Синтаксические нормы merelenko-su.uCoz.ru. Употребление названий (имен собственных) Названия не склоняются после родового слова. Исправьте: Мы выписываем.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Сопроводительный материал для классов.. 1. Поезд прибыл в Москву согласно расписанию 2. Подготовка к выступлению заняла много времени. 3. Те, кто.
Advertisements

Подготовка к ЕГЭ. Синтаксические нормы Правильное построение предложений и словосочетаний. Синтаксические ошибки составляют самую большую группу среди.
А 5 синтаксические нормы. Урок русского языка в 10 классе.
Предложения с однородными членами 1. Построение предложений с однородными членами, стоящими в разных падежах. 1. Построение предложений с однородными членами,
А5 – 41% ошибок Синтаксические нормы. Нормы согласования. Построение предложений с однородными членами. Нормы управления. Построение сложноподчиненных.
Синтаксические нормы. Нормы согласования. Построение предложений с однородными членами. Нормы управления. Построение сложноподчиненных предложений Задание:
А 5 – 41% ошибок Синтаксические нормы. Нормы согласования. Построение предложений с однородными членами. Нормы управления. Построение сложноподчиненных.
А 5 – 41% ошибок Синтаксические нормы. Нормы согласования. Построение предложений с однородными членами. Нормы управления. Построение сложноподчиненных.
А 5 – 41% ошибок Синтаксические нормы. Нормы согласования. Построение предложений с однородными членами. Нормы управления. Построение сложноподчиненных.
А 5 – 41% ошибок Синтаксические нормы. Нормы согласования. Построение предложений с однородными членами. Нормы управления. Построение сложноподчиненных.
Порядок слов в предложении. Инверсия. Урок русского языка в 8 Бклассе Выполн ил учитель русского языка и литерату ры МОУ- СОШ с.Лебеде вка Краснок утского.
Группа 1 I.Рассказать о способах подчинительной связи. Объяснить, как их отличить друг от друга. II.Рассказать об особенностях назывных предложений. Привести.
Автор Булатова Л. П., учитель МОУСОШ 1 Синтаксические нормы.
Готовимся к ЕГЭ по русскому языку Синтаксические нормы А 5.
А6. Грамматические ошибки. 1. Употребление предлогов Предлоги согласно, вопреки, благодаря употребляются только с дательным падежом (кому? чему?) Предлог.
Синтаксические нормы- правильное построение словосочетаний и предложений Синтаксические ошибки составляют самую большую группу среди грамматических. Из.
Цели урока. Дать понятие о видах связи слов в словосочетании.Дать понятие о видах связи слов в словосочетании. Научить определять способы связи в словосочетаниях,
Синтаксические нормы. Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы Кузнецовой Еленой Васильевной.
ЕГЭ: ЗАДАНИЕ 7 YAZYK/EGE-ZADANIE-A5 YAZYK/EGE-ZADANIE-A5 Грамматические ошибки.
Материал для подготовки к сдаче ЕГЭ по русскому языку 11 класс.
Транксрипт:

Синтаксические нормы merelenko-su.uCoz.ru

Употребление названий (имен собственных) Названия не склоняются после родового слова. Исправьте: Мы выписываем журнал «Природу». Правильно: Мы выписываем журнал «Природа».

Исправьте ошибку В кинофильме «Войне и мире» С.Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова. Правильно: В кинофильме «Война и мир» С.Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова. В «Войне и мире» С.Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова.

СОГЛАСОВАНИЕ ПОДЛЕЖАЩЕГО И СКАЗУЕМОГО

Подлежащее типа «брат с сестрой» (сущ. с сущ.в Тв.п.) Равноправные варианты: Отец с сыном шел в город. Отец с сыном шли в город.

Согласование подлежащего и сказуемого. Если подлежащее выражено собирательным существительным Шестеро гребцов село на весла. Шестеро гребцов сели на весла. Равноправные варианты

НАРУШЕНИЕ НОРМ СОГЛАСОВАНИЯ

Согласуйте в роде, числе и падеже. Бедная сирота этот мальчик! Правильно: Бедный сирота этот мальчик!

Согласуйте в роде, числе и падеже. Загоревший брат и сестра вернулись из деревни. Правильно: Загоревшие брат и сестра вернулись из деревни.

Согласуйте в роде, числе и падеже. Мы вошли в комнату, оклеенной обоями Правильно: Мы вошли в комнату, оклеенную обоями.

