Педагог-психолог МОУ «СОШ 50» Горбунова И.В. январь 2009 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Психологическое сопровождение итоговой аттестации Методические рекомендации при проведении занятий с учащимися в интерактивной форме Педагог-психолог МОУ.
Advertisements

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНАМ Педагог - психолог высшей квалификационной категории МБОУ « Гимназия 14 г. Йошкар.
Стратегии работы с детьми группы риска. Гипертимные дети « Застревающие » детиАудиалы и кинестетики.
Психологические аспекты подготовки к ЕГЭ индивидуально-типологический подход.
Психолого- педагогические проблемы подготовки школьников к ЕГЭ.
По стратегиям работы с разными типами детей и детьми «группы риска» М ЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ.
« Экзамены : единственная возможность знать хоть что - то хотя бы несколько дней » Жорж Элгози « Экзамены : единственная возможность знать хоть что -
Психологическое сопровождение итоговой аттестации.
Методические рекомендации для учителей по стратегиям работы с детьми группы риска.
Трудности, связанные с личностными особенностями старшеклассников.
Методические рекомендации по стратегии работы с детьми группы риска в период подготовки к ГИА.
Перфекционисты и «отличники" Им недостаточно выполнить минимальный объем заданий. Им нужно сделать все,причем безошибочно. Есть еще один камень преткновения-
ГОТОВИМ к ЕГЭ и ГИА Стратегии работы учителя с детьми групп риска Подготовила Кожевникова Л. М Педагог-психолог МКОУ «Березовская СОШ»
Психологическая подготовка к Единому государственному экзамену детей группы риска.
Психологическая подготовка к Единому государственному экзамену детей группы риска Различные формы психологической поддержки Групповые психологические занятия.
Педагог-психолог МОУ «СОШ 50» Горбунова И.В. Педагог-психолог МОУ «СОШ 50» Горбунова И.В.
Как помочь ребенку найти точку опоры Педагогический совет Март 2014 год.
С ТРАТЕГИИ ПОДДЕРЖКИ НА ЭКЗАМЕНЕ МОУ ППМС «Центр диагностики и консультирования» 2009.
Трудности и стратегии поддержки старшеклассников.
Значимые психологические характеристики требуемые при сдаче ЕГЭ: Высокая мобильность, переключаемость. Высокая мобильность, переключаемость. Высокий уровень.
Транксрипт:

Педагог-психолог МОУ «СОШ 50» Горбунова И.В. январь 2009 г.

«Экзамены: единственная возможность знать хоть что- то хотя бы несколько дней» /Жорж Элгози/

«ПРАВОПОЛУШАРНЫЕ» ДЕТИ ведущим у них, как у всех здоровых людей, является левое полушарие, но у них значительно повышена активность правого полушария; у них богатое воображение, хорошо развито образное мышление; запоминание материала лучше происходит на основе ассоциаций, метафор, аналогий; испытывают затруднения при необходимости четко логически мыслить, структурировать. Им трудно составлять конспекты, планы; трудно выделять главное, но они хорошо обобщают; при устном опросе, если они не знают ответа, то могут его придумать или рассказать то, что знают из других областей; ответы часто хаотичны; им трудно отвлечься от эмоционально-образной составляющей учебного материала и сосредоточиться на фактах и теоретических построениях; они задают оригинальные вопросы, их ответы тоже часто оригинальны.

Стратегии поддержки правополушарных детей: «Правополушарник» – анализирует конкретный, реальный смысл поступающей информации. «Левополушарник» – анализирует информацию по формальным основаниям.«Равнополушарник» – способен руководить «включением» полушарий учить выделять главное; убедить ребенка в эффективности этой непривычной для него стратегии. Субъективное удобство - не показатель эффективности. Критерий - то, что спрашивается в тесте. ориентировать на выявление основного в каждом задании, что здесь является главным, на что стоит обращать внимание в первую очередь; учить вчитываться в текст, особенно в задания группы С, отвечать на вопрос, про что именно меня спрашивают; перед тем как заполнить бланк, попросить записывать первые пять мыслей, пришедших в голову после прочтения вопроса из группы С, затем проранжировать эти записи в порядке значимости, и только потом записывать ответ; при подготовке задействовать образы, метафоры, картинки

