От классицизма к романтизму Архитектура, живопись, литература
Содержание Понятие о классицизме Классицизм в архитектуре Определение классицизма Классицизм в живописи Понятие о романтизме От классицизма к романтизму Романтизм в живописи Определение романтизма Поэты-классицисты и поэты-романтики о природе, о человеке, о любви Поэты-классицисты и поэты-романтики о природе, о человеке, о любви
Понятие о классицизме классика классический образцовые произведения литературы и искусства совершенный, образцовый относящийся к классицизму, следующий его правилам типичный, характерный
Классицизм в архитектуре Камеронова галерея в Царском Селе (1793) ПарфенонПарфенон в Афинах (V век до н.э.)
Парфенон – храм Афины Парфенос (греч. «девушка») на Акрополе в Афинах, самое прекрасное творение греческих строителей, сооруженное целиком из мрамора в V веке до н.э. Его фронтон заполняли статуи. На одном фронтоне они изображали спор Афины и Посейдона за власть над Аттикой, на другом – рождение Афины. Внутри Парфенона стояла статуя Афины работы Фидия. «Словарь античности». М., 1989.
Классицизм в архитектуре Монферран Исаакиевский собор (1858) ПантеонПантеон в Риме (около 125 года н.э.)
ПАНТЕОН (греч. «храм, посвященный всем богам»), единственное сохранившееся в Риме (высотой 43 м), величайшее античное купольное сооружение. Портик с двускатной крышей служит проходом в центральное строение цилиндрической формы, которое расчленено нишами, где некогда стояли статуи богов. Во внутреннее помещение свет проникает через отверстия в куполе. Пантеон был построен в гг. при Адриане на месте аналогичного храма 27 г. до н.э., воздвигнутого Агриппой, но в 110 г. уничтоженного ударом молнии. С VII в. находится во владении папы и является христианской церковью (Санта Мария Ротонда). В ней среди прочих находится гробница Рафаэля. «Словарь античности». М., 1989.
Законы классицизма в архитектуре использование ордера как конструктивного элементаордера строгая симметрия и уравновешенность рациональные композиционные построения монументальные формы
Ордер – стоечно-балочная конструкция, включающая несущие части (колонна с капителью, базой, иногда с пьедесталом) и несомые (архитрав, фриз и карниз, в совокупности составляющие антаблемент). Классическая система ордеров сложилась в Древней Греции; они получили названия от племен и областей: дорический, ионический, коринфский.дорический, ионический, коринфский. «Большой энциклопедический словарь». М., 1991
А, Б – дорический, В – ионический, Г, Д - коринфский
Определение классицизма Классицизм (от лат. classicus – «образцовый») – художественное направление в искусстве и литературе ХVΙΙ – начала ХΙХ века, для которого характерны высокая гражданская тематика, строгое соблюдение определенных творческих норм и правил. Классицизму как художественному направлению свойственно отражать жизнь в образах идеальных, тяготеющих ко всеобщей норме, «образцу». Отсюда культ античности в классицизме: классическая древность выступает в нем как образец совершенного и гармонического искусства. «Энциклопедический словарь юного литературоведа». М., 1998.
Классицизм в живописи Давид. «Смерть Сократа».Сократа
Сократ (около 470 – 399 до н.э.), древнегреческий философ, один из родоначальников диалектики как метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов – так называемого сократического метода. Был обвинен в поклонении «новым божествам» и приговорен к смерти (принял яд цикуты). Для последующих эпох Сократ стал идеалом мудреца. «Большой энциклопедический словарь». М., 1991
Классицизм в живописи Давид. «Клятва Горациев».Горациев
Горации – древнеримский род, легендарными представителями которого считались три брата- близнеца, сразившиеся в VΙΙ в. до н.э. с тремя Куриациями, своими двоюродными братьями из Альба-Лонги, чтобы кончить этим поединком войну Рима с Альбой-Лонгой. Двое Горациев пали в битве, третий – Публий – убил Куриациев, доставив победу Риму. «Мифологический словарь». М., 1992.
