Региональное развитие: опыт провинции Ньюфаундленд и Лабрадор Российско-Канадская Конференция по Вопросам Регионального Развития Петрозаводск, Республика Карелия сентябрь 2009 г. Автор доклада: Брент Миид
План презентации Общие сведения о провинции Ньюфаундленд и Лабрадор Краткая информация о Министерстве инноваций, торговли и развития сельских районов Принципы экономического развития Правительство как движущий механизм регионального развития Партнерства с другими уровнями государственного управления федеральным правительством муниципалитетами Партнерство и взаимодействие с сообществами и регионами Определение «точек роста» / сфер, где открываются экономические возможности Адаптация сообществ: решение проблем моногородов, переживших коллапс экономики
Канада Ньюфаундленд и Лабрадор Россия Петрозаводск
США Канада Ньюфаундленд и Лабрадор Сент Джонс
2006 г. Количество жителей по населенным пунктам Ньюфаундленд Legend
2006 г. Количество жителей по населенным пунктам Лабрадор Legend
Общие сведения о провинции Ньюфаундленд и Лабрадор Реальный ВВП по отраслям, данные 2008 г. Сельское хозяйство Лесная промышленность и вспомогательные производства Рыболовство и охота Горное дело Нефтегазовый сектор ЖКХ Строительство Обрабатывающий сектор Оптовая торговля Розничная торговля Транспорт и складское хозяйство Финансы, страхование, недвижимость, аренда Профессиональные, научные и технические услуги Услуги обеспечения бизнеса Информация, культура и отдых Гостиницы и питание Другие услуги Образовательные услуги Здравоохранение и социальное обслуживание Государственное управление Millions of Chained 2002$
Экономика в большой степени зависит от добычи природных ресурсов исторически провинция имела торговые связи с Европой и другими частями света на протяжении свыше 400 лет В настоящее время экспортная продукция направляется в более, чем 100 стран Экспортные рынки: 41,4% экспорта направляется в другие провинции Канады; 32,8% в США; 12,8% в Европу; 9,3% в Азию Общие сведения о провинции Ньюфаундленд и Лабрадор
Общие сведения по инновациям, торговле и развитию сельских районов Министерство является ключевым ведомством, отвечающим за экономическое развитие В 2004 г. Министерство получило новое название, отражающее его роль в продвижении инноваций и реализации программы экономического развития провинции Министерство применяет подходы, основанные на принципе децентрализации: имеется Головной офис, 5 региональных офисов и 17 территориальных офисов Цель Построить диверсифицированную, конкурентоспособную экономику и создать эффективны и процветающие районы по всей провинции
Интегрированный подход к региональному экономическому развитию INTRD
Интегрированный подход к региональному экономическому развитию INTRD
Интегрированный подход к региональному экономическому развитию INTRD Выстраивание отношений лидерства в сообществах и региональной кооперации Содействие развитию навыков Рост экономической активности Определение инфраструктурных проектов и возможностей для инвестирования Закрепление молодежи Открытие широкого доступа к государственным услугам
Интегрированный подход к региональному экономическому развитию INTRD Выстраивание отношений лидерства в сообществах и региональной кооперации Содействие развитию навыков Рост экономической активности Определение инфраструктурных проектов и возможностей для инвестирования Закрепление молодежи Открытие широкого доступа к государствен ным услугам Инновации Поддержка малого и среднего бизнеса Деловая промышленная и экономическая информация Содействие бизнесу развитие торговли и инвестиций Региональная диверсификация и рост промышленности
Принципы подхода к региональному экономическому развитию Делать упор на региональном промышленном развитии Совмещать промышленное развитие с созданием малых предприятий Видеть связь между социальным и экономическим развитием Понимать, что инновации и технологии являются основой промышленного развития Привлекать к участию в экономическом развитии все заинтересованные стороны Правительству принадлежит важная роль организатора и координатора
Правительство как координатор и организатор Ключевые компоненты: Эффективный бизнес-анализ Включение потенциала выработки политики и планирования, включая получение экономической информации, проведение исследований и оценки Разработка мер поддержки диверсификации Интеграция и координация действий с государственными органами Партнерство с федеральным и муниципальным (местным) уровнями управления Партнерство и взаимодействие с сообществами и регионами