Степень риска с визуальным стилем обучения Группой риска называется группа учащихся, чей стиль обучения не совпадает со стилем преподавания учителя. В раннем возрасте учащимся визуального типа необходимо «видеть» ответы, что лучше всего обеспечивается поиском возможных путей обращения к зрительной памяти. Вместо этого их заставляют смотреть в тетрадь, говоря, что ответ – не на потолке. Они лучше воспринимают письменные инструкции – им же дают вербальные указания к текстам. В старших же классах ученики визуального типа редко попадают в затруднительную ситуацию – может быть только в классах, где учитель – аудиальщик и большую часть материала подает вербально.

Рекомендации при обучении визуала ученика визуального типа можно научить представлять вербальную информацию в зрительных образах, а также порекомендовать ему чаще проявлять свои потребности на уроках – например, просить учителя записывать информацию на доске. Учитель также может поместить учащегося группы риска в малую группу. Если хотя бы один ученик этой группы разделяет его учебные предпочтения, этот ребенок может получить помощь от своих сверстников. Учитель может также изобрести для работы на уроке и дома «многомерные» задания, которые позволят учащимся выбрать упражнение более всего соответствующее его учебному стилю. Наконец, учителю будет необходимо поработать над учебным стилем того ученика, который является единственным представителем какого-то стиля в классе.

Стратегии обучения письменные тесты дают достоверные результаты в большей степени для учащихся визуального типа; устные тесты лучше применять для учащихся аудиального типа. Тесты же на демонстрацию навыков, которые трудно, но не невозможно изобрести, подойдут детям-кинестетикам ученика визуального типа можно научить представлять вербальную информацию в зрительных образах, а также порекомендовать ему чаще проявлять свои потребности на уроках – например, просить учителя записывать информацию на доске. Учитель также может поместить учащегося группы риска в малую группу. Если хотя бы один ученик этой группы разделяет его учебные предпочтения, этот ребенок может получить помощь от своих сверстников. Учитель может также изобрести для работы на уроке и дома «многомерные» задания, которые позволят учащимся выбрать упражнение более всего соответствующее его учебному стилю. Наконец, учителю будет необходимо поработать над учебным стилем того ученика, который является единственным представителем какого-то стиля в классе.

Алгоритм успешного обучения всего класса: Определить стили обучения каждого учащегося (возможно использование методов НЛП). Определить, какой стиль является усредненным в классе. Определить, кто не соответствует стилю большинства. Определить стиль преподавания учителя и отметить случаи конфликта со стилями обучения учащихся. Определить ориентацию учебных материалов (учебников, пособий, раздаточных материалов и т.д.) и отметить случаи конфликта со стилями обучения учащихся. Оценить глубину конфликтов между учебными стилями учащихся, среднем стилем класса, стилем преподавания учителя и ориентацией учебных материалов. Учащиеся, имеющие конфликты в одной или двух областях, относятся к группе умеренного риска. Учащиеся, стиль которых отличается и от среднего в классе, и от стиля учителя, и от стиля автора учебника, находится под серьезной угрозой. Определить методы включения учащихся группы риска в учебный процесс посредством: адаптации заданий внутри класса творческого использования возможностей работы в малых группах возможности выбора заданий индивидуальных домашних заданий консультирования учащихся.

Степень риска с аудиальным стилем обучения Степень риска учащихся аудиального типа меняется в прямо противоположном направлении: в ходе обучения в школе объем информации, получаемой через аудиальные каналы, практически сводится к нулю. После того, как они научились хорошо читать, от них автоматически ожидают, что они будут воспринимать информацию визуально. Они легче воспринимают статьи и рассказы на слух, вместо этого им предлагают прочесть их в книге. Они предпочитают устные объяснения – им дают письменные инструкции. Им нужен звук, а они получают тишину.

