ПРОГРАММНОЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЕ ОПЫТ СЛОВАКИИ Ян Марушинек Тбилиси, июнь 2007.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
РЕФОРМА УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН Джамшид Кучкаров, Заместитель Министра Финансов Республики.
Advertisements

Бюджет, ориентированный на результат Астана, март 2007 г.
1 Учебный пример : Формирование бюджета в Словении, ориентированное на результаты исполнения – Достижения на сегодняшний день и препятствия, с которыми.
Республика Молдова Министерство финансов Прогресс реформ в процессе подготовки бюджета гг.Варшава Февраль 2005.
Подотчетность руководителей в государственном секторе – опыт и проблемы Республики Хорватия Ивана Малетич, Госсекретарь Министерство финансов Пленарное.
Системы оценки эффективности управления государственными финансами (PEFA) Инструмент реформирования бюджета ОПЫТ ГРУЗИИ.
Контроль реализации государственных программ Российской Федерации в Федеральном казначействе Заместитель начальника Управления внутреннего контроля (аудита)
Результаты опроса Рабочая группа бюджетных экспертов (BCOP) PEMPAL Тбилиси, Грузия.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС В ЛИТВЕ Римантас Векис Министерство финансов Вильнюс – Москва сентябрь 2004 г.
Государственный финансовый отчет Реформа учета в государственном секторе экономики в Словакии Петер Иванек Министерство финансов Словацкой Республики Семинар.
Управление реализацией государственных программ Российской Федерации в Федеральном казначействе и соответствующий Порядок, утвержденный руководителем Федерального.
Управление по результатам и бюджетирование, ориентированное на результат, в Латвийской Республике Валерий Стурис Государственная канцелярия Департамент.
Бюджетная классификация и план счетов в Албании. Исторический обзор В начале 90-х годов Албания перешла от централизованной экономической системы к рыночной.
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КАЗНАЧЕЙСТВА Министерство финансов Республика Хорватия.
Организация процесса оценки эффективности бюджетных расходов в Республике Карелия ДОКЛАД З аместителя Министра финансов Республики Карелия И.И. Ахокас.
Выполнил: Кляпов Никита. Министерство финансов РФ это федеральный орган исполнительной власти; обеспечивает проведение единой государственной финансовой.
Оценка государственных программ Джамиля Асанова мая 2010 Новосибирск.
Теоретические основы необходимости внедрения БОР.
Основные задачи развития стратегии внутреннего аудита в Беларуси 2-й Семинар Сообщества практикующих аудиторов Кишинев, Молдова июня 2007года Лилия.
Бюджетирование, ориентированное на результат в Федеральной службе по тарифам.
Транксрипт:

ПРОГРАММНОЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЕ ОПЫТ СЛОВАКИИ Ян Марушинек Тбилиси, июнь 2007

Общее замечание по программному бюджетированию ДЛЯ ЧЕГО ХОРОШО ПРОГРАММНОЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЕ ? Подотчетность Продуктивность и эффективность Прозрачность 1. ЭТО ИНСТРУМЕНТ АССИГНОВАНИЯ 2. ЭТО ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ

Содержание презентации Нынешняя стадия развития Будущие сложности Краткая история программного бюджетирования в Словакии Примеры программы

Краткая история ПБ в Словакии РАННИЕ СТАДИИ: ФАЗА ДИЗАЙНА (2000-1) Препятствия: понимание программного бюджетирования сводится только к ограниченным временем государствен- ным мероприятиям; среднее звено руководства Минфина не отождествляется с изменениями в системе бюджетирования Советник Казначейства США (по просьбе министра) начина- ет подготовку к программному бюджетированию в Словакии Пилотные отраслевые министерства представляют простые программные структуры для бюджета 2002 г. Министр принимает решение о постепенном представлении системы: 4 пилотных отраслевых министерства, в 2003 г. их количество увеличилось до 10 и к 2004 г. полностью программный бюджет

