2.8. Формирование здорового образа жизни у детей, профилактика заболеваний – государственная задача Кафедра ОЗЗ ГОУ ВПО ВГМУ Росздрава к.м.н. В.Н. Рассказова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 160 с углубленным изучением английского языка Государственное.
Advertisements

Г ОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ.
«Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не отсутствие болезней или физических дефектов». Всемирная организация.
«Создание здоровьесберегающего пространства в условиях сельской школы»
Выступление заведующего Журавлевой Светланы Викторовны.
Молодёжь за здоровый образ жизни Подготовила ученица 8 «Б» класса МОУ «СОШ 3 города Ершова Саратовской области» Фролова Елена.
Основные функции Центра здоровья для детей. Центры здоровья для детей создаются на функциональной основе на базе амбулаторно- поликлинических отделений.
Состояние здоровья и функциональной напряженности учащихся Показатели распределения учащихся по группам здоровья в 2012 – 2013 учебном году.
Организация здоровьесберегающей деятельности в школе.
Мы хотим всесторонне развить человека, чтобы он умел хорошо бегать, плавать, быстро и красиво ходить, чтобы у него были все органы в порядке, словом,
ЛЕВИТСКАЯ АЛИНА АФАКОЕВНА Директор Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Минобрнауки.
Система работы по ранней профилактике социальной дезадаптации в дошкольном учреждении Васильева Н.Н. педагог-психолог, методист ЦПМСС «Зюзино» Система.
«Ответственность родителей за воспитание детей» Общешкольное родительское собрание. декабрь 2007 года.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации ( Минобрнауки.
Системный подход к организации оздоровительной работы Здоровьесберегающая педагогика – это готовность и способность школы обеспечить высокий уровень образовательной.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ: « Организация физкультурно- оздоровительной и спортивно- массовой работы в Лицее как составляющая здоровьесозидающей деятельности.
Учитывать возрастные особенности детей. Создать условия для формирования здорового образа жизни. Совершенствовать формы работы педагогов по формированию.
Муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста Начальная школа – детский сад 4 «Журавлик» Проект: Расти быстрей.
Целевой раздел ООП ДО. Целевой раздел включает : Пояснительная записка Планируемые результаты.
Здоровый образ жизни образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья. Понятие «здоровый образ жизни» однозначно пока.
Транксрипт:

2.8. Формирование здорового образа жизни у детей, профилактика заболеваний – государственная задача Кафедра ОЗЗ ГОУ ВПО ВГМУ Росздрава к.м.н. В.Н. Рассказова

Человек – высший продукт земной природы. Человек – высший продукт земной природы. Человек – сложнейшая и тончайшая система. Человек – сложнейшая и тончайшая система. Но для того, чтобы наслаждаться сокровищами природы, человек должен быть здоровым, сильным и умным. Но для того, чтобы наслаждаться сокровищами природы, человек должен быть здоровым, сильным и умным. И.П. Павлов И.П. Павлов

Актуальность проблемы формирования здорового образа жизни, начиная с детства обусловлена тем фактом, что здоровье является не только необходимым условием нормальной жизни человека, но и то, что здоровье есть стратегически необходимое условие для эффективного функционирования и развития государства. Именно здоровый человек на своем рабочем месте обеспечивает необходимые трудовые процессы во всех сферах деятельности. Состояние здоровья населения страны оценивается по демографическим, социально-экономическим, медицинским аспектам и по специальным опросам. В России наступила демографическая катастрофа: ежегодно население страны убывает на 1,5 млн. человек; рождаемость снизилась вдвое, а на семью приходится 0,8 ребенка.

Анализ результатов медицинских осмотров свидетельствует о том, что в настоящее время число здоровых подростков старшего возраста ( лет) не превышает %. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, лица с так называемыми функциональными отклонениями составляют %, а с хроническими заболеваниями - 55,4 - 73,4 %. Это свидетельствует о том, что у детей и подростков на возрастном отрезке 7-17 лет происходит формирование преимущественно выраженных форм патологии. За последний десятилетний период наиболее заметно возрос уровень болезней органов систем пищеварения, нервной системы, ЛОР - органов, опорно-двигательного аппарата, эндокринной системы, аллергозов Анализ результатов медицинских осмотров свидетельствует о том, что в настоящее время число здоровых подростков старшего возраста ( лет) не превышает %. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, лица с так называемыми функциональными отклонениями составляют %, а с хроническими заболеваниями - 55,4 - 73,4 %. Это свидетельствует о том, что у детей и подростков на возрастном отрезке 7-17 лет происходит формирование преимущественно выраженных форм патологии. За последний десятилетний период наиболее заметно возрос уровень болезней органов систем пищеварения, нервной системы, ЛОР - органов, опорно-двигательного аппарата, эндокринной системы, аллергозов

