Народное музыкальное творчество
Введение Музыкальное народное творчество народа концентрирует в себе непреходящие ценности самого народа, опыт поколений в жизненной адаптации по законам времени, нравственности, красоты. На современном этапе особую значимость приобретают эстетическое воспитание и художественное образование детей средствами привлечения к народной культуре. Ведущие педагоги еще в трудах классиков обращали внимание на духовное воспитание молодого поколения, на воспитание нравственности и самобытности нации средствами народной художественной культуры, обращая пристальное внимание на обучающие и воспитательные функции мзыкального народного творчества.
А.П. Чехов писал: «В этом процессе «самообучения» есть немало ценного для педагогики», - обращая внимание на такие виды устного фольклорного творчества, как пословицы, загадки, песни, сказки, раскрывая сущность обычаев и обрядов, он акцентирует внимание, что именно эти жанры народного искусства влияют на умственное, нравственное и эстетическое воспитание, не говоря уже о трудовом и физическом. Но если добавит мелодию и звучание инструментов, то мы получаем шедевр народного творчества.
Я.А. Коменский предлагал для пансофической школы рассказы на моральные темы, которые немаловажную роль играют в устном народном творчестве, а так же загадки и пословицы, которые имели созидательное значение для подрастающего поколения. Более ярко и зрелищно будут звучать данные жанры под аккомпанемент народнорго музыкального инструмента, или театрализованное действо.Немаловажный акцент делал на изучение обычаев того народа, где воспитывается ребенок, отмечая, что параллельно воспитывается и нравственность.
А.С. Макаренко говорил об эстетической роли народных традиций, развлечений в огромном и сложном воспитательном процессе, и тщательном отборе для воспитательных целей. Большое внимание уделял игре и танцу, как ведущим формам приобщения к коллективному отдыху и самовыражению отдельной личности, проявлению талантов. Всё вместе взятое даёт право говорить о важной роли дисциплины Русское народное музыкальное творчество в воспитании будущего проводника народного творчества, это руководителя народного коллектива, являясь составной частью его профессиональной подготовки.
Обрядовое действо на Троицу
Фольклор – как феномен народной художественной культуры Приобщаясь к народному музыкальному творчеству, будущие учителя рассматривают сущность и специфику народного музыкального творчества, феномен музыкального фольклора исследуют в целостном контексте художественной культуры общества как ее особый пласт. В центре внимания оказываются фольклор как феномен художественной культуры, его синкретичная природа, устная форма бытования, истори- ческая периодизация и жанровая система, изучаются также методологи- ческие и методические особенности исследования художественных образцов и практических навыков исполнения народных песен. Предназначено для студентов высших учебных заведений и учреж- дений среднего профессионального образования.
Цели и задачи изучения курса Цель курса заключается в усвоении студентами системы представлений о народной музыкальном творчестве, как совокупности знаний, ценностей, норм, образцов жизнедеятельности людей, появившихся и развивающихся под воздействием социально-исторических условий, средствами возникновения и развития музыкального фольклора Содержание программы направлено на решение основных задач курса: -ознакомить студентов с теоретическими и историческими основами сохранения и развития традиций народной музыкальной культуры; -ознакомить студентов с ролью и местом народного художественного творчества в системе культуры общества; -способствовать развитию интереса у студентов к самостоятельному изучению и осмыслению народного музыкального творчества.
Ознакомление и изучение жанровых особенностей музыкального народного творчества
Песенный фольклор Трудовые припевки и песни Песни земледельческого годового круга Семейно-бытовые и обрядовые песни Хороводные и плясовые Круговые хороводы Напевы скорых хороводных и плясовых песен Эпические песни и сказы Исторические песни Протяжная лирическая песня Частушка
Детский фольклор Загадки Пословицы и поговорки Сказки. Сказки о животных Волшебные сказки Социально-бытовые сказки Потешный фольклор Календарный фольклор Игровой фольклор
Изучение народных музыкальных инструментов История возникновения русских народных инструментов уходит в далекое прошлое. Фрески Софийского собора в Киеве, иконографические материалы, миниатюры рукописных книг, лубочные картинки свидетельствуют о разнообразии музыкального инструментария наших предков. Обнаруженные археологами древние музыкальные инструменты являются подлинными вещественными доказательствами бытования их на Руси. В недалеком прошлом повседневная жизнь русского народа была немыслима без музыкальных инструментов. Практически все наши предки владели секретами изготовления несложных звуковых инструментов и передавали их из поколения в поколение.
У многих народов происхождение музыкальных инструментов связано с богами и владыками гроз, вьюг и ветров. Древние греки приписывали Гермесу изобретение лиры: он изготовил инструмент, натянув струны на черепаховый панцирь. Его сына, лесного демона и покровителя пастухов, Пана изображали непременно с флейтой, состоящей из нескольких стеблей тростника (флейта Пана). В немецких сказках часто упоминаются звуки рожка, в финских пятиструнной арфы кантеле. В русских сказках на. звуки рога и дудки являются ратники, против которых не устоит никакая сила; чудодейственные гусли-самогуды сами играют, сами песни поют, заставляют плясать без отдыха. В украинских и белорусских сказках под звуки волынки (дуды) пускались в пляс даже животные.
П есни, связанные с элементами движения: хороводные, плясовые, игровые Русский хоровод Плясовые песни Игровые песни