О корректировке Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики, повышении энергоэффективности экономики и уровня использования ВИЭ И.С. Кожуховский.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Руководитель проектной группы по развитию возобновляемых источников энергии ЗАО «АПБЭ» А.В. Конев Золотое кольцо, 10 сентября 2008 г. Агентство по прогнозированию.
Advertisements

Распоряжение Правительства РФ от Р МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственная программа РФ «ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ И РАЗВИТИЕ.
Лекция 5 Региональные, муниципальные законы и постановления в области энергосбережения.
Развитие Белорусской энергетической системы в 2011 – 2015 годах.
Энергетическая безопасность как основной приоритет ЭС-2030 «Энергетика и Стратегия национальной безопасности России» Круглый стол Комитета Госдумы по науке.
О ходе реализации региональной программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Ивановской области на годы» Член Правительства.
Д.т.н., проф. Бушуев В.В. Институт энергетической стратегии (Минэнерго России, Союз нефтегазопромышленников России) 15 октября, 2009 г. Энергоэффективность.
М ] ф Государственная программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности на период до 2020 года Воронин Филипп Игоревич.
1 Правовая база в сфере энергосбережения Основные нормативно-правовое акты Федерального уровня: Федеральный закон от ФЗ «Об энергосбережении.
ЗАО «Агентство по прогнозированию балансов в электроэнергетике» Генеральный директор И.С. Кожуховский 15 июня 2012 г. Всероссийское совещание по вопросу.
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ НАДЕЖНОСТЬ Денис Башук Директор по производству ООО «Газпром энергохолдинг» «Новая Россия Новая Энергетика»
12/12/20131 Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до Договоры предоставления мощности и инвестиции в российскую электроэнергетику.
1 Об энергосбережении в Ярославской области Департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области.
Совещание с участием руководителей управляющих компаний, ТСЖ и органов исполнительной власти Ярославской области «Реализация региональной адресной программы.
1 Разработка программ в области энергосбережения и повышения энергоэффективности ГУ «Центр энергосберегающих технологий Республики Татарстан при Кабинете.
Председатель Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам Р.М.Хазиев.
Технология разработки программ энергосбережения и повышения энергоэффективности И.А. Башмаков Центр по эффективному использованию энергии
1 Россия в условиях обострения борьбы за невосполнимые природные ресурсы Симпозиум «Энергетика и безопасность» Москва, 21 ноября 2008 г. А.И. Громов, к.г.н.,
Июнь 2010 Численность населения мира Каждое десятилетие в среднем численность населения мира увеличивается на 16,9% При этом каждый родившийся человек.
1 НОВАЯ ГЕНЕРАЦИЯ Вторая угольная волна Рост потребления Поддержание низких цен на электроэнергию Поддержание низких цен на электроэнергию Качественное.
Транксрипт:

О корректировке Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики, повышении энергоэффективности экономики и уровня использования ВИЭ И.С. Кожуховский Генеральный директор Агентства по прогнозированию балансов в электроэнергетике РСПП Комитет по энергетической политике Ростов-на-Дону

Содержание 1. Основные задачи АПБЭ 2. Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики на период до 2020 года 3. Мониторинг Генеральной схемы 4. Приоритеты при корректировке Генеральной схемы 5. Повышение энергоэффективности российской экономики 6. Повышение уровня использования ВИЭ в России 7. Предложения в проект решения 2

Основные цели и функции, реализуемые АПБЭ Миссия АПБЭ обеспечение субъектов электроэнергетики и органов государственного управления объективными данными о состоянии электроэнергетики, ее влиянии на экономику страны и окружающую среду, комплексными аналитическими разработками и прогнозами ее развития для принятия эффективных краткосрочных и долгосрочных управленческих решений. Главные цели деятельности АПБЭ: - обеспечение преемственности в выполнении общесистемных прогнозно-аналитических функций РАО «ЕЭС России» и их дальнейшее развитие в условиях постреформенной электроэнергетики; - обеспечение субъектов электроэнергетики регулярной информацией о состоянии и перспективах развития электроэнергетики для минимизации рисков принятия ими неэффективных управленческих решений; - обеспечение информационно-аналитической поддержкой функционирования государственной системы прогнозирования в электроэнергетике. 3

