Взаимодействие генов. Типы взаимодействия генов Эпистаз – подавление одного гена другим Эпистаз – подавление одного гена другим Комплементарность – дополнение.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Взаимодействие генов. Ген – структурная единица наследственной информации, контролирующая развитие определенного признака или свойств. СЛОВАРЬ.
Advertisements

Взаимодействие генов. Ген – структурная единица наследственной информации, контролирующая развитие определенного признака или свойств. СЛОВАРЬ.
МОУ «СОШ С. Ш ИРОКОЕ » У РОК ПО ТЕМЕ «В ЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГЕНОВ » Учитель химии и биологии Плуженко Елена Васильевна.
Головенькина Алла Николаевна МАОУ «Средняя общеобразовательная школа 1» города Нурлат Республики Татарстан учитель биологии высшей квалификационной категории.
Генотип как единая целостная система. Взаимодействие генов.
Взаимодействие аллельных и неаллельных генов. Автор: Качаева Л.А., учитель биологии, МБОУ «ООШ 4». г.. Междуреченск 2014.
Взаимодействие генов. Ген – структурная единица наследственной информации, контролирующая развитие определенного признака или свойств. СЛОВАРЬ.
Презентация к уроку по биологии (9 класс) по теме: Биология .Взаимодействие неаллельных генов
Есть 2 неаллельных гена, у каждого гена есть два аллеля, один – доминантный, другой – рецессивный. Новый признак появляется только при наличии в генотипе.
Подготовка к ЕГЭ по биологии по теме «Генетика и селекция» Учитель высшей квалификационной категории МОУ «СОШ 7» Будкова Татьяна Владиленовна.
Взаимодействие генов. Цель: выяснить закономерности наследования признаков при взаимодействии аллельных и неаллельных генов.
Законы Менделя. Особенности опытов Менделя Использование чистых линий (растений, в потомстве которых при самоопылении не наблюдается расщепление по изучаемому.
Взаимодействие неаллельных генов. Термины: Аллель – одна из нескольких альтернативных форм гена, расположенная в определенном локусе хромосомы - разное.
Дигибридное скрещивание. 3 закон Менделя. Задачи: Вывести 3 закон Менделя; научиться решать задачи на 3 закон Менделя. ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ.
I закон Менделя Закон доминирования: «При скрещивании двух гомозиготных организмов, отличающихся по альтернативным вариантам одного и того же признака,
Prezentacii.com. I.Комплементарность - взаимодействие генов, при котором доминантные аллели двух генов при совместном нахождении в генотипе (А-В-) обусловливают.
Тема: «Взаимодействие генов» Задачи: дать характеристику основным типам взаимодействия аллельных и неаллельных генов; научиться решать задачи на взаимодействие.
Генотип – совокупность всех генов, локализованных в хромосомах данного организма. Термин был предложен датским биологом В.Иогансеном в 1909 г. Генотип.
Грегор Мендель ( г. г.). Моногибридным скрещиванием называют скрещивание двух организмов, отличающихся друг от друга по одной паре альтернативных.
Транксрипт:

Взаимодействие генов

Типы взаимодействия генов Эпистаз – подавление одного гена другим Эпистаз – подавление одного гена другим Комплементарность – дополнение одного гена другим, совместное их проявление Комплементарность – дополнение одного гена другим, совместное их проявление Полимерия – обусловленность степени проявления одного признака несколькими генами Полимерия – обусловленность степени проявления одного признака несколькими генами

Доминантный эпистаз В этом случае геном-подавителем является доминантный ген В случае дигибридного скрещивания расщепление во втором поколении будет 13 : 3 или 12 : 3 : 1

Задача на эпистатическое взаимодействие генов У овса цвет зерна определяется двумя парами не сцепленных между собой генов. А-черный цвет, ген-подавитель а-белый цвет В-серый цвет b-белый цвет При скрещивании чернозерного овса в потомстве оказалось расщепление на 12 чернозерных, 3 серозерных и 1 с белыми зернами. Определите генотип скрещиваемых особей и их потомства.

Решение Расщепление 12 : 3 : 1 характерно для доминантного эпистаза при скрещивании дигетерозиготных форм: P AaBb x AaBb Черн. Черн. Гаметы АВ Ab AB Ab aB ab aB ab ?

F1F1 ГаметыАВAbaBab ABAABBAABbAaBBAaBb AbAABbAAbbAaBbAabb aBAaBBAaBbaaBBaaBb ababAaBbA a bb aa Bb aabb Составим решетку Пеннета:

Рецессивный эпистаз Геном-подавителем является рецессивный ген. В случае скрещивания дигибридов при рецессивном эпистазе расщепление во втором поколении наблюдается в отношении 9 : 3 : 4.

Комплементарность (кодоминирование) Это явление, при котором сошедшиеся два неаллельных гена дают новый признак При скрещивании дигибридов во втором поколении происходит расщепление по фенотипу в отношении 9 : 3 : 3 : 1. В других случаях комплементарности возможно расщепление в отношении 9 : 7, или 9 : 6 : 1, или 9 : 3 : 4.

Задача на комплементарное взаимодействие генов У душистого горошка розовая окраска цветков проявляется только при наличии двух доминантных генов А и В. Если в генотипе имеется только один доминантный ген, то окраска не развивается. Какое потомство F 1 и F 2 получится от скрещивания растений с генотипами AAbb и aaBB?

Решение Найдем потомство первого поколения: Р AAbb х aaBВ белые белые Гаметы aB Ab F 1 AaBb розовые

Найдем потомство второго поколения: F 1 AaBb х AaBb розовые розовые Гаметы AB Ab AB Ab aB ab aB ab ?

