Institute for Public Policy Институт социально- политических исследований
Институт социально-политических исследований независимая, неправительственная и нон- профитная организация; преследует цель развития в Республике Молдова открытого, плюралистического, социально активного общества; осуществляет независимые исследования и анализ публичной политики; обеспечивает публичное обсуждение и информационное распространение результатов этих исследований.
Структура управления Институтом
Основные направления деятельности Анализ публичных политик в следующих областях: образование, система образования; Европейская интеграция; разрешение внутренних конфликтов; исследование общественного мнения; национальная безопасность и оборона; другие области повышенного общественного интереса.
Состав Исполнительный директор Др. Аркадий Барбэрошие Ассистент Раиса Гуцу Директоры программ: Др. Анатолий Гремальский Др. Валерий Георгиу Оазу Нантой Др. Виорел Чиботару
Политики в области образования : Реформа системы образования в контексте европейской интеграции Взаимосвязь системы образования с рынком труда Влияние новых информационных технологий на образование Оценка системы образования
Политики европейской интеграции: Оценка нынешнего состояния процесса интеграции Республики Молдова в Европейский Союз Участие Республики Молдова в деятельности Пакта Стабильности для Юго-Восточной Европы Новые границы в Юго-Восточной Европе и региональная безопасность
Политики разрешения конфликтов: Мониторинг положения в конфликтных зонах Изучение региональных конфликтов в пост- советском пространстве и сепаратистского режима в восточных районах Молдовы Разработка сценариев разрешения Приднестровского конфликта Разработка сценариев пост-конфликтной реабилитации в контексте разрешения Приднестровского конфликта
рейтинг политических лидеров и ведущих политических партий стандарты и уровень жизни оценка экономической и социальной политики оценка основных государственных и общественных институтов и т.д. Барометр общественного мнения
Стратегическая оценка национальной безопасности и обороны Республики Молдова Основные задачи проекта: Способствовать развитию стратегической концепции укрепления системы национальной безопасности и обороны Развитие человеческого и институционного потенциала Института Укрепление партнерских взаимоотношений с западными исследовательскими центрами
Методика Исследование: команда национальных экспертов Короткие семинары - оценка первых результатов, улучшение качества исследований Международная конференция - представление и обсуждение финальных результатов Обнародование: через СМИ, направление результатов властям, всем заинтересованным учреждениям и лицам
Методика-2 Установление рабочих отношений с зарубежными центрами Scottish Centre for International Security at University of Aberdeen and Strategic Research Centre within the Royal Military Academy of Sandhurst Исследовательская командировка семинары презентация исследовательских проектов представление работ по анализу публичных политик Участие в финальной конференции
Команда местных экспертов «Писатели», разработчики Участники коротких семинаров Министерство обороны Министерство иностранных дел Парламент Высший Совет безопасности Университеты NGOs, студенты, аспиранты
Тематические труды экспертов Олег Серебреан.Геостратегические перспективы Молдовы. Юрий Пынтя. Определение существующих и возможных угроз и рисков фундаментальным национальным интересам Молдовы. Юрий Пынтя. Статус постоянного нейтралитета Молдовы. Ион Мастак. Концепция национальной безопасности Молдовы на стыке тысячелетия. Олег Граур. Оценка возможностей, структуры и задач вооруженных сил Молдовы. Валерий Прохницкий. Экономическая безопасность малых государств. На примере Молдовы. Николай Киртоакэ. Демократический контроль над ВС в Республике Молдова. Валентин Бенюк. Область национальной безопасности в контексте укрепления молдавской государственности. Николетта Мунтяну. Конфликты в Молдове и в мире. Сравнительный анализ.
Тематические труды экспертов (продолжение) Наталья Бельцер. Некоторые аспекты национальной безопасности Молдовы и Украины: схожести и различия. Нику Попеску. Сценарии расширения НАТО. Кейджи Сато. Сравнительный анализ национальной безопасности: на примере Северной Кореи и Приднестровья. Какие препятствия лежат на пути переговорного процесса? Октавиан Шофранский. Молдовенизация: поиск национальной идентичности или опасный политический компромисс? Тревор Уотерс. Добровольческие резервные формирования: вклад в обороноспособность в условиях демократии. Виктор Морару. Марафон с препятствиями: средства массовой информации и расписание европейской интеграции.
Семинары и конференции Демократический контроль над Вооруженными Силами Республики Молдова. Семинар (Кишинев, 16 февраля 2001 г., 25 участников) Роль науки и технологии в развитии среды национальной безопасности. Рабочая конференция, совместно проведенная Институтом Публичных Политик и Институтом оборонных исследований из Вашингтона, США. (Кишинев, 28 февраля - 2 марта 2001 г., 30 участников) Национальные интересы Республики Молдова. Угрозы и риски. Семинар (Кишинев, 7 июня 2001 г., 35 участников) Стратегическая оценка Национальной безопасности и обороны Республики Молдова. Международная конференция (Кишинев, июля 2001 г., 80 участников)
Основные результаты ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ: Законодательно принять Доктрину Экономической безопасности (предложен проект) Концепция национальной безопасности (существенно дополнена и обновлена) Коцепция национальных интересов (серия поправок к Конституции и к наиболее важнейшим законам) Концепция демократического контроля над ВС (рекомендательный документ) Концепция развития ВС (альтернативный рекоммендательный документ)
LESSONS TO BE LEARNED Основные уроки Успех зависит от уровня взаимоотношений между Институтом, научной средой, правительственными структурами, другими НПО, независимыми экспертами. Необходимо развивать аналитические и исследовательские качества и навыки партнеров (анализ положения дел; обоснование проблемы и политические рекомендации) Динамично развивающаяся политическая и социальная среда влияет на ход внедрения проекта, поэтому планирование должно осуществляться с учетом врозможных изменений ситуации Ключом к успеху служит и более активное привлечение к дискуссиям и процессу распространения игформации средств массовой информации