Информация взята: ad/tancevalnye_zhanry_sredn evekovja/ Информация взята: ad/tancevalnye_zhanry_sredn evekovja/ Танец Средневековья
Использованы материалы сайта
Сейчас прозвучит французская песня «Domino», написанная в 13 веке. Средневековая идеология исходила из представлений о бренности жизни, о тщете помыслов и дел человека. Господство церкви означало запрет светских забав и зрелищ, в их числе пляски.
Звучит придворный австрийский танец 13 века. Гонения не достигали цели, поэтому, учитывая любовь народа к зрелищам, средневековая церковь с XI века начала вводить в молебствия картинные процессии, даже церемониальные танцы, исполняемые церковным хором.
Огромное воздействие на эволюцию танцевальной музыки оказало искусство трубадуров, труверов, менестрелей, скоморохов. Эти средневековые бродячие актеры, играли большую роль в распространении танцев, странствуя от поместья к поместью, от деревни к деревне.
В это время все острее начинает ощущаться разделение между танцами простого народа и танцами аристократии. При дворах королей и феодалов периодически устраивались военные состязания, рыцарские турниры, победителей которых прославляли в песнях и стихах. Каждый такой турнир заканчивался балом. Придворные танцы в большинстве своем представляли собой переработанные и видоизмененные согласно правилам этикета народные пляски. Попадая в дворцовые залы, они приобретали подчеркнутую сдержанность, величавость, замедленность. Такие променадные танцы-шествия носили торжественный характер и технически были несложными. Во многом это объяснялось сложным покроем тяжелых нарядов знати в них можно было делать изысканные медлительные реверансы, но не прыгать. Смысл танца заключался в том, что собравшиеся на пир гости, проходя в своих лучших нарядах перед хозяином, демонстрировали себя и богатство своих костюмов.
Самые ранние сведения о европейских танцах различных типов относятся к позднему средневековью в источниках упоминаются карола, дукция, эстампи, сальтарелло, мореска. Именно в это время зарождается традиция объединения танцев в пары: за медленным, торжественным танцем (часто в 2-дольном размере) шел быстрый, веселый танец (в 3-дольном размере). Именно этот принцип лег в дальнейшем в основу старинной танцевальной сюиты, окончательно сформировавшейся в XVII веке.
КАРОЛА (также кароль) западноевропейский, преимущественно французский придворный хороводный танец или танец-шествие XIIXIII веков. Многочисленные упоминания о кароле можно встретить в эпосе и в лирике, в песенных текстах и хрониках, в проповедях и рыцарских романах XII XIV веков. Карола всегда сопровождалась пением впереди танцующих шел запевала, припев исполняли все участники. Ритм танца был то плавным и медленным, то ускорялся и переходил в бег.
ИЗОБРАЖЕНИЯ КАРОЛЫ В ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКАХ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
ЭСТАМПИ (фр., исп. эстампида «звучать», «шуметь», «топать») одна из важнейших форм западноевропейской инструментальной, преимущественно танцевальной музыки XIIIXIV веков, которая берет свое начало от песен трубадуров, известных еще в XII веке. Обычно состоял из 67 разделов, каждый из которых исполнялся дважды с разными окончаниями. Движения этого парного танца представляли собой плавные, скользящие шаги вперед и назад. В некоторых разновидностях шаги чередовались с небольшими прыжками и подскоками. Всего сохранилось около 20 образцов эстампи. Наиболее известные из них «Жалоба Тристана» и «Начало мая» («Kalenda maya», XIII век).
ДУКЦИЯ (от лат. ducere «вести») термин, для обозначения: -быстрой и легкой танцевальной песни, исполняемой юношами и девушками -инструментального танца, по форме близкого эстампи, но отличающегося от него количеством разделов (обычно 3).
САЛЬТАРЕЛЛО (от итальянского saltare прыгать) родовое наименование умеренно-быстрых итальянских танцев с прыжками. Причем, в каждой области Италии сальтарелло исполняли по-своему. Музыкальной особенностью сальтарелло является нерегулярный метр чередование тактов на 6/8 и 3/4. Самые ранние сохранившиеся образцы относятся к концу XIV или началу XV века. Сальтарелло описывался как оживленный танец из семейства бас-данс, в которое входили также павана и гальярда. Танец включал быстрые двойные шаги, которые прерывались поклонами, приходящимися на кадансы. Исполнялся парой танцоров в подвижном темпе под аккомпанемент гитары и тамбурина.
МОРЕСКА (итал. мавританская) танец XIIIXVI веков, воспроизводящий битву между христианами и маврами (IXXV вв.). Мавританская пляска была одним из старинных и самых распространенных танцев средневековья. Была популярна во многих странах Европы: в Испании она называлась мориска, во Франции мореска, в Англии моррис данс, в Германии морентанц или морискентанц. Танец походил на сальтарелло и жигу. Но фигуры морески были разнообразны и предусматривали импровизацию: исполнители вводили любые движения, переходы и позировки, состязались в буффонных выходках. Стараясь остаться неузнанными, они мазали лицо мукой или сажей, выворачивали одежду наизнанку. Со временем к танцовщикам прибавились певцы, пояснявшие сюжет. Сюжетность морески предполагала элементы сценической игры и танца, впоследствии названного фигурным. В эпоху Возрождения мореска, оставаясь одним из самых популярных танцев, становится принадлежностью различных городских театрализованных зрелищ и спектаклей зарождающегося музыкального театра. Там она утратила свои исконные приметы народной игры, сохранив, однако, маску мавра, и постепенно превратилась в фигурный танец торжественного, часто воинственного характера. В XVII в. термином мореска обозначался балет или танец-пантомима в опере (К. Монтеверди ввел мореску в финал оперы «Орфей» 1607).
Мореска