Автор: Батюкова Дарья 9а кл. Консультант: Куделина Т.Н. Учитель истории и Обществознания МОУ СОШ 26 Г. Мирный РС(Я)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Якутские костюмы Выполнила: Шайдо Яна 6 «б» Руководитель: Негодина И.К.
Advertisements

Проект тема «Национальная одежда хантов и манси» Автор: ученик 8В класса Ахмедов Рамин Руководитель: учитель химии Коржевская О.В.
Коренные малочисленные народы, проживающие на севере Западной Сибири. Ханты и манси традиционно занимаются охотой, рыболовством и оленеводством. Суровость.
Национальная мужская одежда была однотипна для всего калмыцкого населения, каких- либо особых различий не отмечалось. Нательное белье мужчины состояло.
Казахская национальная одежда отражает древние традиции, связанные с их этнической историей, социальными и климатическими условиями.
Ногайская национальная одежда.
Якутские орнаменты Работа по ИЗО Ученицы 6 класса Мальцевой Евгении МКОУ СОШ 10 Поселка Лебединый.
Женский тульский костюм Чиненова Елена Николаевна учитель технологии МОУ «Анишинская СОШ»
СААМЫ Северный край Саамы (устаревшее название – лопари) – самый западный из коренных малочисленных народов Крайнего Севера России. Численность около.
Выполнили: Ученицы 10«А» класса Средней школы 5 Капарова Анар, Абрамова Валерия.
Народный костюм Работу выполнили: Приварин Даниил, Климова Дарья, Смоленцева Аня.
Народный праздничный костюм Урок изобразительного искусства, 5 класс Автор: Тюгашева Лариса Николаевна Учитель изобразительного искусства МОУ «СОШ с углубленным.
Головной убор женщины был символом хозяйки. Люди верили, что если не носить головной убор можно вызвать гнев покровителя дома. Это приводило к болезням,
Выполнила: Учитель технологии первой квалификационной категории МАОУ «Средняя общеобразовательная школа 18 с углубленным изучением английского языка» Вахитовского.
У КРАШЕНИЯ В КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ С ЕВЕРА. Декоративное творчество с элементами художественного конструирования.
важный атрибут национальной ненецкой мужской одежды, главной функцией которого является подпоясывание одежды, а при необходимости он удлиняет или укорачивает.
Тема урока: ЭСКИЗ ОРНАМЕНТА ПО МОТИВАМ ВЫШИВКИ РУССКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА 5 класс.
К концу ХVIII века Южный Урал был заселен проживавшими рядом русскими, татарами, башкирами, чувашами, казахами, нагайбаками и другими народами.
Презентация учителя технологии МКОУ СОШ п.Кирпичный Гранопольской Е.М.
МКОУ «Тайдаковская СОШ» Символизация вышивки в народном костюме Автор: Стрижко Валентина Ильинична, учитель технологии.
Транксрипт:

Автор: Батюкова Дарья 9а кл. Консультант: Куделина Т.Н. Учитель истории и Обществознания МОУ СОШ 26 Г. Мирный РС(Я)

На просторах Республики Саха среди более чем ста национальностей живут коренные народы - якуты, эвенки, эвены, юкагиры, чукчи и другие народы. Культура каждого из них складывалась веками. Отражение мировоззрения, эстетики и характера народа можно найти в его костюме.

На основе материала, изученного на уроках технологии рассказать о якутском костюме и приобщить молодое поколение к миру прекрасного.

Рассказать об одежде якутского народа и ее назначении. Рассказать о якутских узорах, орнаментах. Рассказать о некоторых якутских национальных праздниках и обрядах. Сияние серебра. Приобщение молодого поколения к миру прекрасного.

Одежда народов Севера очень рациональна и приспособлена к местным климатическим условиям, хозяйственной деятельности и образу жизни. В основном для ее изготовления использовались местные материалы: шкуры оленей, нерп, диких зверей, собак, птиц, кожа рыб.

Зимой носили двухслойную или однослойную одежду из оленьих, реже собачьих шкур. Также зимой носили меховой сон - однобортный кафтан и высокие сапоги из оленьих или конских шкур мехом наружу (этэрбэс). Голенища зимней камусной обуви украшались елочным узором.

Летом носили сон из коровьей или конской шкуры шерстью внутрь, богатые – из ткани. Также сапоги из замши (саары) с голенищами, покрытыми сукном, у женщин – с аппликацией дьабака. Летняя обувь из черненой кожи или ровдуги имела декорированную верхнюю часть, украшенную вышивкой гладью с тамбуром в сочетании с бисером

Из меха соболя или бобра шили женский праздничный головной убор (дьабака). Он имел вид колпака, спускающегося на плечи, с высоким верхом из красного или черного сукна, бархата или парчи, густо обшитым бисером, позументом, бляшками, и непременно с большой серебряной сердцевидной бляхой (туосахта) надо лбом.

Для украшения одежды применялись меха разных цветов, бисер, цветовое сукно, длинная собачья белая шерсть, олений подшейный волос, конский белый крашенный волос, крашеные ремешки и кисти, металлические подвески, бубенчики и т.п.

Если бы орнамент, узоры разукрасили нашу жизнь, словно цветочный луг, то в каком ослепительном украшении перед другими людьми, перед другими народами, перед всем человечеством предстала бы еще одна великая Красота народа Саха...

Орнамент являлся изобразительным искусством народа. Поэтому он так же, как и художественный фольклор, имеет незримо глубокое содержание и может поведать о многом, обладает собственным языком и неразгаданными тайнами.

