Структура и основное содержание комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Структура и основное содержание комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Advertisements

«Основы религиозных культур и светской этики» «Основы религиозных культур и светской этики»
Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»
« «Основы религиозных культур и светской этики». 1.Основы православной культуры 2.Основы исламской культуры 3.Основы буддийской культуры 4.Основы иудейской.
Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»
Основы светской этики. Тематическое планирование курса «Светская этика» I.Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.
Новый учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», 4 класс, 34 ч в год 2012/2013 уч.год.
Концепция и структура комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
ОРКСЭ Ключевая задача современной государственной образовательной политики Российской федерации Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина.
Основы религиозных культур и светской этики. Учебный курс ОРКСЭ включает в себя 6 модулей:
Автор концепции курса «Основы религиозных культуры и светской этики» – Данилюк Александр Ярославович, советник директора Федерального института развития.
Основы религиозных культур и светской этики. Родительское собрание на тему «Выбор модуля ОРКСЭ» МОУ «СОШ 37» г. Магнитогорска г.
Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) цели, задачи, основные этапы и принципы апробации, структура курса.
Курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 5-8 классов представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу.
1)Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых культур и светской этики по выбору родителей.
План вводного родительского собрания. 1. Содержание предмета обеспечит знакомство учащихся с духовными традициями многоконфессионального народа России,
Структура, содержание и методическое обеспечение комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
О введении учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
В федеральный государственный образовательный стандарт введена образовательная область – «Духовно-нравственная культура народов России» Курс «Основы религиозных.
Комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики»: цели, задачи.
Транксрипт:

Структура и основное содержание комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Правовые и нормативные основы разработки предмета ОРКСЭ Закон «Об образовании» (2007 г.), устанавливающий приоритет духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Поручение Президента РФ ( ) и Распоряжения Председателя Правительства РФ ( ) ФГОС начального общего образования Примерные программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступенях начальной и основной школ.

Для чего вводится предмет ОРКСЭ? Введение предмета ОРКСЭ определяется необходимостью существенного усиления воспитательных функций общеобразовательных учреждений во взаимодействии с семьей, общественными и традиционными религиозными организациями, другими субъектами социализации ребенка. ОРКСЭ направлен на духовную консолидацию российского общества, укрепление его традиционных нравственных основ средствами образования.

Цели предмета ОРКСЭ Цель предмета - формирование у обучающегося мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи предмета ОРКСЭ Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

Задачи предмета ОРКСЭ Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества ;

Задачи предмета ОРКСЭ Обобщение знаний и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно- смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

Задачи предмета ОРКСЭ Развитие способностей обучающихся к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Структура предмета Комплексный учебный предмет состоит из 6 модулей

Основы православной культуры

Основы иудейской культуры

Основы исламской культуры

Основы буддистской культуры

Основы мировых религиозных культур

Основы светской этики

Все модули нового предмета соединяются 4 общими тематическими блоками: 1. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 ч.); 2.Основы традиционных религий и светской этики (16 ч.). 3.Традиционные религии и этика в России (13 ч.); 4.Духовные традиции многонационального народа России (4 ч.).

Основы культурологического подхода: -направлен на формирование культурологической компетентности учащихся; -отсутствие доминирующих позиций какой- либо традиции перед другими; -воспитательный характер; -минимизация конфликтных факторов; -направлен на формирование поликультурной компетентности

Тематическое планирование модуля «Основы исламской культуры» Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества Россия - наша Родина.1. Основы исламской культуры 28 Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия1 Пророк Мухаммад – образец человека и учитель нравственности. Жизнеописание.1 Пророк Мухаммад – проповедническая миссия1 Прекрасные качества Пророка Мухаммада.1 Священный Коран и Сунна как источники нравственности1 Общие принципы ислама и исламской этики.1 Столпы ислама и исламской этики.1 Исполнение мусульманами своих обязанностей.1 Обязанности мусульман.4 Для чего построена и как устроена мечеть.1 Мусульманское летоисчисление и календарь.1 Творческие работы учащихся.1 Подведение итогов.1

Ислам в России.1 Семья в исламе.1 Нравственные основы семьи в исламе.1 Нравственные ценности ислама: сотворение добра, отношение к старшим.1 Нравственные ценности ислама: дружба, гостеприимство.1 Нравственные ценности ислама: любовь к отечеству, миролюбие.1 Забота о здоровье в культуре ислама.1 Ценность образования и польза учения в исламе.2 Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения.2 Искусство ислама.1 Духовные традиции многонационального народа России 5 Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.1 Подготовка творческих проектов.1 Выступление учащихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т.д.1 Выступление учащихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг», и т.д.1 Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.).1 Всего 34