Генеральная схема – документ, определяющий развитие электроэнергетики на период до 2020 года Действующая Генеральная схема разработана в гг. АПБЭ по поручению Минэнерго России (отчетный год – 2006) и одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2008 г. 215-р В Генеральной схеме пообъектно представлены: – электростанции общесистемного (федерального) уровня - атомные электростанции, тепловые электростанции установленной мощностью 500 МВт и выше, гидроэлектростанции установленной мощностью 300 МВт и выше; – электрические сети напряжением 330 кВ и выше, а также ЛЭП 220 кВ для выдачи мощности новых электростанций, межсистемные и межгосударственные линии электропередачи. 4

Условия, предшествующие разработке Генеральной схемы Авария в Московской энергосистеме (май 2005), холодная зима гг., экстремальный рост электропотребления в 2006 г. (4,2%) Дефицит генерирующей мощности и сетевые ограничения в отдельных регионах, угроза, что электроэнергетика может стать инфраструктурным тормозом экономического развития страны Отсутствие в течение ряда лет значительных вводов мощности, дефицит инвестиционных средств на развитие электроэнергетики в условиях тарифного регулирования 5 Внешние условия, при разработке Генеральной схемы Прогноз макроэкономических условий, на которых основывалась разработка Генеральной схемы Условия, предшествующие разработке Генеральной схемы Оптимистические оценки экономического роста в России и темпов роста спроса на электроэнергию Благоприятные перспективы привлечения инвестиционных средств в электроэнергетику как из госбюджета (инвестиционный фонд), так и частных инвестиций, в том числе зарубежных; Прогноз более низких темпов роста цен на уголь по сравнению с ростом цен на газ повышал привлекательность угольной генерации.

Развитие тепловой генерации с увеличением доли ТЭС на угле при интенсивном с нижении доли ТЭС на газовом топливе Развитие тепловой генерации с увеличением доли ТЭС на угле при интенсивном с нижении доли ТЭС на газовом топливе Опережающие темпы создания сетевой инфраструктуры по сравнению с развитием генерации с учетом принципа разумной избыточности Опережающие темпы создания сетевой инфраструктуры по сравнению с развитием генерации с учетом принципа разумной избыточности Минимизация удельных расходов топлива на производство электро- и теплоэнергии п утем внедрения современного высокоэкономичного оборудования, работающего на т вердом и газообразном топливе Минимизация удельных расходов топлива на производство электро- и теплоэнергии п утем внедрения современного высокоэкономичного оборудования, работающего на т вердом и газообразном топливе Вывод из эксплуатации всего отработавшего ресурс оборудования 90 ата и ниже на ТЭС с твердым топливом, паросиловых конденсационных агрегатов любых параметров и т еплофикационных агрегатов 90 ата и ниже на газомазутных ТЭС Вывод из эксплуатации всего отработавшего ресурс оборудования 90 ата и ниже на ТЭС с твердым топливом, паросиловых конденсационных агрегатов любых параметров и т еплофикационных агрегатов 90 ата и ниже на газомазутных ТЭС Предельно возможное увеличение доли генерации, не использующей органическое топливо – АЭС и ГЭС Предельно возможное увеличение доли генерации, не использующей органическое топливо – АЭС и ГЭС Опережающее развитие электроэнергетики для надежного обеспечения потребителей э лектрической и тепловой энергией Опережающее развитие электроэнергетики для надежного обеспечения потребителей э лектрической и тепловой энергией 6 Приоритеты развития электроэнергетики, заложенные при формировании Генеральной схемы

Снижение электропотребления в текущем году и неопределенность темпов роста спроса на электроэнергию, связанная с экономическим кризисом; На 2009 г. в целом по стране прогнозируется спад электропотребления на 4,5 %. В гг. ожидается рост электропотребления, но с умеренными темпами. В последующий период после 2011 г. прогнозируется выход на темпы роста электропотребления, соответствующие докризисному уровню. Ограниченность государственных средств (ресурсов) на развитие атомной и гидроэнергетики; Недоступность долгосрочных кредитов на финансирование развития электроэнергетики; Прогноз более дешевых цен на газ (привязанных к мировой цене на нефть) по сравнению с ожидаемыми ранее, при сохранении высоких цен на уголь; Отклонение перечня объектов в инвестиционных программах генерирующих компаний от перечня вводов в Генеральной схеме. Распоряжением Правительства РФ от р предусмотрен мониторинг реализации Генеральной схемы с представлением ежегодно в 1 квартале доклада в Правительство РФ АПБЭ по поручению Минэнерго России провело мониторинг Генеральной схемы (завершен в марте 2009 г.) На настоящий момент выявлены существенные изменения внешних и внутренних условий развития электроэнергетики: 7 Мониторинг Генеральной схемы

