2.7. Информационно-аналитическая подсистема «Управленческие решения» Кафедра ОЗЗ ГОУ ВПО ВГМУ Росздрава к.м.н. В.Н. Рассказова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Здоровый образ жизни образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья. Понятие «здоровый образ жизни» однозначно пока.
Advertisements

Здоровый образ жизни. Презентацию подготовил Ученик 8 класса школы 67 Харитонов Севастиан.
Основные функции Центра здоровья для детей. Центры здоровья для детей создаются на функциональной основе на базе амбулаторно- поликлинических отделений.
Здоровье и образ жизни Автор: к.м.н. Васильева Л.Э.
Образование и здоровье школьников. Здоровье Крепкое здоровье Слабое здоровье С т р е с с о р ы Это состояние полного физического, духовного и социального.
Организация здоровьесберегающей деятельности в школе.
«Создание здоровьесберегающего пространства в условиях сельской школы»
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни Автор: доцент кафедры педагогических инноваций КОИРО к. б.н. Козловская.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 2 ст. Сторожевой -2»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 160 с углубленным изучением английского языка Государственное.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «НАЦИОНАЛЬНЫЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР НАРКОЛОГИИ» МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ РОССИИ ПРОФИЛАКТИКА БОЛЕЗНЕЙ ЗАВИСИМОСТИ Корчагина.
Молодёжь за здоровый образ жизни Подготовила ученица 8 «Б» класса МОУ «СОШ 3 города Ершова Саратовской области» Фролова Елена.
- это образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья; понятие комплексное, включающее физическое, психическое и социальное.
Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 19 августа 2009 года 597н «Об организации деятельности Центров здоровья по формированию здорового.
Системный подход к организации оздоровительной работы Здоровьесберегающая педагогика – это готовность и способность школы обеспечить высокий уровень образовательной.
Выполнила работу Бокова Наталия Николаевна. Учитель начальных классов МОУ СОШ 10 Г. Люберцы, Московская область.
Программа «Здоровье и дети» Здоровье - важнейший фактор работоспособности и гармонического развития человеческого организма.
LOGO Add your company slogan Профилактическая медицина.
2.8. Формирование здорового образа жизни у детей, профилактика заболеваний – государственная задача Кафедра ОЗЗ ГОУ ВПО ВГМУ Росздрава к.м.н. В.Н. Рассказова.
Руководитель центра здоровья: С.А.Ульянова, инструктор по физической культуре.
Транксрипт:

2.7. Информационно-аналитическая подсистема «Управленческие решения» Кафедра ОЗЗ ГОУ ВПО ВГМУ Росздрава к.м.н. В.Н. Рассказова

Здоровый образ жизни – это деятельность, наиболее характерная, типичная для конкретных социально- экономических, политических, экологических и прочих условий, направленная на сохранение и улучшение, укрепление здоровья людей. Здоровый образ жизни – это деятельность, наиболее характерная, типичная для конкретных социально- экономических, политических, экологических и прочих условий, направленная на сохранение и улучшение, укрепление здоровья людей.

Здоровый образ жизни формирует образ жизни – все его стороны и проявления, позитивно влияющие на здоровье и поэтому в деятельности по охране и улучшению здоровья населения, в том числе и детского, в гигиеническом воспитании нужно учитывать многообразие воздействий, условий и факторов, определяющих характер и уровень здоровья человека, ребенка, группы людей и населения.

Пути формирования здорового образа жизни вытекают из понимания его функциональной структуры. Пути формирования здорового образа жизни вытекают из понимания его функциональной структуры. Ключом к ним можно считать медицинскую активность, т.е. деятельность людей, связанную со своим и общественным здоровьем и направленную на охрану, укрепление, воспроизводство здоровья, т.е. положительную медицинскую активность Ключом к ним можно считать медицинскую активность, т.е. деятельность людей, связанную со своим и общественным здоровьем и направленную на охрану, укрепление, воспроизводство здоровья, т.е. положительную медицинскую активность

В понятие «здоровый образ жизни» входят преодоление факторов риска здоровью и создание благоприятной обстановки, условий для укрепления здоровья, т.е. развитие тех индивидуальных и общественных факторов, которые участвуют в формировании здоровья. Важным рычагом в этом процессе служит медицинская активность. В понятие «здоровый образ жизни» входят преодоление факторов риска здоровью и создание благоприятной обстановки, условий для укрепления здоровья, т.е. развитие тех индивидуальных и общественных факторов, которые участвуют в формировании здоровья. Важным рычагом в этом процессе служит медицинская активность.