Если использовалась вышивка, то, как правило, располагалась она по швам и краям одежды, чтобы «мешать» проникновению злых духов в одежду. Орнамент в одежде обладал определенной силой, внушающей владельцу данной вещи чувство уверенности и неуязвимости, силу и мужество. Так, например, изображение солнца или орнамента «паук» означали благопожелание и имели охранительную функцию

Традиционные якутские орнаментальные мотивы – лировидный, сердцевидный, растительный, геометрический (ромбы, квадраты, треугольники, трапеции). Наиболее распространенные швы – тамбурный и косая сетка, цвета – красный, черный, зеленый, желтый, коричневый, синий.

Особенно богато украшались вышивкой головные уборы: рогатая шапка с султаном, девичьи начельники из плотной материи с бисерными нашивками и серебряными подвесками. Якутские женщины до сих пор используют вышитые праздничные безрукавки из шелка, гаруса, атласа, парчи и др., украшенные бисером и кружевом.

Следует заметить, что верования северных народов не позволяли изображать людей, животных и птиц анатомически точно. Потому и существует длинный ряд символов и аллегорий, который сегодня можно «читать», получая определенную информацию в результате расшифровки.

Если мы сохраним орнаменты, основные составляющие Красоты, и будем дальше их развивать, возвысим как шедевр народа Саха, то, без преувеличения, на древе жизни – Аал-Луук масс всего человечества- мы могли бы стать одним из вечнозеленых листьев и еще на долгие века продлился бы расцвет нашего народа

Теоретические исследования по праздничной культуре у разных народов мира показывают, что живым механизмом передачи культурной традиции из поколения в поколение являются именно праздники.

..когда молодой человек вздумал жениться и нашел молодую девку по себе, тогда он дает знать своему отцу, а ежели отец у него умер, то он посылает одного друга своего к отцу невесты, дабы договориться о калыме, то есть о покупке ее..

Одежда якутской женщины, которую одевали подобно божественному небесному оленю, отличается особой красотой, богатством и разнообразием. Когда девочке исполнялось 5-6 лет, Родители уже начинали шить ее свадебный наряд, готовить приданное, заказывать дорогие украшения, готовя дочь к замужеству, чтобы она исполнила свое святое материнское предназначение. Якуты верили, что чем красивее украшения, наряды невесты, тем счастливее будет ее жизнь.

Женские свадебные шубы (сангыйах) – длиной до пят, расширяющиеся книзу, на кокетке, с вшивными с небольшими буфами рукавами и меховым воротником-шалькой. Борта, подол и рукава окаймляли широкие полосы красного и зеленого сукна, позумент. Шубы богато декорировали серебряными украшениями, бисером, бахромой. Их ценили очень дорого и передавали по наследству.

Национальный праздник Ысыах это уникальное духовное богатство якутского народа. Он остается той уникальной культурной нишей, где сохраняется этническая специфика народа: осознание этнической идентичности, национальная одежда, пища, праздничная утварь, ритуальный комплекс, музыкальная культура, фольклор, наконец, традиционное мировоззрение.

Характерно, что одним из важных элементов праздника была праздничная одежда. Участники торжества должны были приходить в традиционной праздничной одежде, женщины надевали серебряные украшения. Замечу, что праздничная одежда у якутов передавалась из рода в род. Прийти на праздник в повседневной одежде рассматривалось как нарушение праздничного этикета.

Народ саха, соприкоснувшийся в своей многовековой истории с разноязычными племенами, многое перенял и усвоил у них. И потому якутские мастера-ювелиры создавали украшения изумительной красоты и тонкости.

Ювелирное искусство по серебру народа Саха имеет глубокие корни: унаследовав богатое искусство древних, великих племен, их традиции, якуты сохранили и перенесли их на север, возродили, обоготили и развивали на этой новой родине, подняли на более высокий уровень,и здесь это искусство достигло своего расцвета.

Женщины и девушки носят большие серьги Harga, чаще в виде колец из серебра или желтой меди с большими стеклянными бусинами. На пальцах все они носят серебряные, медные или оловянные кольца Billisak. Кольца незаклепанные, которые можно сужать и расширять, называются Orgoeptschi. Большой обруч из желтой меди, который они носят вокруг шеи, как тунгусские женщины, называется Kujildseu

Женскую одежду дополняли пояс (кур), нагрудные (илин кэбиhэр), наспинные (кэлин кэбиhэр), шейные (моой симэ5э) украшения, серьги (ытар5а), браслеты (бёгёх), накосники (с үһүө х симэ5э), кольца (би һ илэх), изготовленные из серебра, нередко золота, с гравировкой.

Народная память, этот чистый родник, зов наших предков- сохранила традиции национального костюма. Она подпитывает современных мастеров новыми идеями и замыслами. Ежегодно в Якутске стал проводиться конкурс «Мисс Якутия»

Конкурс "Мисс Якутия" - это праздник красоты, обаяния и грации. Перед девочками из разных улусов нашей республики стоит большая задача: принять участие на звание символа красоты Республики Саха (Якутия). История конкурса "Мисс Якутия" началась в 1996 году.

Народное искусство во все времена было явлением неоднозначным, но особенно сложным в современном мире XXI века. В процессе глобализации и «постмодернизации» современного культурного пространства происходит открытое взаимодействие с неравновесными системами, когда в народном искусстве тесно переплетаются мир природы и мир человека.

Электронная версия «Северной энциклопедии» Энциклопедия Кирилла и Мефодия (2008 год) Интернет-энциклопедия «Википедия»