Краткая история ПБ в Словакии СИСТЕМА НАЧИНАЕТ РАБОТАТЬ (2002-3) Минфин издает методологию по ПБ для использования в 2003 г. и интенсивно направляет отраслевые министерства во время процесса подготовки к программному бюджетированию Новый министр финансов поддерживает изменения и подтверждает решение о полном внедрении ПБ начиная с 2004 г. На основании Государственного Указа была проведена большая проверка программ, целей и перспектив, Минфин возглавляет новый оргкомитет для координации бюджетных реформ на уровне отраслевых министерств Структура Бюджета 2004 г. полностью программная, но не включает другие субъекты государственного сектора Большая реорганизация происходит в Минфине

Краткая история ПБ в Словакии СИСТЕМА СОЗРЕВАЕТ (2004-6) Издается исправленная методология ПБ, Бюджетные Правила включают определение многолетнего прграммного бюджета Государственная Казна начинает работать, но не поддерживает программную классификацию расходов В обсуждениях по бюджету Минфин переходит от формы затраты/мероприятия к форме производительность/ результаты, часть общих бюджетных затрат распределена для государственных приоритетов, начинается обсуждение о качестве показателей исполнения 6 пилотных отраслевых министерств получают своих бюджетных советников внутри проекта ВБ; их деятельность направлена на усовершенствование составления бюджета и управление бюджетом через программы

Краткая история ПБ в Словакии СИСТЕМА СОЗРЕВАЕТ (2004-6) программные структуры относительно стабилизировались, Минфин наивысший приоритет отдает целям, перспективам и измеряемым показателям качества обсуждение бюджета более структурное, также во время переговоров между министрами и другими политиками исползуется нефинансовая информация Государственное Казначейство также начинает исполнять бюджет по программной структуре с новый модуль программного бюджетирования внутри Бюд- жетной Информационной Системы (БИС) начинает работать, полностью интегрируясь со всеми остальными модулями БИС

Нынешняя стадия развития ЗАИНТЕРЕСОВАННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ Минфин Отраслевые министерства ПравительствоSAOПарламент Общественность, пресса

Нынешняя стадия развития БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС ИСПОЛНЕНИЕ МОНИТОРИНГ И ОЦЕНКА ПЛАНИРОВАНИЕ

Нынешняя стадия развития МЕТОДОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПБ Закон о бюджетных правилах Методологический справочник Минфина по программному бюджетированию Руководство по формированию целей, перспектив и измеряемых показателей Руководство по мониторингу и оценке программ (подготавливается)

Нынешняя стадия развития СОСТАВЛЕНИЕ ПРОГРАММ Программы, под-программы и элементы (постоянные) или проекты (временные) Цели (стратегические, долгосрочные, без установленной стоимости), перспективы (особые, ежегодные или многолетние, установленной стоимости) Правительство утверждает структуру программы, Парламент утверждает программы, отобранные цели и перспективы МОниторинг проводится раз в полгода, в настоящее время оценка не проводится

Нынешняя стадия развития ЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА ПРОГРАММЫ Итоги Результаты Производи- тельность Затраты Цели M-T цели результатов Особые цели Цели производи- тельности Затраты

Нынешняя стадия развития ОБРАЗЕЦ ПРОГРАММЫ Программа: Обеспечение правопорядка Цель: Обеспечить безопасность граждан Под-программа: Патрулирование местности Стратегическая цель: Сократить преступность на 10 % к 2010 г. Измеряемые показатель: Уровень преступности Элемент: Надзор над районами с высокой преступностью Цель: Увеличить наличие полиции на улицах Измеряемый показатель: Количество часов охраны

Нынешняя стадия развития ОБРАЗЕЦ ПРОГРАММЫ II Программа: Дорожная инфраструктура Цель: Увеличить скорость и безопасность транспорта Под-программа: Шоссе для авто- и мото-транспорта Стратегическая цель: Увеличить транспортные возможности дороги Восток-Запад на 10 % к 2010 г. Измеряемый показатель: Транспортная проходимость дороги в тыс. машин/час Элемент: Строительство шоссе для авто- и мототранспорта Цель: Построить50 км новой системы шоссе в 2007 г. Измеряемый показатель: Количество построенных км

