Критерии отбора и способы поддержки инновационных регионов России Красноярск, 2 ноября 2011 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Факторы оценки уровня инновационного развития регионов д.э.н. Е.Б. Ленчук (ИЭ РАН, г. Москва) Интерра 2011 Г. Новосибирск.
Advertisements

1 Научный руководитель : Поликарпова М. Г. ГОУ ВПО « Магнитогорского технического университета им. Г. И. Носова » 2- ая Межвузовская студенческая конференция.
Инновационные стратегии регионов: критерии и показатели для оказания федеральной поддержки Международный симпозиум «Стратегии развития региональных инновационных.
СТРОИТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ЧТО ЭТО ТАКОЕ И КАК ЕГО РАЗВИВАТЬ?
11 ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ЗДОРОВЬЕ» за 2009 год РОССИЯ 2010.
Мурманская обл. Респ. Карелия Калининградская область Псковская обл. Брянская обл. Белгородская обл. Краснодарский край Кабардино-
О реализации мер по государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций Новосибирск, 25 мая 2015 г.
Кластеры как новый драйвер развития технопарков Куценко Евгений Сергеевич Институт статистических исследований и экономики знаний Национальный исследовательский.
Чукалин Илья Владимирович, заместитель директора департамента инновационного развития Новосибирск, 12 декабря 2012 г. МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.
Схема соотношения материальной и нематериальной составляющих в себестоимости продукта в зависимости от вида деятельности компании Стратегия промышленного.
ПРИВЕТСТВУЕМ ВАС НА КОЛЛЕКТИВНОЙ ЭКСПОЗИЦИИ ОРГАНИЗАЦИЙ ГОРОДА МОСКВЫ НА IX МОСКОВСКОМ МЕЖДУНАРОДНОМ САЛОНЕ ИННОВАЦИЙ И ИНВЕСТИЦИЙ.
Инновационный потенциал Калужской области Ассоциация инновационных регионов России Ассоциация инновационных регионов России В центре России Общая площадь.
ДЕПАРТАМЕНТ СЕЛЬСКОГО РАЗВИТИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Москва, 9 октября 2014 г. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации КРУГЛЫЙ СТОЛ «О реализации.
КОМИТЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ И ТОРГОВЛИ Выполнил: Березовский Д.К. Группа:5221/3.
100% 83 региона млрд. руб. 99% 70 регионов Респ. Хакасия; Чеченская Респ.; Чукотский АО; Магаданская обл.; Кабардино-Балкарская Респ.; Респ. Северная Осетия-Алания;
Чукалин Илья Владимирович, заместитель директора департамента инновационного развития Санкт-Петербург, 14 декабря 2012 г. МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.
РОЛЬ ТПП В ОКАЗАНИИ СОДЕЙСТВИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА Г.А. Дементьев, генеральный директор Торгово-промышленной палаты РМЭ.
Министерство регионального развития Российской Федерации По данным мониторинга на 31 января 2013 года Территориальное планирование в субъектах Российской.
ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КУБАНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ Заседание.
«Создание информационной системы, обеспечивающей разработку типологии субъектов Российской Федерации для целей проведения образовательной политики с учетом.
Транксрипт:

Критерии отбора и способы поддержки инновационных регионов России Красноярск, 2 ноября 2011 г.

2 Вопросы по итогам 1-го обсуждения уточнить критерии и процедуру предварительной квалификации регионов и экспертного отбора: учитывать при отборе регионов в большей степени динамику их развития; оценивать качество управленческой команды субъекта федерации; оценивать реализуемость стратегии инновационного развития региона или раздела в стратегии социально-экономического развития. сформулировать предложения относительно целевого характера субсидий для победителей конкурса; определить возможность использования дополнительных источников финансирования победителей (предложить перечень федеральных целевых программ, процедуру использования средств Инвестфонда, Фонда экономического стимулирования, средств поддержки малого и среднего предпринимательства).