Тематическое планирование курса «Основы буддистской культуры» Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества Россия - наша Родина.1 II.Основы буддийской культуры28 Ведение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия.1 Будда и его Учение.2 Буддийский священный канон.2 Буддийская картина мира.2 Добро и зло.1 Ненасилие и доброта.1 Любовь к человеку и ценность жизни.1 Милосердие и сострадание.1 Отношение к природе.1 Буддийские святые. Будды.1 Семья в буддийской культуре и ее ценности.1 Творческие работы учащихся.1 Подведение итогов.1 Буддизм в России.1 Основы буддийского Учения и этики.1 Человек в буддийской картине мира.2 Буддийские символы.1

Буддийский храм.1 Буддийские святыни.1 Буддийский календарь.1 Праздники в буддийской культуре.1 Искусство в буддийской культуре.1 Священные буддийские сооружения.1 Отношение к природе. III.Духовные традиции многонационального народа России5 Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.1 Подготовка творческих проектов.1 Выступление учащихся со своими творческими работами: 1 Выступление учащихся со своими творческими работами 1 Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.)1 Всего 34

Тематическое планирование курса «Основы иудейской культуры» Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества Россия - наша Родина.1 II.Основы иудейской культуры28 Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия.1 Тора – главная книга иудаизма. Сущность Торы. «Золотое правило Гилеля».1 Письменная и Устная Тора. Классические тексты иудаизма.1 Патриархи еврейского народа.1 Евреи в Египте: от Йосефа до Моше.1 Исход из Египта. 1 Получение Торы на горе Синай.1 Пророки и праведники в иудейской культуре.1 Храм в жизни иудеев.1 Назначение синагоги и её устройство.1 Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Субботний ритуал.1 Молитвы и благословения в иудаизме.1 Добро и зло.1 Творческие работы учащихся.1 Подведение итогов.1 Иудаизм в России.1

Основные принципы иудаизма.2 Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь.1 Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев.1 Совершеннолетие в иудаизме. Ответственное принятие заповедей.1 Еврейский дом – еврейский мир: знакомство с историй и традицией.1 Знакомство с еврейским календарем: его устройство и особенности.1 Еврейские праздники: их история и традиции.2 Ценности семейной жизни в иудейской традиции. Праматери еврейского народа.1 Ценности семейной жизни в иудейской традиции. III. Духовные традиции многонационального народа России 5 Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.1 Подготовка творческих проектов.1 Выступление учащихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т.д.1 Выступление учащихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг», и т.д.1 Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.)1 Всего 34

Тематическое планирование курса «Светская этика» Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества Россия - наша Родина.1 II.Основы светской этики28 Что такое светская этика?1 Мораль и культура1 Особенности морали1 Добро и зло1 Добродетели и пороки1 Свобода и моральный выбор человека1 Свобода и ответственность4 Моральный долг1 Справедливость1 Альтруизм и эгоизм1 Дружба1 Что значит быть моральным?1 Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества1

Нравственный поступок1 Золотое правило нравственности1 Стыд, вина и извинение1 Честь и достоинство1 Совесть1 Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы2 Джентльмен и леди2 Этикет1 III. Духовные традиции многонационального народа России 5 Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.1 Подготовка творческих проектов.1 Выступление учащихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т.д.1 Выступление учащихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг», и т.д.1 Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.).1 Всего 34

Духовные традиции многонационального народа России 5 Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.1 Подготовка творческих проектов.1 Выступление учащихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т.д.1 Выступление учащихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг», и т.д.1 Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.).1

В качестве основных подходов к преподаванию курса определены культуроведческий, аксиологический, коммуникативный и деятельностный. Культуроведческий подход Работа с текстом учебника освоение ценностного смысла реалий определенной культуры, формирование умения присваивать информацию, «живое» знание, овладение методами и приемами работы с учебной информацией, формирование собственной культуры личности Работа с текстомДискурсивная деятельность восприятие (через беглость чтения) понимание, осмысление (через ответы на вопросы в парах, группах); интерпретация (через выбор мнения, принятие решения), создание собственного «встречного» текста-дискурса (через участие в диалоге, в обсуждении и т.д.).

