«Всегда будь терпелив, внимателен и учтив, Будь скромен, подчини дела железной логике ума, Старайся исцеленье дать больному, Не требуя ни жертв, ни блага.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема: этические аспекты взаимоотношений медсестры и пациента
Advertisements

Биоэтика Выполнила: студентка 1 курса Л/Д Захарова Яна.
По-видимому, все чудеса врачей сводятся к их силе внимания к больному. Этой силой поэты одухотворяют природу, а врачи больных поднимают с постели. М.М.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ДЕЛОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ» Плужникова Х.В.
Генные технологии и биоэтика. 1.Генные технологии 2.Этика и биоэтика 3.Значение биоэтики 4.Биоэтический кодекс 5.Основные биоэтические принципы 6.Этические.
Кафедра: Медицинская скорая помощь Факультет: Общей медицины СРС На тему: Барьеры препятствующие эффективному общению врача и пациента. Проверила: Егизова.
ОСОБЕННОСТИ КЛИНИЧЕСКИХ ИСПЫТАНИЙ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ В ПЕДИАТРИИ А.Д. Царегородцев.
Д. Карнеги Профессиональная этика - это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу.
НЕКОТОРЫЕ ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КЛИНИЧЕСКОГО ИСПЫТАНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ В ПЕДИАТРИИ А.Д.Царегородцев.
Психологическое сопровождение реализации ФГОС. Стандарт Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляют собой совокупность требований,
«Служебная этика и общественная мораль». Этика - философская наука, объектом изучения которой является мораль. В этике можно выделить два рода проблем:
Права и обязанности пациентов. Определение понятия «пациент» Пациент–это физическое лицо, которому оказывается медицинскаяп омощь или которое обратилось.
ЧТО ТАКОЕ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ. ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ Здоровый образ жизни следует рассматривать как активную и целенаправленную форму поведения, которая.
Усовершенствованная модель здоровья - модель Аллен (Модель Мак Гилла)
Морально-этические проблемы лиц с ограничениями жизнедеятельности. ФГБОУ ВО ПСПбГМУ им. И.П. Павлова Факультет Высшего сестринского образования Кафедра.
Делегирование полномочий и ответственности как условие позитивного организационного климата в учреждении.
Исторические принципы биомедицинской этики
ИНТЕГРАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ Авторы: Грошева Е. С.,
Подготовила: Курбанова М Группа 211 «А». Одним из первых кодексов фармацевта в мире был кодекс, принятый в 1852 году Американской фармацевтической асс­циацией,
Информационно-методический Центр « Ориентир». По профессиональному признаку люди объединяются в категории или группы людей, занимающихся одинаковым видом.
Транксрипт:

«Всегда будь терпелив, внимателен и учтив, Будь скромен, подчини дела железной логике ума, Старайся исцеленье дать больному, Не требуя ни жертв, ни блага для себя».

Медицинская деонтология это совокупность этических норм и принципов поведения медицинских работников при выполнении своих профессиональных обязанностей [П.А. Леус, 1997]. С философских позиций врачебная этика включает: - общие вопросы поведения врача; - нравственные правила, регулирующие взаимоотношения в медицинском коллективе; -взаимоотношения врача и пациента в конкретных условиях специальности.

По современным представлениям, медицинская этика включает в себя следующие аспекты: научный – раздел медицинской науки, изучающий этические и нравственные аспекты деятельности медицинских работников; практический – область медицинской практики, задачами которой являются формирование и применение этических норм и правил в профессиональной медицинской деятельности. Медицинская этика изучает и определяет решение различных проблем межличностных взаимоотношений по трём основным направлениям: медицинский работник – больной, медицинский работник – родственники больного, медицинский работник – медицинский работник.

