Учитель музыки и МХК Матычева Е. В. Урок музыки 5 класс.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Алексей Николаевич Плещеев. И. Репин. Пахарь. Л. Н. Толстой на пашне.
Advertisements

ВЕСНА Уж тает снег, бегут ручьи, Все лица весело глядят. В окно повеяло весною». "Весна!" читаешь в каждом взоре; Засвищут скоро соловьи, И вот, как празднику,
Урок внеклассного чтения в 4 классе Подготовила: учитель начальных классов Губарева Людмила Владимировна.
«Весна в произведениях литературы, живописи, музыки» (7-8 класс) Подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ «Черемшанский лицей» Фролова Т.В.
Георгий Александрович Струве Александр Сергеевич Пушкин.
Музыка – главный герой басни. И. А. Крылов Квартет – музыкальное произведение, в исполнении которого участвуют четыре музыканта. Чаще всего композиторы.
Подготовили: Ярославская Анастасия, Мигулкина Алена, Петрушин Егор.
От какой формы глагола образуются все глаголы? Неопределенной формы Что делать? Что сделать?
«Времена года» Поэзия и живопись как два взаимопроникающих вида искусства.
Произведения каких жанров писал И. А. Крылов? Биографическая справка о писателе: html
Составил и провёл: Учитель русского языка и чтения Пищулёва С.В.
Ал ексей Николаевич Плещеев (22 ноября (4 декабря ) 1825, Кострома 26 сентября (8 октября ) 1893, Париж ) русский писатель, поэт, переводчик ; литературный.
Маму любят все на свете, Мама – первый друг! Любят мам не только дети, Любят все вокруг! Если что-нибудь случится, Если вдруг беда, Мамочка придет на.
Урок изобразительного искусства в 5 классе «Весенний пейзаж Работа учителя Гусевой Гульфини Хаевны МОУ «Новотроицкая СОШ» Тукаевского района РТ МОУ «Новотроицкая.
Смешарики в гостях у времен года. Подготовила учитель МОУ «ПСОШ» начальных классов Чермошенцева Е.А.
Стихи о природе XIX века Какое влияние оказывают произведения о природе на человеческую душу ?
2 вида искусства: Музыка и литература. Музыка и литература. Сказки, в которых музыка играет главную роль.
Стихи в моей жизни Автор: Карнавская Александра, 5 а класс, МОУ СОШ 32 «Эврика – развитие». «Эврика – развитие».
Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною. Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою! Чиста небесная лазурь, Теплей и ярче солнце стало, Пора.
Урок русского языка. Сочинение по репродукции картины Учитель начальных классов МБОУ-СОШ 3 Песня И.В. И.И. Левитана «Март».
Транксрипт:

Учитель музыки и МХК Матычева Е. В. Урок музыки 5 класс

Тема урока: «Взаимосвязь музыки и литературы»

Тема урока: «Взаимосвязь музыки и литературы»

Цель урока: Показать, как два самостоятельных искусства – литература и музыка – дополняют друг друга, делая произведения более выразительными, красочными, интересными.

Задачи урока: Воспитание интереса и любви к классической музыке, формирование умения слышать музыку, образного мышления, развитие богатого воображения. Развитие навыков грамотного, выразительного хорового пения. Познакомить с литературными произведениями. Формирование умения анализировать, выделять главное, делать выводы (видеть мораль).

Звучит фрагмент произведения Чайковского П.И. «Времена года»

Петр Ильич Чайковский

Времена года П.И.Чайковский. - Какое настроение передала вам музыка? - Что слышится? - Какое время года? Что вам подсказало? - Что происходит весной?