33 Процедура отбора регионов-лидеров инновационного развития (ИР) 1. Первичный отбор инновационно-активных регионов (наличие элементарных условий для развития инноваций - стратегии инновационного развития, работающего технопарка, бюджетной поддержки инновационного бизнеса и пр. ) Критерии на входе Результат на выходе Отбор регионов, удовлетворяющих как минимум трем требованиям из шести предложенных (около 30 регионов). 2. Оценка инновационного потенциала региона в создании инноваций (развитие науки и образования) в коммерциализации инноваций (развитие инновационного бизнеса) в поддержке инноваций (инновационная политика региона) Отбор 15 регионов, имеющих высокие показатели по трем составляющим инновационного потенциала (кластерный анализ). 3. Положительное заключение экспертной группы Учет мнения научного сообщества, представителей бизнес- ассоциаций, профессионалов инновационной сферы в ходе открытого обсуждения Около 5 регионов-лидеров ИР, для поддержки которых будут выделяться федеральные средства в течение следующих 5 лет. Процедура отбора реализуется раз в 2 года по следующему механизму:

Предложения по дополнительным показателям (для обсуждения): 1. темпы роста ВРП; 2. темпы роста прямых иностранных инвестиций; 3. темпы роста налоговых доходов в бюджет субъектов РФ; 4. темпы роста инвестиций в основной капитал. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ КВАЛИФИКАЦИЯ (КРИТЕРИИ ДЛЯ УЧАСТИЯ РЕГИОНОВ В КОНКУРСЕ)

5 Отбор по критериям предварительной квалификации условия отбора: регион должен удовлетворять 3,4 или 5 критериям?

ПОТЕНЦИАЛ В СОЗДАНИИ ИННОВАЦИЙ (КРИТЕРИИ КОЛИЧЕСТВЕННОГО ОТБОРА )

ПОТЕНЦИАЛ В КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИЙ (КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ КРИТЕРИИ)

(а). ПОТЕНЦИАЛ В ПОДДЕРЖКЕ ИННОВАЦИЙ (КРИТЕРИИ КОЛИЧЕСТВЕННОГО ОТБОРА )

(б). ПОТЕНЦИАЛ В ПОДДЕРЖКЕ ИННОВАЦИЙ (КРИТЕРИИ КОЛИЧЕСТВЕННОГО ОТБОРА )

Необходимость проведения экспертного отбора 1.уровень инновационного развития сложно измерить статистическими показателями; 2.темпы инновационного и социально-экономического развития тесно взаимосвязаны; 3.инновации важны не сами по себе, а как средство повышения уровня жизни населения; 4. несовершенство инновационной статистики и агрегирования следует дополнить показателями социально-экономического развития инновационно-активных регионов; 5. необходимость учета качества и ориентации на инновации государственных и муниципальных органов управления в регионе; В итоге, выставленные экспертами баллы позволяют корректировать инновационный рейтинг регионов.

3.2. Варианты экспертного отбора 1.Заочный тур (предварительный отбор): 1.1. Исключение Москвы и Санкт-Петербурга (в конкурсе принимают участие регионы с расчетным уровнем бюджетной обеспеченности, не превышающим 1,5) ; 1.2. Составление рейтинга регионов и определение 15 регионов с наиболее высокими количественными показателями («short list»). 2. Ранжирование по критериям 2.1. Эксперты уточняют количественную оценку посредством выставления баллов регионам при ответе на вопросы На этой основе корректируется интегральный инновационный индикатор и определяются пять регионов-победителей Далее победителям выделяется квота, которая тратится по мере того, как регионы присылают заявки на ее использование (с обоснованием). 2. Ранжирование по проектам 2.1. Отобранные 15 регионов присылают в экспертную комиссию заявки на участие в конкурсе на право получения субсидии В заявках регионы указывают цели использования субсидии, ожидаемый результат и объем софинансирования Конкурсная комиссия рассматривает заявки и на этой основе определяет победителей, которым будет выделена субсидия на реализацию указанных в заявке мероприятий.

Процедура экспертного уточнения (в случае ранжирования регионов по критериям) Экспертами по бальной шкале (от 1 до 10 баллов) оцениваются в 15 инновационных регионах: 1. состояние науки и образования; 2. развитие бизнес-среды; 3. ориентация бюджетной политики; 4. развитие социально-экономической сферы. На этой основе формируется корректирующий коэффициент экспертного уточнения регионального развития (ЭУ) как средний балл из выставленных экспертами в среднем по 4-м показателям баллов, который затем переводится в доли единицы. по собранной статистике новые показатели