СОГЛАСОВАНИЕ ПРИЧАСТНОГО ОБОРОТА

Причастный оборот согласуется с определяемым словом в роде, числе, падеже. Исправьте: Школьники помогали группе археологов, приехавшим из Москвы. Правильно: Школьники помогали группе археологов, приехавшей из Москвы.

Исправьте предложения В своих статьях журналист поставил вопросы, волнующих многих современников. Правильно: В своих статьях журналист поставил вопросы, волнующие многих современников.

Исправьте предложения Образ героини, оплакивающий свою молодость… Правильно: Образ героини, оплакивающей свою молодость…

Не разрывайте причастный оборот определяемым словом Приготовленные оладьи мамой были необыкновенно вкусны. Правильно Оладьи, приготовленные мамой, были необыкновенно вкусны. Приготовленные мамой оладьи были необыкновенно вкусны.

Не путайте действительные и страдательные причастия Задание, выполняющееся нами, не вызывает особых затруднений. Правильно: Задание, выполняемое нами, не вызывает особых затруднений.

Не могут быть однородными причастный оборот и придаточная часть СПП. Дождь, ливший с утра и который напоил землю, очень выручил хлеборобов. Правильно: Дождь, ливший с утра и напоивший землю, очень выручил хлеборобов.

НАРУШЕНИЕ НОРМ УПРАВЛЕНИЯ (ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПАДЕЖЕЙ)

Однородные члены должны отвечать на один вопрос и одинаково управлять словами. После казни декабристов Пушкин не отказался и остался верен друзьям. Правильно: После казни декабристов Пушкин не отказался от друзей, остался верен им.

Найдите ошибку и исправьте ее. Картины этого художника выставлялись в больших залах, скромных клубах, открытых площадках. Правильно: Картины этого художника выставлялись в больших залах, скромных клубах и на открытых площадках.

Найдите ошибку и исправьте ее. Во время войны народ надеялся и верил в победу. Правильно: Во время войны народ надеялся (на кого? на что?) на победу и верил (в кого? во что?) в неё.

Найдите ошибку и исправьте ее. На земле, воде и воздухе всюду мы защищены! Правильно: На земле, воде и в воздухе всюду мы защищены!

Найдите ошибку и исправьте ее. Мы любим и гордимся своей страной. Правильно: Мы гордимся своей страной и любим ее.

Найдите ошибку и исправьте ее. Посетители музея любовались картинами великих художников: Суриков, Репин, Айвазовский. Правильно: Посетители музея любовались картинами великих художников: Сурикова, Репина, Айвазовского.

Трудные случаи управления беспокоиться вера видеть восхищаться вспомнить заплатить информировать интересоваться (о ком?) (во что?) (что?) (кем?) (что?) (за что?) (о чем?) (чем?)

Трудные случаи управления любовь любоваться обращать внимание отчитаться оплатить предел повлиять преимущество (к чему?) (чем?) (на что?) (в чем?) (что?) (чему?) (на что?) (перед чем?)

Трудные случаи управления превосходство разочарованы ругать свидетельствовать сделать отчет уверенность упрекать удивляться (над кем?) (чем?) (за что?) (о чем?) (в чем?) (чему?)

Трудные случаи управления Скучать По кому? (с сущ.и личными мест. 3-го лица) Скучать по лету Скучать по сыну Скучать по ней Скучать по нему Скучать По ком? (с личными мест. 1 и 2 лица мн.ч.) Скучать по тебе Скучать по вас

Исправьте ошибки Молодые хоккеисты были разочарованы в результате первой встречи. Правильно: Молодые хоккеисты были разочарованы результатом первой встречи.

Исправьте ошибки Преподаватель указал о том, что в работе имеется ряд ошибок. Правильно: Преподаватель указал на то, что в работе имеется ряд ошибок.

Исправьте ошибки Учёный оперировал с точными фактами. Правильно: Учёный оперировал точными фактами.

Исправьте ошибки Операции по вкладам проводятся в кабинете 5. Правильно: Операции с вкладами проводятся в кабинете 5.

Исправьте ошибки Рассмотрим вопрос по успеваемости учеников 6 Б класса. Правильно: Рассмотрим вопрос об успеваемости учеников 6 Б класса.

Исправьте ошибки Выступавшие заметили о том, что Сочи готов принять Олимпиаду в 2014 году. Правильно: Выступавшие заметили, что Сочи готов принять Олимпиаду в 2014 году.