Стихотворение «Весна». (А. Н. Плещеев.) Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною… Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою! Чиста небесная лазурь, Теплей и ярче солнце встало, Пора метелей злых и бурь Опять на долго миновало. И сердце сильно так в груди Стучит, как будто ждёт чего –то, Как будто счастье впереди И унесла зима заботы! Все лица весело глядят Весна читаешь в каждом зоре; И тот, как празднику, ей рад, Чья жизнь – лишь тяжкий труд и горе. Но резвых деток звонкий смех И беззаботных птичек пенье Мне говорят – кто больше всех, Природы любит обновленье! Проанализируем стихотворение Сравним с музыкальным произведением. Что общего?

Словами и музыкой можно передать один и тот же образ, чувство. При соединении слова с музыкой одно дополняет другое: слову музыка сообщает необыкновенную силу выражения, музыке слово – полную определённость. Соединение поэзии с музыкой может увеличить силу впечатления той и другой. Довести её до высшего предела, а это и составляет задачу искусства.

ВОКАЛИЗ Исполнение мелодии без слов на какой – либо слог.

Близость песни ( музыки ) к сказке ( литературе), их нерасторжимая связь. У лукоморья дуб зеленый; Златая цепь на дубе том: И днем и ночью кот ученый Все ходит по цепи кругом; Идет на право – песнь заводит, Налево – сказку говорит…. (А.С.Пушкин «Руслан и Людмила)

Музыка + литература = художественное творение Опера Песня балет

Квартет – ансамбль из четырёх исполнителей. Вот четыре музыканта Замечательно играют Этот маленький оркестрик Все квартетом называют. Классический квартет – произведение из четырёх частей для четырёх исполнителей играющих на струнных, духовых инструментах. Бывают и вокальные квартеты.

И.А.Крылов

Басня Квартет» И.А. Крылов – Впервые басня напечатана в 1811 году. В этой басне высмеян Государственный Совет в составе Мордвинова, Завадовского, Лопухина, Аракчеева, преобразованный в 1810 году Александром I. Четыре департамента совета должны были провести ряд реформ, однако всё свелось к пустым разговорам.

Иллюстрация к басни «Квартет»

Анализ басни И.А. Крылова «Квартет» Верит ли он, что у них что-то получится? Какими словами он передаёт желание зверей сыграть квартет? (Затеяли). Какими глаголами И. А. Крылов передаёт их игру? (Ударили в смычки, дерут). А как сами звери относятся к тому, что они собираются делать? (Пленять своим искусством свет, Запляшут лес и горы) А кто же участники квартета? ( Проказница Мартышка, Осёл, Козёл, Косолапый Мишка) Узнав участников квартета, можно ли сказать, какая музыка у них получится?

Мартышка Первая участница квартета Мартышка. Как называет её автор? (Проказница). Расскажите, пожалуйста, об этом животном. Может, вспомните какие-либо крылатые выражения, помогающие дать ей характеристику. Подберите эпитеты.

Осел – Что о нём можно сказать, как о животном, какой из него выйдет музыкант? – А теперь опять обратимся к музыке, какая она должна быть, чтобы иметь наиболее полное представление?

козел подберите эпитеты дающие характеристику данному герою.

Мишка – Как называет его Крылов? – Какой это герой? – Что можно сказать о музыкальных способностях медведя?

? – Кто же разоблачает их невежество? – Кто стал их судьёй? – Пусть опять на помощь нам придёт музыка и поможет нам увидеть его. Кого?

Кто? Соловей. А как вы думаете? Почему он? – А как в этой басне выражена главная мысль, мораль? – А как вы поняли суть морали? – Важно не только уметь играть или сидеть по- особому, но и иметь способности. – Так о чём же эта басня, кого она высмеивает? (Она разоблачает людей хвастливых, берущихся не за своё дело). – А сейчас давайте прослушаем басню ещё раз, но на этот раз в сопровождении музыки. (Чтение басни в сопровождении музыки)

А.П.Бородин. Квартет для флейты, гобоя, альта и виолончели.

Что даёт музыке литература? Что даёт литературе музыка? Музыка и литература дополняют друг друга, усиливают впечатления.