15 Итоговая комплексная оценка инновационного развития региона (в случае ранжирования регионов по критериям) K1 – среднеарифметическое значение нормированных показателей первого критерия (потенциал региона в создании инноваций); K2 – среднеарифметическое значение нормированных показателей второго критерия (потенциал региона в коммерциализации инноваций); K3 – среднеарифметическое значение нормированных показателей третьего критерия (потенциал региона в поддержке инноваций); ЭУ – экспертное уточнение на основе социально-экономических показателей; В конкурсе могут участвовать те регионы, в которых расчетный уровень бюджетной обеспеченности не превышает 1,5 (исключаются Москва и Санкт-Петербург)., где:

16 Результаты отбора *Результаты приведены на основания предварительной квалификации и ранжирования только по количественным критериям (без экспертного отбора).

17 Формы поддержки победителей Вариант 1 S i - размер субсидии, предоставляемой бюджету i-го субъекта Российской Федерации; S - общий размер субсидий, направляемых на поддержку инновационных регионов; РБО i –уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации в 2012 г.; У i – уровень софинансирования. + где: СОФИНАНСИРОВАНИЕ (25%-75% стоимости проекта) по формуле:

18 Размер субсидий для победителей (оценка без процедуры экспертного уточнения)

19 Формы поддержки победителей. Вариант 2 S i - размер субсидии, предоставляемой бюджету i-го субъекта Российской Федерации; РБО i –уровень прогнозной расчетной бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации в 2012 г. Уi – уровень софинансирования. + где: СОФИНАНСИРОВАНИЕ (25%-75% стоимости проекта) по формуле:

20 Проблема «утечки мозгов» Необходимо вовлекать молодежь в инновационную деятельность 20 Субсидии регионам как решение проблем инновационного развития России Отсутствие полноценного сотрудничества между представителями науки, бизнеса и ВУЗов при реализации инновационных проектов Проблема в коммерциализации инноваций Медленная интеграция отечественной науки в международную Отставание России по уровню проводимых НИОКР

21 Возможные направления целевого использования субсидий организация свободного доступа к международным информационным ресурсам по инновациям и интеллектуальной собственности через частичную компенсацию расходов организации, предоставляющей информационные услуги; создание при научно-образовательных комплексах центров коммерциализации разработок, в число задач которых входят лицензирование интеллектуальной собственности, привлечение заказов на научные исследования, а также организация других мероприятий с целью повышения спроса на научные разработки со стороны частного сектора; участие представителей научно-образовательных комплексов региона в международных проектах, способствующих развитию международного сотрудничества и формированию инновационного мышления; поддержка молодых ученых и специалистов (специальные стипендии, помощь в трудоустройстве, обеспечение жильем); организация консультационной и финансовой поддержки ученых-предпринимателей, организация курсов по предпринимательству для ученых научно-образовательного комплекса; создание на базе ВУЗов инновационных бизнес-инкубаторов; создание международного офиса трансфера технологий для развития международных научных контактов; организация на базе поддерживающей инфраструктуры взаимодействия инновационных компаний и научно-образовательных комплексов; создание и поддержание деятельности научно-технологического парка, в задачи которого входит предоставление помещений инновационным компаниям и оказание им консультационной, информационной и иной поддержки; организация совместных мероприятий ученых и предпринимателей (семинары, конференции, круглые столы) с целью обмена мнениями и опытом; организация стажировок студентов, аспирантов и молодых ученых на предприятиях, в том числе за границу, для развития навыков организации бизнеса; приглашение иностранных специалистов и ученых для чтения лекций и проведения семинаров для студентов, аспирантов, молодых ученых в научно-образовательных комплексах и технопарках.