Исправьте ошибки доказывать о чем-либо любоваться на море сфотографировать в анфас бояться мать то, что нам удалось достичь касаться до вопроса доказывать что-либо любоваться морем сфотографировать анфас бояться матери то, чего нам удалось достичь касаться вопроса

Исправьте ошибки избегать опасность колдовать что-то отразиться на зарплату принять участие на ярмарке беседа по морали избегать опасности колдовать над чем-то отразиться на зарплате принять участие в ярмарке беседа на тему морали

Различайте предлоги С из Из Мы с Тагила. Гости приехали с Украины. Правильно: Мы из Тагила. Гости приехали из Украины.

Не путайте предлог ПО с другими предлогами беседа по экономике вопрос по улучшению успеваемости закон по охране труда замечания по организации работы, беседа об экономике вопрос об улучшении успеваемости закон об охране труда замечания об организации работы

Не путайте предлог ПО с другими предлогами затраты по ремонту обучение по гражданской обороне операции по вкладам затраты на ремонт обучение гражданской обороне операции со вкладами

Предлог ПО «ПО» («после») требует Предложного падежа (о ком? о чем?) Например: по завершении программы по приезде в Казань Ошибка: по завершению программы, по приезду в Казань

Запомните правописание предлогов по окончании по завершении по прибытии по отбытии по возвращении по объявлении по предъявлении по истечении Ошибка: по окончанию урока, по завершению обучения

Исправьте ошибки По завершению учебного года мы поедем в Крым. По приезду в санаторий нужно проконсультироваться у врача. Правильно: По завершении учебного года мы поедем в Крым. По приезде в санаторий нужно проконсультироваться у врача.

Предлоги вопреки, согласно, благодаря требуют дательного падежа. Вопреки (чему?) распространенному суеверию…

Исправьте ошибки Согласно приказа его перевели на другую работу. Правильно: Согласно приказу его перевели на другую работу.

Исправьте ошибки Поезд прибыл согласно расписания. Вопреки прогноза погода была прекрасной. Правильно: Поезд прибыл согласно расписанию. Вопреки прогнозу погода была прекрасной.

Исправьте ошибки Благодаря плохой погоде, он промочил ноги и заболел. Правильно: По причине плохой погоды, он промочил ноги и заболел.

ОШИБКИ ПРИ ПОСТРОЕНИИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ

Смешение родо-видовых понятий В лодке лежали караси, сазаны, лещи, рыба. Правильно: В лодке лежала рыба: караси, сазаны, лещи.

Соединение скрещивающихся понятий На собрание пришли жильцы дома, бабушки и дети. Правильно: На собрание пришли жильцы дома. Бабушки и дети тоже жильцы дома.

Логически несовместимые понятия Иван Петрович пришел с женой и плохим настроением. Правильно: Иван Петрович, когда пришел с женой, был в плохом настроении.

Нарушение однородности понятия Мы любим футбол и стрелять. Правильно: Мы любим футбол и стрельбу.

Двойные союзы при однородных членах Хорошо отвечали на экзаменах как одиннадцатиклассники, а также учащиеся девятых классов. Правильно: Хорошо отвечали на экзаменах как одиннадцатиклассники, так и учащиеся девятых классов.

Двойные союзы при однородных членах Книга не только имеет познавательную ценность, но и большое воспитательное значение. Правильно: Книга имеет не только познавательную ценность, но и большое воспитательное значение.

Нарушение лексической сочетаемости Много критических замечаний и ценных предложений было внесено в ходе обсуждения вопроса. Правильно: Много ценных предложений было внесено в ходе обсуждения вопроса, много было высказано критических замечаний.

СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖНИЕ

Неверное присоединение придаточной части Лошади казаков, которые были покрыты пеной, с трудом взбирались по горной тропе. Правильно: Казачьи лошади, которые были покрыты пеной, с трудом взбирались по горной тропе.

«Те, кто…», «Все, кто…» При относительном местоимении «кто» сказуемое имеет форму только единственного числа. Например: Те, кто опоздал на электричку, могут поехать на автобусе.

Обратите внимание! Те, кто опоздал на электричку, могут поехать на автобусе. Согласуйте подлежащее и сказуемое. Те, ….., могут поехать… Тот,…., может поехать… Все, …., могут поехать…

Исправьте ошибку Те, кто бывали в Геленджике, не могли не любоваться красотой набережной. Правильно: Те, кто бывал в Геленджике, не могли не любоваться красотой набережной.