8 Мониторинг Генеральной схемы. Уровни спроса на электроэнергию

Возможное сокращение вводов на АЭС на 13,5 ГВт АЭС ГС АЭС Мониторинг ГЭС ГС ГЭС Мониторинг ОАО «РусГидро» предусматривает сокращение вводов на ГЭС на 5,6 ГВт ГВт ГВт ГВт ТЭС на угле ГС ТЭС на угле Мониторинг ПГУ и ГТУ ГС ПГУ и ГТУ Мониторинг Снижение предусмотренных ГС вводов на угольном топливе на 29,5 ГВт Снижение предусмотренных ГС вводов ПГУ и ГТУ на 33,8 ГВт 9 Мониторинг Генеральной схемы Вводы установленной мощности

Демонтаж ТЭС ГС Демонтаж ТЭС Мониторинг Если на государственном уровне не будут приняты меры по изменению данной негативной тенденции, то сокращение объемов выбытия из эксплуатации отработавшего ресурс оборудования не позволит существенно повысить эффективность действующих электростанций ГВт Проведение мероприятий по продлению срока службы экономически эффективнее замены из-за существенного удорожания удельных капиталовложений 10 Объемы вывода из эксплуатации оборудования не подтверждаются энергокомпаниями Генеральная схема Прогнозный баланс АЭС гидрогенерация генерация на газе генерация на угле Удельные кап. вложения, $ / кВт

1.Предлагаемые энергетическими компаниями объемы вводов мощности на электростанциях в период до 2020 года (около 105 ГВт) в основном обеспечивают перспективную потребность в генерирующей мощности при уровне электропотребления целевого варианта 2.Отклонения факта от Генеральной схемы столь существенны, что необходимо приступить к ее корректировке 11 Выводы на основе Мониторинга Генеральной схемы

Сохранить приоритет опережающего развития сетевой инфраструктуры по сравнению с развитием генерации. Обеспечить увязку сроков вводов линий электропередачи для выдачи генерирующей мощности и соответствующих генерирующих объектов Сохранить приоритет опережающего развития сетевой инфраструктуры по сравнению с развитием генерации. Обеспечить увязку сроков вводов линий электропередачи для выдачи генерирующей мощности и соответствующих генерирующих объектов Долю в энергобалансе АЭС и ГЭС следует ограничить, исходя из возможностей государственной поддержки их сооружения, с учетом экономической оптимизации Долю в энергобалансе АЭС и ГЭС следует ограничить, исходя из возможностей государственной поддержки их сооружения, с учетом экономической оптимизации Сохранить принцип опережающего развития электроэнергетики по сравнению с остальной промышленностью Сохранить принцип опережающего развития электроэнергетики по сравнению с остальной промышленностью Цены на электроэнергию должны обеспечивать возможность для компенсации эксплуатационных и инвестиционных затрат, стимулировать энергосбережение у потребителей, быть конкурентоспособными с зарубежными производителями электроэнергии Цены на электроэнергию должны обеспечивать возможность для компенсации эксплуатационных и инвестиционных затрат, стимулировать энергосбережение у потребителей, быть конкурентоспособными с зарубежными производителями электроэнергии 12 Предлагаемые приоритеты при корректировке Генеральной схемы

Угольная генерация должна развиваться. В Европейской части России она является гарантом энергетической безопасности. Угольная генерация должна развиваться. В Европейской части России она является гарантом энергетической безопасности. Четко определить статус Генеральной схемы, усилив ее обязательность для государственных компаний и органов исполнительной власти при решении в опросов отвода и резервирования земель, а также создав экономические стимулы для частных инвесторов по ее реализации. Четко определить статус Генеральной схемы, усилив ее обязательность для государственных компаний и органов исполнительной власти при решении в опросов отвода и резервирования земель, а также создав экономические стимулы для частных инвесторов по ее реализации. Повысить эффективность использования природного газа в электроэнергетике. Демонтировать газомазутные паросиловые энергоблоки, отработавшие ресурс, и заменить их на парогазовые установки. Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики должна быть увязана и синхронизирована с Генеральной схемой развития газовой отрасли Повысить эффективность использования природного газа в электроэнергетике. Демонтировать газомазутные паросиловые энергоблоки, отработавшие ресурс, и заменить их на парогазовые установки. Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики должна быть увязана и синхронизирована с Генеральной схемой развития газовой отрасли 13 Предлагаемые приоритеты при корректировке Генеральной схемы

