Проблемная лекция преп. Жоломановой А.Х. на тему: Философия иррационализма.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Неклассическая философия XIX века Выполнила: Смагулова Аида Группа ОМ Проверила: К.ф.н. Бисембаева З.У.
Advertisements

Проблемная лекция преп.Жоломановой А.Х. на тему: Философия в культуре Ренессанса и Реформации.
Проблемная лекция преп.Жоломановой А.Х. на тему: Философия политики.
Проблема кризиса культуры И её осмысление в экзистенциализме, фрейдизме, неофрейдизме.
Проблемная лекция преп.Жоломановой А.Х. на тему: Основные проблемы философии.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Философия XIX и XX вв. 1.Классическая философия XIX в. 2.Неклассическая философия XIX в. 3.Особенности философии ХХ в.
Гуманитарные науки. Гуманита́рные нау́ки дисциплины, изучающие человека в сфере его духовной, умственной, нравственной, культурной и общественной деятельности.
Философия экзистенциализма. Экзистенциализм (от лат. exsistentia – существование) – направление философии, главным предметом изучения которого стали противоречия.
Тема: ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ. СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА ВОПРОСЫ Понятие личности. Понятие личности. Структура личности. Структура личности. Основные направления.
Смысл жизни. Подвергая теоретическому анализу представления массового сознания о смысле жизни, многие философы исходили из признания некой неизменной.
PPTzone.ru 1. Основные функции искусства 2. Предмет искусства 3. Основные эстетические концепции 4. Герменевтика как метод понимания художественного произведения.
Русские религиозные философы «серебряного века». Николай Онуфриевич Лосский ( )
ФИЛОСОФСКАЯ НЕКЛАССИКА План 1. Эпоха модерна. 2. Артур Шопенгауэр (последний классик?). 3. Серен Кьеркегор (самый христианский философ?). 4. Фридрих Ницше:
Человек, индивид, личность.. ЧЕЛОВЕК С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА Одно из специфических свойств человека- анализ самого себя Каков он человек?
Истина и ее критерии Часть Верное, правильное отражение действительности в мысли, проверяемое в конечном счете при помощи критерия практики, называется.
Философия как тип мировоззрения Лекция 1 Черепанова М.В. ассистент кафедры философии 900igr.net.
Немецкая классическая философия. Вклад Канта в философию сравнивают по значению с коперниканским переворотом в науке. Многие специалисты делят историю.
Духовная жизнь человека. Урок по обществознанию в 10 классе
Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и место в нем человека, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их.
Транксрипт:

Проблемная лекция преп. Жоломановой А.Х. на тему: Философия иррационализма

Цель лекции: По завершении лекции студенты должны иметь представление об основных идеях философии иррационализма.

План лекции: Антигегелевские идеи С.Кьеркегора. Пессимизм философии А.Шопенгауэра. Философия Ф.Ницше.

1-й проблемный вопрос: Чем объясняется иррационалистическая тенденция в европейской философии?

Иррационализм - это философское учение, отрицающее рационализм. (т.е. противостояние классической философии) Несокрушимой вере ученых в силу человеческого разума и обязательность общественного прогресса был впервые дан Великой французской революцией, которая породила террор, гражданскую войну с десятками тысяч человеческих жертв. Это заставило многих философов задуматься над действительными возможностями разума и науки и создать свои, критические по отношению к рационализму, философские системы. Критический переход новой философии сыграл положительную роль в развитии философского знания: -давалась критическая оценка рационального познания, определялись его границы, пределы его возможностей -изучалось соотношение мыслительных качеств человека, а также психологических качеств (воли, эмоции, чувства и т.д.) -«духовный мир» рассматривался не в его высших формах, а в понятиях опыта, практики, в психологических формах Новая философия выдвигает целый ряд смелых и новых идей конкурирующих со старой «классической » философской системой: Идея изучения жизни отдельного человека и важности её анализа, примата изучения жизни индивида над исследованием больших человеческих общностей (классов, народов, наций, этносов); Движение от идеи свободного и разумного человека, способного переделать природу, общество и себя лично, к человеку, жестко детерминированному экономикой, политикой, религией и пр. Выяснилось, что у человека есть не только разум и сознание, но и подсознание. Сознание и разум отдельного человека и (что важнее) общественное сознание не понимаются как независимая структура, а объявляется, что они подвержены манипуляции со стороны различных сил - государства, партии, авторитетов. Активно проводится идея двух не пересекающихся линий человеческого знания - научного и философского, имеющих своим продуктом «научную истину», «философскую правду». Иррационализм проявился в таких течениях западной философии как: -философия науки -экзистенциализм -психоанализ З. Фрейда -некоторые варианты Герменевтики и Феноменологии -философский мистицизм

2-й проблемный вопрос: В понимании А.Шопенгауэра «этот мир – наихудший из всех миров», чем объясняется его пессимизм?

