Салтыков – Щедрин Михаил Евграфович (1828-1889) Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу себя помыслить где-либо, кроме России. Я писатель, в этом.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Я писатель, в этом мое призвание». Живопись боли и непрерывное её ощущение служили источником живых образов. М.Е Салтыков- Щедрин.
Advertisements

ВЛАСТЬ и НАРОД в сатире М.Е.Салтыкова-Щедрина «История одного города»
М. Е. Салтыков- Щедрин Жизнь и творчество.
Презентация к уроку по литературе (7 класс) по теме: Биография М.Е.Салтыкова-Щедрина
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826 – 1889) Биография.
Преподавателя литературы Борисовой Юлии Вячеславовны. Государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования профессиональное.
Над презентацией работала ЭКСКУРСИЯ В ТВЕРЬ 27 октября 2009 года мы совершили экскурсию в областной центр. Цель поездки познавательная, учебная. Мы посетили.
Презентацию выполнила Ученица 10 Б класса УСОШ Воронина Виктория.
Исследователь творчества М. Е. Салтыкова- Щедрина Д. Николаев в своей монографии "М. Е. Салтыкова-Щедрин. Жизнь и творчество" (1985) так определил место.
Очерк жизни и творчества.. Я люблю Россию до боли сердечной… Писатель- сатирик Литературный критик Редактор журнала «Современник», «Отечественные записки»
Жизнь и творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина (1826 – 1889)
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин
а а а в а в б Варианты ответов Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826 год год) писатель - сатирик. (1826 год год) писатель.
Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович (1826 – 1889) – русский писатель- реалист, критик, автор острых сатирических произведений, известный под псевдонимом.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин родился 15(27) января 1826 г. в селе Спас- Угол Калязинского уезда Тверской области.
Проблематика и поэтика сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Презентация «М.Е. Салтыков - Щедрин. Сказки» Подготовили учащиеся 7 класса «Б» МОУ «Первомайская сош» Первомайского района Тамбовской области Морозова.
Михаил Евграфович Салтыков- Щедрин (1826 год год)
Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович ( ). Литературный псевдоним - Щедрин ( ) - прозаик, публицист, критик. Великий русский сатирик Салтыков-Щедрин.
«Я писатель – в этом моё призвание». Этапы биографии и творчества М.Е.Салтыкова-Щедрина ( ). «Живость боли и непрерывное её ощущение служил источником.
Транксрипт:

Салтыков – Щедрин Михаил Евграфович ( ) Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу себя помыслить где-либо, кроме России. Я писатель, в этом мое призвание. Я писатель, в этом мое призвание. Салтыков-Щедрин М.Е.

Цели и задачи урока: Знакомство с личностью и творчеством писателя Художественное своеобразие сказок Салтыкова – Щедрина Развитие навыков анализа литературного произведения

Живопись боли и непрерывное её ощущение служили источником живых образов. Живопись боли и непрерывное её ощущение служили источником живых образов. М.Е Салтыков- Щедрин М.Е Салтыков- Щедрин

Его послал бог Гнева и Печали рабам земли напомнить о Христе. Н.Некрасов.

Село Спас- Угол,Калязинский уезд,Тверская губерния. Родился в старой дворянской семье, в имении родителей, селе Спас- Угол Калязинского уезда Тверской губернии, ныне Талдомского района Московской области. Родился в старой дворянской семье, в имении родителей, селе Спас- Угол Калязинского уезда Тверской губернии, ныне Талдомского района Московской области.

Село Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии

«Я вырос на лоне крепостного права, вскормлен молоком крепостной кормилицы, и на конец обучен грамоте крепостным грамотеем…»

Детские годы прошли в родовом имении отца в "...годы... самого разгара крепостного права", в одном из глухих углов "Пошехонья" Круглова И. А.

Московский дворянский институт Получив хорошее домашнее образование, Салтыков в 10 лет был принят пансионером в Московский дворянский институт, где провел два года.

Царскосельский лицей В 1838 переведен в Царскосельский лицей. Здесь начал писать стихи, испытав большое влияние статей Белинского и Герцена, произведений Гоголя.

В 1844 после окончания лицея служил чиновником в канцелярии Военного министерства. "...Везде долг, везде принуждение, везде скука и ложь...," такую характеристику дал он бюрократическому Петербургу. Другая жизнь более привлекала Салтыкова: общение с литераторами, посещение "пятниц" Петрашевского, где собирались философы, ученые, литераторы, военные, объединенные антикрепостническими настроениями, поисками идеалов справедливого общества.

