Этот проект финансируется Европейским Союзом Современные тенденции в академическом научном секторе Франции : Кризис, открывающий возможности для измененийКризис,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
XI ИННОВАЦИОННЫЙ ФОРУМ Заместитель Министра образования и науки Российской Федерации Хлунов Александр Витальевич октябрь 2008 года, Томск Значение образования.
Advertisements

«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
В.М. Кошелев Роль международных проектов в развитии системы аграрного образования России.
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
29 сентября 2010 г. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПЛАТФОРМЫ как инструмент содействия инновационному развитию российской экономики.
Национальная инновационная система России Ленчук Е.Б. Александрия 15 мая 2008 г.
КОНЦЕПЦИЯ ФОРУМА «EXPO – 2017: Региональные инициативы»
1 - Communauté dAgglomération du Grand Besançon - Роль города в продвижении инновационных проектов Жан - Пьер Мартен, Вице - Президент агломерации « Большой.
При подготовке презентации были использованы материалы Минобрнауки России, Минэкономразвития России, Л. М. Огородовой, проректора Сибирского государственного.
О сотрудничестве Межведомственной группы с проектом Европейского союза «Наука коммерциализация технологий» Павел Сушков - консультант проекта Москва
Подготовка инновационных кадров в НГГУ для дошкольных учреждений к.психол.наук, доцент, член-корреспондент Балтийской педагогической академии, декан факультета.
Логотип Взаимодействие университета и администрации в стратегическом планировании и управлении экономикой региона: модели и возможности.
27 января 2011 г. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПЛАТФОРМЫ как инструмент содействия инновационному развитию российской экономики.
Егоров Н.Е. «ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ СЕВЕРА» ФГНУ «Институт региональной экономики Севера», Якутск, Республика.
О реализации государственной научно-технической политики и инновационной деятельности в научно-технической сфере Министр образования и науки Российской.
Информационное обеспечение науки в Казахстане: состояние и перспективы Болат Султангазин Национальный центр научно-технической информации РК Science Online.
1 К вопросу разработки концепции развития сети федеральных университетов 29 февраля 2008 года, г. Москва.
«СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В СФЕРЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ СО СТРАНАМИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА» 10 октября 2015 г. Исаков.
Информационный семинар «Перспективы формирования технологической платформы «Глубокая переработка углеводородных ресурсов»: Технологические платформы:
VALODIA Consortium Роль региональных органов власти в построении эффективной инновационной системы.
Транксрипт:

Этот проект финансируется Европейским Союзом Современные тенденции в академическом научном секторе Франции : Кризис, открывающий возможности для измененийКризис, открывающий возможности для изменений Современные тенденции в академическом научном секторе Франции : Кризис, открывающий возможности для измененийКризис, открывающий возможности для изменений Светлана Мари-Клер Клесова Руководитель проекта - Директор, инно (Франция )

Вступление: российская ситуация со стороны - «Академическая наука неэффективна» - Измерялась ли эффективность? И так ли это бесспорно? - «Научный балласт надо отсекать» - Отсекать и выкидывать? Балласт есть всегда. Балласт улучшается за счет динамики – без «научного балласта» нет высокой науки… - «Наука оторвалась от экономики» - Была ли поставлена такая четкая задача перед наукой? - Обществу неинтересна судьба науки…. - Кто это проверял? И каков вклад СМИ в такой имидж? СКЛАДЫВАЕТСЯ ВПЕЧАТЛЕНИЕ: Государственные органы и заинтересованные организации не знают, что делать Дело не столько в российской академической науке. Дело, скорее, в изменении приоритетов в мире

Вопросы, стоящие перед государством и научным сообществом Франции Вопросы, стоящие перед государством и научным сообществом Франции Как организовать академическую науку, чтобы она помогла созданию экономики, основанной на знаниях? Каковы последствия такого подхода (с т.з управления, финансирования, приоритетных секторов, будущих поколений…) ? Как организовать передачу знаний предприятиям, чтобы экономика была еще более конкурентоспособной? Как помочь людям найти себя, снизить социальное напряжение, связанное с реструктуризацией, и нести ответственность за «поколение, отдавшее свои силы»? Почему государство должно инвестировать (не тратить!) гос. бюджет на науку? Наука является базой для будущего роста экономики и конкурентоспособности страны Широкое национальное обсуждение вопросов о науке: 1956 г, г, 2004 г.