Внешний облик зубного врача Одежда врача должна не только соответствовать санитарно- гигиеническим нормам (халат, маска, колпак или шапочка, резиновые перчатки, сменная обувь), но и иметь опрятный вид. При ношении шапочки недопустимо, чтобы волосы выглядывали из- под нее, волосы у женщин необходимо собирать на затылке в пучок. Руки должны быть особенно опрятными. Нельзя иметь длинные ногти с маникюром, золотые украшения необходимо снять перед началом рабочего дня. Ногти должны быть коротко подстриженными, при наличии ранений на коже рук их необходимо прикрыть бактерицидным пластырем. Халат должен быть достаточной длины, чтобы прикрывать одежду, а лучше надевать хлопчатобумажный костюм для операционной (брюки и пиджак), поверх которого при необходимости надевается операционная одежда (стерильная одежда из нетканого волокна, фартук). Обувь должна быть удобной и хорошо поддаваться дезинфекции, в операционную необходимо входить в бахилах.

Этические проблемы в стоматологии Все этические проблемы в стоматологии можно разделить на два вида: - морально-этические; - профессионально-этические. Морально-этическая сфера стоматолога зависит от его (ее) морального облика, формирующегося на основе воспитания в семье и школе. Профессионально-этическая сфера стоматолога так или иначе связана с профессиональной деятельностью. Рассмотрим в классификацию профессионально-этических проблем по П.А. Леусу (1997):

1.Индивидуальная :врач в себе, врач знает о допущенной им диагностической ошибке, но пациент и коллеги о ней не знают 2.Врачебная: врач – пациент, например допущена ошибка при диагностике пульпита, в результате чего возникло осложнение, что стало известно больному от другого врача 3.Коллегиальная: врач – врач, пример- врач не согласен с материалами разбора случая его диагностической ошибки, представленными на врачебную конференцию его коллегой 4.Бригадная: врач - младший персонал, примет- несмотря на неоднократные замечания врача, медсестра нарушает режим стерилизационной обработки инструментария 5.Общественная: врач – население, пример - население информировано о том, что врач не использует современные методы лечения 6.Административная: врач – администрация, присер- руководствуясь интересами пациентов, администрация ставит дежурство в выходной день врачу, имеющему маленького ребенка 7.Коллективная: врач – коллектив, пример -врач не согласен с решением коллектива об отказе, о выдаче ему рекомендации для получения высшей категории 8.Социальная: врачебное общество – население, пример-население не поддерживает рекомендации врачебного общества фторировать питьевую воду с целью профилактики кариеса

Основные модели построения взаимоотношений врача и больного 1.Активно-пассивная- врач выполняет свою работу без участия пациента. Основана на представлении, что врач лучше знает, что надо больному. Больной не может участвовать в принятии решений 2.Покровительственная- врач объясняет пациенту, что необходимо сделать, чтобы помочь ему. Выполняет роль наставника.Больному сообщается лишь та информация, которая, по мнению врача, необходима 3.Информативная- роль компетентного технического эксперта. Врач доносит до больного всю информацию, а больной сам выбирает 4.Интерпретивная- врач консультирует больного и помогает ему принять решение. Выполняет роль советника.Предполагается, что больной нуждается лишь в уточнении с помощью врача того, что с ним происходит. Решение будет принимать он сам 5.Совещательная (договорная)- врач вовлекает пациента в обсуждение, в течение которого помогает ему осознать приоритеты, касающиеся здоровья.Исходит из представления, что врач может активно влиять на формирование мнения больного и помочь ему принять правильное решение

Самая разумная модель совещательная, которая предполагает равенство всех сторон, в том числе одинаковую ответственность. Она основана на том, что обычный взрослый человек в состоянии синтезировать информацию и выделить для себя приоритеты, а врач обладает достаточными коммуникационными навыками для того, чтобы помочь пациенту в этом. Данная модель также предполагает, что врач в состоянии видеть разницу между предпочтениями самого пациента и теми рекомендациями, которые должен дать профессионал. Подобный вариант общения способствует пониманию больным таких важных для него факторов, как профилактика, здоровый образ жизни, правильное лечение. Совещательная модель изменяет роль больного в самом процессе диагностики и лечения. Из пассивного объекта вмешательств он становится активным соавтором, но также и лицом, несущим определенную ответственность за свое здоровье. В этой связи модель получила свое развитие и в отношении информированного согласия пациента на проведение ему диагностической или лечебной манипуляции, а также на его участие в проведении научного исследования