Показатель ОЭС Юга Установленная мощность на , МВт, в том числе:16 228,5 АЭС1 000 ГЭС5 440,7 ТЭС9 787,8 Максимум нагрузки совмещенный с ЕЭС, МВт Величина перетоков мощности из соседних ОЭС, МВт1 512 Экспорт (+), МВт397 Основные показатели работы ОЭС Юга за 2007 год 14

Мониторинг Генеральной схемы по зоне ОЭС Юга Снижение уровня спроса на электроэнергию 15

Мониторинг Генеральной схемы по зоне ОЭС Юга Вводы установленной мощности на АЭС Изменение вводов на АЭС не предполагается АЭС ГС АЭС Мониторинг ГВт 16 Генеральная схемаПрогнозный баланс гг. Волгодонская АЭС3300 Вводы на АЭС, МВт

Мониторинг Генеральной схемы по зоне ОЭС Юга Новые вводы установленной мощности ГЭС и ГАЭС ГЭС и ГАЭС ГС ГЭС и ГАЭС Мониторинг Сокращение новых вводов на ГЭС на 1,7 ГВт* ГВт Генеральная схемаПрогнозный баланс гг. Каскад на р. Андийское Койсу4200 Лабинская ГАЭС6000 Зарамагская ГЭС-1342 * В Генеральной схеме рассматривались ГЭС мощностью 300 МВт и выше, по которым приведено сравнение в таблице. Новые вводы на ГЭС мощностью 300 МВт и выше*, МВт

Мониторинг Генеральной схемы по зоне ОЭС Юга Вводы установленной мощности на угольном топливе ГВт ТЭС на угле ГС ТЭС на угле Мониторинг Увеличение предусмотренных ГС вводов на угольном топливе на 0,9 ГВт** 18 Генеральная схемаПрогнозный баланс гг. Новочеркасская ГРЭС330 Новоростовская ГРЭС01002 Вводы на угольном топливе на ТЭС мощностью 500 МВт и выше*, МВт * В Генеральной схеме рассматривались ТЭС мощностью 500 МВт и выше, по которым приведено сравнение в таблице.

Мониторинг Генеральной схемы по зоне ОЭС Юга Вводы ПГУ и ГТУ ГВт ПГУ и ГТУ ГС ПГУ и ГТУ Мониторинг Снижение предусмотренных ГС вводов ПГУ и ГТУ на 5,8 ГВт 19 Генеральная схемаПрогнозный баланс гг. Волжская ТЭЦ Мостовская ТЭС8000 Астраханская ТЭЦ Краснодарская ТЭЦ Невинномысская ГРЭС (замена) Ставропольская ГРЭС (замена) Вводы ПГУ и ГТУ на ТЭС мощностью 500 МВт и выше*, МВт * В Генеральной схеме рассматривались ТЭС мощностью 500 МВт и выше, по которым приведено сравнение в таблице.

Повышение энергетической эффективности экономики Российской Федерации и уровня производства энергии за счет использования ВИЭ – стратегический приоритет при корректировке Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики на период до 2020 года 20

Удельная энергоемкость экономики России Удельная энергоемкость экономики России в гг. снижалась с опережением прогноза ЭС и уменьшилась на 29% 21 Позитив Факторы снижения энергоемкости: -структурные сдвиги (более медленное, чем рост ВВП, увеличение промышленного производства и жилой площади, опережающий рост сферы услуг); - рост загрузки производственных мощностей (фактор экономии на масштабах производства); -изменение цен; -фактор климата; -технологический фактор (повышение энергоэффективности за счет модернизации и замены оборудования)

Энергоемкость экономики России в 2-3 раза выше, чем в развитых странах мира Энергоемкость: зарубежных стран и Российской Федерации (тнэ/1000 долл.) Негатив 22

