Проблемная лекция преп.Жоломановой А.Х. на тему: Западноевропейская философия в культуре Нового времени. Основные духовные ориентиры в культуре Нового.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проблемная лекция преп.Жоломановой А.Х. на тему: Философия в культуре Ренессанса и Реформации.
Advertisements

Проблемная лекция преп.Жоломановой А.Х. на тему: Основные проблемы философии.
Проблема бытия в философии Нового времени Кафедра Философии и психологии Преподаватель: к.филос.наук, доцент Шевченко Елена Славовна Для всех специальностей.
«А все- таки она вертится». Тема урока «Рождение новой «Рождение новой европейской науки» европейской науки»
Познание Блок 1: Понятие и история гносеологии. Занятие 2.
Проблемная лекция преп. Жоломановой А.Х. на тему: Проблемы теории диалектики. Эпистемология.
Урок 4 Тема урока: Проблема познаваемости мира. План 1. Проблема познаваемости мира. 2. Понятие истины, её критерии. 3. Виды человеческих знаний. 4. Основные.
Рождение новой европейской науки. Цели и задачи урока: охарактеризовать научные достижения XVI-XVII вв.; охарактеризовать научные достижения XVI-XVII.
Тема урока: « Рождение новой европейской науки» Валяйкин Максим 7 Б МБОУ КСОШ имени Героя Р.Ф В.И.Шарпатова.
Философия Нового времени. 1. Специфика философии Нового времени. 2. Эмпиризм и рационализм. 3. Характеристика философии эпохи Просвещения. 4. Немецкая.
Основы философии Тема 1 Характер философского знания и задачи философии МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Кафедра философии.
Тема урока: « Рождение новой европейской науки» Работа выполнена учителем истории Будинской ООШ Антоненковой А.В.
Проблемная лекция преп.Жоломановой А.Х. на тему: Своеобразие немецкой культуры и философии второй половины XVIII и первой половины XIX века.
Тема: Рождение новой европейской науки. Таблица: «Основные научные идеи, способствовавшие развитию новых взглядов на мир и общество». Учёные и мыслители.
Эпоха XV-XVI веков. Николай Коперник Рождение новой науки Автор гелиоцентрической системы мира; Одним из первых высказал мысль о всемирном.
Возникновение и становление науки. Наука в Древнем мире, Средневековье и в эпоху Возрождения. Выполнил: студент гр.Ю-11 НП Мажикенов Нурлыбек.
Тема Философия Нового времени © О.В. Кормилицина, 2016 г. Вопросы: Особенности философии Нового Времени Эмпиризм и рационализм в теории познания Категории.
ЛЕКЦИЯ 13 ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ ГНОСЕОЛОГИЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ.
Подготовили студенты 1-ого курса начального образования:Косова Анастасия,Лаврентьева Наталья.
1 Философские проблемы естественных, гуманитарных и технических наук доцент кафедры философии Макиенко Марина Алексеевна.
Транксрипт:

Проблемная лекция преп.Жоломановой А.Х. на тему: Западноевропейская философия в культуре Нового времени. Основные духовные ориентиры в культуре Нового времени

Цель лекции: По завершении лекции студенты должны иметь представление об основных идеях философии Нового времени.

План лекции: Характеристика эпохи. Проблема метода в философии Нового времени (рационализм и эмпиризм).

1-й проблемный вопрос: Каковы основные проблемы, приведшие к осмыслению проблем философии Нового времени?