22 Возможные направления целевого использования субсидий (продолжение) предоставление финансовой и имущественной поддержки созданию и развитию объектов инновационной инфраструктуры, включая бизнес-инкубаторы, технопарки, центры трансфера технологий, инновационно-технологические центры, центры коллективного пользования оборудованием, центры прототипирования и дизайна, региональные венчурные фонды, технологические музеи; предоставление финансовой поддержки организациям малого и среднего бизнеса на цели активизации инновационной деятельности, в т.ч. оплату прикладных НИОКР, инжиниринговых услуг, проведение маркетинговых исследований, патентования, сертификации выпускаемой продукции, выхода на внешние рынки; обеспечение условий для получения гражданами и организациями государственных услуг, в том числе на региональном уровне, в электронном виде; стимулирование производства инновационной продукции в рамках закупок товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд; предоставление финансовой и имущественной поддержки государственным и муниципальным учреждениям, компаниям с преобладающим участием субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, государственным и муниципальным унитарным предприятиям для реализация программ инновационного развития; предоставление финансовой и имущественной поддержки в рамках программ и проектов инновационного развития наукоградов Российской Федерации и территорий с высокой концентрацией научно-технического и инновационного потенциала; поддержка образовательных программ системы основного и дополнительного образования, обеспечивающих развитие кадрового потенциала инновационной деятельности; поддержку программ развития учреждений системы профессионального образования, включая национальные исследовательские университеты, региональных программ поддержки исследований РФФИ, программ содействия коммерциализации технологий Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Российского фонда технологического развития и ОАО «Российская венчурная компания»; поддержку высокотехнологического экспорта и активизации внешнеэкономической деятельности; реализацию иных мер по поддержке и развитию инновационной деятельности в регионе.

23 Дополнительные возможности поддержки победителей конкурса инновационных регионов 23 ИНВЕСТФОНД РФ увеличение в 2 раза квоты региона и снижение объема софинансирования (Минрегион). Фонд экономического стимулирования - учет инновационности региона при распределении субсидий (Минфин) Перераспределение средств отдельных ФЦП (10% распределяются только среди победителей) Приоритетная поддержка МСП в регионе (МЭР)

ЗАМЕЧАНИЯ ВЕДОМСТВ

26 ПРИЛОЖЕНИЯ К ДОКЛАДУ

27

28 1 (2) кластер3 кластер Магаданская обл. Пермский край Томская обл. г. Москва г. Санкт-Петербург Калужская обл. Московская обл. Нижегородская обл. Новосибирская обл. Ульяновская обл. Архангельская обл. Астраханская обл. Белгородская обл. Брянская обл. Владимирская обл. Волгоградская обл. Воронежская обл. Еврейская АО Иркутская обл. Кабардино-Балк. Р. Камчатский кр. Красноярский кр. Курганская обл. Ленинградская обл. Липецкая обл. Мурманская обл. Новгородская обл. Оренбургская обл. Орловская обл. Пензенская обл. Приморский кр. Псковская обл. Р. Адыгея Р. Башкортостан Р. Бурятия Р. Мордовия Р. Татарстан Р. Тыва Самарская обл. Свердловская обл. Тульская обл. Тюменская обл. Удмуртская Р. Хабаровский край Челябинская обл. Чувашская Республика Чукотский АО Ямало-Ненецкий АО Ярославская обл.

29 Группы регионов: сводная оценка * (по итогам кластерного анализа по имеющимся показателям) Выдающиеся показатели по группам «наука- образование» и «бизнес» Высокие показатели в целом Относительно высокие показатели по группе «бизнес» г. Москваг. Санкт-Петербург Калужская область Московская область Нижегородская область Новосибирская обл. Респ. Татарстан Самарская область Томская область Ульяновская область Области: Астраханская, Белгородская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Иркутская, Кемеровская, Курская, Ленинградская, Магаданская, Омская, Пензенская, Ростовская, Саратовская, Свердловская, Тверская, Тульская, Тюменская, Челябинская, Ярославская Республики: Башкортостан, Мордовия Края: Красноярский, Пермский, Приморский * Синим полужирным шрифтом выделены регионы, входящие в Ассоциацию инновационных регионов России.

30 Отсутствие статистических данных (например, региональные данные по показателю «Число поданных заявок на объекты интеллектуальной деятельности в международные патентные ведомства», «Удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, оценивших расширение зарубежных рынков сбыта как один из основных результатов инновационной деятельности в общем числе организаций») Отсутствие части статистических данных в открытом доступе (например, «Доля отгруженных товаров, выполненных работ, услуг по видам деятельности образование (М), научные исследования и разработки (К73) в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг региона») Неактуальность статистических данных (например, «Удельный вес занятого населения с высшим профессиональным образованием в общей численности трудоспособного населения региона», «Баланс (прирост-убыль) числа малых инновационных предприятий в регионе») Проблемы со сбором статистики

