ОЦЕНКА ДИАГНОСТИКИ: ПРОБЛЕМЫ И КРИТЕРИИ Педагог - психолог ЦПМПК : Елена БорисовнаЧанова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Включение : от диагностики ребенка к реализации условий обучения Семаго Н. Я. - старший научный сотрудник ГРЦ ИПИО МГППУ, канд. психол. наук, доцент Москва,
Advertisements

Социально - психологическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении. Тема:
Алгоритм проведения психологического обследования.
Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад «Сибирский Бреусова Н.В.
Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
Инструктивно-методическое письмо «Психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации Федерального.
Муниципальный семинар Система раннего выявления детей с особыми образовательными потребностями.
1. Своевременное выявление и комплексное обследование детей дошкольного и школьного возрастов, имеющих отклонения в физическом, интеллектуальном и эмоциональном.
Организация сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках ПМПк ДОУ.
Причины обращений в ПМПк Тяжелая адаптация ребенка в ДОУ Нарушения эмоционально- волевой и коммуникативной сферы Низкая познавательная активность Низкий.
Краткая информация идеи проекта В Калининградской области около 10 % детей - дети с особыми образовательными потребностями (ограниченными возможностями.
Взаимодействие специалистов, осуществляющих психолого- педагогическое сопровождение инклюзивного процесса (школьный ПМПк). Зам. директора СУВР Федотова.
- Выявление детей с ОВЗ и детей – инвалидов, нуждающихся в психолого – педагогической помощи; - Взаимодействие со специалистами районных ДОУ, СОШ, детским.
Методист Зарипова А.А.. Заде́ржка психи́ческого разви́тия (сокр. ЗПР) нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции.
«Мыслей у детей не меньше, и они не беднее и не хуже, чем у взрослых, только они другие.… Поэтому нам так трудно найти с детьми общий язык, поэтому нет.
Реализация Федеральных государственных требований в дошкольных образовательных учреждениях Учитель-дефектолог ГБОУ специальная (коррекционная) НШДС 1822.
Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы дошкольного образования Организация и функционирование совместной деятельности.
Состояние психологической диагностики в начальной школе в МБОУ «СОШ 7»
«Создание условий для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья» Куркова О.А. педагог-психолог Муниципальное дошкольное образовательное учреждение.
1.ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 273 от ФГОС дошкольного образования (Приказ 1155 от г) 3.Порядок организации и осуществления.
Транксрипт:

ОЦЕНКА ДИАГНОСТИКИ: ПРОБЛЕМЫ И КРИТЕРИИ Педагог - психолог ЦПМПК : Елена БорисовнаЧанова

Цель ПМПК на основании достоверной диагностики определение специальных образовательных потребностей и условий, обеспечивающих развитие, получение образования, адаптацию и интеграцию в социум детей и подростков с отклонениями в развитии. Цель ПМПК на основании достоверной диагностики определение специальных образовательных потребностей и условий, обеспечивающих развитие, получение образования, адаптацию и интеграцию в социум детей и подростков с отклонениями в развитии. Особенность деятельности специалистов в рамках ПМПК заключается в кратковременности проведения диагностической сессии : на первичный прием одного ребенка или подростка и сопровождающих его родителей ( законных представителей ), других заинтересованных лиц отводится два часа ( астрономических ), на повторный прием один час

В течение этого времени специалисты проводят: анализ первичной информации; коллегиальное планирование обследования; непосредственное обследование ребенка или подростка; консультирование родителей (законных представителей), других заинтересованных лиц; оформление заключения и рекомендаций (каждым специалистом); коллегиальное обсуждение результатов обследования ребенка; окончательное оформление коллегиального заключения и рекомендаций; представление коллегиального заключения и рекомендаций родителям (законным представителям). Специфика работы ПМПК заключается в том, что специалист должен провести диагностику нарушений развития у ребенка в достаточно короткий промежуток времени (20-30 минут).

Проблемы, с которыми сталкиваются специалисты в рамках проведения диагностической сессии. 1.Подбор методов диагностического обследования. - Весь диагностический материал соответствует требованиям к методам психодиагностики. - Данные методики достаточно полифункциональные, но в тоже время ориентированы на определённые параметры той или иной сферы психического развития. - Использование той или иной диагностической методики определяется с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, поставленных задач, запроса и конкретных условий.