Деятельностное обучение Отбор содержания, форм, методов и видов деятельности Соблюдение баланса между теоретическим и эмпирическим способом познания Словесные фактические и теоретические знания логическое мышление речевые умения эмоциональная сфера Наглядные образное мышление познавательный интерес воспитание художественного вкуса Практические, умения практической деятельности проблемно-поисковые закрепление теоретических знаний Репродуктивные получение фактических знаний навыки учебного труда память Индуктивные и дедуктивные сохранение логики содержания логическое и предметное мышление

Нищий Я проходил по улице… меня остановил нищий, дряхлый старик. Воспаленные, слезливые глаза, посинелые губы, шершавые лохмотья, нечистые раны… О, как безобразно обглодала бедность это несчастное существо! Он протягивал мне красную, опухшую, грязную руку… Он стонал, он мычал о помощи. Я стал шарить у себя во всех карманах… Ни кошелька, ни часов, ни даже платка… Я ничего не взял с собою. А нищий ждал… и протянутая его рука слабо колыхалась и вздрагивала. Потерянный, смущенный, я крепко пожал эту грязную, трепетную руку… «Не взыщи брат, нет у меня ничего, брат». Нищий уставил на меня свои воспаленные глаза: его синие губы усмехнулись и он в свою очередь стиснул мои похолодевшие пальцы. Что же, брат, прошамкал он, и на том спасибо. Это тоже подаяние, брат. Я понял, что и я получил подаяние от моего брата. И.С. Тургенев Однажды на параолимпийских играх в Сиэтле девять участников забега вышли на дистанцию 100 метров. После стартового сигнала все побежали, не с одинаковой скоростью, но с одинаковым желанием показать свой лучший результат и дойти до финиша. Один юноша споткнулся и упал на дорожке и заплакал от обиды и бессилия. Остальные восемь участников забега услышав плач, замедлили бег, оглянулись назад и, не сговариваясь, развернулись и пошли к упавшему. Помогли юноше подняться, и так, вдевятером, взявшись за руки, они дошли до финиша. Стадион встал и аплодировал несколько минут.

В японской традиции божества часто изображают в виде кукол. Например, пузатая хмурая кукла с насупленными бровями и пустыми глазницами называется дарума. Японцы верят, что она приносит удачу и счастье, поэтому накануне Нового года каждый старается приобрести такую куклу, загадывает желание и раскрашивает кукле один глаз. Если желание исполняется, в знак благодарности кукле раскрашивают второй глаз. И в иудейской, и в христианской, и в исламской традиции царь Соломон считается олицетворением мудрости и знания. Священная история рассказывает, как во сне Соломону явился Бог и пообещал даровать ему все, что он попросит. Соломон не стал просить себе долгих лет жизни, богатства или славы. Он попросил только мудрости и умения различать добро и зло. И Бог сделал его мудрейшим из людей. А благодаря мудрости Соломон получил и богатство, и славу. В России изготовление изысканно украшенных пасхальных яиц было традицией и старинным ремеслом. Широкую известность во всем мире получили работы мастера-ювелира Карла Фаберже. Хранящиеся внутри яиц великолепные сюрпризы – живописные миниатюры, крохотные модели дворцов, яхт, поездов, фигурки птиц и букеты цветов – настоящие шедевры ювелирного искусства.

Общение многоаспектный и многоплановый процесс формирования, обеспечения и реализации межличностного и межгруппового контакта, который обусловлен необходимостью организации осуществления и поддержания совместной деятельности людей. О Б Щ Е Н И Е Общение -- ________________ -- _________________ -- _________________ -- __________________ -- ________________________ -- __________________ -- __________________ -- _______________________ -- ____________________. Традиции- элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах, и социальных группах в течение длительного времени. Традиции охватывают: - материальные и духовные ценности, как объекты наследования; - процессы и способы социального наследования. Т Р А Д И Ц И Я Традиция -- ________________ -- _________________ -- _________________ -- __________________ -- ________________________ -- __________________ -- __________________ -- _______________________ -- ____________________. Понятийный словарь

задания, нацеленные на обогащение лексического запаса учащихся и развитие коммуникативных умений; на совершенствование нормативного и этического аспектов культуры речи учащихся Прочитайте в словаре, что называют словом «цивилизация». Докажите, что культуры индейцев майя, атцеков и инков можно по праву считать цивилизациями. Как вы понимаете значение слов «патриот» и «патриотизм»? Обратитесь за помощью к словарю. Можно ли тех, о ком рассказано в этом уроке, назвать патриотами? Почему вы так считаете? Объясните, как вы понимаете выражение «дать совет от души»? Разыграйте несколько житейских ситуаций со значением «дать совет», «попросить совета». Узнайте в словаре, что такое паломничество и кого называют паломниками. Как вы думаете, чем паломничество отличается от путешествия? Как вы понимаете смысл прилагательного «сверхличный»? Что означает приставка «сверх-»? Как вы думаете, какие цели в жизни человека можно считать сверхличными? Можете ли вы сказать, что такие цели есть у вас?