Классицизм в живописи А.П. Лосенко. «Смерть Адониса».Адониса
Адонис в греческой мифологии божество с ярко выраженными растительными функциями, связанными с периодическим умиранием и возрождением природы. Афродита, рассердившись на не почитавшую ее царскую дочь (будущую мать Адониса), внушает ей страсть к родному отцу, который, не зная своей дочери, поддается соблазну, а потом проклинает ее. Боги превращают несчастную в мирровое дерево, из ствола которого рождается ребенок удивительной красоты – Адонис. Афродита передает младенца на воспитание Персефоне, не пожелавшей в дальнейшем расстаться с Адонисом. Спор разрешает Зевс, предназначив Адонису часть года проводить в царстве мертвых у Персефоны и часть года на земле с Афродитой, спутником и возлюбленным которой он становится. Разгневанная оказанным Афродите предпочтением, Артемида насылает на юношу дикого кабана, который смертельно его ранит. Афродита горько оплакивает Адониса и превращает его в цветок, окропив нектаром пролитую кровь. Юношу оплакивают хариты и мойры, из крови его расцветают розы, из слез Афродиты – анемоны.цветок
Адонис
Давид. «Сафо и Фаон».
Фа́он в греческой мифологии лесбосец, который, перевозя богиню Афродиту, не взял с неё платы и получил в награду чудесное снадобье, сделавшее его юным и прекрасным, так что все женщины в него влюблялись. По версии, изложенной Овидием, в Фаона влюбилась Сапфо и, отвергнутая им, бросилась в море с левкадской скалы. Энциклопедия «Мифы народов мира».
Законы классицизма в живописи использование античных сюжетов строгая композиция (персонажи картины вписаны в геометрическую фигуру - треугольник или прямоугольник - и расположены на одном уровне) четкие контуры фигур отсутствие контрастных цветовконтрастных цветов главный герой часто выделен красным цветом
Контрастные цвета Красный Желтый Синий Оранжевый Зеленый Фиолетовый
Понятие о романтизме романтик последователь романтизма идеалист-мечтатель романтика то, что содержит идеи и чувства, эмоционально возвышающие человека; условия жизни, обстановка, содействующие эмоционально- возвышенному мироощущению романтический мечтательно настроенный относящийся к романтизму
От классицизма к романтизму Давид. «Портрет Наполеона в его рабочем кабинете». Гро. «Наполеон на Аркольском мосту».Аркольском
Сражение при Арколе (селение в Сев. Италии) - одно из важнейших сражений, произошедших во время Итальянского похода Бонапарта 1796 – 1797 годов. Австрийцев было больше, чем французов, и сражались они с чрезвычайной стойкостью. Одним из самых важных пунктов был знаменитый Аркольский мост. Трижды французы бросались на штурм и брали мост и трижды с тяжкими потерями отбрасывались оттуда австрийцами. Главнокомандующий Бонапарт бросился лично вперед со знаменем в руках. Около него было перебито несколько солдат и адъютантов. Бой длился трое суток с небольшими перерывами. Австрийцы были разбиты. ( По Е.В. Тарле. «Наполеон».)
Романтизм в живописи Делакруа. «Охота на львов».
Романтизм в живописи Делакруа. «Тигр, напавший на лошадь».
Делакруа. «Свобода на баррикадах».Свобода на баррикадах.
Вершиной героического периода романтизма в живописи стала «Свобода, ведущая народ» ( , Париж, Лувр), написанная под впечатлением восстания в Париже в июле Хотя в картине немного персонажей, создается впечатление, что баррикаду защищает весь Париж. На башне Собора Парижской Богоматери реет трехцветное знамя, такое же в руках прекрасной женщины, олицетворяющей Свободу. Делакруа чувствует себя плотью от плоти свободной Франции, недаром он поместил себя среди защитников баррикады. Его влекут яркие характеры, драматические судьбы, пафос борьбы человека с обстоятельствами, стихиями.