С этой целью разработан пакет диагностических методик. У каждого специалиста он свой. Например, психолог использует следующий диагностический инструментарий -Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов» Н.Я. Семаго, М.М. Семаго; -методика диагностического обследования детей раннего и дошкольного возраста Е.А. Стребелевой; - «Диагностика уровня развития интеллекта» Д. Векслера; - методика «Определение уровня умственного развития» Э.Ф. Замбицявичене; -методики Л.А. Ясюковой части 1,2,3 и мн. др.).

2. Дублирование, когда один специалист повторяет часть обследования другого специалиста. Каждый специалист должен придерживаться определённого алгоритма обследования ребёнка на ПМПК, исходя из специфики своего обследования (цели, задач, отличие от обследования других специалистов) 2. Дублирование, когда один специалист повторяет часть обследования другого специалиста. Например, используют при обследовании одинаковые методики и логопед, и психолог. (последовательность событий, исключение лишнего предмета, невербальные аналогии). Каждый специалист должен придерживаться определённого алгоритма обследования ребёнка на ПМПК, исходя из специфики своего обследования (цели, задач, отличие от обследования других специалистов)

Неврологическое обследование Позволяет выявить возможные отклонения со стороны нервной системы органического или функционального характера. Органические нарушения являются следствием перинатального поражения, перенесенных нейроинфекций, черепно-мозговых травм или наследственных причин. Невролог даёт оценку особенностей моторного, речевого развития, в соотнесении с неврологическим статусом ребенка (наличием или отсутствием неврологической патологии)

Психологическая диагностика В отличие от врача, психолог ориентирован не на логику болезненных процессов (патологических или пограничных), а на логику нормального развития на разных возрастных этапах. Психолог делает акцент не на том, чего «не хватает», а на том, что сохранно и что можно восполнить за счет имеющихся резервов до индивидуализированной, но все-таки нормы. В отличие от врача, психолог ориентирован не на логику болезненных процессов (патологических или пограничных), а на логику нормального развития на разных возрастных этапах. Психолог делает акцент не на том, чего «не хватает», а на том, что сохранно и что можно восполнить за счет имеющихся резервов до индивидуализированной, но все-таки нормы. Психолог оценивает уровень и особенности развития ребенка: развития ребенка: его поведения; критичности; адекватности в ситуации обследования, развитие коммуникативной, регуляторной, когнитивной и эмоционально-аффективной сфер в соответствии с возрастом ребенка; оценивает ресурсные возможности ребенка, в том числе особенности его работоспособности и темпа деятельности; даёт оценку возможностей социально-эмоциональной адаптации в детском сообществе и образовательном учреждении в целом.

Основная цель психологического обследования: Проведение углубленного психологического обследования детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья для определения уровня психического развития, а также выявление резервных возможностей, с помощью которых можно компенсировать отклонения в условиях адекватного вида и формы обучения, составление индивидуально – ориентированных, коррекционно-развивающих рекомендаций, способствующих успешному сопровождению ребёнка в образовательном пространстве.

Логопедическое обследование Выявляет нарушения различных компонентов речевой системы, их характера, глубины и степени, а также компенсаторных возможностей; определение маршрута индивидуального развития.

- - УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ ЗНАНИЙ, умений и навыков в их соотнесении с возрастом ребенка и программным материалом ДОУ, СОШ, СКОШ (для детей школьного возраста); - оценивает уровень обучаемости ребенка, возможности переноса сформированных навыков на аналогичный материал и т.п. ДЕФЕКТОЛОГ ОЦЕНИВАЕТ:

Педагогическая диагностика это преимущественно диагностика обученности и обучаемости разнообразным социальным знаниям, умениям и навыкам, как житейского, так и академического порядка. Правильнее было бы сказать, что это диагностика образованности, куда помимо обученности и обучаемости включены воспитанность, воспитуемость, педагогические аспекты социализации, адаптации, интеграции в социум.

3. Одна из основная проблем – 3. Одна из основная проблем – это трудности в оценке качества проведения диагностической сессии, что влияет на определение специальных образовательных условий и на определение образовательного маршрута. Специалисты территориальных комиссий имеют возможность наблюдать за ребёнком, проводить коррекционно-развивающие занятия, где можно отследить динамику развития ребёнка, провести промежуточную и итоговую диагностику.

Процедура обследования ребенка на ТПМПК проходит одновременно при участии всех специалистов в форме супервизии. Все специалисты являются наблюдателями последовательных этапов обследования ребенка. Такая технология дает возможность экономии времени и повышения качества обследования.