Кризис академической науки… - «Кризис открыт. Нужно воспользоваться им, чтобы провести реформы, при этом подтвердив важность фундаментальной науки» - Академическая наука не на высоте. Она в кризисе: кризисе финансовом, кризисе признания, кризисе миссии, кризисе приоритетов» - «Ученые не принимают недостойных условий своей работы. У них все меньше средств участия в международном конкурентном процессе.» - «Ученые шокированы не признанием их роли в развитие экономики и культуры страны» - «Этой ситуацией нужно воспользоваться для глубинного реформирования. Это означает – конкурентная наука, гордая собой. Но это также означает выбор приоритетов и финансовые последствия» (Из документа, подписанного нобелевскими лауреатами Франсуа Жакобом, Жан-Мари Лен и др. членами Французской Академии Наук) – о кризисе академической науки во Франции …Франции

Сильные стороны Бюджетные расходы на научно- техническую сферу Государственный научно-исследовательский потенциал Качество высшего образования … Слабые стороны Патентование Использование результатов бюджетных научных исследований Низкий уровень участия в научно- исследовательских программах, финансируемых ЕС Возможности Расходы промышленности на научные исследования Хорошие тенденции деятельности МСП / сетевое взаимодействие Рост интереса к сетевому взаимодействию, продвижение государственно / частных партнерств Доступ к Интернету, использование ИКТ Высокотехнологический венчурный капитал, фонды «посевного» капитала, Потенциал для увеличения роли финансовых рынков Развитие предпринимательской культуры Опасности Старение исследователей Усложненность административной системы Негибкость системы научных исследований Региональный дисбаланс, концентрация научного потенциала в столичном регионе Утечка мозгов; низкая привлекательность научной карьеры Низкий уровень интернационализации науки … Национальный SWOT-анализ

Цель Стать самой конкурентоспособной экономикой мира Решение l Инвестировать 3% ВВП в научно-исследовательскую деятельность l 2/3 – за счет частного научного сектора Гос наука Частная наука 0,65% 1,2% 1% 2% 50% 33% Сегодня Инвестиции ВВП Нужно достичь Увеличить на Наука Франции: Расходовать больше. Расходовать лучше. Наука Франции: Расходовать больше. Расходовать лучше. Расходовать в связи с новыми приоритетами и миссией Увеличивать и распространять «банк проектов и знаний», ориентируясь на потребности государства, общества и бизнеса

Скорректированная миссия академической науки Франции - Создание новых знаний (должна быть своя логика – принцип автономии, но и оценки результатов) - Распространение научных знаний в обществе - Обучение «науки наукой» (формализованная связь с высшим образованием) - «Валоризация» науки (ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАУЧНЫХ assets - РЕЗУЛЬТАТОВ, КОМПЕТЕНЦИЙ, ЗНАНИЙ, ОБОРУДОВАНИЯ и пр) - Экспертиза, особенно в ситуациях конфликта или неопределенности Мнения ученых Франции: - НАУКА - ЭТО ОБЩЕСТВЕННОЕ ДОСТОЯНИЕ, КОТОРОЕ НЕ МОЖЕТ ПОКУПАТЬСЯ И ПРОДАВАТЬСЯ - Чисто фундаментальная наука должна существовать, исходя из принципа «превосходства» (должна оцениваться на международном уровне) - «Прикладная» («граничная») наука любого уровня имеет право на существование, если на нее есть спрос (при этом должно быть государственное софинансирование)

- Миссия научных организаций – полномасштабное участие в процессе «подготовка – исследования – внедрение» - Пересмотр числа и миссии каждой конкретной организации (нужна критическая масса, для эффективной работы и «видимости» результатов) - Не административно, а «предложения снизу» - Соблюсти междисциплинарность - Многогодовой контракт (4-5 лет) с каждой организацией, с указанием целей и измеряемых планируемых результатов. Обязательства государства по ресурсному обеспечению (нужна стабильность!) - Создание «полюсов науки и образования» (при этом учитывается, что сегодняшняя роль науки во французских университетов недостаточно сильная) - Введение оценочных методом, с плановыми показателями и последующими решениями. Привлечь к оценке иностранцев, поскольку наука – интернациональна, и нужна объективность. - Стимулировать (в т.ч. финансово, из бюджетных средств) и упростить связи академической науки и бизнес-науки Национальное обсуждение во Франции 2004 г. – примеры принятых предложений научного сообщества

Французский Национальный Центр Научных Исследований (CNRS - НЦНИ) «Для успешного выполнения своих задач и для обеспечения перспективного будущего, отвечающего современным требованиям, НЦНИ должен быть реформирован» (Проект реформирования НЦНТ 2004 г: Жерар Межи, Президент, и Б.Ларрутюру, Ген директор) Крупнейшая европейская научная организация, сконцентрированная на фундаментальной науке Млн Евро годового бюджета (из них 363 Млн заработанных средств) Это – 25% всего годового бюджета страны на гражданскую науку Из них 81% на заработную плату постоянных сотрудников 1256 научных и поддерживающих лабораторий, из них 83% - совместных лабораторий (например, с университетами и пр) 3280 контрактов, из них 1390 с компаниями 295 патентов, 47,5 Млн Евро – годовой доход от патентов 190 созданных малых предприятий Приоритет – связь с университетами Приоритет – связь с промышленными партнерами