Формирование общекультурной эрудиции

В японской традиции божества часто изображают в виде кукол. Например, пузатая хмурая кукла с насупленными бровями и пустыми глазницами называется дарума. Японцы верят, что она приносит удачу и счастье, поэтому накануне Нового года каждый старается приобрести такую куклу, загадывает желание и раскрашивает кукле один глаз. Если желание исполняется, в знак благодарности кукле раскрашивают второй глаз. И в иудейской, и в христианской, и в исламской традиции царь Соломон считается олицетворением мудрости и знания. Священная история рассказывает, как во сне Соломону явился Бог и пообещал даровать ему все, что он попросит. Соломон не стал просить себе долгих лет жизни, богатства или славы. Он попросил только мудрости и умения различать добро и зло. И Бог сделал его мудрейшим из людей. А благодаря мудрости Соломон получил и богатство, и славу. В России изготовление изысканно украшенных пасхальных яиц было традицией и старинным ремеслом. Широкую известность во всем мире получили работы мастера-ювелира Карла Фаберже. Хранящиеся внутри яиц великолепные сюрпризы – живописные миниатюры, крохотные модели дворцов, яхт, поездов, фигурки птиц и букеты цветов – настоящие шедевры ювелирного искусства.

Диалог Диалог (от греч. diálogos разговор, беседа), диалогическая речь, вид речи, характеризующийся ситуативностью (зависимостью от обстановки разговора), контекстуальностью (обусловленностью предыдущими высказываниями), непроизвольностью и малой степенью организованности (незапланированным характером). (БЭС) Диалог – совместная речевая деятельность двух или более лиц. (Е.А. Земская) Диалог – это информативное и экзистенциальное взаимодействие между коммуницирующими сторонами, посредством которого происходит понимание. (Философский словарь) Диалог -- попеременный обмен репликами (в широком смысле репликой считается и ответ в виде действия, жеста, молчания) двух и более людей. (Словарь социальной психологии) Диалог – это способ регулирования личностных отношений, которые возникают между индивидуальностью и общностью (Б.И. Хасан)

Законы современной общей риторики: 1.Закон гармонизирующего диалога Эффективное общение возможно только при диалогическом взаимодействии участников речевой ситуации. 2.Закон продвижения и ориентации адресата Слушатель должен быть ориентирован в речевом пространстве и осведомлен о цели речевого взаимодействия. 3.Закон эмоциональности Говорящий не только мыслит, но и чувствует, эмоционально переживает то, о чем говорит. 4.Закон удовольствия Речь эффективна только тогда, когда доставляет слушателю удовольствие.

включение в материал уроков цитат, содержащих высказывания и оценочные суждения религиозных и общественных деятелей, писателей, философов, и задания на их осмысление и интерпретацию; Любовь доготерпит, милосердствует любовь, не ревнует любовь, не кичится, не надмевается, не поступает бесчинно, не ищет своего, не раздражается, не ведет счет злу, не радуется неправде, но сорадуется истине; все покрывает, всему верит, на все надеется, все переносит», -- сказано о любви апостолом Павлом. Перескажите своими словами высказывание апостола Павла о любви. Объясните, как вы его понимаете. Благородные люди, друг друга любя, Видя горе других, забывают себя. Если чести и блеска зеркал ты желаешь, -- Не завидуй другим, -- и возлюбят тебя. Объясните, кого Омар Хайям называет благородным человеком. Кого вы могли бы назвать благородным человеком? Прочитайте два изречения Конфуция. Объясните, как вы понимаете их смысл. «Когда руководишь, забудь об отдыхе. А выполняя поручение, будь честен». «Когда не можешь сам себя исправить, то как же будешь исправлять других?»

Притча Функции притчи Функция зеркала Функция модели Функция опосредования Функция хранения опыта Схема анализа притчи Ключевые словаКлючевые образы Основные понятия Символы Смысл - вывод