В нашей деятельности оценить качество услуг представляет значительную сложность: 1.В нормативных документах не определены критерии деятельности ПМПК; 2. Предмет деятельности ПМПК не овеществлен и с трудом поддается оценке; 3. Достаточно трудно оценить результативность комиссии, т.к. только определением образовательной программы проблемы ребенка не решаются, а соотнести вклад ПМПК, родителей и учителей в этот процесс затруднительно.

Что такое качество? В словаре Ожегова даётся такое определение качества. 1.КАЧЕСТВО-совокупность существенных признаков, свойств, особенностей, отличающих предмет или явление от других и придающих ему определенность. 2. То или иное свойство, признак, определяющий достоинство чего-нибудь. Качество работы. Качество изделий. Высокие душевные качества.

Что же мы понимаем под качеством, учитывая специфику деятельности комиссий? Мы придерживаемся позиции, что определение качества любой услуги не может быть самоцелью и рассматриваться как конечный результат, оно – лишь средство, с помощью которого выявляется не только соответствие конечного продукта стандарту, но и определяется ориентир движения ПМПК в своей деятельности (с целью ее улучшения). Таким образом, определяя качество диагностической сессии, консультирования, мы определяем ресурс ПМПК, который может быть рассмотрен как положительный опыт и предложен для обобщения и распространения, а также он поможет высветить проблемные зоны деятельности, требующие проработки и совершенствования.

критериев качества диагностической сессии была создана рабочая группа под руководством заведующей ЦПМПК Богдановой Н. А. Для разработки критериев качества диагностической сессии была создана рабочая группа под руководством заведующей ЦПМПК Богдановой Н. А. За основу была взята публикация директора Орловского областного ППМС-центра А.Я. Юдилевича«Менеджмент качества деятельности психолого-медико-педагогических комиссий». За основу была взята публикация директора Орловского областного ППМС-центра А.Я. Юдилевича «Менеджмент качества деятельности психолого-медико-педагогических комиссий». Данные критерии были переосмыслены и дополнены с учетом точки зрения разработчиков (авторов) на данную проблему.

изучение входящих документов; изучение информации от педагогов, от родителей; специально организованное обследование ребенка; Этапы проведения диагностической сессии. Как можно оценить качество каждого этапа?

медицинским логопедическим психологическим педагогическим Знакомство с соответствующи- мими представлениями других специалистов на ребёнка Знакомство с соответствующими представлениями других специалистов на ребёнка других специалистов на ребёнка

Знакомство с входящими документами Специалисты обращают внимание на специфику описания поведения ребёнка Во время выполнения трудовых поручений поручений В естественных условиях Во время школьных занятий Во время игр

По возможности специалисты стараются выяснить у педагогов, родителей дополнительную информацию: о семьё и характере внутрисемейных отношений; информацию о том, какое место занимает ребёнок в семье, каковы ожидания родителей, требования, предъявляемые к ребёнку;

Непосредственно перед проведением диагностической сессии выясняют локус жалоб на ребёнка, которые имеются у сопровождающих его взрослых, специалисты беседуют с ребёнком.

Особое внимание специалисты обращают на соответствующие разделы анамнеза: акушерский – это период беременности и родов; ранний- это первый год жизни ребёнка, когда идёт интенсивное моторное и речевое развитие; последующий анамнез жизни ребёнка

Анализ данной информации позволяет сформировать диагностическую гипотезу, согласно которой отбирается диагностический материал и проводится обследование ребёнка с учётом его возможностей и личностных особенностей. Критерии : 1. Используемые в ходе диагностического обследования на ПМПК диагностические тесты, методики, стимульные и дидактические материалы должны быть рекомендованы Министерством образования либо Учредителем для диагностической работы с детьми соответствующего возраста и соответствующего уровня психического развития.

Критерии : Предъявляемые ребенку в ходе диагностической процедуры стимульные материалы должны по всем параметрам (размеру, цвету, контрастности, читаемости, иным значимым характеристикам) соответствовать эталонам, и быть изготовленными типографским, заводским или иным способом, фирмами, специализирующимися на выпуске тестовых материалов (ИМАТОН, АРКТИ, ИНТЕГРАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, КОГИТО-ЦЕНТР). При использовании в ходе обследования альтернативных (нестандартных) тестовых/методических материалов специалист должен полностью осознавать возможные последствия этого, а при коллегиальном обсуждении сообщать коллегам о причинах использования им такого рода пособий, материалов.