Существуют два направления формирования ЗОЖ: Существуют два направления формирования ЗОЖ: - создание, развитие, усиление, активизация позитивных для здоровья условий, факторов, обстоятельств, по существу, формирование потенциала общественного здоровья; - преодоление, уменьшение факторов риска.

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ Создание и развитие факторов здоровья: Преодоление факторов риска - высокой трудовой активности, удовлетворенности - низкой трудовой активности, трудом неудовлетворенности трудом; трудом неудовлетворенности трудом; - высокой медицинской активности; - низкой медицинской активности; - физического и душевного комфорта, гармонического - пассивности, дискомфорта, развития физических и интеллектуальных способностей; нейроэмоциональной и психической напряженности; психической напряженности; - активной жизненной позиции, социальной активности, - низкой социальной активности, социального оптимизма, высокого культурного уровня; невысокого культурного уровня социального оптимизма, высокого культурного уровня; невысокого культурного уровня - экологической активности, экологически грамотного - загрязнений внешней среды, поведения, деятельности по оздоровлению внешней низкой экологической активности; поведения, деятельности по оздоровлению внешней низкой экологической активности; среды; среды; - высокой физической активности; - низкой физической активности, гиподинамия; гиподинамия; - рационального, сбалансированного питания; - нерационального, несбалансированного питания; несбалансированного питания; -дружных семейных отношений, устроенности быта; - потребления алкоголя, курения, наркотических и других наркотических и других токсических веществ; токсических веществ; - напряженных семейных - напряженных семейных отношений, нездорового быта; отношений, нездорового быта; - других факторов здорового образа жизни; - других факторов нездорового - образа жизни..

Оба эти аспекта (направления) взаимно связаны, но на практике дело нередко ограничивается лишь борьбой с факторами риска, которые лежат на поверхности, достаточно хорошо известны и измеряемы (обычно это большие факторы риска). Гораздо сложнее создавать факторы ЗОЖ. Однако не в разграничении этих аспектов заключается проблема, а в конкретных планах, программах формирования ЗОЖ, в их реализации, в частности, через программы здоровья.

Для формирования программы ЗОЖ Предусматриваются следующие мероприятия: Предусматриваются следующие мероприятия: обеспечение комплексных отраслевых мер, направленных на повышение уровня знаний населения о здоровом образе жизни, организация просветительской деятельности по формированию здорового образа жизни; создание и реализация межведомственных проектов, направленных на формирование здорового образа жизни и оздоровление населения, развитие системы медицинской профилактики; повышение роли первичного звена здравоохранения в формировании здорового образа жизни населения через мероприятия по повышению вовлечение населения в занятия физической культурой, спортом и туризмом; - -

Продолжение совершенствование нормативной правовой, материально-технической и организационно- управленческой базы; оказание поддержки в организации рационального питания для детей в общеобразовательных учреждениях, проведение мониторинга реализации программы, проведение социологических исследований среди населения, применение систем контроля мероприятий; организация системы профилактики через развитие Центров здоровья, кабинетов медицинской профилактики, кабинетов здорового ребенка; -

Продолжение обеспечение доступности знаний населения о состоянии здоровья, мерах по его укреплению, предотвращению заболеваний; обучение населения контролю за собственным здоровьем и реализацией персональных программ по его укреплению; - разработка модели и показателей индивидуального и общественного здоровья, проектирование системы мониторинга основных показателей здоровья.