Однажды один человек заболел и отправился к врачу за помощью. Доктор осмотрел его и выписал рецепт. Больной подумал: «Ах, как чудесно! Как мой врач умён! Его рецепты так полезны!» Больной был уверен в своем враче и глубоко уважал. По возвращении домой этот человек поместил в красном углу красивый портрет и статую доктора. Затем поклонился три раза портрету и статуе, возложил у подножия цветы, возжег благовония; далее он вытащил прописанный доктором рецепт и очень торжественно начал читать его вслух: «Две пилюли утром! Две пилюли вечером!» Целый день он читал рецепт – и так продолжалось очень долго, потому что он твёрдо верил в доктора. Но всё же рецепт ему не помогал. Жила-была одна баба злющая-презлющая и померла. И не осталось после неё ни одной добродетели. Схватили её черти и кинули в огненное озеро. А ангел- хранитель её стоит да и думает: какую бы мне такую добродетель её припомнить, чтобы Богу сказать. Вспомнил и говорит Богу: она, говорит, в огороде луковку выдернула и в нищенку бросила. Тогда эта луковка не дала нищенке с голоду помереть. И отвечает ему Бог: «Возьми ж ты эту самую луковку, протяни ей в озеро, пусть ухватится и тянется, и коли вытянешь её вон из озера, то пусть в рай идет, а оборвётся луковка, то там и оставаться бабе, где теперь». Побежал ангел к бабе, протянул ей луковку: «На, схватись и тянись». И стал он её осторожно тянуть, и уж всю было вытянул, да грешники прочие в озере, как увидали, что её тянут вон, стали все за неё хвататься, чтоб и их вместе с нею вытянули. А баба-то была злющая-презлющая и начала она их ногами брыкать: «Меня тянут, а не вас, моя луковка, а не ваша». Только что она это выговорила, луковка-то и порвалась. И упала баба в озеро. Ангел заплакал и отошел.

Проблемные тексты Учительница задала ребятам написать сочинение о том, как они провели летние каникулы. Петя попросил Валеру: - Напиши за меня. Ты по русскому здорово соображаешь, а я мучаюсь-мучаюсь, и ничего не получается. Расспросил Валера Петю, как он каникулы провел, и написал за него сочинение. А после свое стал писать. Проверила учительница работы, Петю похвалила, а Валере ничего не сказала. Раскрыл он свою тетрадь, а в ней – тройка. Ясно почему: Валера свое сочинение после Петиного писал, устал уже, вот и написал хуже. Обидно ему стало, он и сказал Пете: - Нечестно чужое сочинение за свое выдавать. - Как чужое? – удивился Петя. – Это же я так хорошо каникулы провел. А ты, значит, провел каникулы на тройку. - Каникулы ты, может, и хорошо провел, а за сочинение пятерку получил обманом. - Каким обманом?! Разве это сочинение не стоит пятерки? - Стоит, раз Мария Ивановна за него пять поставила. Только несправедливо, что ты пятерку получил. - Это почему же? - Так ведь сочинение не твое! – рассердился Валера. – Вот если бы тебе за него двойку поставили, было бы правильно! - За что ж мне двойку ставить, если я каникулы на пятерку провел? Стояла бы у меня двойка за сочинение, так она бы была твоя. Сочинение-то ты писал. - Двойка моя, а пятерка твоя?! Ловко у тебя получается! - Так пятерке каждый рад. - А вот и не каждый! Я этой пятерке не рад! - Это потому, что она не твоя. - А чья же? Ты, что ли, ее заслужил? - А то кто же? - А вот и не ты! - Как же не я, если это я так хорошо каникулы провел! Так друзья ни до чего и не договорились. Помогите им спор решить. Кто прав: Валера или Петя? А может быть, ни тот ни другой? Ведь и так бывает… (Ю. Ермолаев)

Групповая работа Взаимные вопросы и задания групп Взаимообъяснение Беседа Репродуктивного характера Эвристического характера Интервью Драматизация (театрализация)

Работа с иллюстративным материалом содержание опыт эмоционально-оценочного отношения Дж. Тиссо. Саранча Дионисий. Богоматерь Одигитрия

Проектная деятельность Создание чего-либо

Использование ИКТ

Практические советы родителям Совет 1. Настройтесь на воспитание; отнеситесь к новому школьному предмету как к дополнительному средству нравственного развития Вашего ребёнка; Вы и есть главный для ребёнка воспитатель. Совет 2. Разговаривайте с детьми о том, что они изучали на уроках. Совет 3. Хорошее средство воспитания ребёнка – диалог между родителями и детьми о духовности и нравственности. Совет 4. Внимательно следите за моральным равновесием Вашего ребёнка; воспитывайте у него благожелательное отношение к людям другого мировоззрения. Совет 5. Не забывайте, что никакой учебный предмет сам по себе не воспитает Вашего ребёнка; главное, что он может приобрести, изучая предмет «Основы религиозных культур и светской этики», - понимание важности нравственности для полноценной человеческой жизни. Всячески поддерживайте это в ребёнке.