Тактика работы с ребенком в процессе обследования -Ребятам, у которых под влиянием постоянной неуспеваемости выработалось негативное отношение к отдельным учебным предметам, предложить задания в занимательной форме. -При обследовании детей с повышенной утомляемостью использовать такие задания, с помощью которых психические особенности могут быть раскрыты в максимально сжатые сроки. -При работе специалиста с ребенком лучше, если ребенок находится не «через стол» (избегание позиции «глаза в глаза»), а рядом или сбоку. В этом случае контакт устанавливается быстрее, а общение становится более естественным и продуктивным. -В то же время нельзя препятствовать ребенку, если он не захочет слезать с коленей матери, даже, если ребенок уже перешел границы возраста, допускающего подобную «посадку». В этом случае целесообразно проводить обследование в удобной для него позе, но эти и подобные факты не должны остаться без внимания и анализа специалистов в качестве дополнительных диагностических данных, как при построении диагностической гипотезы, так и при анализе особенностей состояния ребенка и возможностей его адаптации в ОУ

– В зависимости от создавшейся ситуации, возраста ребенка, в некоторых случаях имеет смысл специалисту принять такую позу, чтобы его лицо находились на одном уровне (по высоте) с лицом ребенка. Особенно это оказывается плодотворным для установления и поддержания продуктивного контакта с детьми дошкольного возраста, или детьми, трудно вступающими в контакт. Для этого в помещении ПМПК должен быть ковер, или ковровое покрытии для занятий с ребенком, маленькие стульчики, небольшой стол и т.п. – Специалисты должны корректно пресекать все оценочные характеристики родителей, обращенные к ребенку (типа «лопух», «неумеха» и т.п.). – В процессе диагностического взаимодействия при возможности необходимо поддерживать положительный контакт с ребенком. В случае любого выполнения задания нужно давать подкрепления короткими фразами: «Молодец», «У тебя получается». – Также допускаются подобные поощрения со стороны родителей. – В случае расторможенного, гипердинамичного поведения ребенка нельзя одергивать его «в лоб», запрещать трогать что-либо на столе или в комнате, лучше заранее, или по ходу работы убрать со стола посторонние вещи, методики, которые в ближайшее время не будут использоваться, чтобы они не отвлекали ребенка, сказав при этом (в качестве дополнительной мотивации): «А в это мы поиграем попозже». – Не следует пресекать попытки обращения ребенка к взрослому. Можно лишь сказать: «Мама нам не может помочь».

Заключение специалистов Содержание заключения каждого специалиста должно соответствовать профессиональным требованиям, диагностической гипотезе, плану обследования ребенка на ПМПК и отвечать на запрос инициатора обращения в ПМПК. Структура заключения специалиста ПМПК представлена выводами о развитии ребенка и рекомендациями семье, наблюдающему ребенка специалисту по месту жительства по дальнейшему обследованию и наблюдению.

Коллегиальное заключение Наиболее важным моментом проведения комиссии является коллегиальное обсуждение. -Результаты обследования ребенка обсуждаются в форме краткого совещания всех специалистов ПМПК; -Родители (законные представители) и ребенок при этом не присутствуют. - Каждый специалист кратко докладывает свое заключение по ребенку, высказывает мнение о возможном прогнозе развития ребенка в различных ситуациях (как благоприятных для его развития, так и негативных), предлагает собственное видение образовательного маршрута. -Представленные заключения обсуждаются, составляется коллегиальное заключение ПМПК, систематизируются рекомендации. Особые мнения фиксируются в заключениях специалистов.

Общий план обсуждения коллегиального заключения 1. Имеются ли у ребенка признаки психического дизонтогенеза (отклоняющегося развития) или его дезадаптация связана с иными причинами. Наличие дизонтогенеза указывает на необходимость специальной коррекционной работы с ребенком. При отсутствии признаков отклоняющегося психического развития (нарушениях функционального плана) дальнейшая работа с ребенком может быть организована в семье, учебном учреждении при минимальном вмешательстве специалистов;

2. Отмечается тип дизонтогенеза: недоразвитие (тотальное или парциальное), асинхрония развития (дисгармония или искажение), поврежденное или дефицитарное развитие (дефицитарность слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата) либо рядоположенное сочетание нескольких видов отклоняющегося развития, трактуемое как сочетанный, множественный или сложный дефект. Вид, вариант, форма и степень выраженности той или иной категории отклоняющегося развития (дизонтогенеза) позволяет судить о стратегических направлениях коррекционно-развивающей работы, виде коррекционного образовательного учреждения, программе обучения и, что также важно, необходимых условиях получения образования и социализации ребенка с ОВЗ. При отсутствии признаков дизонтогенеза, на этом этапе уточняются и квалифицируются причины дезадаптации, послужившие причиной обращения на ПМПК;