Для живописи романтизма характерно изображение экзотической природы изображение героя в необычных обстоятельствах произвольность композиции динамичность отсутствие четких контуров использование контрастных цветов необычность цветового решения
Определение романтизма Романтизм – принцип восприятия мира, предопределенный обостренным ощущением разлада между идеальными порывами души и обыденной жизнью; направление в искусстве и литературе конца XVΙΙΙ – первой половины ХΙХ века, стремившееся к национальному и индивидуальному своеобразию, изображению исключительной личности в исключительных обстоятельствах и свободных чувств.
Классицисты о природе М.В. Ломоносов Ода на день восшествия на престол Елисаветы Петровны 1747 года Отрывок Хотя всегдашними снегами Покрыта северна страна, Где мерзлыми борей крылами Твои взвевает знамена; Но бог меж льдистыми горами Велик своими чудесами: Там Лена чистой быстриной, Как Нил, народы напояет И бреги наконец теряет, Сравнившись морю шириной. Коль многим смертным неизвестны Творит натура чудеса, Где густостью животным тесны Стоят глубокие леса, Где в роскоши прохладных теней На пастве скачущих еленей Ловящих крик не разгонял; Охотник где не метил луком; Секирным земледелец стуком Поющих птиц не устрашал.
Классицисты о человеке М.В. Ломоносов Надпись к статуе Петра Великого Се образ изваян премудрого героя, Что ради подданных лишив себя покоя, Последний принял чин и царствуя служил, Свои законы сам примером утвердил, Рожденны к скипетру, простер в работу руки, Монаршу власть скрывал, чтоб нам открыть науки. Когда он строил град, сносил труды в войнах, В землях далеких был и странствовал в морях, Художников сбирал и обучал солдатов, Домашних обучал и внешних сопостатов; И словом, се есть Петр, отечества Отец; Земное божество Россия почитает, И столько олтарей пред зраком сим пылает, Коль много есть ему обязанных сердец. Между 1743 и 1747 годом
Романтики о природе и человеке Н.М. Языков Пловец Нелюдимо наше море, День и ночь шумит оно; В роковом его просторе Много бед погребено. Смело, братья! Ветром полный Парус мой направил я: Полетит на скользки волны Быстрокрылыя ладья! Облака бегут над морем, Крепнет ветер, зыбь черней, Будет буря: мы поспорим И помужествуем с ней. Смело, братья! Туча грянет, Закипит громада вод, Выше вал сердитый встанет, Глубже бездна упадет! Там, за далью непогоды, Есть блаженная страна: Не темнеют неба своды, Не проходит тишина, Но туда выносят волны Только сильного душой!.. Смело, братья, бурей полный Прям и крепок парус мой. 1829
Классицисты о любви М.В. Ломоносов Разговор с Анакреоном А н а к р е о н Ода Ι Мне петь было о Трое, О Кадме мне бы петь, Да гусли мне в покое Любовь велят звенеть. Я гусли со струнами Вчера переменил И славными делами Алкида возносил; Да гусли поневоле Любовь мне петь велят, О вас, герои, боле, Прощайте, не хотят. Л о м о н о с о в Ответ Мне петь было о нежной, Анакреон, любви; Я чувствовал жар прежней В согревшейся крови, Я бегать стал перстами По тоненьким струнам И сладкими словами Последовать стопам. Мне струны поневоле Звучат геройский шум. Не возмущайте боле, Любовны мысли, ум; Хоть нежности сердечной В любви я не лишен, Героев славой вечной Я больше восхищен.
Романтики о любви М.Ю. Лермонтов К Л. – (Подражание Байрону) У ног других не забывал Я взор твоих очей; Любя других, я лишь страдал Любовью прежних дней; Так память демон-властелин, Все будит старину, И я твержу один, один: Люблю, люблю одну! Принадлежишь другому ты, Забыт певец тобой; С тех пор влекут меня мечты Прочь от земли родной; Корабль умчит меня от ней В безвестную страну, И повторит волна морей: Люблю, люблю одну! И не узнает шумный свет, Кто нежно так любим, Как я страдал и сколько лет Я памятью томим; И где бы я ни стал искать Былую тишину, Все сердце будет мне шептать: Люблю, люблю одну! 1831