В связи с этим одной из приоритетных задач системы здравоохранения и образования должно стать создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей, формирование у них отношения к здоровью как к главной человеческой ценности. Основными направлениями охраны и укрепления здоровья детей является: формирование ценности здоровья и здорового образа жизни; нормализация учебной нагрузки; разработка и внедрение инновационных программ, направленных на охрану и укрепление здоровья детей, их полноценное развитие; создание адаптивной образовательной среды для детей, имеющих ограниченные возможности здоровья и проблемы в развитии;

создание системы и механизмов совместной деятельности школы и семьи по формированию культуры здорового образа жизни учащихся, их родителей, педагогов. С целью оптимизации образовательно- воспитательного процесса, условий обучения и медицинского обслуживания детей издан совместный Приказ Министерства образования и Министерства здравоохранения РФ 186/272 от г. «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях».

Итак, здоровье человека зависит от многих факторов: наследственных, социально- экономических, экологических, деятельности системы здравоохранения. Но особое место среди них занимает образ жизни человека. Здоровый образ жизни создается и в семье, и в школе. Под общим контролем должны быть учебная нагрузка, режим дня, питание, двигательная активность, закаливающие процедуры, нервные нагрузки, психологический климат дома, в школе и в классе, взаимоотношения родителей и детей, учеников и учителей, виды и формы досуга, развлечения и интересы

Сложившаяся система школьного образования не формирует должной мотивации к здоровому образу жизни. Действительно, большинство людей знают, что курить, пить и употреблять наркотики вредно, но очень многие взрослые привержены этим привычкам. Никто не спорит с тем, что надо двигаться, закаляться, но большинство взрослых людей ведут малоподвижный образ жизни. Неправильное, нерациональное питание приводит к увеличению числа людей с избыточным весом и всеми вытекающими последствиями. Трудности современной жизни оставляют весьма мало места для положительных эмоций. Сложившаяся система школьного образования не формирует должной мотивации к здоровому образу жизни. Действительно, большинство людей знают, что курить, пить и употреблять наркотики вредно, но очень многие взрослые привержены этим привычкам. Никто не спорит с тем, что надо двигаться, закаляться, но большинство взрослых людей ведут малоподвижный образ жизни. Неправильное, нерациональное питание приводит к увеличению числа людей с избыточным весом и всеми вытекающими последствиями. Трудности современной жизни оставляют весьма мало места для положительных эмоций.

Кроме этого, сложившаяся система образования не Кроме этого, сложившаяся система образования не способствует формированию здорового образа жизни. В школе рекомендации по здоровому образу жизни часто насаждаются в назидательной и категоричной форме, что не вызывает у детей положительных реакций. А взрослые, и в том числе учителя, редко придерживаются указанных правил. Старшеклассники не занимаются формированием своего здоровья, т.к. это требует волевых усилий, а в основном занимаются предупреждением нарушений здоровья и реабилитацией утраченного. Среди жизненных ценностей категорию утраченного. Среди жизненных ценностей категорию «здоровье» отметили только 50% опрошенных школьников. Поведение школьников характеризуется серьезными отклонениями от принципов ЗОЖ. Одно из главных условий воспитания человека действовать своевременно в единстве со здоровьем и образованием, не упуская из виду тех перемен, которые по ходу взросления качественно изменяют ребенка..

Целью деятельности всех участников учебно- воспитательного процесса по сбережению здоровья учеников является осознание каждым учащимся индивидуальных потребностей и особенностей развития, лишь на основе которых возможно создание индивидуального здорового образа жизни. По мнению В. В. Колбанова (1996), эта цель может быть достигнута с помощью внедрения разумного сочетания психолого- педагогического, медико-биологического и экологического воспитания и образования в рамках системы формирования здорового образа жизни у детей дошкольного и школьного возраста. Основными системообразующими факторами здоровьесберегающих технологий могут быть названы формы и методы педагогических воздействий, направленных на стимуляцию нравственных, физических, психических, соматических компонентов здоровья..

Одним из факторов формирования ЗОЖ Одним из факторов формирования ЗОЖ у детей, являющимся эффективным средством повышения уровня гигиенических знаний дошкольников и учащихся, формирования умений и навыков позитивного гигиенического поведения, что в конечном итоге способствует сохранению и укреплению здоровья детей и повышению работоспособности детей в процессе учебной деятельности – это проведение целенаправленного и планомерного гигиенического воспитания.

