Педагогический совет «КОНТРОЛЬНО- ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК РЕСУРС ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Контрольно-оценочная деятельность в образовательном процессе (проектирование и совершенствование) Серебрякова Людмила Алексеевна, доцент кафедры профессионального.
Advertisements

Понятие «педагогическая диагностика» было предложено немецким исследователем К. Ингенкампом в 1968 году по аналогии с медицинской и психологической диагностикой.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной.
контроль наблюдениепроверка выявление измерение Учет: накопление информации Оценка: процесс анализа, сравнения, выявления смысла, информации, словесный.
Диагностика предметной обученности Бензар И.Г. МОУ гимназия 9.
Организация работы с детьми из «группы риска»при подготовке к ГИА Туленкова Н.В. Учитель математики МОУ «Просторская средняя общеобразовательная школа»
Оценочная деятельность педагога на современном этапе развития образования.
Урок развивающего контроля Доклад на педагогическом совете учителя физики и информатики Юрина В.А. р.п. Горьковское
Занятие 2 для учителей начальной школы Комитет по образованию администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области Районный методический.
Рейтинговая система оценивания учебных достижений школьников. Учитель истории и обществознания СОШ 12 г.Обнинска, Петрова Н.Д.
Положение о системе оценивания результатов обучения в начальной школе МОУ «СОШ 7» города Сорочинска.
Методическая работа в образовательном учреждении в условиях внедрения ФГОС.
Виды мониторинга деятельности классного руководителя.
Контрольно-оценочная деятельность в условиях ФГОС Стрельникова Л.И. МБОУ «СОШ» с.Усть-Кулом.
Значение контроля и оценки знаний обучающихся.. Под оценкой понимается процесс, деятельность (или действие) оценивания, осуществляемые человеком; отметка.
Критериальное оценивание как новая технология обучения в современной школе.
Организация современного урока.. Цель и результат каждого урока – формирование трех групп результатов (личностных,метапредметных, предметных).
Проблемы школьной оценки в современной школе «Оценка : «за» и «против» «Отсутствие оценки является поэтому самым худшим видом оценки, поскольку это воздействие.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Оценивание является постоянным процессом. Оценивание может быть только критериальным. Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности.
Транксрипт:

Педагогический совет «КОНТРОЛЬНО- ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК РЕСУРС ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»

«ШКОЛУ МОЖНО УПОДОБИТЬ СКРИПКЕ ГВАРНЕРИ, ИЗ КОТОРОЙ МОЖНО ИЗВЛЕЧЬ И СКРИП ЗАРЖАВЕВШИХ ДВЕРНЫХ ПЕТЕЛЬ И ПРЕКРАСНУЮ МУЗЫКУ. ВСЁ ЗАВИСИТ ОТ ВИРТУОЗНОСТИ ИГРАЮЩЕГО».

Педагогический совет В ходе педсовета: - обсуждение посещенных уроков Методического дня ( г.) - презентация работы городской творческой группы учителей географии по составлению компетентностно-ориентированных заданий -практическое занятие по составлению КОЗ по предмету - моделирование урока по предмету с применением КОЗ

Педагогический совет Повестка дня: 1. Анализ результатов обучения учащихся СОСШПА 7 за 1 четверть учебного года. (Мусабекова М.Д.) 2. Контрольно-оценочная деятельность в образовательном процессе (проектирование и совершенствование) (Кашемирова Е.Г.) 3. Оценка урока с точки зрения организации КОД (группы посещения) 4. Урок в компетентностной парадигме: КОЗ как средство формирования и развития компетенций (презентация деятельности ТГ г. Павлодара) (Барвих С.Н. – руководитель ТГ) 5. Моделирование КОЗ(группы по предметам).

