«Силосные башни» отраслевого подхода Экономическая политика – портфель невзаимосвязанных отраслевых стратегий: Лоббирование интересов отдельной отрасли.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
СТРОИТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ЧТО ЭТО ТАКОЕ И КАК ЕГО РАЗВИВАТЬ?
Advertisements

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ Кластерный подход в развитии инновационной экономики региона Ноябрь 2009 года.
Логотип Взаимодействие университета и администрации в стратегическом планировании и управлении экономикой региона: модели и возможности.
Кластерные организационные технологии, как инструмент повышения конкурентоспособности территорий Докладчик: Киселев Артем Николаевич Президент НП «Национальное.
Дальневосточный строительный кластер как инструмент реализации Федеральной программы развития Дальнего Востока и Байкальского региона г. Хабаровск, 2012.
Программа развития кластеров - как составная часть стратегии повышения региональной конкурентоспособности Воротников Александр Михайлович, Начальник отдела.
29 сентября 2010 г. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПЛАТФОРМЫ как инструмент содействия инновационному развитию российской экономики.
Егоров Н.Е. «ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ СЕВЕРА» ФГНУ «Институт региональной экономики Севера», Якутск, Республика.
Международный опыт в развитии кластеров Александра Карташова главный специалист отдела финансирования и анализа Ассоциации «Некоммерческое партнерство.
Технологические и управленческие инновации в корпоративном секторе промышленности: источники и основные компоненты лидерства. На примере предприятий обрабатывающей.
Прогнозно-аналитическое обеспечение инновационного развития Тверского госуниверситета и региона Забелина О.В. д.э.н., профессор. зав. ЛСЭМиП Тверской Государственный.
Основные направления совершенствования инфраструктуры поддержки предпринимательства.
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта Круглый стол IX Красноярский экономический форум.
Выполнила студентка 2 курса технологического факультета Потапова Надежда.
Комплексная программа развития международного и межрегионального сотрудничества субъекта РФ Москва, 2008.
Потенциал создания территорий инновационного развития в российских регионах: стартовые условия, перспективы, региональная политика Иван Огнев директор.
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
«О формировании транспортно - логистического кластера Пермского края и его образовательной поддержке» Васенин Евгений Ильич директор Пермского государственного.
При подготовке презентации были использованы материалы Минобрнауки России, Минэкономразвития России, Л. М. Огородовой, проректора Сибирского государственного.
Транксрипт:

«Силосные башни» отраслевого подхода Экономическая политика – портфель невзаимосвязанных отраслевых стратегий: Лоббирование интересов отдельной отрасли или конкретной компании; «Перетекание» выгод в одну из отраслей; Деформация конкуренции. 1

«Слоеный пирог» кластерного подхода Экономическая политика - портфель кластерных инициатив, связывающих отрасли: Эффективный диалог между ключевыми держателями интересов; Специализация участников; Интенсивная организация нового, в т.ч. малого бизнеса. 2

Основные категории участников кластера (1) Предприятия (организации), специализирующиеся на профильных видах деятельности; Предприятия, поставляющие продукцию или оказывающие услуги для специализированных предприятий; Предприятия (организации), обслуживающие отрасли общего пользования, включая транспортную, энергетическую, инженерную, природоохранную и информационно- телекоммуникационную инфраструктуру; Организации рыночной инфраструктуры (аудиторские, консалтинговые, кредитные, страховые и лизинговые услуги, логистика, торговля, операции с недвижимостью); Научно-исследовательские и образовательные организации; Некоммерческие и общественные организации, объединения предпринимателей, торгово-промышленные палаты; 3

Организации инновационной инфраструктуры и инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства: – бизнес-инкубаторы – Технопарки – Промышленные парки – Венчурные фонды – Центры трансфера технологий – Центры развития дизайна – Центры энергоснабжения – Центры поддержки субподряда (субконтрактации) – Центры и агентства по развитию предпринимательства, регионального и муниципального развития, привлечения инвестиций – Агентства по поддержке экспорта товаров – Государственные и муниципальные фонды поддержки предпринимательства – Фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств) – Акционерные инвестиционные фонды и закрытые паевые инвестиционные фонды, привлекающие инвестиции для субъектов малого и среднего предпринимательства Основные категории участников кластера (2) 4

Основные проблемы развития кластеров (1) Отсутствие понимания сущности преимуществ кластерного подхода со стороны органов власти субъектов РФ, как следствие – отсутствие поддержки кластерных инициатив, особенно на местном уровне; Удобная для минимизации налогообложения и использования административного ресурса практика вертикально- интегрированных компаний; Отсутствие культуры информационной открытости; Недоверие между потенциальными участниками кластера; Недобросовестная конкуренция; Неразвитость системы поставщиков; Негибкость образовательных учреждений; Низкая культура производства и послепродажного обслуживания; Отсутствие опыта управления на основе аутсорсинга; Ограниченность доступа СМБ к капиталу 5

Кластерная политика может быть реализована по трем направлениям Первое направление Комплекс мер, осуществляемых республиканскими органами власти по идентификации кластеров, определению поля деятельности формирующих кластеры фирм, созданию государственных органов поддержки кластеров и осуществлению общей политики поддержания кластеров в республике Второе направление Индивидуальный подход к проблемам развития каждого кластера в отдельности посредством: - создания платформы для диалога участников кластера; - диверсификации местного спроса посредством размещения у местных компаний государственных заказов; - повышения квалификации местной рабочей силы через реализацию программ дополнительного образования и переподготовки кадров; - создания «бренда» республики для привлечения иностранных инвестиций Третье направление Формирование кластерных инициатив, возникающих в результате сотрудничества между университетами, НИИ, технопарками, частными компаниями и т.д 6

