно, что все балльные шкалы начинаются с нуля. Это делает очевидным, что оценивается Это делает очевидным, что оценивается не личность ученика, а его деятельность.

При критериальном оценивании нет условий для сравнения себя с другими. Ты успешен по одному критерию, а я – по другому. Такие ярлыки, как «отличник», «троечник», «хорошист», отпадают сами собой появляются дополнительные возможности оценивать и наращивать свои достижения по тому или иному критерию.

Критериальное оценивание несет в себе потенциал сохранения здоровья учеников и учителей - ученик становится настоящим субъектом своего обучения - снижается школьная тревожность ученика -учитель от роли «судьи в последней инстанции» переходит к роли консультанта, специалиста, тьютора.

Структура и содержание тематических к/р должны соответствовать требованиям ФГОС: проверять не только предметные, но и метапредметные результаты ученика мотивировать учащихся и на овладение предметным знанием, и на овладение УУД помогать устанавливать цели саморазвития при анализе к/р

Категории, подлежащие оцениванию: Знание и понимание Мышление (использование приемов критического и креативного мышления, планирование, обобщение, сбор и организация информации, интерпретация, анализ, синтез) Коммуникация (передача знаний через разные формы текста) Применение (использование знаний и умений для установления внутренних и внешних связей)

Универсальные УУД и примене- ние Коммуникативные УУД Познавательные УУД Знания, понимание

К диагностическим материалам должны прилагаться показатели и уровневые дескрипторы для оценивания качества выполненной работы, по которым проектируется дальнейшая работа ученика

тем Название темы Знание /пони- мание ПОЗНАВА ТЕЛЬНЫ Е УУД КОММУН ИКАТИВН ЫЕ УУД РЕГУЛЯТ ИВНЫЕ УУД 1.ТЕМА ТЕМА ТЕМА ТЕМА Страница Дневника индивидуального прогресса учащегося

Организация диагностики учебно-познавательных достижений должна отражать структуру системы результатов: валидно проверить уровень УУД можно только при условии достижения определенного уровня знаний предметного содержания По данным анализа таких к/р «в формате ФГОС» учитель ведет мониторинг успешности учащихся по своему предмету По данным мониторинга учитель осуществляет коррекцию и регуляцию собственной деятельности – коррекция целей, задач, организации и/или содержания процесса обучения

Процесс обучения рассматривается в дидактике, как деятельность, и потому в нем четко просматриваются: -анализ -анализ исходной ситуации, -определение и постановка цели -определение и постановка цели обучения и принятие ее учащимися; -планирование -планирование работы, -выбор -выбор содержания и средств достижения цели, -предъявление нового фрагмента учебного материала разными способами и его осознанное восприятие; -исполнение обучающих и учебных операций, -организация -организация совместной работы учителя и учеников; -организация -организация обратной связи, -контроль и коррекция -контроль и коррекция работы по усвоению содержания материала и самоконтроль; анализ и самоанализ, оценка результатов - анализ и самоанализ, оценка результатов обучения; - подготовка и работа учащихся вне школы.

И.Я. Лернер: Учение не совпадает с усвоением, это – деятельность по организации для себя условий усвоения содержания социального опыта. Включает планирование, деятельность усвоения и контроль за его эффективностью.

«…Мы должны, наконец, понять, что обучение есть деятельность управленческая. Управлять учением – значит создавать такие условия, при соблюдении которых деятельность учения достигала бы поставленных целей. Жаль, что в зале нет специалистов в области управления…». Из речи В.В.Давыдова на конференции международной ассоциации Развивающего обучения.

Учитель умеет проанализировать урок как реализованный социальный проект: уровень реализации целей, качество показателей процесса, уровень достигнутых результатов в соответствии с требованиями ФГОС

Учитель осознает значение внутренней мотивации как ведущего внутреннего ресурса учебного успеха ученика, помогает ученику перевести внешний ресурс «надо» во внутренний ресурс «хочу»

Формирование регулятивных УУД осуществляется при обеспечении договорных отношений по принципу распределенной ответственности (инд. образоват. программы, объяснение нового материала в режиме проектирования mind-map и т.п.)

