Замещающее воспитание в Казахстане: бюджетный аспект Андреева Е.И. Астана, 10 апреля 2009.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Эконометрическая модель реформы системы социальной поддержки и устройства детей, оставшихся без попечения родителей Москва, 2008 год Дмитрий Помазкин.
Advertisements

Совершенствование системы помощи детям в трудной жизненной ситуации и детям с инвалидностью: предложения Совета при Правительстве РФ по вопросам попечительства.
Выбор стратегии развития системы социальной защиты детства в Томской области 2007.
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОПЕКЕ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВУ на территории Пермского муниципального района.
Родная семья – каждому ребенку. Обеспечение права ребенка жить и воспитываться в семье Цель: Укрепление семейных форм устройства детей и ускорение процесса.
Концепция развития долгосрочной комплексной программы «Профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства несовершеннолетних в Свердловской.
ЛЕВИТСКАЯ АЛИНА АФАКОЕВНА Директор Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Минобрнауки.
Министерство образования Московской области Развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Московской области.
О приоритетных направлениях деятельности Министерства социального развития Пермского края в 2010 году Е.В. Бербер Министр социального развития Пермского.
О реализации мероприятий по профилактике социального сиротства и семейного неблагополучия и развитию семейных форм устройства детей - сирот и детей, оставшихся.
Ключевые вопросы, касающиеся стратегии и планирования развития политики в интересах детей - профилактика социального сиротства и инклюзия детей с ограниченными.
2. Создание условий, направленных на выявление и устранение причин социального сиротства и семейного неблагополучия 4. Постинтернатное сопровождение выпускников.
Дети-сироты Выполнила ученица 8 класса «Д»: Алмаева Милена Учитель: Татевосова М.И.
Программа Новосибирской области «Чужих детей не бывает»: опыт городской общественной организации Центр семейного образования и воспитания «СЕМЬЯ И ДЕТИ»
Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями – Российская Федерация Джоанна Роджерс, ЮНИСЕФ 27–29 сентября 2011 года.
Положение детей в нашей стране за последние годы.
Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения National Foundation for the Prevention of Cruelty to Children НОВЫЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ, ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ.
Республика Казахстан Министерство образования и науки РК Внедрение фостерной заботы: опыт, извлеченные уроки 1.
Как оценить эффективность социальных программ «Социальное партнерство во имя детей: системный подход в решении социальных проблем» Круглый стол: «Мониторинг.
Георгий Какачиа Министерство здравоохранения, труда и социальной защиты 2009.
Транксрипт:

Замещающее воспитание в Казахстане: бюджетный аспект Андреева Е.И. Астана, 10 апреля 2009

О чем пойдет речь: Международные сравнения – в каком направлении двигаться Демографический анализ Бюджетные оценки Рекомендации и полезный опыт

Источники: Unicef Innocenti Research Centre данные из официальных источников Казахстана данные Всемирного банка Собственные расчеты

Удельный вес замещающего воспитания: из 100 детей воспитываются вне кровной семьи, 2006:

Удельный вес семейных форм среди замещающего воспитания

Уровень институционализации: из каждых 100 детей, проживающих в стране, воспитываются в интернатах (2006)

Уровень «подопечности»: из каждых 100 детей, проживающих в стране, воспитываются опекуном, попечителем, патронатным родителем (2006)

Удельный вес разных форм замещающего воспитания в Казахстане и России, 2006 КазахстанРоссия

Выводы и рекомендации: Необходимо обеспечить полноту предоставления данных по Казахстану в TransMonee/Unicef (Агентство по статистике?) Задача деинституализации давно назрела Введение опекунских пособий может привести к удвоению числа детей, находящихся по опекой (подробности ниже)

Динамика вероятности лишиться родительской опеки в Казахстане, количество случаев в года на детского населения,

Вероятность лишиться родительской опеки в течение года в Казахстане и других странах, 2006, случаев на 100 тыс. детского населения

Вероятность лишиться родительского попечения в течение года у новорожденных и детей других возрастов, Казахстан, случаев на детского населения соотв. возраста

Немного демографии Источник: Агентсво по статистике Казахстана, прогноз Всемирного Банка

Численность рожденных в соотв. году, Казахстан, 000

Возрастная структура населения сиротских учреждений в Казахстане, начало 2009 г.

Прогноз динамики численности детей ЛРП в стационарах всех типов

Сценарные условия:

Модель: «запасы» и «пoтоки» детей, лишенных родительской опеки, в Казахстане Дети, лишившиеся родительской опеки за год Опекуны Детские дома Семьи усыновителей Все детское население Казахстана , ,400,52 0,08

Реформа деинституционализации Дети, лишившиеся родительской опеки за год Опекуны Детские дома Семьи усыновителей Все детское население Казахстана , ,400,52 0,08 Дневные центры Работа с семьями Телефон доверия Социальная реклама Приюты временного содержания Профилактика отказов от новорожденных Сопровождение выпускников Сопровождение/консультирование замещающих семей Выплата опекунских пособий

Стоимость содержания детей в разных формах устройства в течение года Опека + пособие 0Опека Патронат Детские деревни ДД семейного типа Коррекционные Детские дома

Сколько стоит единица альтернативных услуг? Что дешевле – патронатная семья или временный приют? Что дешевле – оказывать услуги дневного содержания ребенку или работать с его семьей? Подобные вопросы не имеют смысла, поскольку альтернативные услуги эффективны только когда оказываются в комплексе.