Степень риска с кинестетическим стилем обучения Но самая большая степень риска присуща учащимся с кинестетическим стилем обучения, т.к. вся школьная программа рассчитана в основном на визуалов и аудиалов. Кинестетикам требуется движение, им же говорят сидеть смирно и делают всякие замечания. Им нужны физические упражнения в перерывах между уроками – а они имеют лишь пять минут, чтобы пройти от одного класса к другому. Им нужно стоять – а они должны сидеть. Им необходимо трогать – их заставляют держать руки на парте. Классные комнаты не рассчитаны на такой объем физической активности, и даже на тот уровень шума, которые им необходимы. А оставаться в покое эти дети не могут просто физически, им не хватает терпения сидеть за ручкой и бумагой – а это основное времяпрепровождение в большинстве классов.

Соответствие видов деятельности и учебного стиля СТИЛИ ВИЗУАЛЬНЫЙАУДИАЛЬНЫЙ КИНЕСТЕТИЧ. Гуманитарные науки Надписи на доске, работа с ручкой и бумагой, чтение учебника «про себя», просмотр учеб. Фильмов. Лекция, диалоговый режим, дискуссия, аудиокассеты (для ин. яз.), чтение учебника вслух. Шумные помещения, взаимодействие, ролевые и др. игры, соревнования, работа в группах. Точные науки Учебник, письменные задачи, наглядные пособия (геом.), чертежи и решения на доске. Продолжительные устные лекции, устные задачи, задания на быстрый счет вслух и др. Решение задач с использованием реальных предметов, соревнования по командам и др. Естественные наукиЧтение учебника, записи в тетради, просмотр фильма, демонстрация опытов, наглядные пособия. Устные объяснения учителя, сообщения учащихся и др. Самостоятельное проведение экспе- риментов, практи- ческие задания, лабораторные работы, экскурсии.

«ТРЕВОЖНЫЕ» И «НЕУВЕРЕННЫЕ» ДЕТИ Краткая психологическая характеристика: для них учебный процесс сопряжен с определенным эмоциональным напряжением; склонны воспринимать любую ситуацию, связанную с учебой, как опасную. Особую тревогу вызывает у них проверка знаний в любом виде (контрольная работа, диктанты и др-); часто перепроверяют уже сделанное, постоянно исправляют написанное, причем это может и не вести к существенному улучшению качества работы; при устном ответе пристально наблюдают за реакциями взрослого. Обычно задают множество уточняющих вопросов, часто переспрашивают учителя, проверяя, правильно ли они его поняли; при выполнении индивидуального задания обычно просят учителя посмотреть, правильно ли они сделали; они часто грызут ручку, теребят пальцы или волосы. Основные трудности: Ситуация экзамена вообще сложна для тревожных детей, потому что она по природе своей оценочная. Наиболее трудной стороной ЕГЭ для тревожного ребенка является отсутствие эмоционального контакта со взрослым.

важно создание ситуации эмоционального комфорта на предэкзаменационном этапе. Задача взрослого поощрение, поддержка. «Я уверен, что ты справишься», «Ты так хорошо справился с контрольной по физике»; ни в коем случае нельзя нагнетать обстановку, напоминая о серьезности предстоящего экзамена и значимости его результатов; очень важно обеспечить ощущение эмоциональной поддержки на самом экзамене -посмотреть, улыбнуться и др. Тем самым взрослый как бы говорит ребенку: «Я здесь, я с тобой, ты не один»; если ребенок обращается за помощью: «Посмотрите, я правильно делаю?» лучше всего, не вникая в содержание написанного, убедительно сказать: «Я уверена, что ты все делаешь правильно и у тебя все получится». Стратегии поддержки тревожных детей и неуверенных детей:

ДЕТИ, «ИСПЫТЫВАЮЩИЕ НЕДОСТАТОК ПРОИЗВОЛЬНОСТИ И САМООРГАНИЗАЦИИ» Краткая психологическая характеристика: «невнимательны», «рассеянны»; у них сформированы все психические функции, необходимые для того, чтобы быть внимательными, но общий уровень организации деятельности очень низкий; неустойчивая работоспособность, им присущи частые колебания темпа деятельности; при общем высоком уровне познавательного развития и вполне достаточном объеме знаний могут нерационально использовать отведенное время.