В настоящее время потенциал энергосбережения в России составляет порядка 40% от потребления ТЭР 7 млн. тут Потенциал энергосбере- жения по секторам Ограниче- ния на реализацию потенциала энергосбере- жения *) Затраты на реализацию потенциала энергосбережения (с учетом/без учета ограничений) *) *) Графики (ограничения на реализацию потенциала энергосбережения; затраты на реализацию потенциала энергосбережения) приведены условно. После завершения АПБЭ (в ноябре 2009 года) формирования проекта Государственной программы энергосбережения до 2020 года на основании полученных количественных оценок будут построены прогнозные графики Всего 420 млн.тут 23

Прогнозная оценка реализации потенциала организационно-технологического энергосбережения России на период до 2030 года Годы Всего, млн т у.т.В т.ч. электроэнергия, млрд. кВт.ч По оценкам группы Всемирного Банка «Энергоэффективность в России: скрытый резерв» потенциал энергосбережения в стране весьма близок к приведенному и составляет порядка 400 млн. т ут. в год. 24

Согласно Указу Президента России от и КДР-2020: Энергоемкость ВВП России к 2020 году должна снизиться на 40% Повышение энергоэффективности должно стать основным энергетическим ресурсом экономического роста до 2020 г. Повышение энергоэффективности должно стать приоритетом энергетической стратегии России. Важно отметить, что, вопреки распространенному мнению, холодный климат и огромная территория страны не являются непреодолимыми препятствиями для существенного снижения энергоемкости ВВП 25

Минэнерго России инициировало проведение в гг. работ в сфере энергоэффективности (Исполнитель работ по Госконтракту – АПБЭ) Тема Госконтракта: «Разработка предложений по направлениям и целевым ориентирам, важнейшим программным мероприятиям, системе нормативно- правового и организационного обеспечения государственной политики в сфере повышения энергоэффективности экономики и экологической безопасности ТЭК» 5 подпроектов Госконтракта: Энергоэффективность (включая разработку проекта Государственной программы энергосбережения до 2020 г.) Возобновляемые источники энергии; Нормативы; Чистые угольные технологии; Эмиссия парниковых газов. 26

Для управления снижением энергоемкости ВВП необходима система целевых индикаторов энергетической эффективности, состоящая из 5 основных групп: Индикаторы эффективности использования энергоресурсов в экономике в целом Энергоемкость ВВП, электроемкость ВВП, теплоемкость ВВП, газоемкость ВВП и др. Индикаторы эффективности использования всех энергоресурсов в каком-либо секторе Энергоемкость промышленности, транспорта и др. Индикаторы эффективности использования энергии или какого-либо энергоносителя при производстве какого-либо товара или услуги (работы) Энергоемкость производства 1 т цемента, отопления 1 кв.м и др. Индикаторы энергоэффективности нового оборудования Удельный расход энергии при сухом способе производства 1 т цемента, средний расход электроэнергии бытовым холодильником, топливная экономичность новых легковых автомобилей и др. Индикаторы по структуре технологий или парка оборудования по уровню энергоэффективности Доля выплавки на мартеновских печах, доля ламп накаливания в системах бытового освещения и др. 27

Основные составляющие государственной политики повышения энергетической эффективности Создание специализированного государственного агентства по повышению энергоэффективности и формирование работоспособной системы управления повышением энергоэффективности Формирование и мониторинг целевых показателей повышения энергоэффективности Совершенствование статистики энергопотребления и формирование ЕТЭБ Стандарты энергетической эффективности. Сохранение за СНИП «Энергоэффективность в зданиях» статуса обязательных Продвижение энергетических перфоманс-контрактов Программы управления спросом на энергию Предоставление льготных кредитов и субсидий для реализации проектов по повышению энергоэффективности Предоставление бюджетных средств для финансирования повышения энергоэффективности в зданиях и на объектах государственной и муниципальной собственности 28

Экология, СО2 Возобновляемая энергетика Энергоэффективность Повышение энергоэффективности является необходимым, но недостаточным условием повышения конкурентоспособности российского энергетического комплекса. Европейский Союз принял единую энергетическую Стратегию, которая предусматривает достижения к 2020 году трех взаимоувязанных целей « », то есть, сокращения выбросов парниковых газов (к уровню 1990 г.), увеличение доли ВИЭ и повышение энергоэффективности на 20%. Для достижения уровня высокоразвитых стран необходимо использовать три рычага: энергоэффективность, экологию и возобновляемую энергетику совместно и взаимоувязано 29