Результаты обучения 2012 год 1 четверть 2011 год 1 четверть Динамика Всего аттестованных ,6% Отличников 23 / 4,6%28 / 5,5%-0,9% Хорошистов 98 / 19,6%133 / 26,2%-6,6% Неуспевающих 45 / 9%14 / 2,8%-6,2% % качества 24,2% допустимый 31,7% допустимый -7,5 % успеваемости 91% оптимальный 97,2% оптимальный -6,2%

Концепция учебной деятельности школьников В.В.Давыдова и Д.Б.Эльконина Компоненты учебной деятельности: Понимание учащимися учебной задачи Осуществление учебных действий Осуществление ими действий контроля и оценки

Этапы образовательного процесса Мотивационны й Операциональн о- познавательны й Контрольно- оценочный (Л.М. Фридман) Место темы в системе уроков, формулировка цели и задач изучения нового материала, определение минимального объема ЗУН, содержание д.з. Освоение ЗУН, способов действий. Обобщение изученного материала, контроль и оценка учебной работы каждого ученика.

С.Д. Месяц Структура человеческой деятельности (в условиях различных способов обучения): 1.Целеполагание и планирование. 2.Деятельность, направленная на достижение цели. 3.Оценка полученного результата. 4.Коррекция цели и/или деятельности.

С.Д. Месяц Учитель: ставит цели, планирует работу, организует деятельность и оценивает полученные учащимися результаты, вносит изменения в цели их деятельности. Систематическая совместная содержательная оценочная деятельность невозможна в условиях. Ученик отстранен от участия в названных выше видах деятельности.

С.Д. Месяц Вывод: в условиях учитель, независимо от количества учеников в классе, взаимодействует с классом как с одним усредненным учеником. ученика невозможно привлечь к целеполаганию, организации, оценке и коррекции (фантомный дуэт: живой учитель и усредненный абстрактный безмолвный ученик). Условный рефлекс: ошибка – наказание - страх

С.Е.Шишов: Мониторинг в системе «ученик – учитель» предполагает совокупность непрерывных контролирующих действий, позволяющих наблюдать и корректировать (по мере необходимости) продвижение ученика от незнания к знанию Гузеев В.В.: « с точки зрения науки управления никакой кибернетический процесс не может быть регулируемым без обратной связи и оценки»

Б.Г.Ананьев: «Без оценки их, тем более педагогом в педагогическом процессе, человек не может действительно осознать свой собственный поступок во всех его связях и последствиях, во всех его объективных результатах. Отсутствие оценки является поэтому самым худшим видом оценки, поскольку это воздействие не ориентирующее, а дезориентирующее, не положительно стимулирующее, а депрессирующее объект, заставляющее человека строить собственную самооценку не на основе объективной оценки, в которой отражены действительные его знания, а на весьма субъективных истолкованиях намеков, полупонятных ситуаций, поведения педагога и учеников».

Управление деятельностью учеников Успешное управление деятельностью учеников основано на непрерывном получении информации по каналам обратной связи об успешности продвижения каждого ученика; «…мы будем понимать под обратной связью только получение сведений о ходе управляемого процесса» (Талызина Н.Ф.,1975, с.49)

Управление деятельностью учеников Обратная связь – о соответствии фактических результатов деятельности ее конечным целям Конечные цели всегда не соответствуют планируемым ! Задача : определить степень, направления и причины отклонения

Требования к источнику информации обратной связи Объективность Точность Полнота Достаточность Систематизированность (структурированность) Оптимальность обобщения Оперативность (своевременность) Доступность при возможно более точном определении ЦЕЛИ диагностирования ! (А.Н.Майоров, Мониторинг в образовании, СПб., 1998)

Управление деятельностью учеников В обучении операция соотнесения фактических результатов и заданных целей, стандартов, норм, эталонов называют проверкой Интерпретация и отношение к фактическому результату – ОЦЕНКА (процесс оценивания в вербальной форме – в виде развернутого оценочного суждения) Зафиксированный в баллах результат оценки (уровень обученности) называют ОТМЕТКОЙ

Оценочное суждение включает: Наиболее типичные ошибки в деятельности ученика; Стимулирование интереса к учению – открытие перспектив его развития; Обеспечение согласия обучающегося с выставляемой ему отметкой (адекватность оценки и самооценки его познавательным возможностям)

С.Д. Месяц (Школьные технологии, 4, 2003) «ОЦЕНКА – это процесс сравнения чего- либо с образцом, с так называемым эталоном» (например, эталонная контрольная работа, с которой можно сравнить ученическую); «ОТМЕТКА – это цифровое выражение оценки, её завершающий, одномоментный акт» (но необязательный); ОЦЕНКУ отличают содержательность, развернутость, направленность, отметка же мало информативна.