ПРОСТОЙ ПРИМЕР: патронатная семья Пособие на ребенка ~ стоимость питания и одежды по нормативам детского дома Зарплата приемноготронатного родителя ~ зарплате в детском доме Означает ли это, что содержание ребенка в детском доме и в патронатной семье стоят примерно одинаково? Пока мы не будем знать, сколько длится та и другая услуга, и каков будет результат их оказания, мы не сможем ответить на этот вопрос

Например: Длительность пребывания в патронатной семье = 6 месяцев Параллельно ведется работа с кровной семьей = 6 месяцев В результате ребенок возвращается в кровную семью ИЛИ Он помещается в детский дом – сколько времени он там проведет? Если до самого выпуска, он сможет претендовать на квартиру и выпускное пособие – какой % выпускников?

Затраты на содержание одного ребенка в интернатном учреждении равны: 1 человеко-год в детском доме = $5000 ( тг./150) Но сколько лет ребенок проведет в детском доме? И что с ним будет потом?

Источник: гипотеза, для первых трех лет подтвержденная данными по ДР Длительность пребывания в детском доме в зависимости от возраста при поступлении, лет Длительность пребывания Х на $5000. Для ДР - дороже На ребенка, поступившего в ДД в возрасте 6 лет государство затратит в среднем 55 тыс. долл. до выпуска

В каком возрасте дети попадают в интернатные учреждения? Данные за первый кв года, ВКО (100 детей):

Сколько потратит государство на содержание детей каждой возрастной группы, поступивших в ДД ВКО в I кв г., от поступления до выпуска? Для новорожденных: 33 ребенка*2,5 года*$5000 = $

В среднем каждый из 100 детей, выявленных в ВКО в I кв г., проведет в интернатных учрежениях 5,11 года. Суммарные расходы государства на этих детей в течение ближайших 10 лет = 100 детей * 5,11 года * $5000 = $

Распределение этих средств ($ ) по годам:

Вышеприведенный расчет был сделан на 100 сирот Всего в 2008 году в интернатные учреждения Казахстана поступило порядка детей-сирот

Вернемся к рекомендациям: Необходимо сократить приток детей в ДД В первую очередь силы необходимо сосредоточить на профилактике отказов и работу с неблагополучными семьями, чьи дети пошли в первый класс (7-8 лет) – это даст наибольший бюджетный и социально-экономический эффект Основной объект внимания (мое предположение) – девушки, переезжающие из села в город в поисках работы Сопровожение опекунских семей и опекунские пособия

Вероятность лишиться родительского попечения в течение года у новорожденных и детей других возрастов, Казахстан, случаев на детского населения соотв. возраста

Вместе с тем: Нельзя занижать стоимость услуг по профилактике социального сиротства. Каждая отдельная услуга, как правило, стоит дешевле, чем содержание ребенка в ДД, но контингент получателей таких услуг – все неблагополучные семьи (сколько их?)

Примеры: Введение опекунских пособий может привести к удвоению числа детей, находящихся по опекой Создание центров дневного содержания позволяет вывлять новых «семейных» детей с особенностями, родители которых до того не занимались их воспитанием (не знали, не умели, не считали нужным) Создание служб психологической помощи на базе школ приводит к росут числа обращений со стороны «беспроблемных» детей и их родителей

Справочно: По результатам исследования в Томской области: К семьям риска относится 10% всех семей Сопровождение 1 семьи обойдется в среднем в $200 в год (оценка) Сопровождение всех семей (20 000, 1 млн. населения) в год = $ Эффективность профилактики приближается к 100% (опыт пилотных районов)

Еще рекомендации (не систематизированные) Нельзя создавать для детей-сирот условия, которые потенциально могут вызвать антагонизм остального населения: Отказ принять детей в ДД Заинтересованность родителей отдать детей в ДД Отказ детей пойти в семью (?)

Зарплата: оказание услуг высокого качества требует применения более квалифицированного труда. Критически проанализировать нормативы расходов, применяемые в других отраслях, обеспечить сбалансированность всех видов услуг и пособий: единые государственные стандарты должны действовать во всех сферах и применяться ко всем категориям получателей

Наладить персональный учет сирот и детей группы риска независимо от ведомственной подчиненности учрежений в которых они находятся, наладить информационный обмен между ведомствами (нужен координатор!) При среднесрочном бюджетировании резко возрастает значение информационного обеспечения: демографический прогноз (Агентство по статистике), интеграция баз данных Министерства образования, ЗАГСов, Министерства труда и социальной защиты, Министерства здравоохранения, обеспечить прозрачность данных, их доступность, составление социальных карт

Пример социальной карты: география проживания семей в детьми-инвалидами в сельской местности Томская область, по данным Бюро медико-социальной экспертизы

Отношение числа инвалидов в каждой возрастной группе к общему числу несовершеннолетних в соответствующей возрастной группе ( по данным бюро МСЭ)

Использование существующей централизованной базы данных по детям-сиротам: Необходимо разработать методологию анализа (некоторые идеи предложены здесь!) Объединение баз данных Министерства образования, Министерства труда и социальной защиты, МВД позволит оценивать долгосрочные результаты политики социальной защиты детей (сколько бывших сирот среди получателей пособия по безработице, по бедности и т.д.) Обеспечение открытого доступа к выборочным сведениям из базы данных о детях, нуждающихся в семейном устройстве, может значительно ускорить процесс семейного устройства (Социальная реклама). Опыт России – см. след. кадр

Что делать с существующими детскими учреждениями? Необходимо проанализировать возможность преобразования каждого ДД в зависимости от конкретных условий Некоторые ДД уже сегодня оказывают альтернативные услуги – дневное содержание, сопровождение семей группы риска. Можно расширить этот спектр Придание новых функций в сочетании с выделением дополнительного финансирования на их осуществления может превратить коллективы существующих учреждений в сторонников реформы. Это позволит также использовать дополнительные площади

По данным сценарного анализа реформы системы защиты детей в Томской области, 2006 г.

Спасибо за внимание!