Неоправданная инверсия Глаза его прикрывали стёкла очков Правильно: Стёкла очков прикрывали его глаза.

Прямой порядок слов в предложении 1) подлежащее предшествует сказуемому (дождь идёт); 2) согласованное определение стоит перед определяемым словом (холодный дождь); 3) несогласованное определение стоит после определяемого слова (листья дуба); 4) дополнение стоит после управляющего слова (вымочил листья); 5) обстоятельство образа действия стоит перед глаголом-сказуемым (сильно льёт).

Запомни фразеологизмы Иметь значение Играть роль Уделять внимание Ошибка: играть значение

ЗАДАНИЕ А5

Алгоритм 1. Предложения с оборотом «Одним из…» рассматривай в последнюю очередь. 2. Проверь предложение с оборотом «Те, кто…» 3. Проверь предложение с союзом благодаря (чему?) 4. Проверь двойные союзы. 5. Проверь причастные обороты. 6. Читай предложения, задавай вопросы, определяй характер ошибки.

Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы). 1) Экономисты говорят о снижении инфляции и что задержки зарплаты больше не будет. 2) К числу достижений лаборатории следует отнести то, что в ней успешно завершён сложнейший научный эксперимент. 3) Если необходимые меры будут приняты, всё закончится благополучно. 4) Последнее, на чём следует остановиться, это композиция романа. 1

Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы) 1) Те, кто может побороть собственную лень, многого достигают в жизни. 2) Благодаря развития науки и техники, Япония стала одной из самых сильных держав. 3) Вера в окончательную победу над фашизмом укрепляла силы наших воинов. 4) Перепуганные огромными волнами, жители острова бросились врассыпную. 2

Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы) 1) По окончании института многие выпускники поехали работать в сибирские сёла. 2) Рецензия на книгу, опубликованная в «Литературной газете», привлекла моё внимание. 3) Мы достигли и водрузили на горной вершине флажок нашей экспедиции. 4) Кто, как не твой отец, научил многих из нас не сдаваться жизненным трудностям? 3

Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы) 1) На Олимпиаду-2008 приедут не только российские, а также американские спортсмены. 2) Люди, обдумывающие своё будущее, иногда не очень ответственно подходят к выбору профессии. 3) Выбирая себе профессию, ты выбираешь дело всей жизни. 4) О рок-опере «Прометей» было много лестных отзывов. 1

Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы) 1) Первое время дети скучали по городу, друзьям, оставшимся там, но скоро оценили прелести деревенской жизни. 2) Те, кто прошел курс лечения в санатории, чувствуют себя хорошо. 3) У художников зрительная память, естественно, развита лучше, нежели у музыкантов. 4) В лагере не хватает спортивного оборудования, а что касается с питанием, оно вполне удовлетворяет всех. 4

Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы) 1) Картины этого художника выставлялись в больших залах, скромных клубах, открытых площадках. 2) Превосходство русского боксера над противником стало очевидным в первом раунде. 3) Кижи прекрасны не только летом, но и зимой. 4) Коллекцию образцов горных пород, собранных в экспедиции, геологи отдали в музей. 1

Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы) 1) Некоторые ученики не выполняют домашних заданий. 2) Врач не обнаружил никакие признаки болезни у ребёнка. 3) Пережитый страх уже через минуту кажется и смешным, и странным. 4) Роман «Герой нашего времени» написан М. Ю. Лермонтовым 2

Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы) 1) Поток машин, орудий и повозок с грохотом катился по узкому мосту. 2) Мать явно была обижена бестактностью сына. 3) Вышивка получилась не так красива, чем у подруг. 4) В «Руслане и Людмиле» А.С.Пушкин передал многое из того, что слышал от Арины Родионовны. 3

Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы) 1) На собрании группы обсуждали вопросы дисциплины и нет ли возможности досрочно сдать зачёты. 2) Я знаю, что придет время, когда по морям будут плавать пароходы из стекла. 3) В прошлом веке немало спорили о «Преступлении и наказании» Ф.М. Достоевского. 4) Описанные в книге подвиги и приключения волновали меня необычайно. 1

Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы) 1) Мы прилетели в Сингапур согласно расписанию. 2) На фабрике «Трёхгорной мануфактуре» устроили праздник бывшим работникам этого предприятия. 3) В комнате стояли столы, стулья, книжный шкаф. 4) Отрываясь от книги, я как бы своими глазами видел сверкающие шлемы и мечи. 2

Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы) 1) Альпинизм не только закаляет физически, но и воспитывает чувство взаимовыручки. 2) Жители города проводят свой досуг в театрах и концертных залах, на стадионах и спортплощадках. 3) Достойны уважения те, кто сам уважает окружающих 4) И.С.Тургенев в своих романах исследовал проблемы, волнующих многих его современников. 4

ПРОВЕРЬ СЕБЯ

Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы) 1) Одним из писателей, рассказавшим о «маленьком» человеке, был Н.В.Гоголь. 2) Необходимо своевременно обеспечить школам достаточное количество топлива на зиму. 3) Размышляя о роли личности в истории, Л.Н.Толстой пришел к интересным выводам. 4) Современники А.С.Пушкина гордились его творениями и любили их. 1

Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы) 1) Все, кто пришли на матч, остались довольны игрой нашей футбольной команды. 2) Туристы направились к леснику, жившему возле небольшого лесного озера. 3) Жители нашего дома очень беспокоились о судьбе заболевшего малыша. 4) Трудно представить теперь чудесную игру воображения, которая владела нами в детстве. 2

Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы) 1) Рога пятнистого оленя, использующегося для получения ценного лекарства, называются панты. 2) Редки и счастливы посещающие нас мгновения, когда мы опять можем почувствовать себя детьми. 3) Во сне я побеждал как рыцарей, так и чудовищ. 4) Помню, я прятался от людей, скрывался в одному мне известных уголках. 3

Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы) 1) Одной из первых книг, некогда покорявших моё воображение и отнимавших у меня много ночей, была дешёвая лубочная книжка о рыцаре Гуаке. 2) Я помню запах страниц, старинный шрифт со старинными буквами, на первых порах мешавший мне бегло читать. 3) Я познакомился и подружился с соседом по парте. 4) Учитель указал о том, что в сочинении есть ошибки. 4

Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы) 1) Студенты группы приняли на себя следующие обязательства: ликвидация академической задолженности; поднять дисциплину в группе; соблюдать порядок и чистоту в общежитии. 2) Двадцатый век был веком предупреждения человечеству: оно пережило две страшные мировые войны и много локальных. 3) Наша высокая культура, терпимость, стремление к добрососедству, забота о семье вызывают уважение других наций. 4) Почувствовав счастье быть милосердным, человек вновь и вновь стремится его пережить заново. 5

Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы) 1) Вдруг в доме, стоящем через улицу от меня, раздались звуки органа. 2) В турнире участвовали представители многих стран: Австрия, Венгрия, Россия, Румыния. 3) Великие дела совершаются без шума, они скромно творятся на пользу человечества. 4) Подвиг создает и накопляет добро, делает жизнь лучше, развивает гуманность. 6

Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы) 1) Найдя чужую вещь, следует немедленно возвратить её хозяину. 2) Мир русской культуры, благодаря её восприимчивости, необычайно богат. 3) В русский язык вошли и стали его частью имена многих литературных героев. 4) Через несколько дней после ссоры Дубровский поймал крестьян Троекурова в своих лесах, кравших дрова. 7

Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы) 1) Мне немало в жизни пришлось повидать хороших людей и которые никогда не отказывали в помощи. 2) Поняв проблемы другого человека, помогите ему их решить. 3) Преподаватели выслушали студента и порадовались его академическим знаниям. 4) Луи Пастер широко известен своей борьбой с болезнью бешенства, считавшейся неизлечимой. 8

Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы) 1) Все, затаив дыхание, слушали радиопередачу. 2) Человек, задерганный бесчеловечным ритмом современной жизни, огромным потоком информации, отучается от общения с миром природы. 3) В журнале «Новом мире» впервые была опубликована повесть А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича». 4) Наука может мгновенно изменить и просветить вопросы мироздания. 9

Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы) 1) Просвещение и культура всегда будут синонимами: как в том, так и в другом наименовании заключена готовность к беспредельному познанию. 2) Твои советы это не только пустая трата времени, но и дерзость неслыханная! 3) Для человека, привыкшего к чтению, оно становится необходимейшей потребностью. 4) Задание, выполняющееся нами, не вызывает особых затруднений. 10

Проверь ответы 1 – 2 2 – 1 3 – 1 4 – 4 5 – 1 6 – 2 7 – 4 8 – 1 9 –