Стратегии поддержки детей с недостатками произвольной сферы: на этапе подготовки - научить ребенка использовать для саморегуляции деятельности различные внешние опоры - песочные часы, отмеряющие время, нужное для выполнения задания; составление списка необходимых дел (и их вычеркивание по мере выполнения); линейка, указывающая на нужную строчку и пр.; во время экзамена имтребуется помощь в самоорганизации. Внешняя опора «Ты как?», «Ты сейчас что делаешь?». Возможно также использование внешних опор. Например, ребенок может составить план своей деятельности и зачеркивать пункты или класть линейку на то задание, которое он сейчас выполняет. Важно, чтобы он научился использовать эти опоры на предварительном этапе, иначе на экзамене это отнимет у него слишком много сил и времени; привлечение родителей для помощи детям в домашних условиях организовывать деятельность и структурировать время.

«ПЕРФЕКЦИОНИСТЫ» И «ОТЛИЧНИКИ» Краткая психологическая характеристика: отличаются высокой или очень высокой успеваемостью, ответственностью, организованностью, исполнительностью; если они выполняют задание, то стремятся сделать его лучше всех или быстрее остальных использовать дополнительный материал; очень чувствительны к похвале и вообще к любой оценке своей деятельности. Все, что они делают, должно быть замечено и соответствующим образом (естественно, высоко) оценено; для них характерен очень высокий уровень притязаний и крайне неустойчивая самооценка; для того чтобы чувствовать себя хорошими, им нужно не просто успевать, а быть лучшими, не просто хорошо справляться с заданием, а делать это блестяще. Им не достаточно выполнить минимально необходимый объем заданий, им нужно сделать все, причем безошибочно; на экзамене возможный камень преткновения для них - необходимость пропустить задание, если они не могут с ним справиться.

Стратегии поддержки «перфекционистов» и «отличников»: помочь скорректировать их ожидания и осознать разницу между «достаточным» и «превосходным»; им необходимо понять, что для получения отличной оценки нет необходимости выполнять все задания; во время экзамена - помочь распределить время. В ходе экзамена можно время от времени интересоваться: «Сколько тебе еще осталось?» и помогать ему скорректировать собственные ожидания: «Тебе не нужно делать столько. Того, что ты уже выполнил, будет достаточно. Переходи к следующему заданию».

«АСТЕНИЧНЫЕ» дети Краткая психологическая характеристика: высокая утомляемость, истощаемость; быстро устают, у них снижается темп деятельности и резко увеличивается количество ошибок; во время уроков ложатся на парту, подпирают голову рукой или начинают раскачиваться, тем самым, пытаясь себя тонизировать; утомляемость связана с особенностями высшей нервной деятельности и имеет не столько чисто психологическую, сколько неврологическую природу, поэтому возможности ее коррекции крайне ограниченны; ЕГЭ требует высокой работоспособности на протяжении достаточно длительного периода (3 часа), поэтому у астеничных детей очень высока вероятность снижения качества работы, возникновения ощущения усталости.