Функции оценки (Абасов З.А., «Завуч», 8, 2004): Обучающая Воспитательная Ориентирующая – воздействие на осознание процесса умственных действий (процесса познания);

Функции оценки ( Абасов З.А.) : Стимулирующая – воздействие на аффективно- волевую сферу посредством переживания успеха или неуспеха, формирование притязаний и намерений, поступков и отношений, катализатор (или ингибитор темпов умственных процессов); Диагностическая – непрерывное отслеживание достижений учащихся и причин отклонения от заданных целей, своевременная их корректировка; Формирование у учащихся адекватной самооценки как личностного образования, внутреннего фактора, регулирующего учебную деятельность; Мотивационная; Повышение статуса учащегося, изменение межличностных отношений в классном коллективе

Функции оценки (С.Е.Шишов): Соотнесение (роль индикатора результатов учебной деятельности) Мотивационная Управление психическими процессами развития обучающихся

Способы оценивания деятельности учащихся: Рейтинговая система – сравнение достижений учащегося с достижениями других учеников данного класса путем подсчета баллов за выполненные учеником виды деятельности Набранные баллы суммируются, и учащиеся ранжируются по величине суммы Недостатки:...?

Способы оценивания деятельности учащихся: Дескриптивная (описательная) оценочная система – сравнение результатов, достигнутых школьником, с его прошлыми успехами с помощью развернутой вербальной характеристики, в которой подчеркиваются достижения ученика

Способы оценивания деятельности учащихся: Аналоговая система – папка достижений (portfolio assessment) – слежение за успехами учащихся осуществляется путем накопления его лучших работ (сочинений, рефератов, решений разнообразных задач, альбомов и т. д.)

Некоторые претензии к традиционной системе оценивания (групповой способ обучения) «состязательность» малая информативность, грубость шкалы произвольность норм и критериев, их закрытость метод «вычитания», завышенные ожидания неоправданное использование фактора времени

Эффективная система оценивания: общие требования использование З-х типов шкал: –индивидуализированной (текущее оценивание в ходе обучения) –критериальной (промежуточное, рубежное оценивание, итоговое) –нормативной (в ситуациях отбора) «модель обеспечения качества» –открытость требований, норм, критериев –прозрачность процедур –реалистичность требований

Эффективная система оценивания: общие требования ориентация на успех –поощрение, а не наказание –фиксация сильных сторон –накопительная оценка становление самооценки поддержка инновационных процессов

Эффективная система оценивания: общие требования ориентация на конечный результат соотнесение содержания курса, требований к его освоению с результатами «на выходе» (в т.ч. - с содержанием и формой проверочных заданий) разделение обязательного и повышенных уровней освоения, выделение «главного» интерпретация обязательного уровня требований

Эскиз методики совместной оценочной деятельности: методика эталонов Принципы Ш. Амонашвили: любой живой человек может ошибаться; оценочная деятельность выступает как способ познания; при составлении эталонного решения, учитель преднамеренно закладывает ошибки; количество преднамеренных ошибок не должно противоречить здравому смыслу; учителем в эталоне решаются задачи обязательного уровня.

Алгоритм оценочной деятельности 1.Учитель готовит на отдельных листах бумаги решение каждого варианта контрольной работы, так называемые эталоны. Роль эталона: а) привлечь учащихся к оценочной деятельности; б) воспитать разумное отношение к возможным ошибкам. 2.Ученик, выполнив к.р., сообщает об этом учителю. 3.Учитель, поверхностно просмотрев работу, ставит на ней свою подпись и выдает ученику эталон для проверки.