Первые повести Салтыкова "Противоречия" (1847), "Запутанное дело" (1848) своей острой социальной проблематикой обратили на себя внимание властей, напуганных французской революцией Писатель был выслан в Вятку за "...вредный образ мыслей и пагубное стремление к распространению идей, протрясших уже всю Западную Европу...". В течение восьми лет жил в Вятке, где в 1850 был назначен на должность советника в губернском правлении..

В наказание за вольнодумие уже 28 апреля 1848 он был выслан в Вятку и 3 июля был определен канцелярским чиновником при Вятском губернском правлении. В ноябре того же года он был назначен старшим чиновником особых поручений при вятском губернаторе, затем два раза занимал должность правителя губернаторской канцелярии, а с августа 1850 был советником губернского правления.

В 1844 году окончил курс по второму разряду семнадцатым из 22 учеников, потому что поведение его аттестовалось не более как «довольно хорошим»: к обычным школьным проступкам ( грубость, курение, небрежность в одежде) у него присоединилось «писание стихов» «неодобрительного» содержания. В августе 1844 Салтыков- Щедрин был зачислен на службу в канцелярию военного министра и только через два года получил там первое штатное место- помощника секретаря.

1848г – повесть « Запутанное дело» написанное под сильным влиянием «Шинели», но заключающее в себе несколько замечательных страниц( например, изображение пирамиды из человеческих тел, которая снится Мичулину). «Россия,- так размышляет герой повести,- государство обширное, обильное и богатое; да человек- то глуп, мрет себе с голоду в обильном государстве». «Жизнь - лотерея», подсказывает ему привычный взгляд, завещанный ему отцом; «оно так,- отвечает какой-то недоброжелательный голос,- но почему же она лотерея, почему ж бы не быть ей просто жизнью?» Несколькими месяцами раньше такие рассуждения остались бы, может быть, незамеченными- но «Запутанное дело» появилось в свет как раз тогда, когда Февральская революция во Франции отразилась в России учреждением негласного комитета, облечённого особыми полномочиями для обуздания печати.

Провинциальную жизнь в самых тёмных её сторонах, в то время легко ускользавших от взора, Салтыков- Щедрин узнал как нельзя лучше благодаря командировкам и следствием, которые на него возлагались - и богатый запас сделанных им наблюдений нашёл себе место в «Губернских очерках». В ноябре 1855 года ему разрешено было, наконец, покинуть Вятку.

М.Е. Салтыков-Щедрин. Литография А. Мюнстера е В конце 1855, после смерти Николая I, получив право "проживать где пожелает", возвратился в Петербург и возобновил литературную работу. В были написаны "Губернские очерки", изданные от имени "надворного советника Н. Щедрина", ставшего известным всей читающей России, назвавшей его наследником Гоголя. В это время женился на 17- летней дочери вятского вице-губернатора, Е. Болтиной

Елизавета Аполлоновна - жена Константин - сын Елизавета - дочь

М.Е. Салтыков-Щедрин. Фото конца 1860-х В служил вице-губернатором в Рязани, затем в Твери. В 1862 писатель вышел в отставку, переехал в Петербург и по приглашению Некрасова вошел в редакцию журнала "Современник", который в это время испытывал огромные трудности (Добролюбов скончался, Чернышевский заключен в Петропавловскую крепость). Салтыков взял на себя огромную писательскую и редакторскую работу Круглова И. А.

Дом в Петербурге, где жил М.Е.Салтыков

Вслед за возвращение Салтыкова- Щедрина из ссылки возобновилась, с большим блеском, его литературная деятельность. Имя надворного советника Щедрина, которым были подписаны появлявшиеся в «Русском вестнике» с 1856 «Губернские очерки», сразу стало одним из самых любимых и популярных. Собранные в одно целое, «Губернские очерки» в 1857 выдержали два издания. Они положили начало целой литературе, получившей название «обличительной», но сами принадлежали к ней только отчасти. Вслед за возвращение Салтыкова- Щедрина из ссылки возобновилась, с большим блеском, его литературная деятельность. Имя надворного советника Щедрина, которым были подписаны появлявшиеся в «Русском вестнике» с 1856 «Губернские очерки», сразу стало одним из самых любимых и популярных. Собранные в одно целое, «Губернские очерки» в 1857 выдержали два издания. Они положили начало целой литературе, получившей название «обличительной», но сами принадлежали к ней только отчасти.

