Рынок биотоплива и технологии «Шелл» Круглый стол РСПП 27 мая 2008 года
Биологические виды топлива Производятся из биомассы – растительных веществ или органических отходов В целом, более низкий уровень выбросов CO 2 в течение срока эксплуатации по сравнению с бензином/дизельным топливом Различаются в зависимости от исходного сырья, процесса изготовления, выработки CO 2 и затрат Могут применяться в двигателях современных автомобилей в виде добавок (в небольших концентрациях) к бензину и дизельном топливу Более высокая концентрацию требует изменение конструкции двигателя Могут способствовать решению проблемы энергобезопасности и экономического развития Биотопливо 1-го поколения из пищевых культур (семена рапса, соя) Биотопливо 2-го поколения из лесных и с/х отходов, (солома, щепка) Сложности и ограничения: Более низкая удельная энергия Как правило, более дорогие Устойчивость (биотопливо 1-го поколения)
Второе поколение биотоплива обеспечивает значительное сокращение выбросов CO 2 из автомобильного топлива грамм CO 2 /км Источник: EUCAR/CONCAWE/ JRC Well to Wheels Study, Первое поколение 50% Второе поколение 90% БензинДизтопливоЭтанолБиоэфирыЭтанол из целлюлозы СЖТ из биомассы
Использование биотоплива может улучшить экологические показатели и не требует серьёзной модернизации инфраструктуры Простота внедрения ( заправочная инфраструктура и конструкция двигателей ) Экологические показатели (местные выбросы вредных веществ и СО2) Водород Местные выбросы s + CO2 (в зависимости от источника) =/+ СЖТ в дизтопливе Местные выбросы + CO2 = Бензин и дизтопливо Местные выбросы = CO2 = Биоэфиры в дизтопливе Местные выбросы = CO2 + Этанол в бензине Местные выбросы +/- CO2 + Сжиженный УГ Местные выбросы =/+ CO2 + Сжатый ПГ Местные выбросы =/+ CO2 + СЖТ из биомассы в дизтопливе Местные выбросы s + CO2 + Этанол из целлюлозы в бензине Местные выбросы +/- CO2 + Примечание: все сравнения являются приблизительными и относятся к бензину и дизельному топливу: = сопоставимы + лучше чем - хуже чем CO2 – выбросы CO2 в течение всего жизненного цикла топлива
Ожидается увеличение роли биотоплива в структуре мировой энергетики Источник: Международное энергетическое агентство, 2006 Структура видов транспортного топлива до 2030 г. Биомасса и отходы Газ Нефть (вкл.синтетическое топливо) млн.т.н.э.
Доля альтернативных видов топлива в различных вариантах развития мировой энергетики Сценарий Scramble Ископ.Биотопл.Ископ.Биотопл.Ископ.Биотопл Производства топлива – эксаджоулей в год (энергоносители) Нетрадицион.нефтьСЖТ из угляСЖТ Водород1 покол.биотоплива2 поколение биотоплива Сценарий Blueprints Ископ.Биотопл.Ископ.Биотопл.Ископ.Биотопл Производства топлива – эксаджоулей в год (энергоносители) Нетрадицион.нефтьСЖТ из угляСЖТ Водород1 покол.биотоплива2 поколение биотоплива
Структура потребления биомассы для производства энергии эксаджоулей в год Биотопливо второго поколения Биотопливо первого поколения Электичество Традиционное Источник: «Шелл Интернейшнл Б.В.» и Энергетический баланс стран, входящих и не входящих в ОЭСР©ОЭСР/МАЭ 2006
На сегодняшний день «Шелл» является ведущим поставщиком биотоплива первого поколения Объёмы поставок биокомпонентов (оценочно, 2005 г. ) Shell Exxon Mobil BP Chevron Total Тыс.тонн/год Источник: концерн «Шелл»
«Шелл» инвестирует средства в ведущие биотехнологические компании с целью производства биотоплива второго поколения Биотопливо второго поколения Биотопливо первого поколения Сахарная кукуруза Сахарная свёкла Пшено Семена рапса Соя Подсолнух Газификация и каталитическая конверсия Ферментативный гидролиз (Процесс в стадии разработки)
1. Проект Shell и Iogen по производству целлюлозного этанола из биомассы с использованием ферментов Целлюлозный этанол Может снизить выбросы CO 2 до 90% по сравнению с бензином Может добавляться в небольших концентрациях в бензин без каких-либо модификация двигателя Конкурентоспособная цена по отношению к бензину Demonstration scale prototype Cellulose Ethanol plant «Шелл» инвестировал средства в канадскую компанию Iogen Corporation, специализирующуюся в производстве и реализации ферментов Технология переработки с целью конверсии соломы в целлюлозный этанол первый демонстрационный завод по производству целлюлозного этанола в г. Оттава «Шелл», Iogen и концерн VW оценивают возможность строительства аналогичного завода в Германии Демонстрационный завод по производству целлюлозного этанола компании Iogen