Исходя из определения ЗОЖ как жизнедеятельности человека, соответствующую медико-гигиеническим нормам, т.е. способностям человека следовать установленным стандартам поведения в целях охраны здоровья или типовой модели медико-гигиенического поведения, Исходя из определения ЗОЖ как жизнедеятельности человека, соответствующую медико-гигиеническим нормам, т.е. способностям человека следовать установленным стандартам поведения в целях охраны здоровья или типовой модели медико-гигиенического поведения, выделяют 10 приоритетных норм ЗОЖ (по существу, гигиенического поведения). Среди них: выделяют 10 приоритетных норм ЗОЖ (по существу, гигиенического поведения). Среди них: - соблюдение правил гигиены труда, учебы и техники безопасности; - приемы психогигиенической и психотерапевтической самопомощи; - отказ от курения и злоупотребления алкоголем; - достаточная физическая активность; - сбалансированное питание; - своевременное обращение за медицинской помощью.

Достаточно конкретны рекомендации ВОЗ по преодолению факторов риска и Достаточно конкретны рекомендации ВОЗ по преодолению факторов риска и формированию ЗОЖ: При хронических заболеваниях ВОЗ рекомендует: правильное питание (содержащее мало животных жиров, много фруктов, овощей) для снижения уровня холестерина в крови и предупреждения тучности; правильное питание (содержащее мало животных жиров, много фруктов, овощей) для снижения уровня холестерина в крови и предупреждения тучности; сокращение количества поваренной соли и алкогольных напитков, а также ранее выявление повышения артериального давления и борьба с ним; сокращение количества поваренной соли и алкогольных напитков, а также ранее выявление повышения артериального давления и борьба с ним; поддержание нормальной массы тела и регулярные физические упражнения как составная часть повседневной жизни; поддержание нормальной массы тела и регулярные физические упражнения как составная часть повседневной жизни; снижение социального и профессионального стресса. снижение социального и профессионального стресса.

Если к этому добавить рекомендации по соблюдению гигиенического режима труда, отдыха, учебы, конкретные пожелания относительно самого трудного для реализации пункта о «снижении социального и профессионального стресса», о необходимости строгого соблюдения индивидуальных медицинских, медико-психологических требований и других, связанных с благоприятными для здоровья проявлениями медицинской активности, то перечисленное можно определить как медицинскую программу формирования здорового образа жизни.

При определении мер формирования ЗОЖ и профилактики особенно важны данные об одинаковых факторах риска при различных заболеваниях. При определении мер формирования ЗОЖ и профилактики особенно важны данные об одинаковых факторах риска при различных заболеваниях. Например, несбалансированное, нерегулярное Например, несбалансированное, нерегулярное питание оказывалось в числе факторов риска по сахарному диабету, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки; на эти же заболева- ния заметно влияют курение, употребление алкоголя, психоэмоциональные ситуации и др. Указанные наблюдения имеют принципиальное Указанные наблюдения имеют принципиальное значение, так как позволяют выработать общую тактику борьбы с наиболее распространенными неэпидемическими, хроническими заболеваниями и их профилактики.

Формирование ЗОЖ должно быть основным направлением социальной политики в области здравоохранения, включающим в себя профилактику, особенно первичную. Следовательно, на этом направлении должны базироваться как федеральная, общегосударственная (т.е. государственная комплексная программа укрепления здоровья и усиления профилактики), республиканские, краевые, городские, районные и другие территориальные программы, так и программы отдельных учреждений и предприятий.

Эти программы не должны сводиться к Эти программы не должны сводиться к отдельным мероприятиям по организации медицинской помощи, а включать в себя меры гигиенического воспитания, борьбы с пьянством, наркоманиями, курением и другими факторами риска, активизации физической культуры и другие меры по формированию ЗОЖ, программ здоровья. Поскольку формирование ЗОЖ становится Поскольку формирование ЗОЖ становится основой, универсальным средством первичной профилактики и, следовательно, базой стратегии охраны и укрепления здоровья, оно является стержнем всех программ здоровья, всех профилактических территориальных и отраслевых программ.

Важнейшая функция и задача всех органов Важнейшая функция и задача всех органов и учреждений, всех организаций, которые должны заниматься формированием ЗОЖ и, прежде всего, учреждений первичной медико- социальной помощи – эффективная пропаганда здорового образа жизни. Пропаганда должна основываться не Пропаганда должна основываться не столько на санитарном просвещении, сколько на средствах гигиенического воспитания, т.е. не на пассивном восприятии медицинских и гигиенических знаний, а на обучении гигиеническим навыкам, соблюдению правил и норм поведения и активном их проведении в жизнь в конкретных условиях.