Алгоритм оценочной деятельности 4. Ученик, сопоставляя своё решение с выданным эталоном, выявляет различия в способах решения и ответах. 5. Выявив различия, ученик определяет, в чьём решении допущена ошибка, указав это на полях. 6. Ученик, проверив по эталону свою работу, сообщает об этом учителю. 7. Учитель просит ученика назвать номера заданий, в которых допущены ошибки (либо учеником, либо учителем).

Алгоритм оценочной деятельности 8. Обсуждение ошибок, допущенных учеником или учителем. Учитель обязан в каждом случае обосновать, почему то или иное несовпадение в решении задачи он считает ошибкой. Ученик обязан так же убедительно доказать, что учитель допустил в своём решении ошибку, а не просто констатировать несовпадение результатов.

Алгоритм оценочной деятельности 9. В процессе совместного обсуждения намечается план последующих действий ученика: приступить к следующей теме, сделать работу над ошибками, решить задачи из другого варианта, вернуться к изучению материала. 10. Как результат совместной оценочной деятельности м. б. выставлена отметка по одному из вариантов: ученик ставит себе отметку и учитель соглашается; учитель ставит, а ученик соглашается; ученик ставит, а учитель корректирует; учитель ставит – ученик корректирует. 11. Критерии, по которым выставляется отметка, учитель сообщает ученикам. Отметка ниже четверки выставляется карандашом.

Алгоритм оценочной деятельности Критерий – признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего- либо; мерило Критерий – качественный или количественный показатель, на основании которого можно оценить результат Критерии – зависимые переменные характеристики, которые являются наиболее адекватными для решения проблем

Алгоритм оценочной деятельности Выводы: Методика эталонов способствует формированию и развитию критичности детского мышления; Утверждает, что рождение страха перед ошибками определяется не слабостью ученика, а именно отстраненностью от оценочной деятельности как слабого, так и сильного ученика; Степень страха может зависеть от умственных сил ребёнка.

Основные определения (А.А.Остапенко): Оценка развития - оценка, выставляемая за позитивное изменение состояния ЗУН ученика в сравнении с их прежним сотоянием. Оценка состояния – оценка, позволяющая сравнивать ЗУН ученика с нормативами и ЗУН других учеников. Вычитательная оценка – это оценка ЗУН ученика, предполагающая полное усвоение ЗУН и не предоставляющая ученику право выбора выполняемого задания.

Основные определения (А.А.Остапенко): Накопительная (кумулятивная) оценка – оценка ЗУН ученика, предполагающая возможность выбора учеником определенного количества заданий из большего количества предлагаемых. Статическая оценка - оценка ЗУН ученика, выставляемая один раз и не предполагающая возможности пересдать на более высокий балл. Динамическая оценка - оценка ЗУН ученика, предполагающая возможность пересдачи и повышения оценки.

Основные определения (А.А.Остапенко): Текущая оценка – оценка, выставляемая ученику за освоение единичного (фрагментарного, эпизодического, элементарного) знания, умения или навыка. Обязательная оценка – выставляемая ученику обязательно. Добровольная оценка - выставляемая ученику по его просьбе или желанию. Оценка базового уровня - оценка ЗУН ученика, входящих в ГОСО. Оценка повышенного уровня - оценка ЗУН ученика, выходящих за пределы ГОСО

Основные положения и правила оценивания Ш.технологии, 1, 2004 (А.А.Остапенко): 1. Оценка базового уровня обязательная, а оценка повышенного уровня – добровольная. 2. Итоговая оценка формируется из текущих. Итоговыми оценками являются четвертные (триместровые, семестровые), полугодовые и годовые. 3. Текущие оценки делятся на текущие обязательные оценки базового уровня и текущие добровольные оценки повышенного уровня. Текущая обязательная оценка – это вычитательная, динамическая оценка состояния, а текущая добровольная – накопительная, статическая оценка развития.