Бизнес-анализ и развитие Опыт и знания в сфере развития бизнеса Опыт в сферах финансов, рынков, торговли и экспорта Позволяют сохранить и расширить бизнес Нельзя поддерживать бизнес, не понимая его основ
Потенциал выработки политики и планирования Необходим для выработки политики и программ Для оценки программ и услуг следует разработать четкие показатели эффективности Экономическая и рыночная информация, анализ трендов, исследования и консультации В центре внимания – принятие решений, основанных на достоверной информации
Разработка ключевых мер поддержки Меры развития рынка труда (подписание соглашений по рынку труда с федеральным правительством) Инициативы по развитию мобильности трудовых ресурсов (привлечение и удержание квалифицированных работников) НИОКР (Совет по исследованиям и развитию - Research and Development Council) Образование и повышение квалификации (обучение, соответствующее стратегиям развития секторов и конкретным потребностям на рабочих местах) Развитие инфраструктуры (Broadband) Привлечение инвестиций (Стратегия по привлечению бизнеса) Создание и рост малых и средних предприятий
Интеграция и координация действий с государственными органами Поддержкой диверсификации занимаются многие министерства и агентства Горизонтальное планирование обеспечивает скоординированный и эффективный подход В качестве примеров можно привести усилия по борьбе с бедностью, привлечению и удержанию молодежи, развитие рынка труда, выработку иммиграционной стратегии
Партнерство с федеральным правительством В Канаде федеральное правительство является одним из основных участников регионального экономического развития Сотрудничество между министерствами провинций и министерствами федерального правительства является необходимым для достижения успеха Партнерство позволяет делиться данными бизнес-анализа и другой информацией; объединять ресурсы в целях стратегического развития, координировать усилия и финансовые средства Партнерство дает возможность применять подход, ориентированный на интересы клиента и получение результатов Партнерство важно для определения (и признания) региональных интересов и потребностей, выработки эффективной политики
Партнерство с муниципальными (местными) властями Местные органы власти все более вовлекаются в экономическое развитие В провинции Ньюфаундленд и Лабрадор это все еще представляет проблему из-за большой доли сельского населения, населенных пунктов с небольшой налоговой базой и потенциалом и меняющейся демографической ситуации Тем не менее, муниципальные власти – важный участник процесса, в силу играемой ими важной роли в создании инфраструктуры и предоставлении государственных услуг Проблемы экономического и географического свойства заставили изучать возможные введения форм регионального управления
Партнерство и взаимодействие с сообществами и регионами В последние годы в провинции Ньюфаундленд и Лабрадор опробовано множество различных подходов к взаимодействию с сообществами При проведении анализа публичной политики правительство использует «сельскую призму» Ньюфаундленд и Лабрадор изучает новые модели управления, согласно которым регионам отводится более важная роль в принятии правительственных решений
Партнерство и взаимодействие с сообществами и регионами Усвоенные уроки: Необходимо четко определять роли и сферы ответственности Следует задействовать потенциал местных групп в отношении планирования и взаимодействия; ресурсы необходимы там, где они будут использованы Постоянно меняющаяся обстановка требует непрерывного мониторинга и оценки приоритетов Нельзя всех стричь под одну гребенку существует риск, что одним и тем же вопросом будут заниматься несколько групп
Нахождение возможностей для роста Провинция Ньюфаундленд и Лабрадор богата природными ресурсами Существует возможность внедрять инновации и диверсифицировать сырьевые отрасли и в то же время развивать новые секторы экономики Наибольших успехов удается добиться при диверсификации ресурсных отраслей (рыболовство = океанские технологии; рыболовтство = вторичная переработка; рыболовство = аквакультура; энергия = энергетические технологии; лесная промышленность = продукция деревообработки) Правительством разработаны стратегии конкретно для ряда секторов (океанские технологии; диверсификация лесной промышленности; энергетика)