2. Проект Shell и CHOREN с целью производства СЖТ на основе биомассы из древесной щепы Демонстрационный завод по производству СЖТ из биомассы компании CHOREN В 2005 г. «Шелл» инвестировал средства в немецкую компанию CHOREN, специализирующейся на разработке технологий газификации биомассы Сочетание процесса газификации биомассы компании CHOREN с технологией газожидкостной конверсии (ГЖК) концерна «Шелл» В 2008 году планируется пуск демонстрационного завода по производству СЖТ из биомассы в Германии Синтетическое жидкое топливо (СЖТ) из биомассы СЖТ из биомассы идентично топливу, получаемому в результате газожидкостной конверсии (ГЖК) Может снизить выбросы CO 2 до 90% по сравнению с бензином Более низкий уровень местных выбросов по сравнению со стандартным дизельным топливом Ведущие автопроизводители поддерживают СЖТ из биомассы, так как не требуется модификаций существующей инфраструктуры АЗС и конструкции дизельных двигателей
Использование технологии ГЖК с целью производства синтетического жидкого топлива из биомассы (BTL = Biomass-To-Liquid) Синтетическое жидкое топливо (СЖТ) из биомассы идентично топливу, получаемому в результате газожидкостной конверсии (Gas-To-Liquid) СЖТ из биомассы отличается гораздо меньшим объёмом вредных выбросов и выработки CO 2 «Шелл» является признанным лидером в области ГЖК и СЖТ из биомассы В 2005 г. учёные из концернов «Шелл» и «Фольксваген» получили премию имени Фердинанда Порш в области автомобилестроения за передовые достижения в разработке технологий ГЖК и СЖТ из биомассы Справа: Вольфганг Варнеке («Шелл») Слева: Вольфганг Стайгер («Фольксваген»)
3. Проект Cellana Shell cовместно с компанией Biopetroleum (США) на Гавайях Производство растительного масла из морских водорослей (алгае) = > конверсия в биотопливо Н е требуют использования плодородной земли и пресной воды прудах морской воде Н е конкурирую т с пищевыми продуктами и нейтральн ы с т.зр. Экосистемы 4. Проект Shell и Virent (США) Научно-исследовательская программа по разработке «биобензина» Технология биоформинга использует катализаторы для конверсии сахаров растительного происхождения в углеводородные молекулы Более высокое содержание энергии по сравнению с этанолом (бутанолом) и лучшая топливной эффективность Биобензин можно смешивать в больших пропорциях в обычных двигателях
Перспективы применения биотоплива в будущем Ожидается увеличение роли биотоплива в решении вопроса обеспечения энергетической безопасности Энергобезопасность Экология – CO 2 и местные выбросы Экономическое развитие Лёгкость внедрения Разработки в области создания биотоплива будут продолжаться с целью решения задач устойчивого развития, эффективности производства и снижения затрат «Шелл» является лидером по разработке биотоплива первого поколения и уделяет особое внимание НИОКР и стратегии в области создания биотоплива второго поколения с целью решения существующих задач
Использование биокомпонентов в существующем топливе в пропорциях, не требующих изменений конструкции двигателей (в соответствии с рекомендациями производителей автомобилей и автомобильных двигателей) Конкуренция среди различных видов биотоплива, с учётом равных требований в отношении выбросов Законодательство, стимулирующее использование биотоплива, должно обеспечивать свободный рыночный подход, поощряющий использование биокомпонентов с целью уменьшения расходов и снижения выбросов CO 2 Единые стандарты и спецификации на глобальном и региональном уровнях Стандарты и спецификации должны разрабатываться, согласовываться и признаваться всеми участниками энергетической отрасли Качественное определению как чистых биокомпонентов, так и конечных биопродуктов Наличие устойчивых источников биокомпонентов Сертификация CO 2, вырабатываемого транспортным биотопливом Регулирование производства и использования биотоплива – основные направления