Принципы биоэтики, которые можно было бы признать универсальными: автономия личности информированное согласие добровольность конфиденциальность достоинство целостность уязвимость справедливость

Автономия личности принцип биомедицинской этики, основанный на единстве прав врача и пациента, предполагающий их взаимный диалог, при котором право выбора и ответственность не сосредоточиваются всецело в руках врача, а распределяются между ним и пациентом. Согласно этому принципу, принятие надежного в этическом отношении медицинского решения о начале ортодонтического лечения основано на взаимном уважении врача и больного, их активном совместном участии в этом процессе, требующем компетентности, информированности пациента и добровольности принятия решения. Информированное согласие принцип биомедицинской этики, требующий соблюдения права пациента знать всю правду о состоянии своего здоровья, в частности о состоянии здоровья зубочелюстной системы, об имеющихся нарушениях ее роста и развития, существующих способах их лечения и риске для здоровья, связанном с каждым из них. В автономной модели взаимоотношений этот принцип не жест доброй воли или желания врача, это его обязанность. Добровольность еще один принцип биомедицинской этики, связанный с автономией пациента, весьма важный для ортодонта. Это уважение свободы волеизъявления личности. Данный принцип биомедицинской этики в ортодонтии предполагает самостоятельное принятие решения о начале ортодонтического лечения, согласие на медицинские манипуляции, планируемые в ходе курации, на медицинские исследования, связанные с планированием и проведением ортодонтического лечения. Конфиденциальность принцип биомедицинской этики, проявляющийся во взаимном доверии между врачом и пациентом.

Влияние болезни на личность заболевшего. Аномалии зубочелюстной системы наносят существенный ущерб не только здоровью человека, но и социальной адаптации его в обществе. Они ухудшают внешний вид человека, что в свою очередь негативно отражается на восприятии его окружающими, влияет на настроение, психику и формирование характера личности. Лицевая эстетика имеет большое значение в жизни индивидуума. Эстетический недостаток, сопровождающий аномалии зубочелюстной системы, отрицательно влияет на психоэмоциональное состояние пациентов и приводит к существенным изменениям их личностных характеристик. При выраженных формах аномалий возникают сложности в трудоустройстве, службе в армии, выборе профессии. В связи с этим «зубочелюстная аномалия» рассматривается как болезнь, а пациенты, обратившиеся за ортодонтической помощью, имеют статус больного. Следовательно, лечение и реабилитация таких больных приобретают важное социальное и медицинское значение. Болезнь изменяет личность больного. Болезненные ощущения в процессе длительного ортодонтического лечения, а вследствие этого плохое самочувствие, чувство необычного состояния всего организма, заставляют больных концентрировать все внимание на собственных ощущениях. Все перечисленное в свою очередь создает возможности неблагоприятного исхода.

Ятрогенные заболевания психогенные и соматогенные патологические состояния, прямо или косвенно связанные с действиями врача. По И.А. Кассирскому, ятрогенными заболеваниями принято считать «болезни функциональные и органические, непосредственной причиной которых являются действия врача: -психическое травмирование больного неумелым подходом (нарушение норм так называемой «психической асептики»); -неправильное проведение техники инструментального исследования, ошибочное введение медикаментозных средств и др. В данном случае действия врача могут быть: -ошибочными (необоснованными); -правильными (на сегодняшний день); -вынужденными (умышленно направленными на создание процесса).