3. Отмечаются индивидуальные особенности развития ребенка – поведенческие, коммуникативные, учебно- познавательные, в том числе его резервные возможности в обучении и социализации. На основании этих данных разрабатываются рекомендации по индивидуальной коррекционно-развивающей работе в рамках комплексного сопровождения ребенка с ОВЗ как в системе образования (учреждения дополнительного образования, ППМС-центра, других учреждений системы образования), так и во «внешних» учреждениях (в условиях реабилитационного центра в системе здравоохранения, социальной защиты, лечебного учреждения).

4. Даются рекомендации по условиям образования (определение образовательного маршрута). С этой целью: Определяется, нуждается ли ребенок в специальных образовательных условиях; Квалифицируются необходимые образовательные условия (обучение в условиях массового образовательного учреждения, при необходимости вид специального (коррекционного) образовательного учреждения, дополнительная специализированная помощь в условиях данного образовательного учреждения и вне его и т.п.); Рекомендуется соответствующая возможностям ребенка программа обучения, форма ее организации (общеобразовательная программа, программа СКОШ соответствующего вида, возможность фронтального или индивидуального обучения, обучения по надомной форме, особые условия обучения); Определяется необходимость дополнительных форм образования, развития, коррекции; Уточняются и конкретизируются особенности сопровождения ребенка соответствующими специалистами или даются рекомендации непосредственно родителям по организации домашних условий развития ребенка (прописывается преимущественно в заключениях специалистов, в их особом мнении, если таковое имеется).

Консультирование родителей (законных представителей), педагогов Деятельность ПМПК не заканчивается на этапе написания коллегиального заключения, и ее результативность в немалой степени зависит от дальнейшего поведения родителей и профессиональной деятельности педагогов. Работа с педагогами осуществляется в ходе индивидуального консультирования и совместного консультирования педагога и родителей каждым специалистом. Сложность работы специалистов ПМПК в работе с родителями заключается в следующем: -недостаточная мотивация, не понимание, а зачастую просто не желание понимать проблемы своего ребёнка, оказывать ему помощь в обучении, взаимодействовать со специалистами.

-некоторые родители, обращаясь за направлением в с/к школу, объясняют, что они живут неподалёку и им это удобно, не понимая того, что у ребёнка нет показаний к обучению в этой школе. Специалисты ПМПК всегда исходят из интересов ребёнка. Специалисты ПМПК всегда исходят из интересов ребёнка. Б еседуя с родителями, специалисты стараются создать атмосферу душевного тепла и поддержки, проявляя эмпатию, показывая своё отношение к родителям как к людям, искренне заинтересованным в устранении трудностей ребёнка, стараясь нацелить их на конструктивный диалог со школой, с педагогом, работающим с их ребёнком, узкими специалистами, объясняя, что только работая в таком тандеме, можно рассчитывать на определённые успехи в преодолении проблем их ребёнка.

По мере необходимости и возможности проводится совместное консультирование и педагога, и родителя, привлекая их к совместному и разностороннему анализу конкретных ситуаций, связанных с психологическими затруднениями родителей, детей, актуализируя наиболее волнующие их вопросы. Специалисты стараются выяснить причины, которые привели ребёнка к данным трудностям. Рассматривая различные варианты решения проблемы, обговаривая как положительные, так и отрицательные моменты выбранного решения. Самое главное- умение «удержаться» в своей профессиональной компетенции (использовать свою профессиональную терминологию, рекомендации по своему профилю). Стараемся найти возможные формы сотрудничества: дневники наблюдения, стена самовыражения, проведение домашних занятий по специально разработанной программе, повторные индивидуальные консультации. Выдача рекомендаций (подбор определённых игр, упражнений) выдаётся как в электронном виде, так и на бумажных носителях.

В завершении консультации, чтобы убедиться в том, что родители действительно все поняли правильно, приняли и без сомнений и колебаний готовы действовать в нужном направлении, мы просим их ответить на вопросы: -Всё ли для вас понятно и убедительно? - Расскажите о том, как вы собираетесь действовать дальше? -Если нужна помощь вы всегда можете обратиться к нам за консультацией При правильной организации консультативного процесса родители (законные представители), другие заинтересованные лица проявляют добровольность и сознательность в принятии тех или иных рекомендаций и следовании им.

Уважаемые коллеги! Спасибо за внимание