Миссия Фундаментальные исследования должны оставаться базой деятельности НЦНИ Миссия корректируется - НЦНИ должен перестать рассматриваться как «организм для проведения фундаментальных исследований. Это – искажение имиджа и снижение роли НЦНИ. Тематика исследований за 20 лет эволюционировала, но сам НЦНИ поменялся существенно меньше. Необходима четкая корректировка миссии (и, соответственно, выделение финансирования «под миссию») НЦНИ не должен выполнять задачу руководства всей совокупностью национальных научных исследований (это – тормоз в развитии собственной научной политики других научных организаций) Научные приоритеты Сохранение научных приоритетов (выбранных в 2002 г) для стабильности, но четкое определение целей, обязательств НЦНИ, перераспределение средств): Науки о жизни Информатика, средства связи и обмен информацией Защита окружающей среды, энергетика и долгосрочное развитие Нанотехнологии и наноматериалы Космические лучи, элементарные частицы и строение вселенной. Примеры из стратегического плана НЦНИ) (1) Примеры из стратегического плана НЦНИ) (1)

Кадровая политика – основа, обеспечивающее стратегическое благополучие Цель НЦНИ – к 2015 г, иметь состав, где 25% исследователей не является французами (сейчас – около 13%). На контрактной или постоянной основе. Передача ограниченной части персонала в университеты (для роста университетской научной школы, мобильности персонала и пр) Направление в НЦНИ преподавателей университетов («временное «открепление» от университетов или делегирование) Система премирования наиболее лучших (гос. финансирование + собственные средства!) Гибкая политика найма, в т.ч. участников работ по реализации технологических проектов и их внедрению Обмен кадров с предприятиями на постоянной основе Примеры из стратегического плана НЦНИ) (2) Примеры из стратегического плана НЦНИ) (2)

Мониторинг и оценка деятельности лабораторий Академическая деятельность Внедрение и технологическое применение результатов исследований Вклад в вопросы подготовки кадров Вклад в экспертизу Вклад в популяризацию науки Вклад в руководство / УПРАВЛЕНИЕ Учет «степени риска», разные для каждой категории с существенным увеличением доли иностранных экспертов (оценка включает элемент международного сравнения). Другие меры Поддержание и создание инновационных предприятий Укрупнение лабораторий Внедрение информационной системы, для упрощения и облегчения управления и мониторинга лабораторий Примеры из стратегического плана НЦНИ) (3) Примеры из стратегического плана НЦНИ) (3)

Дополнительно созданное Национальное Агентство Исследований (Франция) Создано в январе 2005 г., Руководитель – директор отдела технологий Министерства науки Франции Первоначальная дотация – 350 млн евро Ориентация – государственная наука, увеличение усилий Франции в области научных исследований Цель: «сохранить на высоком уровне французскую государственную науку и тесное сотрудничество между учеными и сферами экономики» и «поддержать наиболее многообещающие проекты» Условие – участие в процессе сетевого объединения науки и промышленных партнеров Финансирование научных проектов (на 4 года): - ставки инженеров - ставки пост-докторантов - покупки оборудования и материалов…. НО при этом заработная плата самих ученых (=гос. служащих) – из национального казначейства и не может быть увеличена из проектов

В преддверии проекта «Закона об ориентации науки» (январь 2006 г.) Цель – поддержать науку (гос. и частную) в условиях международной конкуренции Основные предлагаемые меры: Стратегическое видение - создание Высшего Совета по Науке и технологиям (стратегические приоритеты страны) Усиление сотрудничества - создание полюсов науки и образования, «инициатива снизу» Оценка научной деятельности - Оценка независимой организацией (Высший оценочный совет) – оценка лабораторий, научных организаций, ун-тов. Увеличение возможностей для карьеры молодых ученых Партнерство между наукой и экономикой - Статус «Институт Карно» («сертификат качества») для лабораторий, работающих с бизнесом, + финансовые средства Стимулирование расходов предприятий на НИОКР Объявленные планы Дополнительно 6 миллиардов евро на , для Увеличения финансирования научных лабораторий во всех организациях Дополнительных стимулирующих конкурсов научных проектов (через Национальное Научное Агентство) Открытия 3000 новых ставок в 2006 г. для ученых Стимулирующих мер для предприятий, ведущих деятельность НИОКР

Ключевые положения Проблемы на мировом уровне, связанные со сменой приоритетов и повышении ответственности научного сектора. Пересмотр миссии и роли науки и корректировка миссий научных организаций Переход от политики «научного совершенства» к политике «создания богатства для экономики благодаря науке» Наука - база для роста экономики страны. Бюджетные инвестиции, а не бюджетные субсидии Расходовать больше. Расходовать лучше. Не разрушение существующих организаций, а построение нового, на основах существующего Необходимость выбирать приоритеты и оставлять в стороне некоторые направления Консультации и консенсус с теми, на кого ориентированы меры, и регулярная адаптация Процесс одновременного стимулирования и научного сообщества, и промышленности, со стороны государства Обязательства государства на длительный срок Сложный и длительный переходный период и результаты в долгосрочном плане

Убедиться, что и научные организации, и исследователи ГОТОВЫ к изменениям: Способны Понимают Принимают Ресурсно- обеспечены Опыт показывает: ключ к успеху реформ в любой стране Спасибо за внимание! Ключ к успеху