В марте 1858 Салтыков- Щедрин был назначен рязанским вице- губернатором, в апреле 1860 переведен на ту же должность в Тверь. Пишет он в это время очень много, сначала в разных журналах: в «Атенее», «Современнике», «Библиотеке для чтения», «Московском вестнике». Но с почти исключительно в «Современник».

Салтыков-Щедрин с картой города Глупова. Художник А. Долотов В возглавлял Казенные палаты в Пензе, Туле, Рязани. Частая смена мест службы объясняется конфликтами с начальниками губерний, над которыми писатель "смеялся" в памфлетах-гротесках. После жалобы рязанского губернатора Салтыков в 1868 был отправлен в отставку. Переехав в Петербург, принял приглашение Н. Некрасова стать соредактором журнала "Отечественные записки", где работал в Салтыков теперь целиком переключился на литературную деятельность. В 1869 пишет "Историю одного города" вершину своего сатирического искусства

Щедрин в лесу реакции. Художники Д. Брызгалов, Н. Орлов Круглова И. А.

Обложка журнала «Стрекоза» первая попытка иллюстрир ования произведе ний М.Е. Салтыкова -Щедрина Круглова И. А.

«Мое собранье насекомых открыто для моих знакомых». Художник А. Лебедев В 1880-е сатира Салтыкова достигла кульминации в своем гневе и гротеске: "Современная идиллия" ( ); "Господа Головлевы" (1880); "Пошехонские рассказы" (1883). В 1884 журнал "Отечественные записки" был закрыт, после чего Салтыков вынужден был печататься в журнале "Вестник Европы" Круглова И. А.

М.Е. Салтыков-Щедрин. Художник Н. Ярошенко В последние годы жизни писатель создал свои шедевры: "Сказки" ( ); "Мелочи жизни" ( ); автобиографический роман "Пошехонская старина" ( ) Круглова И. А.

М.Е. Салтыков- Щедрин. Художник В. Матэ За несколько дней до смерти он написал первые страницы нового произведения "Забытые слова", где хотел напомнить "пестрым людям" х об утраченных ими словах: "совесть, отечество, человечество... другие там еще...". Умер М. Салтыков- Щедрин 28 апреля (10 мая н.с.) 1889 в Петербурге Круглова И. А.

Внешняя сторона мира кляуз, взяток, всяческих злоупотреблений наполняют всецело лишь некоторые из очерков; на первый план выдвигается психология чиновничьего быта, выступают такие крупные фигуры, как Порфирий Петрович, как «озорник» первообраз «ташкентцев», как Перегоренский, с неукротимым ябедничеством которого должно считаться даже административное полновластие. Внешняя сторона мира кляуз, взяток, всяческих злоупотреблений наполняют всецело лишь некоторые из очерков; на первый план выдвигается психология чиновничьего быта, выступают такие крупные фигуры, как Порфирий Петрович, как «озорник» первообраз «ташкентцев», как Перегоренский, с неукротимым ябедничеством которого должно считаться даже административное полновластие.

«До сих пор не могу опомниться, что меня лишили ежемесечной беседы с читателем…» «До сих пор не могу опомниться, что меня лишили ежемесечной беседы с читателем…»

Комическое – смешное в жизни и в искусстве Формы комического Юмор Жизнеутверждающая форма, не отрицает жизненного явления, лишь сознает его несовершенство Сарказм Едкая, язвительная насмешка, с откровенно обличительным сатирическимсмыслом Сатира Беспощадное осмеяние несовершенство мира, человеческие пороки Ирония Отрицательная оценка явления явления через его осмеяние, скрытая насмешка

гг. «Для детей изрядного возраста» возраста» Особенности:, Фантастика, реальность, комическое + трагическое, комическое + трагическое, Гротеск, гипербола, Эзопов язык Задача: обличение пороков, освещение злободневных вопросов русской действительности, выражение народных идеалов, передовых идей «Сказки» Салтыкова Щедрина – «малая энциклопедия его сатиры»

Основные понятия Гротеск – изображение действительности в преувеличенном, уродливо-комическом виде, переплетение реального и фантастического, страшного со смешным изображение действительности в преувеличенном, уродливо-комическом виде, переплетение реального и фантастического, страшного со смешным Гипербола – художественный прием, основанный художественный прием, основанный на преувеличении на преувеличении Эзопов язык – вынужденное иносказание, художественная речь, насыщенная недомолвками и ироническими намеками (Эзоп VI век до н. э. – создатель жанра басни) вынужденное иносказание, художественная речь, насыщенная недомолвками и ироническими намеками (Эзоп VI век до н. э. – создатель жанра басни)

Почему сказки? условия цензуры; воздействие на писателя фольклорной и литературной традиции; появление нового читателя, представлявшего демократические слои общества; популярность сказки как излюбленного жанра пропагандистской литературы; органическая близость сказки художественному методу писателя.