Нахождение возможностей для роста Исследования и анализ конкурентных преимуществ провинции открыли возможность развития других секторов Примеры: Медико-биологические науки: исследования в области генетики Аквакультура: используются традиционные знания в области рыболовства Туризм: результат обширного природного и культурного наследия На сегодня успехи в других областях, таких, как информационные технологии, аэрокосмическая и оборонная промышленность невелики Очень важно держать в центре внимания поставленные цели
Нахождение возможностей для роста Продолжение В настоящее время в центре внимания провинции находятся два вопроса: НИОКР: расширение государственной поддержки и привлечение в большем объеме инвестиций частного сектора Готовность к экспорту: компании являются инновационными, проводят коммерциализацию прекрасных изделий и услуг, но не имеют достаточно возможностей для выхода на экспортные рынки
Этапы развития бизнеса Идея НИОКР Поддтверж дение концепции Пред- коммерческий этап Выход на рынок Расширение бизнеса
Адаптация сообществ – Решение проблемы крушения бизнеса в моногородах Эта работа составляет значительную часть нашего мандата и требует значительных ресурсов Наиболее остро эта проблема стоит в сфере рыболовства и в лесном хозяйстве (рыбоперерабатывающие заводы и заводы по производству целлюлозы) Попавшие в трудное положение сообщества имеют население от 500 до человек; многие из них являются центрами обслуживания более крупных районов ( – человек) Социальное и экономическое воздействие весьма сильно и требует приняти и краткосрочных и долгосрочных мер
Адаптация сообществ – Решение проблемы крушения бизнеса в моногородах Продолжение Основные характеристики: Крупные корпорации Производство зависит от международных/экспортных рынков Социальная структура сообщества напрямую завязана на работодателе Относительно высокие заработки (в обрабатывающем секторе) Экономика мало диверсифицирована Предприятия ориентированы на предоставление услуг или являются звеньями логистической цепи
Адаптация сообществ – решение проблемы крушения бизнеса в моногородах Продолжение Подход: Создан Комитет в составе ключевых министров и старших должностных лиц (Министерство экономического развития, Министерство людских ресурсов/труда, Министерство по делам муниципалитетов, Министерство образования и т.п.) Цель – добиться координации действий Создан Комитет по экономическому развитию сообщества (основные заинтересованные стороны на местном уровне), получивший в свое распоряжение некоторые ресурсы, позволяющие разработать план действий Экономическое планирование началось одновременно с объявлением о закрытии производства
Адаптация сообществ – решение проблемы крушения бизнеса в моногородах Продолжение Ресурсы: Использовать местные ресурсы при экономическом планировании и предоставлять услуги, необходимые для адаптации (например, консультирование) В некоторых случаях необходимо выделять новое финансирование. Однако, в целом, обычно применяется целевой подход, при котором используются существующие программы финансирования. Информационное взаимодействие: Абсолютно необходимо по мере того, как разворачивается процесс Трудно управлять ожиданиями; мгновенно действующих решений нет, хотя некоторые их ожидают
Адаптация сообществ - продолжение План: Диверсификация требует опоры на существующие в сообществе ресурсы И в Стивенвилле и в Гранд Фоллз были расширены возможности после-школьных учебных заведений Использовались возможности (туризм, выращивание клюквы и т.п.),которые всегда присутствовали ранее, но не были задействованы Диверсификация промышленности в большой степени зависит от наличия рабочей силы и её способности адаптироваться (tпередача навыков, переобучение и т.п.) Необходимо использовать четко просчитанный стратегический подход и тогда появятся множество идей и планов
Выводы Правительство может выступать эффективным организатором и координатором Для достижения успеха необходимо применять интегрированный подход, задействовать все уровни управления Наличие у правительства исследовательского потенциала способствует выработке эффективной политики и стратегии Также для успеха необходимо вовлечь в работу сообщества