Реформирование бухгалтерского учета в Азербайджане на базе МСФО: образовательный компонент Fuad Nasirov Ministry of Finance of Republic of Azerbaijan Director.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОТДЕЛ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ Государственное регулирование подготовки и предоставления финансовой отчетности.
Advertisements

1 Внедрение международных стандартов финансовой отчетности для стимулирования роста частного сектора БАКУ –17 МАЯ 2005г. Фредерик Гьелен, Старший специалист.
РОЛЬ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И АУДИТА В ОБЕСПЕЧЕНИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВА В УСЛОВИЯХ РИСКОВ МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ.
Выполнила студентка 2 курса технологического факультета Потапова Надежда.
Организационно- методические аспекты применения МСФО в России Прокопович Д.А. ACCA, CGA, CIPA, к.э.н., аудитор председатель комитета по МСФО ИПБ России.
Профиль: «Управление проектом» Квалификация (степень) выпускника «Бакалавр» срок обучения – 4 года Направление подготовки «Менеджмент»
Государственный финансовый отчет Реформа учета в государственном секторе экономики в Словакии Петер Иванек Министерство финансов Словацкой Республики Семинар.
Администрация городского округа Самара 1.Отсутствует научно-методическое сопровождение процессов информатизации. 2.Город не имеет единой телекоммуникационной.
С ТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ КАК ОСНОВА АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ Апарату С.В. 924-Н.
Основные задачи развития стратегии внутреннего аудита в Беларуси 2-й Семинар Сообщества практикующих аудиторов Кишинев, Молдова июня 2007года Лилия.
ГРУППА 1 Азербайджан, Грузия, Казахстан, Молдова, Российская Федерация, Украина, Таджикистан 1.
О проекте создания Центра прикладных квалификаций Научно-образовательный кластер Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего.
Переход на международные стандарты финансовой отчетности в банковском секторе Ричард Грегсон Директор Проекта, Партнер PricewaterhouseCoopers.
Основным инструментом реализации государственной финансовой политики в этой области служат федеральные, региональные ( межрегиональные ), отраслевые (
Основные направления совершенствования инфраструктуры поддержки предпринимательства.
Автор: Александр ТКАЧ директор Центра развития негосударственного пенсионного обеспечения Международного института бизнеса Негосударственное пенсионное.
Необходимость создания МСФО в России Дисциплина : Основы международного учета Преподаватель : Полещук Татьяна Александровна Исполнитель : Маркова Дарья.
Оптимизация бухгалтерского и налогового учета предприятия. Докладчик: Аудитор, профессиональный консультант по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения.
Финансово- экономический факультет Финансово- экономический факультет В Состав факультета входят три выпускающие кафедры: Мировой экономики и международного.
«СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА ПРИМЕРЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ» Дипломный проект Выполнила студентка 4 курса.
Транксрипт:

Реформирование бухгалтерского учета в Азербайджане на базе МСФО: образовательный компонент Fuad Nasirov Ministry of Finance of Republic of Azerbaijan Director of PMU Corporate and Public Sector Accountability Project

В результате динамичной интеграции Азербайджана в мировую экономику, с усилением экономических позиций иностранных инвесторов на внутреннем рынке страны и как следствие этого формированием и развитием экономических связей национальных предпринимателей с компаниями и фирмами стран, прежде всего входящими в Евросоюз возникла необходимость в разработке единых правил формирования финансовой отчетности, понятной для внешних пользователей основную долю которых составляют инвесторы экономических развитых стран. По сути дела, это и обусловило актуальность разработки новой концепции национального бухгалтерского учета и необходимость его реформирования в соответствии с Международными Стандартами Финансовой Отчетности (МСФО). Основные цели реформ : организация полного перехода составления отчетности со стороны государственного и корпоративного сектора на МСФО; обеспечение полной прозрачности деятельности предприятий и облегчение их выхода на международный рынок; создание принципиально новых институциональных основ для развития сферы учета и аудита, а также для осуществления со стороны государства соответствующих регулирующих функций.

Реформа бухгалтерского учета в Азербайджане предполагает осуществление следующих этапов: Первый этап - Принятие пакета законодательных актов, регулирующих деятельность субъектов бухгалтерского учета в подготовке и представлении финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами Второй этап - Разработка и осуществление комплекса мероприятий, отраженных в соответствующих нормативно- правовых актах по представлению субъектами бухгалтерского учета новой финансовой отчетности в установленные законодательством Азербайджана сроки Третий этап - Реализация процесса непрерывного обучения в целях приобретения необходимых, знаний по подготовке новой финансовой отчетности субъектами бухгалтерского учета, осуществление внешнего и внутреннего аудита за качественным и своевременным представлением этой отчетности

Начиная с 2004 г., т.е. с момента принятия в Азербайджане «Закона о бухгалтерском учете» (подготовленном при непосредственном участии Всемирного Банка), в котором было предписан обязательный переход на систему бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) реформа в Азербайджане реализуется очень высокими темпами. Переход на МСФО осуществляется под руководством Министерства финансов Азербайджана и при активном участии и финансовой поддержке Мирового Банка. В частности на сегодня развернут проект «Corporate and Public Sector Accountability Project» финансируемый Правительством Азербайджана совместно с Мировым Банком и при участии также Секретариата Швейцарии и Правительства Японии

По результатам первого этапа реформ была полностью сформирована нормативно- правовая и методологическая база для формирования и представления отчетности на базе IFRS и IPSAS. Это в свою очередь создало предпосылки для перехода ко второму этапу реформ. Кроме того, была созданы необходимые условия и инфраструктура для оперативного перевода и утверждения новых стандартов IFRS и IPSAS, а также изменений в уже существующие стандарты. На сегодняшний день завершены работы над принятием версий IFRS и IPSAS 2012-го года выпуска.

