Муниципальное образование «Селтинский район». С.Селты - одно из древнейших сел Удмуртии и располагается в западной части Удмуртской Республики. Его история.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентация составлена Умаргалиевой Дилярой Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Комитета по здравоохранению.
Advertisements

Выполнили : Гордеев Никита Илюшин Павел, учащиеся МОУ СОШ ст. Тарханы Саратовского района Саратовской области.
Храмы Ивнянского района. Село Песчаное. Храм Архангела Михаила. Село Покровка. Храм Покрова Пресвятой Богородицы. Поселок Ивня Храм Святителя Николая.
Моя Малая Родина Визгунова Анастасия 3 курс специальность ГМУ.
МОУ «Усть-Куломская средняя общеобразовательная школа» Тема: «История храмов села Усть-Кулом» Руководитель краеведческого музея – Корецкая Галина Александровна.
Церковь Святой Живоначальной Троицы. Подготовила ученица 7в класса Ермачкова Анна Преподаватель: Кузнецова Валентина Фёдоровна. При поддержке настоятеля.
НЕДЕЛЯ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ 5 А класс МОУ СОШ 9 им. М.В. Водопьянова Классный руководитель Дружнова О.В.
Виртуальная экскурсия, подготовила учитель истории и обществознания, ОПК МАОУСОШ 2, села Успенского Динкель Вера Николаевна.
Архитектурный памятник села Новоберёзовка.. Закладка камня была в 1890 году. В 1897 году строительство было закончено. В 1916 году был построен второй.
Соборы Санкт-Петербурга Нгуен Нгок Лан
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 10 «Школа для старшеклассников» Туризм в России: каталог святынь.
2009 год Подъельская церковь Живоначальной Троицы - одна из немногих хорошо сохранившихся дореволюционных храмов Коми края. Подъельская церковь Живоначальной.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы православный храм Русской православной церкви (Новосибирская епархия) в городе Новосибирске. Деревянное здание церкви,
Храм Василия Блаженного выполнил Руденко Максим
ХРАМЫ Кишертского района. Усть – Кишертская церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы.
Наша школа расположена на территории поселка с историческим названием Александро-Мариинский. Итак, небольшой экскурс в историю… 17 октября 1888 года.
Курс ОРКСЭ Тема проекта: История храмов Первомайского района Творческое название: Храм-дом Божий П. Первомайский Тамбовской области МОУ «Первомайская средняя.
Проект по сохранению культурных ценностей России Реконструкция церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы Выполнил Лебедев Даниил, ученик 6А класса М.
Чертовская Ольга Алексеевна Учитель географии и православной культуры МОУ «Прохоровская гимназия» п. Прохоровка Белгородской области.
Собор во имя Святых Апостолов Петра и Павла Собор перестроен в 1719 году из лютеранской кирхи (б. католического собора Девы Марии и св. Олафа) и в 1725.
Транксрипт:

Муниципальное образование «Селтинский район»

С.Селты - одно из древнейших сел Удмуртии и располагается в западной части Удмуртской Республики. Его история богата на события и людей и насчитывает более 414 лет (хотя по другим источникам село появилось еще раньше). Население рассчитывает человека. Национальный состав: - удмурты – 58,4%, - русские – 39,4%, - татары – 0,4 %, - другие национальности – 2,2 % (чуваши, армяне, азербайджанцы, уйгуры и т.д.). Религиозный состав следующий: - РПЦ – до 260 чел., - христиане веры евангельской - пятидесятники (Церковь Филадельфия) – 80 чел., - РПЦЗ – около 30 чел. «Деревня моя, деревянная, дальняя»… Оказывается, деревня произошло от слова «дерево» - все дома в деревне были деревянные. Вот и наше село Селты начиналось с нескольких деревянных домов. Потом появилась первая улица. Затем их становилось все больше и больше… Первыми кирпичными зданиями в районе были храмы: Царево- Константиновский в с.Селты, Вознесения господня в с.Узи, Святой Троицы в с.Валамаз. Всего в районе было 8 церквей. Но подробнее остановимся на истории этих трех.

с. СЕЛТЫ Царево-Константиновская церьковь фотография с картины селтинского художника Лукьянова А.А.