Основные положения и правила оценивания Ш.технологии, 1, 2004 (А.А.Остапенко): 4. Выставляемая в журнал текущая добровольная оценка м. б. только хорошей или отличной и может влиять на итоговую оценку только положительно (в сторону повышения). Добровольная текущая оценка ниже хорошей м. б. сообщена только ученику конфиденциально по его просьбе. В число добровольных текущих оценок входят: а) результаты участия ученика в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях и т.п.; б) отзывы на творческие работы. Эти оценки могут подтверждаться соответствующими сертификатами и составляют индивидуальный портфель достижений ученика (портфолио).

Основные положения и правила оценивания Ш.технологии, 1, 2004 (А.А.Остапенко): 5. Учитель обязан перед началом изучения курса (раздела курса) ознакомить учащихся с обязательным образовательным минимумом, количеством обязательных оценок, соответствующих этому минимуму, формами контроля и критериями оценивания. 6. Учитель обязан перед началом изучения курса (раздела курса) ознакомить учащихся с возможностями и условиями получения добровольных текущих оценок повышенного уровня.

Основные положения и правила оценивания Ш.технологии, 1, 2004 (А.А.Остапенко): 7. Учитель обязан перед началом изучения курса (раздела курса) ознакомить учащихся с количеством итоговых оценок и установить крайний срок их выставления. Как правило, крайний срок выставления четвертных (триместровых, семестровых) и полугодовых оценок – последний день очередных каникул. 8. До установленного срока выставления итоговой оценки в классный журнал учитель самостоятельно может выставлять только отличные оценки, более низкие оценки выставляются по согласованию с учащимися. В установленный срок выставления итоговой оценки выставляются все текущие оценки, кроме несданных.

Основные положения и правила оценивания Ш.технологии, 1, 2004 (А.А.Остапенко): 9. Текущую обязательную оценку ниже отличной ученик может пересдавать один раз в срок, согласованный с учителем. Повторная пересдача возможна только с разрешения учителя. 10.Итоговая оценка не может быть: -отличной, если не выставлены >0,1 текущих обязательных оценок; -хорошей, если не выставлены >0,25 текущих обязательных оценок; -выставлена вообще, если не выставлены более трети обязательных оценок. Сроки и условия пересдачи итоговой оценки устанавливаются директором ОУ или его заместителем по УР в индивидуальном порядке.

Основные положения и правила оценивания Ш.технологии, 1, 2004 (А.А.Остапенко): Приемы диагностики учебного процесса: Контрольные и самостоятельные работы Диктанты, изложения и сочинения Различные виды устных и письменных опросов (устный опрос у доски, фронтальный опрос, магнитофонный и тихий опросы, взаимоопрос, «метод цепочки», опрос по карточкам) Рефераты и другие творческие работы (модели, статьи, буклеты, видеофильмы, театральные постановки Задания с выбором ответа (тесты)

Моделируем систему школьной оценки

Приемы диагностики и технологии обучения Технология учебных циклов (Г.Г. Левитас и др.) Интегральная технология В.В.Гузеева Технология программиро ванного обучения Когнитивная технология Диктант и взаимоопрос, специально сконструированная система задач Система задач, построенная на основе 3-х уровневой таксономии Письменные задания с выбором ответа Выбор индивидуальной модели обучения и уровня сложности заданий

Результаты обучения Всего посещено уроков Из них традиционного типа Из них нетрадиционные уроки Из них в режиме технологии Из них качественно организованная КОД учителя Из них качественно организованная КОД ученика Из них качественно организованная обратная связь Из них качественно организованная коррекционная деятельность

Оценка урока с точки зрения организации КОД Критерии оценивания урока 1г1б4б5б8а10а10б11а4а6а открытость, конкретность и обоснованность требований на каждом этапе усвоения знаний, уровневый, в зависимости от сложности учебных действий подход к оценке результатов учебного труда; оценка конечного результата усвоения суммированием только положительных промежуточных результатов; активное включение учащихся в самоанализ и самооценку своей учебно-познавательной деятельности; самостоятельность учащихся в выборе темпов продвижения в усвоении учебного материала и уровня конечного результата. влияние специально организованной системы обучения на особенности развития познавательной сферы в целом ВСЕГО

Методический день года Класс – 8а Предмет: Математика Учитель: Проскокова А.В.