С точки зрения Шопенгауэра, мир может обнаруживаться человеком и как воля, и как представление - это как бы две ипостаси мира по отношению к человеку. Воля - это кантовская вещь в себе, абсолютное начало всего бытия, некая космическая, биологическая по своей природе сила, создающая и мир и человека. Мир возникает как представление человека о нем, как человеческая картина. Появляются субъект и объект, пространство и время, множественность отдельных вещей и причинная связь между ними. Все это "существует" постольку, поскольку так устроено человеческое сознание с его априорными формами чувственности и рассудка. Человек в этом мире является рабом воли: она создала его интеллект, чтобы он познавал законы мира, мог выжить и приспособиться к нему. Человек всегда и во всем служит не себе, не своим интересам, а воле. Воля заставляет его жить, каким бы бессмысленным и жалким ни было человеческое существование. Для огромного большинства людей жизнь не стоит того, чтобы ее проживать. Везде, согласно Шопенгауэру, можно видеть общую нужду, беспрерывные усилия, постоянные столкновения. Миллионы людей, соединяясь в отдельные народы, стремятся к общему благу (каждый индивид, конечно, ради личного блага), но многие тысячи падают жертвой в борьбе за это благо. То бессмысленное безумие, то умствующая политика заставляют народы разжигать между собой войны, и тогда льются пот и кровь множества людей, чтобы осуществились проекты отдельных личностей. А в мирное время промышленное производство проглатывают тысячи человеческих жизней. Но посмотрите, говорил Шопенгауэр на невероятный страх человека, которому грозит смертельная опасность, и на серьезное участие каждого зрителя. Можно подумать, что здесь речь идет о чем-нибудь другом, а вовсе не о сокращении на несколько лет пустой, печальной и истерзанной различными муками всегда непрочной жизни. Индивид имеет для природы косвенное значение, поскольку служит средством для ее сохранения. Вне этого она равнодушна к его существованию и даже торопит его к погибели, как только он перестает быть пригодным для ее целей. Но для чего существует сама природа? При виде такого бесконечного влечения, этого необузданного порыва к жизни напрасно стараются указать цель. Шопенгауэр первым дал философское обоснование пессимизма, и, конечно, все его рассуждения о бессмысленности человеческого существования звучали диссонансом в первой половине XIX в., когда бурно развивались экономика, культура, образование, когда идеал прогресса еще не был еще потрясен будущими катаклизмами. Вся жизнь, согласно Шопенгауэру, - сплошные разочарования и страдания. Человек под влиянием воли все время чего-то желает: комфорта, здоровья, продления жизни, которые нужно завоевывать неустанным трудом, постоянной борьбой с нуждой. Но желания никогда не удовлетворяются, а если удовлетворяются, то приносят с собой равнодушие и скуку. Да и жизнь люди пытаются сохранить, постоянно имея в перспективе смерть. Жизнь есть нечто такое, что надо "отстрадать".

Литература Основная: 1. Антология мировой философии. М., Т Губман В.Л. Смысл истории: Очерки современных западных концепций М., Проблема человека в западной философии. М., Сартр Ж.-П. Экзистенциализм это гуманизм // Сумерки богов. М., Самосознание европейской культуры XX века. М., Дополнительная: 1. Свасьян К.А. Фридрих Ницше - мученик познания // Ницше Ф. Соч.: В 2 т. Т. 1. (Вступительная статья). М., Чанышев А.А. Человек и мир в философии Шопенгауэра // Шопенгауэр А. Соч.: В 4 т. Т. М., Ницше Ф. По ту сторону добра и зла // Сочинения: В 2 т. Т.2. М., Ницше Ф. Рождение трагедии, или эллинство и пессимизм // Сочинения: В 2 т. Т. 1. М., Шопенгауэр А. Мир как воля и представление //Собр. соч.: В 4 т М 1992 Т Дильтей В. Введение в науки о духе // Зарубежная эстетика и теория литературы. XIX - XX вв. М., Хайдеггер М. Слова Ницше "Бог мертв" // Вопросы философии Кьеркегор С. Наслаждение и долг. Киев Кьеркегор С. Болезнь к смерти // Страх и трепет. М., Шестов Л. Киргегард и экзистенциальная философия. М., Гайденко П.П. Трагедия эстетизма. О миросозерцании Серена Кьеркегора // Гайденко 12. П.П. Прорыв к трансцендентному. М., Шестов Л. Киргегард и экзистенциальная философия. М., Контрольные вопросы (обратная связь). Предпосылки возникновения европейского иррационализма. Что собой представляет пессимизм А.Шопенгауэра? Влияние Философских идей Ф.Ницше на последующее формирование современных ценностей.