Известно, что уровень здоровья человека зависит от многих факторов: наследственных, социально-экономических, экологических, деятельности системы здравоохранения. Однако первостепенная роль в сохранении и формировании здоровья все же принадлежит самому человеку, его образу жизни, его ценностям, установкам, степени гармонизации его внутреннего мира и отношений с окружением. В связи с этим укрепление и творение здоровья должно стать потребностью и обязанностью каждого человека. Известно, что уровень здоровья человека зависит от многих факторов: наследственных, социально-экономических, экологических, деятельности системы здравоохранения. Однако первостепенная роль в сохранении и формировании здоровья все же принадлежит самому человеку, его образу жизни, его ценностям, установкам, степени гармонизации его внутреннего мира и отношений с окружением. В связи с этим укрепление и творение здоровья должно стать потребностью и обязанностью каждого человека.

Разработка политики и программ профилактики заболеваний Разработка политики и программ профилактики заболеваний и охраны здоровья подростков и молодежи требует согласованных решений органов управления федерального, регионального и муниципального уровней. Обоснованным является межведомственный подход к решению данной проблемы, предусматривающий взаимодействие системы здравоохранения, образования, социальной защиты, общественных организаций, СМИ и других структур, работающих с подростками и молодежью. Вопросы формирования ЗОЖ должны учитывать интересы молодежи и привлекать ее как для разработки, так и для реализации профилактической работы по сохранению здоровья; обеспечивать информирование молодежи по проблемам сохранения здоровья; повышать ответственность молодежи за собственное здоровье. Это предполагает изучение существующей законодательной базы, так и ее развитие в соответствии с потребностями охраны здоровья подрастающего поколения.

В свете последних политических событий профилактика получила импульс к дальнейшему развитию. В выступлениях перед депутатами Федерального Собрания (2005 – 2007г.г.) Президент РФ В.В. Путина заявлял: «многие из ныне существующих причин смертности не только устранимы, но даже не требуют особых затрат; нам надо прежде всего обеспечить доступность и высокое качество медицинской помощи, возродить профилактику заболеваний как традицию российской медицинской школы». Решение поставленных проблем В.В.Путин видит в «осознании молодым поколением необходимости в ЗОЖ, в занятиях физической культурой и спортом. Каждый молодой человек должен осознать, что ЗОЖ - это его личный успех».

Анализ содержания основных законодательно- нормативных документов показал, что в Конституции Российской Федерации целый ряд статей направлен на охрану здоровья и профилактику заболеваний. Одной из основных является статья 41, согласно которой каждый имеет право на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений. В данной статье отмечается, что «в РФ финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию». -.

Наряду с этим, целый ряд статей Конституции РФ содержит правовые нормы, имеющие прямое отношение к профилактике заболеваний: право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением (статья 42), право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, и право на отдых (статья 37), охрана прав материнства и детства (статья 38), право на социальные пособия (статья 39) и др. Таким образом, в Конституции РФ нашли разностороннее отражение вопросы укрепления здоровья, в том числе и связанные преимущественно с социальной профилактикой..

В преамбуле «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г (в последующих редакциях) признается «основополагающая роль охраны здоровья граждан как неотъемлемого условия жизни общества», подтверждается «ответственность государства за сохранение и укрепление здоровья граждан РФ» и закрепляется «приоритет прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья». Поправки, внесенные Законом 122-ФЗ, касаются правовых, организационных и экономических принципов развития профилактики.

Нормативный документ Национального проекта «Здоровье» (2006) (НПЗ) интерпретирует «профилактику» в основном как раннее выявление заболеваний: для предотвращения серьезных осложнений. К сожалению, профилактическим мероприятиям и формированию в обществе здорового образа жизни придается второстепенное значение. Те профилактические меры, которые намечены в рамках НПЗ, в большей степени относятся к увеличению объема медицинских осмотров и иммунизации, не затрагивая факторы риска, вызывающие заболевания. В то же время, международный опыт показывает, что более здоровый образ жизни и профилактические мероприятия, направленные на уменьшение факторов риска, могут значительно снизить смертность. В проекте не упоминается ни общественная работа, ни межсекторальное сотрудничество, ни инициатива самих граждан в отношении укрепления здоровья и профилактика заболеваний. Нормативный документ Национального проекта «Здоровье» (2006) (НПЗ) интерпретирует «профилактику» в основном как раннее выявление заболеваний: для предотвращения серьезных осложнений. К сожалению, профилактическим мероприятиям и формированию в обществе здорового образа жизни придается второстепенное значение. Те профилактические меры, которые намечены в рамках НПЗ, в большей степени относятся к увеличению объема медицинских осмотров и иммунизации, не затрагивая факторы риска, вызывающие заболевания. В то же время, международный опыт показывает, что более здоровый образ жизни и профилактические мероприятия, направленные на уменьшение факторов риска, могут значительно снизить смертность. В проекте не упоминается ни общественная работа, ни межсекторальное сотрудничество, ни инициатива самих граждан в отношении укрепления здоровья и профилактика заболеваний.