На территории нынешнего Селтинского района в прошлом веке были построены и действовали восемь церквей: в Селтах, Копках, Уть-Сюмсях, Андреевцах, Халдах, Узях, Валамазе и Старой Монье. Первое упоминание о церкви в Селтах относится к 1839 году. Называлась она Сергиевская и была деревянной. В приход входило 22 селения. Ранее здесь была только часовня. Интересна легенда о чудотворной иконе из Селтинского Дома божьего, которая ходила в народе еще до революции 1917 г. Якобы, в одно прекрасное летнее утро жители села увидели в поповском саду на высокой сосне красующуюся в лучах солнца икону божьей матери в золотой оправе. Священники с крестным ходом сняли эту икону и возвратили ее на иконостас в храме. Однако через некоторое время икона опять ушла из церкви на ту же сосну. Это было объявлено чудом из чудес, божьим гневом. Приехавшее из города Вятки высшее духовенство вместе с губернатором и местными богатеями решило построить на угодном этой чудотворной иконе месте новую церковь. В присутствии тысяч верующих прихожан, с большим молебствием с сосны была снята святая икона и установлена в новой церкви на иконостасе среди других икон. С тех пор, как гласит сказание, и шел христианский народ из глухих далеких мест в Селтинскую церковь богу молиться, кресту поклониться, поцеловать святую икону. Самостоятельный приход связан с отделением Селтинского от Мултанского прихода в 1845 г. Церковь переименована в Митрофановскую в честь святителя и чудотворца Митрофана, епископа Воронежского и освящена 18 ноября 1846 года (теплая церковь), а в 1848 году освящена холодная церковь в честь Св.Пророка Илии. В Селтинский приход отчислено 30 селений и причта из священника, дъякона, дъячка и пономаря. Однако священник служить в приходе не стал из-за отсутствия жилья. Пророко-Ильинская церковь перевезена из Мултана в 1846(8) г. духовенство Мултана сначала уступало церковь с утварью за 500 рублей, но по убеждению миллионера протоиерея Иосифа впоследствии от замысла и денег отказалось. Мултанцами был дан такой отзыв:...что мы деньги 500 рублей, желанные получить в церковную казну за старую церковь, по недостатку тех прихожан, которые намерены перенесть оную в дер.Селты, не нуждаемся взыскивать потому более, что оная церковь выстроена не прихожанами, а Казанской конторой. Эта церковь числилась по клировым ведомостям до 1904 г. 17 января 1846(8) года Мултанская причта рапортовала благочестивому о переводе церкви в Селты. Перевозимая церковь была снабжена в достаточном количестве почти всеми необходимыми церковными принадлежностями и утварью. В 1871 году в Селтах была построена новая каменная церковь на средства Елабужского купца I гильдии Чернова Ф.Г.(10 тыс.руб. серебром) Название вернули старое - Митрофановская. В ней было три престола. Первый престол освящен 11 ноября 1871 г. в честь Св.Митрофана, епископа Воронежского, второй престол освящен в честь Трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста 13 ноября 1872 г. Холодный храм освящен 8 октября 1879 г. во имя Св.Равноапостальных царей Константина и Елены. При церкви служили священник, дъякон, два дъячка. Земли при церкви не было. В приход входило 27 селений. Прихожан насчитывалось 2247 мужского пола и 2353 женского. В 1869 году в селе была открыта церковно-приходская школа, а в 1877 г. земская школа на 78 ученических мест. Новое название церковь в Селтах получила в 1879 году (по случаю покушения на царскую семью) и стала называться Царево-Константиновская (до 1939 г.). Хотя, по другим документам сказано, что Главный престол освящен в 1910 г. и стал носить новое название с этого времени. ЦаревоКонстантиновская церковь закрыта на основании указа Президиума Верховного Совета УАССР от 10 января 1939 г., но служба проводилась до 1955 г. Затем храм разрушили, а кирпичи использовали на строительство льнозавода. На месте разрушенной церкви был построен деревянный кинотеатр «Луч».

с. УЗИ

.