Программа070: Тюремная система Цель Обеспечить правильное действие заключения, а также безопасности зданий прокуратуры и суда в соответствии с национальными требованиями и рекомендациями ЕС Среднесрочная цель результата Увеличить заключение приговоренных с 84% в 2004 г. до 95% в 2010

Программа 070: Тюремная система Особая цель Постепенно увеличить среднее количество заключенных на одного охранника, достигнуть среднего соотношения 2,23 в 2007 г. Цель производительности Увеличить возможности тюрем до 250 коек и достигнуть общего количества в 2007 г.

Программа 070: Тюремная система Показатели итога % граждан, чувствующих себя безопасно на улицах Отношение повторных преступлений к общему количеству преступлений Показатели результата % заключенных из приговоренных Среднее количество заключенных на одного охранника

Программа 070: Тюремная система Показатели производительности Возможности тюрем Средняя площадь на одного заключенного (кв. м) % работающих заключенных Показатели затрат Число приговоренных Число тюрем Число охранников

Сложности в будущем ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ Создание функциональной системы мониторинга и оценки (МиО) Вовлечение других институтов (в основном SAO) Единый нисходящий подход (стратегические меры политики) Усовершенствовать составление программы (иерархия и качество целей) Децентрализация формирования бюджета в отраслевых министерствах

Испытания в будущем ТЕХНИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ Усовершенствовать процесс интеграции фондов ЕС в бюджет Усовершенствовать управление программами с множественными министерствами Внести порядок в нефинансовые данные Подведение IT систем к возросшим требованиям Усовершенствования в бюджетном процессе (бремя реформ)

Спасибо за Ваше внимание

Мониторинг и оценка Установление МиО – это долгий процесс, начинающийся с простой централизованной модели до усовершенствованной децентрализованной Должны обеспечить обратную связь с теми, кто принимает решения и менеджерами программ для того, чтобы суметь поднять их продуктивность и эффективность В странах OECD нет универсальной модели для функций МиО Каким-то образом должны быть вовлечены в бюджетный процесс, иначе МиО будет просто формальностью

Мониторинг и оценка МОНИТОРИНГ Во время и сразу после фазы исполнения программы Концентрируется на финансовых аспектах и физических результатах Регулярная (частая) деятельность, направленная на проверку успехов, достигнутых в осуществлении программ Выполняется мониторинговыми единицами самого отраслевого министерства

Мониторинг и оценка ОЦЕНКА Исполненная до (ожидаемая) или после (фактическая) начала/конца программы Концентрируется на логике всей программы, ее результатах и эффективности их достижения Специальная (может также быть регулярной, но не частой) деятельность, направленная на оценку исполнения программы Выполняется профессионалами извне, управляется отделениями по оценке и координируется централизованно

Мониторинг и оценка ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИГОТОВЛЕНИЯ Отделения по мониторингу и оценке в отраслевых министерствах Одновременно со стороны Правительства координация методологии и осуществления МиО (Комиссия Минфина) Тесная связь с бюджетным процессом для реального улучшения исполнения программы (политика кнута и пряника) Расширенная программа переобучения для государственных работников (либо дополнительно нанять новых работников, либо снизить объем работы по исполнению текущих заданий)

Управление данными ФИНАНСОВЫЕ ДАННЫЕ Фаза подготовки бюджета Фаза исполнения бюджета (уточненный бюджет, данные Казначейства) Учет Используемая классификация должна быть последовательной Сопоставительные таблицы помогают сохранять последний временной ряд

Управление данными НЕФИНАНСОВЫЕ ДАННЫЕ Распространить между различными источниками/ пользователями Должна применяться та же самая логика, что и с финансовыми данными Интегрированная система упраления IT должна содержать финансовые и нефинансовые данные Анализ бюджета невозможен без нефинансовых данных