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; ФГОС ОО от «17» декабря 2010 г Определять цели изучения темы, выстраивая на первом уроке интеллект-карту темы Решать компетентностные задачи: применить знания в реальной ситуации, на практике. Вопросы в задаче: можешь ли ты, имеет ли смысл, как можно объяснить, стоит ли и т.д.

Из чего состоит Как живет Какие бывают Как изучать Зачем изучать прак TV История изучения 7

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; ФГОС ОО от «17» декабря 2010 г Дана задача. Необходимо установить и записать варианты последовательности действий при решении задачи. Объяснить преимущества выбранного алгоритма. Лабораторная работа. Прочитайте список действий, необходимых для выполнения данной работы. Порядок действий изменен. Необходимо восстановить правильный порядок действий, записать их и выполнить работу. Составить план устного ответа на конкретный вопрос

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; ФГОС ОО от «17» декабря 2010 г Расставить предложения текста в нужном порядке так, чтобы получилось доказательство теоремы или рассказ. Провести мысленный эксперимент, в котором необходимо провести изменения условий, ввести новые факторы. Определить, какие изменения произойдут в результатах. Что произойдет, если…

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; ФГОС ОО от «17» декабря 2010 г Обоснование преимуществ какого-либо утверждения, алгоритма Построить интеллект-карту для решения какой либо проблемы

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности ФГОС ОО от «17» декабря 2010 г Выбрать из нескольких алгоритмов самый эффективный, доказать свое мнение Найти, в чем заключается ошибка в каждом утверждении (в примере, в формуле и т.д.), записать правильно

Структура и ресурсное обеспечение урока отражают требования к условиям, прописанным во ФГОС Диагностика достигнутых результатов производится с максимальным участием самого ученика (регулятивные УУД) Структура и ресурсное обеспечение урока позволяют гибко реагировать на изменения в образовательной среде

Учитель умеет проанализировать качество предметного события в соответствии с требованиями ФГОС: насколько ЭТО СОБЫТИЕ реализует условия для формирования личностных результатов и УУД

Цели внеурочных событий должны отражать субъектный опыт учащихся, проектироваться из жизни и как социально-значимая деятельность

В планах внеурочной деятельности должны ясно просматриваться требования ФГОС не только к предметным, но и к личностном и метапредметным результатам

Структура и ресурсное обеспечение внеурочной деятельности отражают требования к условиям, прописанным во ФГОС По показателям качества событий можно судить о динамике изменений в образовательных результатах Учитель, анализируя результативность каждого события, при необходимости корректирует содержание и формы деятельности последующих событий

В предметном кабинете в наличии Управленческая папка учителя с разделами сбора информации и анализа качества уроков, мониторинга достижений учащихся по ФГОС

Y.Текущая инфор- мация IY.Участие учителя в деятельности методических объединений, реализации Программы развития школы III. Особенности учебно- познавательной сферы учащихся для индиви- дуализации II. Планирование учебной деятель- ности 20__ -20__уч.г. I. Качество результатов предметного обучения 20__-20__уч.г.

Оснащение кабинета мотивирует учащихся, раскрывает социально-значимый и личностный потенциал предметного содержания В Паспорте кабинета есть план развития, в котором отражены требования ФГОС к условиям ОП Картотеки заданий по предмету позволяют учителю проектировать индивидуальные образовательные программы

Информационно-методические материалы систематизированы по учебным темам(модулям), что позволяет реализовать максимальную самостоятельность в деятельности учащихся (регулятивные УУД) В оснащении кабинета в наличии диагностические материалы, позволяющие определить уровень развития каждого из метапредметных результатов Картотеки заданий по предмету, систематизированные по их дидактическому потенциалу, позволяют учителю корректировать индивидуальные образовательные программы

Учитель умеет грамотно рефлексировать успехи и неудачи в педагогическом общении Учитель владеет методами убеждения, используя знания психодидактики Учитель планирует развитие взаимодействия с учащимися на основе использования требований ФГОС к личностным результатам

Учитель реализует директивно-понимающий стиль общения, выстраивая его на договорных отношениях Помощь учителя в ведении учеником Дневника индивидуальных достижений обеспечивает диагностику результативности Учитель корректирует педагогическое взаимодействие в соответствии с особенностями личности ученика и целями взаимодействия

Благодарю за внимание. galeeva-n.uСoz.ru