Церковь построена в 1825 году, строительство велось на протяжении трех лет. Но не возвышаться бы ей в селе Узи, а стоять, может быть, в Глазове или Тюмени, если б не счастливая случайность. Вспоминают старожилы, что остановился на отдых в Ямской человек, везший проект церкви куда-то дальше по Сибирскому тракту. В Узях встретили его хлебосольно, подпоили и выкупили чертежи. В строительство, вспоминают, включилось все население. Поставили фундамент, на осадку которого определяли два года, затем за год возвели стены. Получились они очень прочные, так как в раствор для кладки добавляли яйца. И кирпич обжигали сами, используя глину, которую брали здесь же, у церкви. Большую помощь в строительство храма внес богатый крестьянин Иван Тарбеев. Приход был открыт по его ходатайству в 1826 г. Люди просили епископа Вятского Амвросия закрыть село Старые Зятцы в 13 верстах, а открыть село в Узях на Сибирском тракте. Мотивация казалась весьма милосердной и убедительной. По Сибирскому тракту очень редки селения. Идущие по тракту арестанты умирают без напутствия. Для строительства храма узинцам была рекомендована, как образец, постройка Никольской церкви в Вавоже. В Узях ее воспроизвели по чертежам С.Е.Дудина. В Вавоже церковь не сохранилась и была уничтожена в 1950-х годах, поэтому узинская постройка приобретает выдающееся значение. Ничего подобного во всем архитектурном наследии Удмуртии более не встречается. Здесь оригинально соединились вятское барокко, ранний классицизм и русский романтизм. Самый первый - левый придел теплого храма освятили в 1826 году во имя Михаила Архангела, а через четыре года - правый, во имя Рождества Христова. Главный холодный храм освятили только в 1843 году во имя Вознесения Господня, так как огромных затрат требовал высокий резной иконостас. до этого года церковь называлась Михайло-Архангельская. В ризнице и на престоле храма с.Узи имелись свои редкости: серебряный потир 1784 года и печатные евангелия 1760 и 1796 годов. На колокольне висели чудо-колокола. Большой Воскресный в 24 пуда отлили на заводе Бакулевых в 1902 году. Его украсила надпись:Благовествуй земле радость велию хвалите небеса Божию Славу. Колокол «Полиелей» в 103 пуда отлит там же в 1854 году и сопровождался надписьюСосижду церковь мою и врата адова не одолеют его. Все семь узинских колоколов уничтожены в 1930 году по настоянию воинствующих безбожников - общественной организации при обкоме ВКП(б). Храм обслуживал более 50 населенных пунктов. Большую часть населения составляли новокрещеные, причем последний язычник крестился в 1850 году. В 1841 году иерей Иоанн Капачинский организовал здесь первую школу, ставшую в 1869 году земской. В 1895 году открыта женская церковноприходская школа. Храм Вознесения Господня прекратил свое существование на основании указа Президиума Верховного Совета УАССР от 26 декабря 1940 года.

с. ВАЛАМАЗ

1

В глубинке Удмуртской Республики стоит удивительной красоты русский православный храм - Валамазская церковь Святой Троицы. Приход с.Валамаз открыт по определению Св.Синода от 9 (31)1 декабря 1845 г. В его состав вошли 18 населенных пунктов. Церковные службы совершались в молитвенном доме. Проект храма был составлен в 1855 г. Примерно с этого же времени начинается строительство храма с небольшой деревянной церковью на самом высоком и видном месте села. Первая деревянная церковь была построена в 1847 г. на средства прихожан с одним престолом и освящена 3 ноября 1847 г. во имя Святой Троицы. В 1863 году вследствие маловместительности эта церковь была разобрана, кроне алтаря, и построена новая деревянная более обширная церковь во имя Св.Троицы. Эта церковь существовала до окончания строительства каменного храма и в 1899 г. перевезена во вновь открытое с.Монья Малмыжского уезда. В это время церкви было отведено 48 десятин пахотной и 17 десятин сенокосной земли. Каменный храм построен в году ( по другим источникам в 1896 г.) а средства прихожан, Елабужского комитета Ф.Г.Чернова и материальной помощи г.Бердинского и освящен 12 декабря 1896 г. в честь Св. троицы. Именно в это время везли колокола из Глазовского уезда на подводе, запряженной 12 парами лошадей. Звон тех колоколов раздавался в округе на километров. Последний печальный звон колоколов люди слышали в 1935 г. Именно в этом году церковь была закрыта. Колокола разбивали в течении З дней. Одна из старых женщин вспоминает:Каждый удар по колоколу раздавался как удар по сердцу. В селе 12 марта 1862 г. открыто приходское училище, 9 декабря 1877 г. - церковно- приходское попечительство. Свято-Троицкая церковь бездействовала с 1937 года. Здание ее было занято под склад Заготзерно, хотя юридически церковь закрытой не являлась. В 1991 году церковь ожила, но ненадолго, всего на несколько месяцев. По невыясненным до сих пор обстоятельствам погиб священник отец Василий. В апреле 2009 года состоялось незабываемое для жителей Селтинского района и Удмуртии событие – открыта отреставрированная церковь. Хочется надеется, что с возрождением Храма Святой Троицы произойдет и возрождение села, культуры, всех тех ценностей, которые отличают православного человека.

Часовня Ксении Петербуржской (частные владения)

РПЦЗ в Селтинском районе

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!