Необходимым условием формирования ЗОЖ и развития профилактики заболеваний среди детей, подростков и взрослых является создание эффективной здоровьесохраняющей и здоровьеукрепляющей системы, опирающейся на законы и конституционные гарантии. Очевидно, что частью этой системы должно стать постоянное и широкое правовое информирование подрастающего поколения о законодательных основах охраны здоровья. Это будет способствовать не только осознанному применению молодежью своих прав, но и соблюдению обязанностей каждого гражданина в отношении своего здоровья как части общенационального достояния !

Литература 1. Акимова Е.И., Большаков, А.М. и др. Деятельность центров здоровья в системе индивидуальной профилактики избыточной смертности населения трудоспособного возраста.- Учебное пособие для врачей. - Москва, с. 1. Акимова Е.И., Большаков, А.М. и др. Деятельность центров здоровья в системе индивидуальной профилактики избыточной смертности населения трудоспособного возраста.- Учебное пособие для врачей. - Москва, с. 2. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Оценка здоровья детей и подростков при профилактических медицинских осмотрах: руководство для врачей. М., с. 2. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Оценка здоровья детей и подростков при профилактических медицинских осмотрах: руководство для врачей. М., с. 3 Белокобыльский Н.Д., Мелякова А.А., Ковалев И.А. Методическое пособие по профилактике вредных привычек (табакокурения, злоупотребления алкоголем) среди учащихся среднего школьного возраста муниципальных общеобразовательных учреждений. – Хабаровск – Владивосток, – 35 с. 3 Белокобыльский Н.Д., Мелякова А.А., Ковалев И.А. Методическое пособие по профилактике вредных привычек (табакокурения, злоупотребления алкоголем) среди учащихся среднего школьного возраста муниципальных общеобразовательных учреждений. – Хабаровск – Владивосток, – 35 с. 4 Большаков А.М., Жигарев А.Ю., Крутько В.Н., Потемкина Н.С., Труханов А.И. Оптимизация профилактических рационов питания с помощью компьютерной системы «Питание для здоровья и долголетия»: Учебное пособие для врачей. Утверждено УМО МиФВ. М., – 48с. 4 Большаков А.М., Жигарев А.Ю., Крутько В.Н., Потемкина Н.С., Труханов А.И. Оптимизация профилактических рационов питания с помощью компьютерной системы «Питание для здоровья и долголетия»: Учебное пособие для врачей. Утверждено УМО МиФВ. М., – 48с. 5. Избранные вопросы клинической психологии: в 3-х т. Т.2. Исторические и онтогенетические аспекты клинической психологии /Н.А. Кравцова, Г.В. Залевский, Л.А. Лозовик. / редактор тома Н.А. Кравцова - Владивосток: Медицина ДВ, с. 5. Избранные вопросы клинической психологии: в 3-х т. Т.2. Исторические и онтогенетические аспекты клинической психологии /Н.А. Кравцова, Г.В. Залевский, Л.А. Лозовик. / редактор тома Н.А. Кравцова - Владивосток: Медицина ДВ, с. 6. Левченко К.П. Восстановительная медицина. Фитнес и лечебная физкультура/ К.П. Левченко.- М.:РМАПО, Левченко К.П. Восстановительная медицина. Фитнес и лечебная физкультура/ К.П. Левченко.- М.:РМАПО, Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера подростков.- Л., Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера подростков.- Л., Медик В.А., Толмачев М.С. Руководство по статистике здоровья и здравоохранения. – М.: ОАО Издательство «Медицина», – 528с. 8. Медик В.А., Толмачев М.С. Руководство по статистике здоровья и здравоохранения. – М.: ОАО Издательство «Медицина», – 528с. 9. Организация и оценка качества лечебно-профилактической помощи населению: уч. пособие/под ред. В.З.Кучеренко.- М. ГЭОТАР-Медиа, с. 9. Организация и оценка качества лечебно-профилактической помощи населению: уч. пособие/под ред. В.З.Кучеренко.- М. ГЭОТАР-Медиа, с. 10. Руководство по амбулаторно-поликлинической педиатрии/Под ред. А.А.Баранова. М.:«ГЭОТАР- Медиа» с. 10. Руководство по амбулаторно-поликлинической педиатрии/Под ред. А.А.Баранова. М.:«ГЭОТАР- Медиа» с. 11. Сергеев Ю.Д. Медицинское право: учебный комплекс: в 3 т.- М. :ГЭОТАР-Медиа, – 784с. 11. Сергеев Ю.Д. Медицинское право: учебный комплекс: в 3 т.- М. :ГЭОТАР-Медиа, – 784с.