I этап. Формирование кластерной инициативы: Распространение информации об инициативе; Привлечение заинтересованных сторон на уровне региона; Формирование рабочей группы; Определение ресурсов II этап. Диагностика экономики региона: Анализ социально-экономических особенностей региона; Оценка потенциала развития существующих и зарождающихся кластеров в регионе; Определение фокуса совместных усилий III этап. Стратегия сотрудничества: Выявления общих проблем основных заинтересованных сторон на уровне региона; Разработка Плана совместных действий (Программы развития кластера); Создание рабочих групп IV этап. Совместные действия: Создание механизма реализации плана совместных действий; Начало реализации плана совместных действий; Измерение эффективности реализации плана совместных действий Подготовка и реализация региональной кластерной политики состоит из 4-х этапов 7

Глобальные и национальные тенденции в отрасли/отраслях Текущая конкурентоспособность отрасли/отраслей в республике Факторы, влияющие на конкурентоспособность отрасли/отраслей в республике Потенциал и перспективы развития кластера в отрасли/отраслях в республике Структура зарубежных кластеров аналогичной специализации Ключевые факторы, определяющие зарождение и успешное развитие кластеров аналогичной специализации Инструменты, стимулирующие развитие кластеров аналогичной специализации Лучшая практика стимулирования развития кластеров аналогичной специализации Структура, продуктов и услуг отрасли (специализация кластера) Структура кластера (родственные и поддерживающие отрасли;у частники кластера, взаимосвязи и взаимозависимости внутри кластера; цепочки добавления стоимости) Сильные и слабые стороны кластера Стратегический анализ отрасли и определение ее потенциала для развития кластеров Анализ международного опыта и лучшей практики по развитию кластеров аналогичной специализации Выделение и анализ кластера на территории республики Реальный процесс диагностики кластера 8

Глобальные и национальные тенденции в отрасли/отраслях Текущая конкурентоспособность отрасли/отраслей в Республике Башкортостан Факторы, влияющие на конкурентоспособность отрасли/отраслей в Республике Башкортостан Потенциал и перспективы развития кластера в отрасли/отраслях в Республике Башкортостан Определение отраслевых приоритетов – основных направлений действий Правительства РБ Основа для разработки Стратегии развития региона Ответ на вопрос, перспективна ли отрасль для развития кластера Основа для разработки Программы развития кластера Какие отрасли могут стать приоритетными и перспективными для развития кластеров? Что мы хотим производить/ экспортировать? Для отдельной отрасли Для базовых отраслей Стратегический анализ отрасли Стратегический анализ отрасли 9

Потенциал кластеризации отрасли Возможная динамика объемов выпуска Численность занятых в отрасли в условиях кластеризации Повышение уровня оплаты труда в отрасли Повышение уровня производительности труда в отрасли Прирост создаваемой в отрасли добавленной стоимости при ее кластеризации Экономическая бюджетная и социальная эффективность кластеризации отрасли Экспортный потенциал отрасли Риски кластеризации отрасли Возможность реализация потенциала кластеризации Наличие рынков сбыта производимой продукции Условия для развития сектора в регионе: Доступ к инфраструктуре Кадровый потенциал Доступ к потребителям Доступ к поставщикам Институциональные условия Возможность непрерывного роста качества и конкурентоспособности продукции на инновационной основе Эффект кластеризации отрасли Аутсорсинг и специализация в кластере Эффективное взаимодействие (кооперация) между основными участниками потенциального кластера (бизнесом, финансовыми институтами, научно- академическим сообществом, органами власти) Повышение уровня лояльности (доверия) между бизнесом и властью Развитие горизонтальной конкуренции как наиболее эффективной формы конкурентной борьбы в постиндустриальном обществе Инновационная и инвестиционная активность в кластере 10

Связанные отрасли Электроника Финансовый сектор Консалтинговые услуги Поставщики Основная продукция Поставщики - Металлургия и металлообработка - Радиоэлектронная промышленность - Легкая промышленность - Стекольная промышленность - Электроэнергетика - Косвенные поставщики Потребители - ОАО «УМПО» - ОАО «МЗ «Искра» - ОАО «Концерн Инмаш» - ОАО «Красный пролетарий» - ОАО «Строймаш» - ФГУП «УЗМПИ» - ОАО «Башсельмаш- Агро» - ОАО «НефАЗ» ФГУП «КумАПП» - ОАО «Машиностроительная компания «Витязь» - ФГУП УАП «Гидравлика» - ФГУП «УАПО» - ОАО «Гидромаш» - ОАО «Белзан» - ОАО «УЗЭМИК» - ОАО «Салаватстекло» - ОАО «Автокомплект» - ОАО «УТРЗ» ОАО «Уфа-Мотор»ОАО «Башкирская тракторная компания» Поддерживающие отрасли Инфраструктура -Бизнес- инкубаторы - Технопарки - Венчурный фонд Университеты НИОКР Организации по сотрудничеству Государственные учреждения Схема функционирования кластера Недостаточно развитый сегмент Развитый сегмент Развитый сегмент не с нужной ориентацией Отсутствующий сегмент 11