Классификация ятрогений 1-я группа: ятрогения, связанная с профилактическими мероприятиями (вывих зуба, полученный в результате несоблюдения правил снятия зубных отложений). 2-я группа: ятрогения, связанная с процессом диагностики заболевания. 3-я группа: ятрогения, связанная с видами проводимого лечения (медикаментозная и т. д.). 4-я группа: ятрогения, связанная с проведением реанимационных мероприятий. 5-я группа: ятрогения, связанная с изменением психики больного в связи с неблагоприятным влиянием медицинского персонала. 6-я группа: ятрогения, связанная с дефектами в организации процесса оказания медицинской помощи. 7-я группа: ятрогения, связанная с бездействием, то есть неоказанием медицинской помощи. 8-я группа: ятрогения «псевдоболезни», связанная с ошибочным диагнозом и развитием нового заболевания вследствие лечения или нелечения.

Правила общения с пациентом. - Относитесь к людям так, как вам хотелось бы, чтобы обращались с вами. -. Не говорите только сами, в любом случае дайте высказаться и собеседнику. Проявляйте к людям искренний интерес. -. Сотрудничайте с людьми. Поддерживайте и развивайте у пациента желание активно лечиться, противостоять болезни, выполнять ваши указания и назначения -Никогда не забывайте поблагодарить пациента за беседу, осмотр, помощь другим больным, тогда пациент будет стремиться к вашей благодарности -Не нервничайте. Врач не должен нервничать, пугаться, раздражаться, негодовать. Раздражительный врач уже потерял свое лицо, насторожил пациента, настроил его против себя. -Доверяйте пациенту. Расспрашивая пациента, доверяйте ему, не высказывайте сомнений сразу же, как вам показалось, что пациент преувеличивает симптоматику или недостаточно последователен в рассказе о болезни, оценке прогноза, эффективности лечения. - Говорите правильно. Следите за своей речью. Старайтесь избегать длинных монологов. Обязательно дайте высказаться -Разъясняйте смысл и цель лечения, обследования, прогноза, профилактики. Трезво оценивайте результаты своего труда по лечению, прогнозу и профилактике болезни, не стесняйтесь указать на небольшие недостатки, но наметьте пути их преодоления пациенту, позволяя себе уточнения, а не возражения. -Не забывайте о культуре одежды. Культура одежды это культура человека -Неустанно совершенствуйтесь. Чаще используйте вышеописанные рекомендации, овладевайте ими, совершенствуйте свой стиль общения, повышайте профессиональный уровень, только тогда вы будете совершенствоваться.

Для исхода лечения исключительно важным является характер отношений, который устанавливается при первом контакте пациента с врачом. Только тот специалист может рассчитывать на успех лечения, который учитывает индивидуальные и личностные особенности больного. Пациент чутко прислушивается к каждому слову врача. Он должен постоянно ощущать оптимизм врача, особенно в критические минуты, это помогает ему уверовать в положительный результат проводимого лечения и преодолевать трудности на пути к выздоровлению. Бехтерев писал: «После беседы врача с пациентом, если больному стало легче, значит ОН НАСТОЯЩИЙ ВРАЧ!.»

Перед врачом постоянно стоят вопросы: «Как это сделать?», «Каким образом вселить в пациента уверенность в собственных силах, заслужить его расположение и доверие?».

1. Анохина А.В. Раннее выявление и реабилитация детей с нарушениями формирования зубочелюстной системы: монография. Казань, Бондаренко Н.Н. Стоматолог и пациент: права, обязанности, ответственность. М.: Медицинская книга, Ларенцова Л.И. Психологические подходы к стоматологической практике. М.: Медицинская книга, Оспанова Г.Б. Технологии ортодонтического лечения в создании пространства здоровья как фактора качества жизни человека: дисс. в виде науч. докл. на соискание уч. ст. докт. мед. наук. М., Хрусталев Ю.М., Царегородцев Г.И. Философия науки и медицины: учебник для аспирантов и соискателей кандидатской степени в области медицины и фармации, а также их научных руководителей. М.: ГЭОТАР, 2005