Целый ряд причин побудил Салтыкова-Щедрина обратиться к сказкам. Сложная политическая ситуация в России: нравственный террор, разгром народничества, полицейское преследование интеллигенции не позволили выявить все социальные противоречия общества и напрямую подвергнуть критике существующие порядки. С другой стороны, жанр сказки был близок характеру писателя- сатирика. Фантастика, гипербола, ирония, обычные для сказки, очень характерны для поэтики Щедрина. Кроме этого, жанр сказки очень демократичен, доступен и понятен широким кругам читателей, народу. Сказке свойственен дидактизм, а это напрямую соответствовало публицистическому пафосу, гражданским устремлениям сатирика. Целый ряд причин побудил Салтыкова-Щедрина обратиться к сказкам. Сложная политическая ситуация в России: нравственный террор, разгром народничества, полицейское преследование интеллигенции не позволили выявить все социальные противоречия общества и напрямую подвергнуть критике существующие порядки. С другой стороны, жанр сказки был близок характеру писателя- сатирика. Фантастика, гипербола, ирония, обычные для сказки, очень характерны для поэтики Щедрина. Кроме этого, жанр сказки очень демократичен, доступен и понятен широким кругам читателей, народу. Сказке свойственен дидактизм, а это напрямую соответствовало публицистическому пафосу, гражданским устремлениям сатирика.

Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина Сказки русского народа Общие черты Зачин, сказочный сюжет, фольклорные выражения, народная лексика, сказочные персонажи, концовка, Отличительные черты сатира сарказм смешение категорий добра и зла нет положительного героя уподобление человека животному юмор гипербола победа добра над злом положительный герой очеловечивание животных

В сложном содержании сказок Салтыкова-Щедрина можно выделить основные темы: сатира на правительство, сатира на правительство, обличение поведения и психологии обывательски настроенной интеллигенции, обличение поведения и психологии обывательски настроенной интеллигенции, изображение народных масс, изображение народных масс, разоблачение морали собственников-хищников, разоблачение морали собственников-хищников, пропаганда новой нравственности. пропаганда новой нравственности.

Писатель по существу создал новый жанр политическую сказку. Жизнь русского общества второй половины XIX века запечатлелась в богатейшей галерее персонажей. Писатель по существу создал новый жанр политическую сказку. Жизнь русского общества второй половины XIX века запечатлелась в богатейшей галерее персонажей. Щедрин показал всю социальную анатомию, коснулся всех основных классов и слоев общества: дворянства, буржуазии, бюрократии, интеллигенции. Щедрин показал всю социальную анатомию, коснулся всех основных классов и слоев общества: дворянства, буржуазии, бюрократии, интеллигенции.

В "Премудром пескаре" Щедрин рисует образ той интеллигенции, что поддалась панике, ушла от активной борьбы в мир личных забот и интересов. Пескарь-обыватель, боясь за свою жизнь, замуровал себя в темной норе. Всех "перемудрил"! А итог его жизни можно выразить словами: "Жил дрожал, умирал дрожал". В "Премудром пескаре" Щедрин рисует образ той интеллигенции, что поддалась панике, ушла от активной борьбы в мир личных забот и интересов. Пескарь-обыватель, боясь за свою жизнь, замуровал себя в темной норе. Всех "перемудрил"! А итог его жизни можно выразить словами: "Жил дрожал, умирал дрожал". Олицетворением бескрылой и пошлой обывательщины стал щедринский премудрый пескарь – герой одноименной сказки. Смыслом жизни этого "просвещенного, умеренно-либерального" труса было самосохранение, уход от столкновений, от борьбы Олицетворением бескрылой и пошлой обывательщины стал щедринский премудрый пескарь – герой одноименной сказки. Смыслом жизни этого "просвещенного, умеренно-либерального" труса было самосохранение, уход от столкновений, от борьбы