31 Предложение по поддержке инновационных регионов в рамках ФЦП общего назначения 1. Приоритетное удовлетворение заявок при распределении средств В рамках ФЦП развития образования создание центров поддержки одаренных детей при университетах во всех регионах-лидерах ИР; поддержка в них процесса объединения образовательных учреждений в кластеры; в рамках ФЦП «Культура России» развитие базы библиотек; в рамках ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения» развитие транспортной инфраструктуры (освещение дорог, совершенствование пешеходных переходов); в рамках ФЦП «Развитие телерадиовещания» создание в данных регионах цифровой сети, повышение мощности радиовещания; в рамках ФЦП «Информационное общество» установление сервисов для упрощения взаимодействия общества и государства. 2. Увеличение лимитов финансирования и запрет их секвестра В рамках ФЦП развития образования увеличение объектов строительства и реконструкции федеральных образовательных учреждений в регионах-лидерах ИР; в рамках ФЦП «Жилище» увеличение объемов субсидий на строительство (реконструкцию) объектов инженерной и социальной инфраструктуры, а также предприятий, выпускающих энергоэффективную продукцию; в рамках ФЦП «Развитие транспортной системы России» повышение объемов софинансирования строительства и реконструкции взлетно- посадочных полос, перронов и пр.; в рамках ФЦП «Развитие физической культуры и спорта в РФ» и «Развитие внутреннего и въездного туризма» расширение строительства спортивных объектов при образовательных учреждениях регионов-лидеров ИР. 3. Внесение дополнений в механизмы реализации ФЦП В рамках ФЦП «Жилище» внесение изменений в механизм отбора регионов-получателей субсидий на строительство транспортной инфраструктуры в новых микрорайонах экономкласса; создание механизма предоставления жилья молодым ученым из университетов регионов-лидеров ИР; ФЦП «Развитие транспортной системы России» дополнить подпрограммой развития железнодорожного сообщения и строительства дорог местного значения в данных регионах.

Фонд экономического стимулирования 32 где: Ранг О i И – место i-го субъекта Российской Федерации по сводным показателям в сфере инвестиционной деятельности; Ранг О i Н – место i-го субъекта Российской Федерации по сводным показателям в сфере налогообложения; Ранг О i П – место i-го субъекта Российской Федерации по сводным показателям в сфере промышленного производства; Ранг О i Инн – место i-го субъекта Российской Федерации по сводным показателям в сфере инновационного производства; У И, У Н, У П, У Инн – удельный вес показателей в сферах инвестиционной деятельности, налогообложения, промышленного и инновационного производства соответственно в комплексной оценке. Устанавливается равным 1/4 для всех установленных сфер.

Фонд экономического стимулирования

Распределение средств Фонда экономического стимулирования 34

35 10% средств – только между регионами-победителями 2.1. Средства федеральных целевых программ

Средства федеральных целевых программ* * Максимальные объемы финансирования при условии отсутствия заключенных долгосрочных контрактов на данные суммы.

Перераспределение средств в рамках программ поддержки малого и среднего предпринимательства Исходные данные: Общий объем бюджетных средств на поддержку МиСП 4 млрд. руб. Предложение 1: увеличение размера субсидии регионам-победителям конкурса в два раза – т.е. повышение в два раза допустимого лимита софинансирования региональных проектов из федерального бюджета. Размер субсидии кратен доле МиСП в регионе в их общей численности по РФ. Уровень софинансирования равен 0,7/РБО (расчетная бюджетная обеспеченность). Данные за 2010 г. по закону о бюджете (357-ФЗ от в ред. от ). Предложение 2: установить процент софинансирования со стороны регионального бюджета на уровне 20%.

4.1. Средства Инвестиционного фонда РФ 1. С 1 января 2012 г. вступит в действие Постановление Правительства РФ от 30 октября 2010 г. N 880 – предоставление субсидий из Инвестфонда на реализацию проектов, имеющих региональное и межрегиональное значение. 2. Объем распределяемых средств запланирован на 2012 г. в размере 65,5 млрд. руб., на 2013 году – 27, 4 млрд. руб. (закон о бюджете на 2011 г. и на плановый период гг.). 3. Предложение: увеличить для победителей конкурса в два раза квоту (допустимый лимит финансирования) в распределяемых средствах и снизить объем софинансирования за счет средств региональных и местных бюджетов (в два раза для регионов с РБО >1 и до 5% в случае РБО

Средства Инвестиционного фонда РФ * * На основе расчетов, проведенных сотрудниками Совета по изучению производительных сил.