В период внедрения рыночных отношений, реформирования здравоохранения, создания системы медицинского страхования, развития частных учреждений и практик ослаблено внимание к профилактике, к программам формирования ЗОЖ. В период внедрения рыночных отношений, реформирования здравоохранения, создания системы медицинского страхования, развития частных учреждений и практик ослаблено внимание к профилактике, к программам формирования ЗОЖ. Вместе с тем именно они призваны стать основой государственной социальной политики, в том числе деятельности органов и учреждений социального медицинского страхования, и найти соответствующее место в работе муниципальных, частных, общественных и других организаций и учреждений. Вместе с тем именно они призваны стать основой государственной социальной политики, в том числе деятельности органов и учреждений социального медицинского страхования, и найти соответствующее место в работе муниципальных, частных, общественных и других организаций и учреждений.

Значение ЗОЖ и его формирования признает и ВОЗ: « К концу 70-х годов стало ясно, что борьбу за здоровье нужно вести по-новому. Здоровье населения должно стать заботой всех секторов. Общественность необходимо было информировать о том, что такое ЗОЖ…» Значение ЗОЖ и его формирования признает и ВОЗ: « К концу 70-х годов стало ясно, что борьбу за здоровье нужно вести по-новому. Здоровье населения должно стать заботой всех секторов. Общественность необходимо было информировать о том, что такое ЗОЖ…»

В формировании здорового образа жизни проблемой остается слабая мотивация его необходимости у населения. По ряду исследований оказывается, что гораздо большее внимание респонденты уделяют отдельным его факторам, таким как питание, а не всему комплексу мер по его реализации, начиная с гигиенической гимнастики, соблюдению режима дня и др.

Формирование ценности ЗОЖ Ценность здорового образа жизни можно рассмотреть с Ценность здорового образа жизни можно рассмотреть с позиции трех смысловых ракурсов – через эмоциональную, когнитивную и мотивационно-поведенческую сферы, для чего необходимо: - Формирование компетентности детей в сфере здоровья – - Формирование компетентности детей в сфере здоровья – понимание роли здоровья в обеспечении активной и продолжительной жизни; - Приобретение знаний об основных факторах риска, - Приобретение знаний об основных факторах риска,антириска; - Обучение навыкам сопротивления социальным влияниям, - Обучение навыкам сопротивления социальным влияниям, которые способствуют курению, употреблению алкоголя и наркотиков; - Моделирование поведения подростков, направленного на - Моделирование поведения подростков, направленного на здоровый образ жизни, - Повышение значимости здоровья в индивидуальной - Повышение значимости здоровья в индивидуальной иерархии ценностей (особенно терминальных); - Формирование мотивации на сохранение и укрепление - Формирование мотивации на сохранение и укреплениездоровья.

Целенаправленное воздействие на подростка осуществляется через психокоррекционный комплекс, состоящий из Целенаправленное воздействие на подростка осуществляется через психокоррекционный комплекс, состоящий из нескольких взаимосвязанных блоков. Каждый блок направлен на решение различных задач и состоит из особых методов и приемов. нескольких взаимосвязанных блоков. Каждый блок направлен на решение различных задач и состоит из особых методов и приемов. Психокоррекционный комплекс включает в себя четыре основных блока: 1. Диагностический. 2. Установочный. 3. Коррекционный. 4. Блок оценки эффективности коррекционных воздействий. Психокоррекционный комплекс включает в себя четыре основных блока: 1. Диагностический. 2. Установочный. 3. Коррекционный. 4. Блок оценки эффективности коррекционных воздействий.

Диагностический блок Цель: диагностика особенностей ценностно- смысловой сферы личности и состояния здоровья, определение степени ведения здорового образа жизни, формирование общей программы психологической коррекции. Установочный блок Цель: побуждение желания взаимодействовать, снятие тревожности, повышение уверенности подростков в себе, формирование желания сотрудничать с психологом и что-либо изменить в своей жизни.