Методический день года Класс – 5б Предмет: Английский язык Учитель: Бахтиярова А.Ж.

Методический день года Класс – 1 б Предмет: Математика Учитель: Вакпаева М.В.

Методический день года Класс – 10а Предмет: Физика Учитель: Баяубаев Е.К.

Методический день года Класс – 1 г Предмет: Обучение грамоте Учитель: Панчук Т.Г.

Методический день года Класс – 4б Предмет: Казахский язык Учитель: Капарова Н.Н.

Методический день года Класс – 11 а Предмет: Русская литература Учитель: Карменова Б.А.

Методический день года Класс – 10 б Предмет: Химия Учитель: Радченко Г.Р.

Методический день года Класс – 4а Предмет: Физическая культура Учитель: Кусаинов К.К.

Методический день года Класс – 6 а Предмет: Физическая культура Учитель: Борисов Р.А.

1г1б4б5б8а10а10б11а4а6а Тип урока Урок самоконтроля и оценки Обучающий урок контроля и оценки Обобщающий урок контроля и оценки

Тип урока - Урок самоконтроля и оценки (урок с преобладающей целью выработать способы самоконтроля и оценки). - Обучающий урок контроля и оценки (урок с преобладающей целью выявить достижения и трудности в овладении операционным составом действия, наметить пути коррекции) - Обобщающий урок контроля и оценки (урок, на котором устанавливается итоговый уровень овладения предметными знаниями и способами действия). На уроке «Самоконтроля и оценки» вырабатываются критерии контроля и оценки в совместной учебной деятельности. На уроке «Обучающего контроля и оценки» проводятся диагностическая и диагностико- коррекционная работы. На уроке «Обобщающего контроля и оценки» проводятся различные проверочные работы, с предварительной оценкой ученика сначала до выполнения работы, затем после выполнения работы, после проверки учителем то есть. Далее, ребёнок соотносит свои оценки, проводит анализ работы, выделяет свои «трудности» (проблемы), составляет план по коррекции своих проблем, после тренировочных упражнений по освоению того или иного способа действия на уроках, на учебных занятиях, в индивидуальной работе дома, вновь пишет подобную работу, чтобы увидеть, удалось ли «решить свои проблемы». При организации такой работы у учащихся формируются пооперационный контроль, ретроспективная и рефлексивная оценки, далее идёт формирование рефлексивного контроля и происходит дифференцированное действие оценки, он может оценивать свою работу с помощью прогностической оценки. Уровень качества знаний и успеваемости по параллелям в 2-4 классах

Решение педагогического совета Уровень качества знаний и успеваемости по параллелям в 2-4 классах По первому вопросу: 1.Учителям школы : -вести целенаправленную работу по повышению качества обучения на основе организации индивидуальной работы с учащимися «группы учебного риска» и учащимися, мотивированными на учебную деятельность -эффективнее использовать современные образовательные технологии с целью формирования и коррекции существующих учебных достижений учащихся. 2. Руководителям МО - Проанализировать результативность обучения по предметам на конкретного учителя, спланировать работу по повышению качества обучения. -Вопросы качества обучения заслушивать на заседаниях МО раз в четверть 3. Администрации школы -Организовать действенный контроль за осуществлением КОД -Отслеживать результативность работы педагогов по ликвидации пробелов в ходе посещения и анализа уроков, проведение контрольныз административных и срезовых работ

Решение педагогического совета По второму вопросу: -Совершенствовать действующую технологию оценки учебных достижений учащихся на основе современной теории педагогических измерений с учетом мирового опыта через организацию работы школьной ТГ по предметам и посещение ТГ городского МК. Обеспечить единство подходов и требований к содержанию и технологиям системы оценки качества образования. Разработать модель организации КОД учителя и ученика в рамках СОСШПА 7 Формировать опыт в направлении создания тестовых заданий нового поколения на основе технологии оценки учебных достижений учащихся, разработанной в контексте международных требований на основе технологической матрицы через работу школьной ТГ Уровень качества знаний и успеваемости по параллелям в 2-4 классах