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» Вопросы для обсуждения: Найдите элементы народной сказки в тексте. Найдите элементы народной сказки в тексте. Какие события не вписываются в сказочный Какие события не вписываются в сказочный сюжет? сюжет? Вспомните: в чем особенность текстов в Вспомните: в чем особенность текстов в найденной генералами газете? найденной генералами газете? Чем отличается мужик от генералов? Чем отличается мужик от генералов? Почему мужик, при всем изобилии, взял себе Почему мужик, при всем изобилии, взял себе одно яблоко, да и то кислое? одно яблоко, да и то кислое? Почему мужик сам себе веревку свил, Почему мужик сам себе веревку свил, чтобы генералы его к дереву привязали? чтобы генералы его к дереву привязали? В чем смысл этого момента? В чем смысл этого момента? Какие пороки обличает? Над чем смеется? Какие пороки обличает? Над чем смеется? Как автор относится к мужику? Как автор относится к мужику? В чем сатирический смысл сказки? В чем сатирический смысл сказки?

В Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил писатель показывает полную беспомощность двух генералов, оказавшихся на необитаемом острове. Несмотря на то что кругом было изобилие дичи, рыбы, плодов, они чуть не умерли с голоду, если бы не умение и находчивость мужика. В Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил писатель показывает полную беспомощность двух генералов, оказавшихся на необитаемом острове. Несмотря на то что кругом было изобилие дичи, рыбы, плодов, они чуть не умерли с голоду, если бы не умение и находчивость мужика. В этой сказке Салтыков- Щедрин высказывает мысль о том, что Россия держится на труде крестьянина, который, несмотря на свой природный ум и смекалку, покорно подчиняется беспомощным господам В этой сказке Салтыков- Щедрин высказывает мысль о том, что Россия держится на труде крестьянина, который, несмотря на свой природный ум и смекалку, покорно подчиняется беспомощным господам

Эта же мысль развивается в сказке Дикий помещик. Но если генералы из предыдущей сказки оказались на необитаемом острове по воле судьбы, то помещик из этой истории все время мечтал избавиться от несносных мужиков, от которых идет дурной, холопий запах. Поэтому столбовой дворянин Урус-Кучум-Кильдибаев всячески притесняет мужиков. И вот мужицкий мир исчез. И что же? Через некоторое время весь он оброс волосами.., а когти у него сделались железными. Помещик одичал, потому что без мужика он не способен даже обслужить себя.

В сказке " Дикий помещик" Щедрин как бы обобщил свои мысли о реформе "освобождения" крестьян, содержащиеся во всех его произведениях 60-х годов. Он ставит здесь необычайно остро проблему пореформенных взаимоотношений дворян- крепостников и окончательно разоренного реформой крестьянства.

Сказки для детей изрядного возраста Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил Дикий помещик Медведь на воеводстве

Премудрый пискарь Верный Трезор Ворон Челобитник

Роман«Господа Головлевы» Роман «Господа Головлевы» История создания:задуман в 1875 год История создания: задуман в 1875 год написан в 1880 году написан в 1880 году Жанровые особенности: общественный, семейный роман Тема романа: история вымирания одной семьи в послереформенный период Идейный замысел: разложение семейных устоев, разрыв кровных связей в результате материального обогащения Причины гибели Головлевых: праздность, пьянство, пустословие, равнодушие Жизненные идеалы: удовлетворение потребностей желудка, стяжательство

Роман «История одного города» «История одного города» - в сущности, сатирическая история русского общества. Тургенев И.С. Смысл названия романа: типизированное изображение человеческого общества, его коренных проблем, как они видятся автору. Условный город-государство, город-гротеск. Правят в нем столь же гротесковые фигуры, которых даже людьми назвать трудно. События в нем происходящие и реальны, и фантастичны и гротескны Центральная проблема романа: проблема народа и самовластия

900igr.net

ВЛАСТЬ и НАРОД в сатире М.Е.Салтыкова- Щедрина «История одного города»

Я вовсе не историю предаю осмеянию, а известный порядок вещей… Я вовсе не историю предаю осмеянию, а известный порядок вещей… М.Е.Салтыков-Щедрин М.Е.Салтыков-Щедрин Мы разучились сеять и пахать. Мы разучились сеять и пахать. Мы научились охать и вздыхать. Мы научились охать и вздыхать. М.Дудин М.Дудин

Основная проблема произведения – проблема взаимоотношений народа и власти. Основная проблема произведения – проблема взаимоотношений народа и власти. Каковы эти взаимоотношения? Каковы эти взаимоотношения?