Возобновляемые источники энергии в России (целевые показатели) Цель год – 4,5% использование ВИЭ без крупных ГЭС и 21% - ВИЭ с крупными ГЭС КДР определен прирост установленной мощности ВИЭ до 22 ГВт к 2020 году (без учета крупных ГЭС) Целевые показатели развития возобновляемой энергетики - отражены в утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г р Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, - включены в проект Энергетической стратегии России на период до 2030 года ВИЭ, всего (без крупн. ГЭС) 2020/2008 ВИЭ, всего, с крупн. ГЭС) Малые ГЭС, до 25 МВт ВетерСолнце Прили- вы Гео- термальн ые Био- масса и биогаз Доля в совокупном производстве, % 4,5 0,9 21,0 19,1 1,1 0, ,1 0 0,3 0 2,0 0,5 Объем производства, млрд. кВт.ч 80,0 8,0 297,0 180,2 20,0 2,7 17,5 0,0097 0,018 0, ,3 0 5,0 0,4 34,9 5,0 30

Пилотные проекты по возобновляемой энергетике в Южном Федеральном округе Теплонасосная система в г.Новошахтинск (3 ТНУ (87060 Гкал/год) + Малая ГЭС(0,1-0,5 МВт) – замена малоэффективных городских котельных Ветроэнергетическая система в г.Ейск – мощность 72МВт Строительство на базе агрокомплекса ЗАО «Родина» (Ейский р-н) биогазовой установки с использованием отходов КРС и растительной биомассы Строительство каскада Малых ГЭС в Карачаево- Черкессии, Кабардино-Балкарии, Ставропольском крае. 31

Ускорение принятия постановлений Правительства РФ по государственной поддержке развития возобновляемой энергетики («О критериях и порядке предоставления из Федерального бюджета субсидий для компенсации стоимости технологического присоединения генерирующих объектов на ВИЭ», «О порядке установления надбавки при определении цены электрической энергии, произведенной на генерирующих объектах ВИЭ»); Включение в ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» нормативных положений по поддержке возобновляемой энергетики при локальном электро- и теплоснабжении; Регулярное обновление Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики с учетом объектов, работающих на ВИЭ; Государственная поддержка отдельных проектов ВИЭ; Введение статуса демонстрационных образцов; Принятие региональных законов об энергоэффективности и разработка региональных программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности Пути решения проблем в развитии возобновляемой энергетики 32

Построение энергоэффективного общества в России – стратегическая задача экономического развития и энергетической политики страны Энергоэффективное общество должно успешно решить задачи оптимального обеспечения энергией социально- экономического развития при стимулирующем воздействии энергетического фактора на уровень этого развития и на оптимизацию энергозатрат Основные выводы 33

Предложения АПБЭ в проект решения РЕКОМЕНДОВАТЬ: 1. Подготовить обращение Полномочного Представителя Президента РФ по ЮФО в Правительство РФ с предложением рассмотреть вопрос о формировании национального проекта «Энергоэффективная Россия» и создании специализированного федерального агентства по повышению энергоэффективности, управляющего процессами в этой сфере. 2. Комитету по природным ресурсам, природопользованию и экологии Госдумы РФ ускорить подготовку ко второму чтению в Госдуме РФ проектов федеральных законов (принятых в 1-ом чтении ): «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения энергетической и экологической эффективности российской экономики». 3. Правительству РФ обеспечить проведение разработки и принятия постановлений и распоряжений по вопросам стимулирования развития возобновляемых источников энергии. 34

Предложения АПБЭ в проект решения РЕКОМЕНДОВАТЬ: 4. Субъектам РФ в ЮФО в период до принятия федерального закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности»: 4.1. Разработать региональные законы «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» Разработать в ЮФО региональные программы (подпрограммы) энергосбережения и повышения энергетической эффективности с учетом имеющегося внутреннего потенциала снижения потребности в топливно- энергетических ресурсах Обеспечить взаимодействие с «Агентством по прогнозированию балансов в электроэнергетике» - разработчиком Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики до 2020 года и проекта Государственной программы энергосбережения (по Госконтракту с Минэнерго России), вносимой Минэнерго России в Правительство РФ в ноябре 2009 года и Правительством РФ в Госдуму РФ в декабре 2009 года. 5. Органам законодательной и исполнительной власти ЮФО организовать отбор и государственную поддержку внедрения в регионах пилотных проектов по повышению энергоэффективности и развитию возобновляемой энергетики. 35

Благодарю за внимание! 36