Коррекционный блок Цель: гармонизация и оптимизация развития ребенка, переход к фазе развития со значимой ценностью здорового образа жизни, овладение способами взаимодействия с миром и самим собой, определенными способами деятельности. Цель: гармонизация и оптимизация развития ребенка, переход к фазе развития со значимой ценностью здорового образа жизни, овладение способами взаимодействия с миром и самим собой, определенными способами деятельности. Блок оценки эффективности коррекционных воздействий Цель: измерение динамики формирования ценности здоровья и здорового образа жизни, способствование появлению позитивных поведенческих реакций и переживаний, стабилизация позитивной самооценки. Цель: измерение динамики формирования ценности здоровья и здорового образа жизни, способствование появлению позитивных поведенческих реакций и переживаний, стабилизация позитивной самооценки.

Предполагаемые результаты: расширение объема знаний о здоровье; улучшение поведения, направленное на здоровый образ жизни; оптимальный уровень тревожности по отношению к здоровью, умение наслаждаться состоянием здоровья и радоваться ему; высокая значимость здоровья в индивидуальной иерархии ценностей (особенно терминальных).

Для этого необходима вводная диагностика для выяснения, какой образ жизни ведут подростки и насколько их жизнедеятельность соответствует здоровому образу жизни (ЗОЖ), включающему следующие компоненты: режим сна–бодрствования, режим труда– отдыха, питание, двигательная активность, закаливание, лечебные процедуры, привычки; анализ иерархии ценностей; мотивация учащихся на размышления, что такое «здоровье» и что значит «вести здоровый образ жизни»;

Продолжение формирование у подростков мотивации на самопознание; развитие самопознания и рефлексии детей; становление в человеке образа "Я" через познавательную деятельность (знание себя), эмоциональную (оценка себя), поведенческую (отношение к себе); формирование ценности «Я» и другого человека; самовыражение; осознание смысла своей жизни;

Продолжение актуалиация понятия «здоровый образ жизни»; сформировать позитивное отношение к своему здоровью; моделирование жизненной перспективы с позиций ценностного отношения к здоровью; создать условия для развития коммуникативных умений детей в процессе жизни в обществе.

продолжение профилактика курения среди учащихся; создать предпосылки для курящих учеников задуматься о последствиях этой привычки; развитие у учащихся навыков совместной деятельности, коммуникативных умений; развитие навыков работы с различными источниками информации, умений выбирать главное; способствовать расширению кругозора учащихся; развивать навыки публичных выступлений; способствовать формированию творческого отношения к выполняемой работе.

Продолжение формирование у учащихся и подростков навыков отказа от употребления психоактивных веществ (ПАВ), навыков критического осмысления информации, получаемой в неформальных группах; формирование у учащихся убеждения в том, что отказ от ПАВ является признаком зрелого поведения, представления о механизмах возникновения зависимости от ПАВ и возможности противостоять этому;

Продолжение показать детям возможности человека к адаптации в сложных жизненных ситуациях; научить эффективно противостоять стрессу; научение планировать свою деятельность в период повышения нагрузок; владеть техниками быстрого снятия стресса; противостоять физическим и интеллектуальным перегрузкам; формирование у учащихся способов оптимального поведения в состоянии стресса и при переживании острых негативных эмоций.

По мнению академика РАМН Ю.П. Лисицына, в здоровом образе жизни обнаруживается относительное единство и согласованность трех уровней жизнедеятельности человека: социального, психологического и биологического. Это понятие нельзя свести к отдельным формам медико- социальной активности, но в то же время они отражают те или иные стороны здорового образа жизни. По мнению академика РАМН Ю.П. Лисицына, в здоровом образе жизни обнаруживается относительное единство и согласованность трех уровней жизнедеятельности человека: социального, психологического и биологического. Это понятие нельзя свести к отдельным формам медико- социальной активности, но в то же время они отражают те или иные стороны здорового образа жизни.