Научная революция. Она связана с открытиями в области астро­номии, механики, физики и биологии. Исследования Коперника, Кеплера, Галилея и Ньютона разрушили античные и средневековые представления о том, что Земля центр мироздания. Возникает прин момента, которые привели к развитию философии Нового времени. Исследования Коперника, Галилея и Ньютона разрушили античные и средневековые представления о том, что Земля – центр мироздания. Возникает принципиально новая картина мира. В ней переосмысливается роль и место самого человека, который уже не является центральной фигурой. Су­ществует огромный космос с множеством звезд, подобных Солнцу, и множеством планет, подобных Земле. И, возможно, есть миры, насе­ленные иными разумными существами. Левенгук, построивший мик­роскоп, открыл, что существует огромный микромир, и в капле воды может находиться такое же количество микроорганизмов, как, возмож­но, и всех видимых нами животных на Земле. То есть мир бесконечно сложен, в сравнении с отдельным человеком он просто несоизмерим. Человек подобен песчинке в бесконечных просторах Вселенной. Новая мораль. Происходит сдвиг нравственности, связанный с появлением капиталистического общества. Возникает более жесткая мораль, которая законы борьбы за выживание в мире природы переносит на человеческое общество. Новая роль философии. Философия Нового времени выступает в роли гносеологии (теории познания). Гносеология это познание природы как объективного, независимого ни от Бога, ни от человека чувственного мира. Важнейшим вопросом философии становится исследование взаимоотношений объекта и субъекта познания. Наука становится экспериментальной, а философия превращается в методологию науки. Возникают два основных методологических направления философии: рационализм и эмпиризм.

2-й проблемный вопрос: Каким образом Рене Декарт пришёл к утверждению «Cogito ergo sum» (Мыслю, следовательно, существую)?

Рене Декарт ( ) вошел в историю философии двумя про­изведениями («Рассуждения о методе», «Метафизические рассужде­ния»), несколькими идеями «картезианским сомнением» (Картезий - латинизированное имя Декарта), положением о ясности как критерии истины, критикой эмпиризма и обоснованием рационализ­ма в гносеологии. Декарт начинает со скепсиса в отношении эмпирического позна­ния. Могу ли я быть уверен в том, что я сейчас действительно сижу в халате у камина? Нет, так как иногда я видел ту же картину во сне, когда фактически я лежал в постели. Кроме того, у людей случаются галлюцинации, и нет гарантии, что сейчас я не в галлюцинаторной состоянии. Могу ли я быть уверен в действительном существовании таких эмпирических реалий, как протяженность и количество? Нет, ибо, во-первых, общие реалии выводятся из индивидуальных. Во-вторых, хотя арифметика и геометрия более достоверны, чем физика и трономия (первые истинны даже в отношении объектов сна), возможно, что Бог или демон вынуждают меня ошибаться всякий раз при пересчете сторон квадрата или при выполнении арифметичес­кого действия. Опровержение эмпиризма переходит в тотальное сомнение. Но то­тальность сомнения Декарта не абсолютна. Она имеет одно следствие: невозможно сомневаться в реальности того, что ведет к сомнению, а именно в реальности мысли. Необходимо, кроме того, чтобы «Я», который мыслит, был чем-нибудь. Единственная прочная и достовер­ная истина гласит: я мыслю, следовательно, я существую. Картезиан­ским сомнением впоследствии стали называть процесс восхождения к идее о том, что мысль, какой бы она ни была, самоценна. Мысль, по Декарту, высшая ценность бытия. Единственная ценность и един­ственное измерение истинно человеческого - это мысль. Декарт выводит критерий истины. Почему принцип «мыслю, сле­довательно, существую» настолько очевиден? Исключительно пото­му, что он ясен и отчетлив. Общее правило имеет вид: все, что мы воспринимаем абсолютно ясно и отчетливо, истинно. Декарт как бы философски обосновывает ценность случающихся в жизни человека мгновений озарения, которые неизъяснимы, но легко узнаваемы при встрече и именуются интуицией или вдохновением.

Литература Основная: 1. Философия медицины. Учебник для медицинских вузов под редакцией Шевченко Ю.Л. М.:ГЭОТАР – МЕД, 2004 Дополнительная: 1.Антология мировой философии. В 4 т. М., История диалектики XV-XVIII вв. М., История философии в кратком изложении. М., Соколов В.Б. Европейская философия XV-XVII веков. М., Виндельбанд В. История философии. СПб., Нарский И.С. Западно-европейская философия XVIII века. М., Нарский И.С. Западно-европейская философия XVII века. М., Контрольные вопросы (обратная связь). Каковы общие черты философии Ф.Бэкона и Р.Декарта? Основные идеи рационализма и эмпиризма. Каково философское значение открытий Г. Галилея и И. Ньютона?