Мероприятия, осуществленные на втором этапе реформ В соответствии с законом «О бухгалтерском учете» было организовано представление годовой отчетности в 2009 г. от коммерческих организаций (за исключением малого бизнеса) и в 2010 г. от некоммерческих организаций (бюджетные и неправительственные организации, внебюджетные фонды). На сегодняшний день все кредитные организации, страховые компании, общественно значимые коммерческие организации, бюджетные, неправительственные и муниципальные организации формируют свою отчетность в соответствии со стандартами IFRS, IPSAS и Национальных стандартов на их базе. В соответствии с законодательством, для тех организаций которые не предоставляют отчетность в указанный период или же не формируют отчетность в соответствии со стандартами была введена система штрафования, что явилось качественной мерой прямого стимулирования. Была подготовлено программное обеспечение по ведению бухгалтерского учета на основании Национальных Стандартов Бухгалтерского учета и на бесплатной основе предоставлено всем бюджетным организациям. Таким образом, на уровне бюджетных организаций процесс формирования отчетности был автоматизирован.

Таким образом, по результатам второго этапа реформ были созданы все необходимые условия и институциональные рамки для формирования предприятиями отчетности на базе международных стандартов. Вместе с тем, внедрение стандартов выявило целый ряд проблем, требующих незамедлительного решения. В первую очередь – нехватка квалифицированного персонала в сфере учета и аудита. А это в свою очередь оказывает прямое влияние на качество отчетности и в конечном итоге не в нужной мере достигаются результаты реформ. При массовом переходе на МСФО «образовательный» компонент является самым ответственным участком реформ и принимая это во внимание, с гг. была начата реализация целого комплекса мероприятий.

Первоочередные задачи нынешнего этапа реформ Усиление «образовательного» компонента реформ и создание комплексной системы обучения и переобучения бухгалтеров и аудиторов. Виды необходимого образования будут включать: общее образование (среднее специальное и университетское); профессиональное образование аудиторов и бухгалтеров (состави­телей отчетности); подготовка состава преподователей и тренеров; образование младших бухгалтеров (BOOKKEEPER); конкретное обучение в специализированных областях, таких, как бухучет, аудит, учет в государственных организациях, внутренний контроль и раскрытие сведений, связанных с финансовыми инструментами, финансовыми фирмами, эффективным управлением и требованиями в отношении компаний, включенных в биржевые котировки; образование других участников системы, включая работников ре­гулирующих органов и аналитических центров.

Мероприятия осуществляемые на третьем этапе реформ Были организованы тренинги по составлению отчетности для бухгалтеров бюджетных и неправительственных организаций. В кооперации с Министерством Образования во всех учебных заведениях Азербайджана готовящих специалистов по учету и аудиту, было организовано переобучение преподавательского состава, магистров и бакалавров. Начиная с 2010 весь учебный процесс в Азербайджане, связанный с учетом и аудитом был организован по международным и национальным стандартам бухгалтерского учета. Совместно с Всемирным Банком был создан Финансовый Научно-Учебный Центр (FTSC), где предполагается организация бесперебойного переобучения и повышение квалификации всех бухгалтеров и аудиторов, с дальнейшей обязательной сертификацией. Была разработана и внедрена сертификационная модель по двум направлениям: Профессиональная Квалификация Сертификация для Бухгалтера Государственного Сектора Были подготовлены (переведены на азербайджанский язык и адаптированы) тренинговые материалы и учебники на базе используемых в ведущих сертификационных центрах (ACCA, CIMA, CPA, CIPFA и пр.) учебных материалов. Были приобретены все авторские права на перевод и тиражирование данных материалов. Вся учебная программа в сертификационном центре и в ВУЗах построена на разработанном национальном куррикулуме по бухучету и аудиту – также полностью базирующемся на программах обучения используемых в ведущих международных обучающих и сертификационных центрах. Таким образом внедряемая в Азербайджане система непрерывного обучения и сертификации полностью адаптирована (построена на аналогичных принципах) к применяемым на сегодня в мире технологиям по обучению, сертификации и саморугулированию бухгалтеров и аудиторов.

Структура Профессиональной Квалификации Чтобы квалифицироваться как членам Ассоциации Профессиональных бухгалтеров студентам нужно будет отвечать нижеследуюшим требованиям: Сдать все экзамены Квалификации (при этом студентам, уже имеющим какую либо международную квалификацию, будут зачитываться соответствующие предметы – обязательным для сдачи являются предметы, связанные с национальными стандартами учета, а также местное право и налогобложение) Иметь 3 года минимального практического опыта Профессиональный сертификат бухгалтера Азербайджана Промежуточный Аттестацонный Сертификат Базовый Аттестацонный Сертификат Предпринимательское право и налогообложение Финансовая отчетность для частного сектора Аудит Основы Экономики Финансовый Учет Управленческий Учет Информационные Системы Управления Управление, Риски и Этика Корпоративная Отчетность Финансовый Менеджмент 3 года минимального практического опыта Член Ассоциации Профессиональных бухгалтеров

Обязательная сертификация для бухгалтера государственного сектора Сертификация для бухгалтера государственного сектора предназначена для кандидатов, работающих в качестве финансовых специалистов в бюджетных организациях, которые еще не осведомлены о деталях международных стандартов учета в государственном секторе (МСУГС) и Национальных стандартов бухгалтерского учета для бюджетных организаций (НСБУГС). Сертификация будет состоять из трех отдельных экзаменов: Финансовый учет Налогообложение для государственного сектора Финансовая отчетность для общественного сектора

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