Стратегии поддержки «астеничных детей»: Стратегии поддержки: не предъявлять заведомо невыполнимых требований, которым ребенок не сможет соответствовать: «Некоторые выпускники занимаются с утра до вечера, а ты после двух часов уже устал». Ребенок не притворяется, просто таковы его индивидуальные особенности; большое значение приобретает оптимальный режим подготовки; чтобы ребенок не переутомлялся, ему необходимо делать перерывы в занятиях, гулять, достаточно спать; родителям стоит получить консультацию у психоневролога или невропатолога о возможности поддержать ребенка с помощью витаминов или травяных сборов; во время экзамена требуется несколько перерывов, поэтому их не стоит торопить, если они вдруг прерывают деятельность и на какое-то время останавливаются. Им по возможности лучше организовать несколько коротких «перемен» (отпустить в туалет и др.); можно научить нескольким простым физическим упражнениям для плечевого пояса, шеи, головы, которые можно незаметно для окружающих использовать непосредственно на экзамене для отдыха

«ГИПЕРТИМНЫЕ» ДЕТИ Краткая психологическая характеристика: обычно быстрые, энергичные, активные, не склонные к педантизму; у них высокий темп деятельности, они могут сделать множество дел за короткое время, они импульсивны и порой несдержанны; быстро выполняя задания, они зачастую делают это небрежно, не проверяют себя и не видят собственных ошибок; испытывают затруднения в ходе работы, требующей высокой тщательности, собранности и аккуратности, зато прекрасно справляются с заданиями, требующими высокой мобильности и переключаемости; особенностью этой категории детей часто является также невысокая значимость учебных достижений, сниженная учебная мотивация. Они не расстраиваются из-за плохих оценок

Стратегии поддержки гипертимных детей: основной принцип, для руководства : «Сделал - проверь». Учителю важно научить ребенка проверять свою работу (при необходимости используя прием дистанциирования: «Представь, что проверяешь не свою работу, а работу Коли); очень важно не пытаться изменить темп деятельности, особенно с помощью инструкций типа «Не торопись». Ребенок все равно будет работать в том темпе, в котором ему комфортно; необходимо создать ощущение важности ситуации экзамена.; во время экзамена мягко и ненавязчиво напоминать о необходимости самоконтроля: «Ты проверяешь то, что ты делаешь?» Кроме того, их лучше посадить в классе так, чтобы возможность с кем-то общаться была у них минимальна.

«ЗА СТРЕВА ЮЩИЕ» ДЕТИ Краткая психологическая характеристика: низкая подвижность, низкая лабильность психических функций. Они с трудом переключаются с одного задания на другое; долго настраиваются и вникают при выполнении каждого задания. Если таких детей начинают торопить, темп их деятельности снижается еще больше; основательны и зачастую медлительны. Они практически никогда не укладываются в отведенное время.

Стратегии поддержки застревающих детей: навык переключения внимания тренировать довольно сложно, но вполне реально научить ребенка пользоваться часами, для того чтобы определять время, необходимое для каждого задания; это может происходить в следующей форме: «Тебе нужно решить 5 задач за час. Значит, на каждую задачу ты можешь потратить не более 12 минут». Такие упражнения помогут ученику развивать умение переключаться; можно заранее определить, сколько времени можно потратить на каждое задание на экзамене; на экзамене задача взрослого - по мере возможности мягко и ненавязчиво помогать переключаться на следующее задание, если они подолгу раздумывают над каждым: «Ты уже можешь переходить к следующему заданию»; ни в коем случае нельзя их торопить, от этого темп деятельности только снижается.

Группы трудностей ЕГЭ Когнитивные трудности - это трудности, связанные с особенностями переработки информации в ходе ЕГЭ, со спецификой работы с тестовыми заданиями. Причем если для педагога важен объем знаний, то с психологической точки зрения важнее умение пользоваться этими знаниями. В чем заключаются трудности? Прежде всего, значительную трудность может представлять сама работа с тестовыми заданиями. Тестирование предполагает формирование особых навыков: выделять существенные стороны в каждом вопросе и отделять их от второстепенных; оперировать фактами и положениями, вырванными из общего контекста. Традиционное обучение, как правило, более контекстно, в большей степени делает акцент на умении выстраивать взаимосвязи в рамках отдельной темы.