ГаметыАВAbaBab ABAABBAABbAaBBAaBb AbAABbAAbbAaBbAabb aBAaBBAaBbaaBBaaBb abAaBbAabbaaBbaabb F2F2 Ответ: в первом поколении все растения будут с розовыми цветками, во втором проявится расщепление в соотношении 9 розовых : 6 белых Составим решетку Пеннета:

Еще один пример комплементарного взаимодействия генов – окраска оперения у попугайчиков-неразлучников: A – голубой пигмент A – голубой пигмент а – отсутствие голубого пигмента а – отсутствие голубого пигмента B – желтый пигмент B – желтый пигмент b – отсутствие желтого b – отсутствие желтого пигмента пигмента A.B. – зеленый цвет A.B. – зеленый цвет аabb – белый цвет аabb – белый цвет

Определите генотипы и фенотипы потомства у попугайчиков - неразлучников по схеме: Р.... Х.... Р.... Х.... голубой желтый голубой желтый F 1 белый : ? F 1 белый : ?

Проверьте свое решение: Р Aabb Х aaBb Р Aabb Х aaBb голубой желтый голубой желтый Гаметы Ab ab aB ab F 1 aabb : AaBb : aaBb : Aabb F 1 aabb : AaBb : aaBb : Aabb белый зеленый желтый голубой белый зеленый желтый голубой

Комплементарное взаимодействие генов по типу моногибридного скрещивания Группы крови: I группа –J О J О II группа – J A J A, J A J O III группа – J B J B, J B J О IV группа - J A J B

Решите задачу на наследование групп крови Р.. Х.. Р.. Х.. I IV I IV F 1 ? F 1 ?

Проверьте свое решение: Р J О J О Х J A J В Р J О J О Х J A J В I IV I IV Гаметы J О J A J В Гаметы J О J A J В F 1 J A J О : J В J О F 1 J A J О : J В J О I I I I I

Полимерия Явление, когда один и тот же признак определяется несколькими аллелями. Расщепление при дигибридной полимерии с усиливающими друг друга генами будет 1 : 4 : 6 : 4 : 1, а без усиления 15 : 1.

Задача на наследование признака по типу полимерии Красная окраска зерен пшеницы определяется двумя парами неаллельных несцепленных генов: А 1 и А 2. Каждый из доминантных аллелей определяет красную окраску, а рецессивные – белую. Один доминантный ген дает слабоокрашенные зерна, при наличии двух доминантных генов зерна окрашены интенсивнее. Определить расщепление по фенотипу в потомстве от скрещивания дигетерозиготных растений.

Решение P A 1 a 1 A 2 a 2 х A 1 a 1 A 2 a 2 розовые розовые Гаметы A 1 A 2 A 1 a 2 A 1 A 2 A 1 a 2 a 1 A 2 a 1 a 2 a 1 A 2 a 1 a 2 ?

ГаметыA1A2A1A2 A1a2A1a2 a1A2a1A2 a1a2a1a2 A1A2A1A2 A1A1A2A2A1A1A2A2 A1A1A2a2A1A1A2a2 A1a1A2A2A1a1A2A2 A1a1A2a2A1a1A2a2 A1a2A1a2 A1A1A2a2A1A1A2a2 A1A1a2a2A1A1a2a2 A1a1A2a2A1a1A2a2 A1a1a2a2A1a1a2a2 a1A2a1A2 A1a1A2A2A1a1A2A2 A1a1A2a2A1a1A2a2 a1a1A2A2a1a1A2A2 a1a1A2a2a1a1A2a2 a1a2a1a2 A1a1A2a2A1a1A2a2 A1a1a2a2A1a1a2a2 a1a1A2a2a1a1A2a2 a1a1a2a2a1a1a2a2 F1F1 Составим решетку Пеннета: Ответ: расщепление по фенотипу 1 : 4 : 6 : 4 : 1

По типу полимерии наследуется цвет кожи у человека: А 1 А 1 А 2 А 2 – чернокожие А 1 А 1 А 2 А 2 – чернокожие А 1 А 1 А 2 а 2 или А 1 а 1 А 2 А 2 – А 1 А 1 А 2 а 2 или А 1 а 1 А 2 А 2 – темные мулаты темные мулаты А 1 а 1 А 2 а 2 или а 1 а 1 А 2 А 2 А 1 а 1 А 2 а 2 или а 1 а 1 А 2 А 2 или А 1 А 1 а 2 а 2 – или А 1 А 1 а 2 а 2 – средние мулаты средние мулаты А 1 а 1 а 2 а 2 или а 1 а 1 А 2 а 2 – А 1 а 1 а 2 а 2 или а 1 а 1 А 2 а 2 – светлые мулаты светлые мулаты а 1 а 1 а 2 а 2 –белые а 1 а 1 а 2 а 2 –белые

В каком случае у средних мулатов может родиться белый ребенок? Р.... Х.... Р.... Х.... средний средний средний средний мулат мулат мулат мулат F F белый белый

Проверьте свое решение: Р А 1 а 1 А 2 а 2 Х А 1 а 1 А 2 а 2 Р А 1 а 1 А 2 а 2 Х А 1 а 1 А 2 а 2 средний средний средний средний мулат мулат мулат мулат F 1 а 1 а 1 а 2 а 2 F 1 а 1 а 1 а 2 а 2 белый белый Ответ: ребенок может родиться белым в случае, если родители дигетерозиготны