ВЛАСТЬ ГРАДОНАЧАЛЬНИКИ ГРАДОНАЧАЛЬНИКИ – городничие - губернаторы – императоры. – императоры.Суть - ПРАВИТЕЛИ – САМОДЕРЖЦЫ! - ПРАВИТЕЛИ – САМОДЕРЖЦЫ!

Какая она, ВЛАСТЬ? Градоначальники «безмозглые» Градоначальники – деспоты (тираны) Градоначальники – деспоты (тираны) Либеральные градоначальники (попустительствующие, излишне снисходительные) Либеральные градоначальники (попустительствующие, излишне снисходительные)

ВЫВОД Продолжите предложение: Градоначальники – это … это функция это функция карающая, пресекающая и взыскивающая карающая, пресекающая и взыскивающая (функция – деятельность, обязанность) (функция – деятельность, обязанность)

«Страшны… насилие и грубость, страшно самодовольное ничтожество, которое ни о чем не хочет слышать, ничего не хочет знать, кроме самого себя. Иногда это ничтожество взбирается на высоту… Тогда действительно становится страшно за все живущее и мыслящее» М.Е.Салтыков-Щедрин М.Е.Салтыков-Щедрин

НА ЧЕМ ДЕРЖИТСЯ ДЕСПОТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ? глуповцы глуповцы = народ народ

Какой он, народ? в ожидании нового правителя в ожидании нового правителя в первую встречу с ним в первую встречу с ним в состоянии смятения от рухнувших надежд в состоянии смятения от рухнувших надежд

НАРОД Продолжите предложение: Народ в «Истории одного города» …. …неразвитый, покорный, слепо верящий в правителя, не умеющий и не желающий защищать себя от произвола властей.

ВЫВОД Деспотический режим устанавливается там, где народные массы …. неразвиты, покорны, ПАССИВНЫ. неразвиты, покорны, ПАССИВНЫ.

«…для меня важны не подробности, а общие результаты; общий же результат, по моему мнению, заключается в пассивности…» М.Е.Салтыков- Щедрин М.Е.Салтыков- Щедрин

«История одного города» не гротесковый сатирический роман, не сатирическая историческая хроника, не пародия. Это антиутопия, предупреждение будущему (важнейшая функция жанра антиутопии!). «История одного города» не гротесковый сатирический роман, не сатирическая историческая хроника, не пародия. Это антиутопия, предупреждение будущему (важнейшая функция жанра антиутопии!).

ПРОБЛЕМА XX век 1914 г. В.Воинов. Прозаические стихи «МЫ» г. Увидела свет «История города Глупова в новые и новейшие времена». Автор В. Пьецух г. С.Благодаров. Статья «Из жизни одного градоначальника»

Послесловие «… Кто мог думать, что я в этом случае буду пророком – а вот, однако ж, вышло, что я всё это предвидел и изобразил». М.Е.Салтыков-Щедрин М.Е.Салтыков-Щедрин

ПОЧЕМУ? В. Костиков. Российский журналист, дипломат. Статьи: Статьи: «Народ особого назначения» «Как России выйти из мглы?»

МОЗГОВОЙ ШТУРМ НЕЛЬЗЯ существовать ПАССИВНЫМ! НЕЛЬЗЯ существовать ПАССИВНЫМ! НЕЛЬЗЯ БЫТЬ ПОКОРНЫМ! НЕЛЬЗЯ БЫТЬ ПОКОРНЫМ! НЕЛЬЗЯ БЫТЬ НЕВЕЖЕСТВЕННЫМ! НЕЛЬЗЯ БЫТЬ НЕВЕЖЕСТВЕННЫМ! НАДО ЗНАТЬ свои права НАДО ЗНАТЬ свои права НАДО УМЕТЬ отстаивать свои права НАДО УМЕТЬ отстаивать свои права НАДО ВЕРИТЬ в себя НАДО ВЕРИТЬ в себя НАДО УВАЖАТЬ себя НАДО УВАЖАТЬ себя

Домашнее задание ОБЩЕЕ: написать отзыв «После урока», Перечитать роман «Господа Головлёвы» ПО ВЫБОРУ: История создания романа; Жанровая характеристика романа Композиция романа и её идейное значение.

«Щедрин шёл в ногу с жизнью, ни на шаг не отставая от неё, он пристально смотрел в лицо ей и горько пророчески хохотал над всеми и всем» М.Горький М.Горький

Литература: «История одного города». М.Е.Салтыков-Щедрин «История одного города» в школьном изучении». А.К.Киселев Я иду на урок литературы. Библиотека «Первого сентября»