Личностные трудности Личностные трудности обусловлены особенностями восприятия учеником ситуации экзамена, его субъективными реакциями и состояниями. отсутствие полной и четкой информации о процедуреЕГЭ. При традиционной форме сдачи экзамена он может рассчитывать на поддержку со стороны родителей, старших товарищей, учителей. Все они, могут поделиться опытом: «Когда я сдавал экзамены (заканчивал школу и т.д.), я делал так». ЕГЭ это нечто новое не только в опыте ученика, но и в опыте окружающих его людей. Они не могут поддержать его, потому что у них это было не так! Известно, что дефицит информации повышает тревогу. Это способствует тому, что у ученика появляется иррациональное убеждение по поводу ЕГЭ, никак не обоснованное и от этого еще более пугающее: «Сдать ЕГЭ все равно никто не сможет», «Придется сдавать ЕГЭ, значит, хорошую оценку не получить».

Процессуальные трудности Процессуальные трудности связаны с процедурой ЕГЭ. Эта процедура во многом имеет инновационный, непривычный для детей характер, что может явиться причиной значительных трудностей на экзамене. « Трудности, связанные со спецификой фиксирования ответов» «Трудности, связанные с ролью взрослого» «Трудности, связанные с критериями оценки» «Трудности, связанные с незнанием своих прав и обязанностей»

Тематическое планирование : Тема занятия Продолжительност ь занятия (астр, час) 1 Память и приемы запоминания. Методы запоминания текстов 1,5 2 Приемы волевой мобилизации1,5 3 Приемы релаксации и снятия напряжения1,5 Итого:4,5

План совместных мероприятий: Выявление учащихся группы риска, при помощи диагностики: Правополушарных; Тревожных и неуверенных; Испытывающих недостаток произвольности и самоорганизации; Отличников; Астеничных; Гипертимных;

Возможная тематика классных часов и родительских собраний: Способы сохранения работоспособности: Питание в период подготовки и проведения экзаменов; Как развивать память? Целеполагание; Способы формирования волевой саморегуляции;

Учителя предметники Классные руководителиПедагог-психологАдминистрация Обучение работе с текстом контроль Обучение работы с бланками контроль Выявление учащихся группы риска, при помощи диагностики: проведение анкетирования Выявление учащихся группы риска, при помощи диагностики: обработка анкет контроль Контроль посещаемостиПроведение тренинговых занятийконтроль Питание в период подготовки и сдачи экзаменов (на классных часах и р/с) Питание в период подготовки и сдачи экзаменов( в интерактивной форме) контроль Информирование учащихся о способах формирования волевого саморегулирования ( на классных часах и р/с) Обучение способам формирования волевой саморегуляции контроль Способы сохранения работоспособности (на классных часах и р/с) Способы сохранения работоспособности (тренинг) контроль Как развивать память контроль Обучение целеполагению Обучение целеполаганию контроль

Приемы работы с запоминаемым материалом: Группировка Выделение опорных пунктов План Классификация Структурирование Схематизация Серийная организация материала Ассоциация

«ИО помогает ощущать учителю ситуацию, когда он крадется сквозь джунгли и выслеживает, не наступил ли процесс обучения» /Джордж Лейки /

Приёмы умственной работы Группировка Смысловые опорные пункты Составление плана Логическая схема материала

Методы работы с текстом Метод активного запоминания Метод ключевых слов Метод повторения Комплексный учебный метод Зубрёжка

Метод активного запоминания Золотое правило хорошего запоминания - интеллектуальная работа с материалом. Методы активного запоминания включают в себя интеллектуальную работу с текстом.

Метод ключевых слов Ключевое слово - это своеобразный узел, связывающий хранящуюся в памяти информацию с нашим непосредственным сознанием и позволяющий нам ее воспроизвести. Для запоминания какой-либо фразы достаточно выделить одно - два главных (ключевых) слова и запомнить их, после чего стоит только их вспомнить - как вспомнится вся фраза. Применять при запоминании больших по объему текстов, составляя цепочку ключевых слов, следующих друг за другом и связанных между собой. Для этого запоминаемый текст разбивается на разделы. В каждом из разделов выделяются основные мысли, для каждой из которых выделяется минимальное количество ключевых слов: их необходимо связать между собой и запомнить. Таким образом, формируется некоторый каркас текста, содержание и форму которого можно воспроизвести, восстанавливая в памяти ключевые слова.