Литература 1. Акимова Е.И., Большаков А.М. и др. Деятельность центров здоровья в системе индивидуальной профилактики избыточной смертности населения трудоспособного возраста.- Учебное пособие для врачей. - Москва, с.1. Акимова Е.И., Большаков А.М. и др. Деятельность центров здоровья в системе индивидуальной профилактики избыточной смертности населения трудоспособного возраста.- Учебное пособие для врачей. - Москва, с. 2. Акимова Е.И., Большаков А.М., Грекова Т.И., Донцов В.И., Крутько В.Н. Диагностика, коррекция и профилактика стресса с помощью компьютерной системы «Стресс-плюс»: Пособие для врачей. М.: ММА, – 56с.2. Акимова Е.И., Большаков А.М., Грекова Т.И., Донцов В.И., Крутько В.Н. Диагностика, коррекция и профилактика стресса с помощью компьютерной системы «Стресс-плюс»: Пособие для врачей. М.: ММА, – 56с. 3. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Оценка здоровья детей и подростков при профилактических медицинских осмотрах: руководство для врачей. М., с.3. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Оценка здоровья детей и подростков при профилактических медицинских осмотрах: руководство для врачей. М., с. 4. Белокобыльский Н.Д., Мелякова А.А., Ковалев И.А. Методическое пособие по профилактике вредных привычек (табакокурения, злоупотребления алкоголем) среди учащихся среднего школьного возраста муниципальных общеобразовательных учреждений. – Хабаровск – Владивосток, – 35 с.4. Белокобыльский Н.Д., Мелякова А.А., Ковалев И.А. Методическое пособие по профилактике вредных привычек (табакокурения, злоупотребления алкоголем) среди учащихся среднего школьного возраста муниципальных общеобразовательных учреждений. – Хабаровск – Владивосток, – 35 с. 5. Большаков А.М., Жигарев А.Ю., Крутько В.Н., Потемкина Н.С., Труханов А.И. Оптимизация профилактических рационов питания с помощью компьютерной системы «Питание для здоровья и долголетия»: Учебное пособие для врачей. Утверждено УМО МиФВ. М., – 48с.5. Большаков А.М., Жигарев А.Ю., Крутько В.Н., Потемкина Н.С., Труханов А.И. Оптимизация профилактических рационов питания с помощью компьютерной системы «Питание для здоровья и долголетия»: Учебное пособие для врачей. Утверждено УМО МиФВ. М., – 48с. 6. Избранные вопросы клинической психологии: в 3-х т. Т.2. Исторические и онтогенетические аспекты клинической психологии /Н.А. Кравцова, Г.В. Залевский, Л.А. Лозовик. / редактор тома Н.А. Кравцова - Владивосток: Медицина ДВ, с.6. Избранные вопросы клинической психологии: в 3-х т. Т.2. Исторические и онтогенетические аспекты клинической психологии /Н.А. Кравцова, Г.В. Залевский, Л.А. Лозовик. / редактор тома Н.А. Кравцова - Владивосток: Медицина ДВ, с. 7. Левченко К.П. Восстановительная медицина. Фитнес и лечебная физкультура/ К.П. Левченко.- М.:РМАПО, Левченко К.П. Восстановительная медицина. Фитнес и лечебная физкультура/ К.П. Левченко.- М.:РМАПО, Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера подростков.- Л., Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера подростков.- Л., Медик В.А., Толмачев М.С. Руководство по статистике здоровья и здравоохранения. – М.: ОАО Издательство «Медицина», – 528с.9. Медик В.А., Толмачев М.С. Руководство по статистике здоровья и здравоохранения. – М.: ОАО Издательство «Медицина», – 528с. 10. Организация и оценка качества лечебно-профилактической помощи населению: уч. пособие/под ред. В.З.Кучеренко.- М. ГЭОТАР-Медиа, с.10. Организация и оценка качества лечебно-профилактической помощи населению: уч. пособие/под ред. В.З.Кучеренко.- М. ГЭОТАР-Медиа, с. 11. Руководство по амбулаторно-поликлинической педиатрии/Под ред. А.А.Баранова. М.:«ГЭОТАР- Медиа» с.11. Руководство по амбулаторно-поликлинической педиатрии/Под ред. А.А.Баранова. М.:«ГЭОТАР- Медиа» с.