Метод повторения И.А. Корсакова (основные принципы) повторить информацию в течение 20 секунд сразу после ее восприятия ; промежутки времени между повторениями информации нужно по возможности удлинять; предположим, если на подготовку дается семь дней, а материал требует не менее пяти повторений, то работа может быть построена так: 1-й день - 2 повторения; 2-й день - 1 повторение; 3-й день - без повторений; 4-й день - 1 повторение; 5-й день - без повторений; 6-й день - без повторений; 7-й день - 1 повторение.

Комплексный учебный метод Дл я запоминания большого количества информации, при котором повторяется предложение за предложением, стихотворная строка за строкой. Вся информация, например текст, запоминается целиком, а затем как одно целое повторяется. Взаимосвязи между отдельными частями воспринимаются быстрее и основательнее, а обязательное число повторений сокращается.

Зубрежка Когда какой-то материал, ну, совершенно не идет! В этом случае можно прибегнуть к банальной зубрежке. Процедура зазубривания: Повторить про себя или вслух то, что нужно запомнить. Повторить через 1 секунду, через 2 секунды, через 4 секунды. Повторить, выждав 10 минут (для запечатления). Для перевода материала в долговременную память повторить его через 2-3 часа. Повторить через 2 дня, через 5 дней (для закрепления в долговременной памяти).

Запоминание числовой информации при помощи кодов ( на основе ведущих каналов восприятия) Вербальный код Визуальный (зрительный) код Кодирование информации по зрительному сходству

Вербальный код Люди с преобладанием вербальной (словесной, слуховой) памяти более восприимчивы к звуковой стороне слова. Непроизвольно им приходят на ум рифмы, каламбуры и т.п. Им может оказаться полезным запоминание перечня примерно такого типа: ноль - моль, один - блондин, два - дрова, три - осетрина, четыре - черт в тире, пять - пятка, шесть - шерсть, семь - семья, восемь - осень, девять -дева, десять - деспот.

Визуальный (зрительный) код Он может быть таким: ноль - круг или овал, один - столб (свеча, кол), два - близнецы (пара ботинок), три - треугольник (трехколесный велосипед), четыре - квадрат (4 лапы животного), пять - пальцы руки, шесть - шестигранная игральная кость, семь - подсвечник на семь свечей, восемь - песочные часы, девять - улитка (ушная раковина), десять - пальцы обеих рук, одиннадцать - футбольная команда, двенадцать - часовая стрелка в полдень.

Кодирование информации по зрительному сходству В этой системе цифра ассоциируется с какой-либо буквой по внешнему сходству с нею. 0=О 1=Т или Г (главный элемент - вертикальная палочка) 2=П (буква на двух ножках) 3=З 4=Ч 5=Б 6=С 7=У 8=В

Мы запоминаем Ту информацию, которой мы постоянно пользуемся То, что воспринимаем в определённом контексте То, что нам приятно Прерванные действия

Приёмы зрительной памяти: Мысленно представим предмет; Раскрасим необычным цветом или представим его огромного размера; Повернём и рассмотрим с разных сторон;

Приём зрительной памяти (визуализация): Для запоминания коротких чисел Представьте, что число, которое нужно запомнить, написано красным крупным шрифтом на белой стене или горит неоновыми цифрами на фоне чёрного неба. Заставьте эту надпись мигать не менее 15 секунд в вашем воображении. Повторяя число вслух вы ещё больше облегчите его запоминание, призвав ещё один канал восприятия.

Скажи мне – и я забуду; Покажи мне – и я запомню; Дай сделать – и я пойму. Скажи мне – и я забуду; Покажи мне – и я запомню; Дай сделать – и я пойму. Китайская притча